Спортивный клуб Европа-кросс. Двадцать лет успеха

Мотокросс. История

В конце 1992 года в Александрии был основан спортивный клуб «Европа-кросс», который в этом (2012) году празднует своё 20-летие.

Очень сложно двадцатилетнюю историю спортивной организации описать в статье газетного формата. Тем более,  что за это время СК «Европа-кросс» (SC EUROPA-CROSS – немецкая версия названия) стал известным брендом не только в Украине, но и в Европе. Однако об основных этапах двадцатилетнего пути клуба автор постарается рассказать любителям спорта высоких скоростей в этом очень «сжатом» материале.

Шёл 1992 год. Украина уже делала первые шаги в условиях независимости. Однако распад СССР принёс не только позитив, сделав Украину самостоятельной державой, но и массу негатива. Например,  в спорте прекратили своё существование  национальные сборные команды (они  комплектовались из представителей всех пятнадцати братских республик  страны Советов), ведь их не может быть у несуществующего государства. Коснулось это, естественно, и мотоспорта. Лучшие украинские гонщики, которые входили в состав сборной команды СССР по мотокроссу, оказались на обочине большого спорта, ведь они были лишены возможности принимать участие в соревнованиях за рубежом. Украинская федерация мотоспорта в то время была лишь на пути становления, а национальная сборная державы по мотокроссу отсутствовала, как таковая…
Вопрос стоял жёстко – быть или не быть украинскому мотокроссу на международной арене. К тому времени я уже имел дружеские спортивные связи со многими мотоклубами Европы и практику участия в интернациональных соревнованиях в станах Старого Света. Имея большой опыт (в мотоспорт пришёл жарким июлем 1967 года, когда мне было четырнадцать лет), чётко понимал в тот момент, что исправить ситуацию может лишь создание независимого, а значит – частного клуба, который смог бы обеспечить участие лучших украинских гонщиков в мотокроссах за рубежом. Всё это и явилось предпосылкой для создания автором этих строк частного профессионального многопрофильного спортивного клуба «Европа-кросс». Все необходимые для этого документы были подготовлены мной и поздней осенью 1992 года сданы на регистрацию  в местные органы власти.  Эта спортивная организация была зарегистрирована в то время, когда я с командой находился на  соревнованиях в Нидерландах (клуб «Европа-кросс» стал если не первым, то одним из первых частных мотоклубов на территории бывшего Советского  Союза).  Но та гонка в Голландии, выезд на которую был организован при поддержке моих многочисленных друзей-спонсоров, стала памятной не только по этой причине, а и потому, что всё было впервые. Закрыв позицию финансирования поездки, сложным оставался вопрос открытия виз Нидерландов и транзитных виз Германии (тогда ещё не было Шенгенского соглашения) всем членам команды – александрийцам  Вячеславу Чебышеву, Юрию Нос, Сергею Вялых и Дмитрию Скичко, но и он был успешно решён, благодаря  активной помощи начальника консульского управления МИДа Петра Сардачука (в то время), с которым мне удалось встретиться лично (!).  Вот как об этом событии написал журнал «Сигнал» №7 за июль 1998 года в обзорной статье  «Они представляют Украину» (цитата):
Год 1992-й. Господин Сип де Вит, владелец концерна Benelux Motors из города Хехтель-Эксель (Бельгия), приглашает клуб «Европа-кросс» (здесь неточность, ибо Сип де Вит приглашал не клуб,  Устав которого ещё не был зарегистрирован, а персонально членов нашей команды, которые указаны выше – В.Ч.) принять участие в самом престижном на планете пляжном мотокроссе «Вероника – Бич рэйс» в городе Хук-ван-Холланд (Голландия) в октябре месяце, который проводился в двенадцатый раз. На 18-километровой замкнутой трассе, проложенной в сплошных песках прибрежной полосы Северного моря, борьбу вели более тысячи (!!!) участников из двадцати четырёх стран мира. Выступление александрийского мастера спорта Дмитрия Скичко, несмотря на дебют и присутствие грозных соперников, было выше всяких похвал, хоть он и не занял призового места. Важность этого мотокросса в дальнейшей судьбе клуба трудно переоценить. Первый блин не вышел комом. Окно в Европу было прорублено. (Конец цитаты).
Ещё одной важной вехой в истории SC EUROPA-CROSS стало участие гонщиков клуба в июле 1994 года в розыгрыше «Кубка Балтийского моря» (Ostseepokal) в германском городе Вольгасте, где мастер спорта международного класса Александр Морозов, подписавший в том же году контракт с александрийским клубом, в условиях жесточайшей конкуренции с ведущими пилотами Старого Света, завоевал серебряный «Кубок Балтийского моря». После этого в клубе стало доброй традицией ежегодно в июле выезжать командой  на целый месяц за границу и принимать участие в самых престижных интернациональных мотокроссах в разных странах Европы. Насыщенным спортивными событиями для клуба выдался и 1995 год. Саша Морозов в Вольгасте вновь завоёвывает «Кубок Балтийского моря», – на сей раз бронзовый. Успешно выступили спортсмены спортивного клуба «Европа-кросс» на «Трофее Жоэля Роберта» в городе Акселе (Бельгия) и в бельгийском Ниме в международном мотокроссе.  Основным успехом в 1996 году стал серебряный «Кубок Балтийского моря», который в очередной раз завоевал лидер команды и один из самых титулованных украинских мотокроссменов современности Александр Морозов. Нужно прямо сказать, что столь успешные выступления александрийских гонщиков на территории от Днепра до побережья Северного моря, позволили SC EUROPA-CROSS за короткий срок добиться высокого рейтинга на внутренней и международной спортивных аренах.
Нельзя обойти вниманием, можно сказать, судьбоносный для клуба 1999 год, когда он изменил форму собственности. В газете «Олександрійський тиждень» за 1.07.1999 года в материале «СК «Европа-кросс» – жив!» было опубликовано интервью со мной на эту тему. Приведу отрывок из него (цитата):
Надо отметить, что наш клуб до настоящего времени остаётся единственным в масштабах бывшего СССР, который за столь короткий срок сумел достичь впечатляющих результатов на международной арене и продолжает укреплять свои спортивные связи с зарубежными мотоциклистами, а наши гонщики являются желанными участниками самых престижных интернациональных турниров. На основе нашего Устава были открыты спортивные клубы в Артёмовске, Димитрове (Донецкая область), Цюрупинске (Херсонская область), Архипо-Осиповке и Лабинске (Краснодарский край, Россия).  Словом,  нам есть чем гордиться. Почему же закрывается клуб? Дело в том, что СК «Европа-кросс» прекращает свою деятельность как частный клуб и становится общественной организацией. То есть, речь идёт об изменении формы собственности: с частной – на коллективную. Это вызвано тем, что наша больная законодательная государственная политика, особенно налоговая, в каждом частном предприятии, в том числе и в спортивном клубе, видит почему-то противника. Поэтому мы и имеем то, как говорил Л.Кравчук, что имеем. А вот в соседней Польше, которая поднималась на моих глазах, частный капитал сыграл решающую роль в экономическом росте страны и его бережно охраняет и поддерживает государство. Таким образом, спортивный клуб сохраняет своё название – «Европа-кросс», эмблему (логотип), почтовый и юридический адреса. А вот код, банковские реквизиты, печать, штамп – изменяются. Но главное, что остаётся неизменным, – это направление деятельности клуба. Поэтому мои земляки – любители спорта высоких скоростей – могут не волноваться. Я надеюсь, что в ближайшее время спортивный клуб «Европа-кросс» приготовит для них приятный сюрприз. Так что до встречи на «Вербовой Лозе»! (Конец цитаты).
Упомянутая спортивная авто-мото трасса «Вербовая Лоза» – это тема отдельной статьи, однако сообщу, что  вернувшись в ноябре 1986 года в Александрию из Донбасса, где жил и работал одиннадцать лет, стал заботиться об этом уникальном спортивном объекте и с помощью спонсоров провёл серьёзную реконструкцию трассы, чтобы она отвечала требованиям современного мотокросса. Могу сказать, что вряд ли найдётся когда-нибудь ещё александриец, который сможет  экскавировать такой объём земли на трассе, какой осуществил автор этой публикации за все эти годы. Благодаря тем соревнованиям, что проводил и проводит здесь  спортивный клуб «Европа-кросс», одна из лучших трасс Восточной Европы живёт и поныне…
Успешно выступая в престижных международных мотокроссах в странах Европы, спортсмены клуба блистали своим мастерством в шоссейно-кольцевых гонках (ШКГ) в Украине. Так, в 2000 году команда клуба в составе Юрия Нос, Сергея Сокура и Вячеслава Чебышева по сумме двух этапов (первый этап проходил в Киеве на «Чайке», а второй – в Харькове на автодроме у аэропорта) стала чемпионом Украины в командном зачёте. Тогда чемпионом страны стал Сергей Сокур (класс 175 куб.см), а Юрий Нос (класс 250 куб.см) и Вячеслав Чебышев (класс 125 куб.см) завоевали серебряные медали. В роли тренера и механика команды выступил мастер спорта Владимир Сушин. Именно Владимир Илларионович очень качественно подготовил мотоциклы к гонке. Все гонщики команды выполнили норматив мастера спорта. Это звание им было присвоено в 2001 году. Спасибо, Вам, Владимир Илларионович Сушин!
Новый отсчёт времени в клубе начался в 2008 году, когда под своё покровительство СК «Европа-кросс» взял Сергей Кузьменко, который в то время был заместителем председателя Александрийского районного совета, а ныне депутат Верховной Рады Украины. С того времени, вот уже четыре года подряд, все выезды нашей команды на соревнования в Европу финансирует Сергей Анатольевич, за что ему огромное спасибо!  А вот ежедневное руководство  клубом осуществляет «правая рука» Сергея Анатольевича Кузьменко – талантливый и креативный руководитель Юрий Гугленко, юрист по образованию и государственный служащий высокого ранга.  Именно Юрий Александрович определяет спортивную политику нашего клуба, решает в каких соревнованиях за рубежом примет участие команда, в каких конгрессах, судейских и других семинарах, симпозиумах и форумах будут участвовать члены клуба и много-много других жизненно важных вопросов, включая финансирование, решает наш шеф. Ведь, де-факто, Юрий Александрович является почётным президентом СК «Европа-кросс» и  это обстоятельство невозможно обойти вниманием. Кстати, сегодня Юрий Александрович Гугленко является помощником народного депутата Сергея Кузьменко. Все члены нашей команды желают этому тандему руководителей – наших земляков –  плодотворной работы в Киеве на благо нашей Родины.
Коль уж упомянул конгрессы, сообщу, что в период с 4 по 10 июня 2012 года в Санкт-Петербурге проходил Конгресс учредителей мотоклубов стран Северной и Восточной Европы. Среди тридцати четырёх участников был и автор этой публикации. Итогом того представительного мероприятия, в том числе, стало продление СК «Европа-кросс» на пять лет (до 2017 года) международной лицензии, позволяющей гонщикам клуба участвовать во всех международных мотокроссах, включая чемпионаты Европы и мира. Пролонгацию ещё на пять лет получили и другие базовые документы клуба, имеющие международный характер, что подтвердило его высокое реноме в мире моторов. Финансирование этой поездки в очередной раз осуществил Сергей Кузьменко, который в то время работал заместителем председателя Кировоградской областной государственной администрации. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Конгресс в Санкт-Петербурге»,  опубликованной в газете «Олександрійський тиждень» за 21.06.2012 года.
Кто же представлял SC EUROPA-CROSS во внутренних соревнованиях и за рубежом. В разные годы под флагом СК «Европа-кросс» выступали выдающиеся украинские спортсмены – мастера спорта и мастера спорта международного класса: Александр Морозов, Анатолий Ефимов, Александр Скирда, Лариса Житинская (Козлова), Эдуард Казаченко, Виктор Левицкий, Константин Уткин, Дмитрий Скичко, Александр Костыря, Сергей Сокур, Юрий Нос, Алексей Козловский, братья Валерий Доценко и Дмитрий Доценко, Роман Морозов и юный Дмитрий Чернов. Особо следует подчеркнуть, что Роман Морозов в 2005 году стал чемпионом Европы по мотокроссу в самом престижном классе  – 250 куб. см, а в 2007 и 2008 годах он был серебряным призёром чемпионата Старого Света. В этом же классе Валерий Доценко стал пятым в Европе в 2006 году. Если говорить о гонках, в которых принимали участие эти бойцы в течение всей двадцатилетней  истории клуба, то получится внушительный список. И каждое соревнование – это незабываемое событие, о котором можно долго-долго рассказывать, НО!!! Для этого нужно написать книгу, что пока не входит в планы автора. Поэтому ограничимся лишь перечнем тех гонок, где гонщики клуба занимали призовые места (языком оригинала):

2 miejsce.  Mistrzostwa Polski w motocrossie. Polska, Szczecin, 10.07.1994.
2.Platz. 31.Intern. Moto-Cross Ostseepokal, Deutschland, Wolgast, 17.07.1994.
3.Platz. 32.Intern. Moto-Cross Ostseepokal, Deutschland, Wolgast, 16.07.1995.
2.Platz. 33.Intern. Moto-Cross Ostseepokal, Deutschland, Wolgast, 21.07.1996.
2 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Lublin, 21.09.1997.
3 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Lublin, 21.09.1997.
1 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Lublin, 03.05.1998.
2 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Przasnysz, 28.03.1999.
2 miejsce.  Mistrzostwa Polski w motocrossie. Polska, Sochaczew, 01.05.1999.
2 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Lublin, 03.05.1999.
3 miejsce.  Miеdzynarodowe zawody  w motocrossie. Polska, Lublin, 03.05.1999.
1 miejsce.  Grand Prix Niepodleglosci Polski. Polska, Sochaczew, 11.11.1999.
3 miejsce.  Grand Prix Niepodleglosci Polski. Polska, Sochaczew, 11.11.1999.   
2 miejsce.  Grand Prix Niepodleglosci Polski. Polska, Sochaczew, 11.11.2000.
1 miejsce.  Puchar Europy Wschodniej w motocrossie. Polska, Lublin, 07.11.2010.
1 miejsce. 8. Runda Otwartych Mistrzostw Lubelszczyzny w Motocrossie w klasie Open A.  Polska, Lublin, 07.11.2010.
1 miejsce. Zawody motocrossowe XXII Grand Prix Niepodleglosci im. Wladyslawa  Dudzinskiego. Klasa Open licencja «А». Polska, Sochaczew, 11.11.2010.
1 miejsce. Zawody motocrossowe XXII Grand Prix Niepodleglosci im. Wladyslawa  Dudzinskiego. Klasa 65 ccm. Polska, Sochaczew, 11.11.2010.               
2 miejsce. Puchar Europy Wschodniej w motocrossie. Polska, Bychawa, 13.11.2011.

Как видите, нам действительно есть чем гордиться! Раскрою небольшой секрет. Дело в том, что я очень не «дружу» со статистикой, и никогда не фиксировал результаты команды. Разве что, писал статьи  о наших выступлениях. Поэтому, когда начал подготовку этого материала, пришлось «переворошить» огромную стопку газет и журналов. Но больше всего помогли те спортивные трофеи нашего клуба, которые бережно хранятся в моём домашнем музее. Выше приведены надписи на табличках на завоёванных нами кубках. Теперь я понял, что к истории нужно относиться очень-очень бережно…
И вот о чём. Как основатель клуба «Европа-кросс»,  вместе со своим товарищем Михаилом Голубем 21 сентября 1996 года на спортивной трассе «Завадовка»  в  Кировограде (в этом городе в то время жил М.Голубь)  мы впервые в истории Украины провели гонки на выживание (контактный или экстремальный автокросс), которые я  комментировал. Эту дату и следует официально считать Днём рождения гонок на выживание в Украине. Мы же с Мишей являемся  родоначальниками этого экстремального спорта в стране. Впервые в истории Александрии гонки на выживание на спортивной трассе «Вербовая Лоза» SC EUROPA-CROSS провёл 9 сентября 2001 года ко Дню физической культуры и спорта Украины. В них приняли участие два александрийских гонщика – Владимир Крысько и Валерий Сандул. А 26 августа 2007 года на этой трассе, после длительного перерыва,  были проведены гонки на выживание, которые посвящались 15-летию спортивного клуба «Европа-кросс», 40-летию занятий мотоспортом и 30-летию журналистской деятельности Вячеслава Чебышева. Эта гонка собрала около 20 тысяч зрителей, что является своеобразным рекордом посещаемости таких экстремальных автокроссов в Украине. 
Ограниченный рамками газетного материала, увы, не могу назвать всех наших уважаемых финансовых и технических спонсоров, которых очень-очень много. Мы всем им премного благодарны! Назову лишь информационных. Это газета «Олександрійський тиждень» (Сергей Кривунь) и ТРК (теле-радио компания) «КТМ» (Станислав Чечитко).
И ещё. Поскольку сейчас межсезонье, есть предварительная договорённость с первыми руководителями города – Степаном Цапюком и района – Виталием Згамой о проведении весной 2013 года (ориентировочно в апреле) на «Вербовой Лозе» мотокросса, посвящённого 20-летию СК «Европа-кросс». Надеемся, что в этот раз спортивная составляющая окажется сильнее  политической и гонка состоится по-любому. Это будет очередной совместный спортивный проект города и района. Уверен, что помощь в проведении этих соревнований окажет и народный депутат Сергей Кузьменко. Кстати, личности, которые упомянуты в этом материале – Сергей Кузьменко, Юрий Гугленко, Виталий Згама, Степан Цапюк, Сергей Кривунь и Станислав Чечитко являются почётными членами спортивного клуба «Европа-кросс» и имеют соответствующие знаки отличия (медали).
Закончу публикацию цитированием последнего абзаца упомянутой выше статьи «Они представляют Украину» из журнала «Сигнал»:
Есть ли будущее у спортивного клуба «Европа-кросс»? Ответ однозначен – да, есть. Более того, по мере улучшения экономической ситуации в Украине, положительных изменений  налоговой политики в отношении спорта, на горизонте александрийского профессионального мотоклуба будет всё меньше грозовых туч. Дай Бог, чтобы так и было…  (Конец цитаты). Напомню, что эти строки были опубликованы в июле далёкого 1998 года. А жизнь продолжается, друзья!


Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта, основатель СК «Европа-кросс»

На снимке: Вячеслав Чебышев с личными наградами и наградами спортивного клуба «Европа-кросс»

Фотография в свободном доступе

Текст доступный на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 и может свободно использоваться в Википедии


Рецензии