Становление граждан. воспитания в Древней Греции

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Патриотическое и гражданское  воспитание подрастающего поколения было актуальным и значимым во все времена. Но с чего оно начиналось? Какие идеи легли в его основу? Для того чтобы раскрыть этот вопрос, нам следует обратиться к колыбели европейской цивилизации – Древней Греции.

Само слово «патриотизм» возникло в Древней Греции: греч. ;;;;;;;;; — соотечественник, ;;;;;; — отечество. Сейчас это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм как явление возник параллельно с формированием государств, а вместе с ними у народов их населявших возникла привязанность к родной земле, языку, традициям и т. д. То есть патриотизм – это культурно-историческое явление [4: с. 540].
Важной составляющей патриотизма является патриотическое чувство как особое эмоциональное переживание человека, отражающее принадлежность человека к стране и своему гражданству, языку, традициям. Патриотическое чувство древнегреческого народа развивалось параллельно с процессом складывания древнегреческой государственности, с развитием полисной системы. Вместе с тем корни этого явления намного глубже и уходят в более давние времена.

С давних пор идеалом грека была «аретэ» (;;;;;) - добродетель, доблесть. В начале, в гомеровский период, это понятие скорее отражало прагматическое отношение к жизни, достижения успеха, обеспечение личных интересов. Но с развитием философской мысли, а с нею и нравственности «аретэ» в классическую эпоху Древней Греции стала идеалом человеческого поведения, чистой добродетелью, которой можно и должно учиться. Хороший гражданин, прежде всего, приносит пользу своим согражданам и государству, в котором живет [2: с. 484-494]. Из вышесказанного следует, что целью воспитания в  Древней Греции является воспитание добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина.

К этим проблемам обращались  многие философы Древней Греции. Первые философы вначале обратили свой взор на человека в целом, на проблемы его сущности, смысла жизни и т. д. Они искали идеалы доброго и прекрасного в человеке, давали людям представление о том, каким те должны быть, как относиться друг к другу, к законам, религии, государству [3: с. 110-173].
Сократ, а за ним и Платон, рассматривали человеческую жизнь не только для себя, но  для общества и политической жизни. Платон разделил «аретэ» на четыре составляющие: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Аристотель же вывел свою формулу: человек – существо общественное, а высшая степень добродетели – деятельность во имя сограждан, ради блага государства. Но Аристотель отмечает, что добродетель эта приобретается не учением и не убеждением, а привычкой к благим деяниям. Ну а привычка, разумеется, закладывается в детстве и закрепляется благоприятным окружением, в котором воспитывается человек [3: с. 174-250].

Платон в своей работе  “Менон” определяет, что значит добродетель для мужчины и для женщины. Он пишет: «Легко понять, что добродетель мужчины в том, чтобы справляться с государственными делами… Добродетель женщины… состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу». [5: с. 159].
Изучение и анализ литературы  показывает, что древнегреческая педагогическая мысль и практика одной из главных целей воспитания человека ставила пред собою воспитание достойного гражданина.

В Афинах, как и в Спарте мужчина, прежде всего, должен быть защитником своей родины, он должен желать ей добра и процветания. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: охранять границы и отражать набеги врагов. Вторая цель брака – это выполнение своего долга перед семьей и родом, ибо дети продолжали род и принимали на себя деятельность отцов, а также сохраняли семейные традиции и соблюдали культ предков [2: с. 138-146].

Любая система воспитания, будь то афинская или спартанская, стремилась воспитать гармонично развитого человека (как физически, так и духовно), это было главной целью образовательных учреждений, которые контролировались государством.

Большое внимание в воспитании патриотизма уделялось чтению древних авторов, это должно было подвести ученика к гражданскому и этическому идеалу, доблестному служении государству. Этика и политика считались неразделимыми [2: с. 191-204].

Аристотель в работе “Никомахова этика“ пишет: «Надо попытаться хотя бы в общих чертах представить себе, что это такое [наивысшее благо] и какой из наук… оно имеет отношение. Надо, видимо, признать, что оно относится к ведению важнейшей [науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает, какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в военачалии, хозяйствовании – подчинены этой [науке]. А поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться, то эта цель и будет высшим благом для людей» [1: с. 54-55]

Таким образом, вся система воспитания  в Древней Греции была нацелена на воспитание идеального, гармонично развитого человека, только такой человек может стать достойным гражданином страны.

Для нас сейчас гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю¬дение и уважение законов страны [4: с. 156].

Древнегреческие суждения о достойном гражданине очень близки современным трактовкам патриотизма и гражданственности. Но есть одно ключевое отличие: для древних греков это было одно из главных качеств-добродетелей гармонично развитого человека, ибо только такой человек может быть полезен государству, только у такого человека может быть развито настоящие гражданское чувство, основанное на любви и почитании своей родины, страны и культуры. Человек в Древней Греции был гармонично вписан в культурную систему государства, само воспитание, организованное государством, ставило его перед разумным пониманием своей значимости для государства – своей родины. Человек сам доходил до этого осознания, для этого были созданы государством все условия [3: с. 27-95].

Все сказанное выше свидетельствует о важности  опыта воспитания гражданина и патриота в Древней Греции, необходимости его осмысления с учетом современной ситуации.
Нам представляется, что в нашем отечественном образовании необходимо создать такие условия, которые обеспечили бы в первую очередь воспитание гармонично развитого человека, а патриотизм и гражданская позиция сформируются у него в процессе непосредственного развития своей личности, с постижением и принятием культурно-исторического опыта предыдущих поколений. Только так, как заметил Аристотель, можно освоить науку о государстве (то есть выработать в себе ту самую гражданственность), которая  «пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться, то эта цель и будет высшим благом для людей».

Литература:
1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
2. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. / Винничук  Л. – М.: Высшая школа, 1988. - 496с.
3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский – М.: Государственное Учебно-Педагогическое Издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. - 473 с.
4. Новейший философский словарь. Гражданственность, Патриотизм / Сост. А.А.  Грицанов.  —  Мн.:  Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
5. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007.—752 с.

Опубликовано:
Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: Материалы научно-практической конференции (6 декабря 2011 г.) / Сост. Г. М. Коджаспирова, С. Н. Вачкова. Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. – М.: Экон-информ, 2013. – с. 49 – 51.


Рецензии