Пантеизм в шестидесятых

Пантеизм и дух религии в шестидесятых. Для тех, кому интересны религиозные споры. Выписки из переписки, размышления о неформальной «религиозности» шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых.

Сегодня часто говорят и пишут, что шестидесятые и семидесятые были
«временем религий». А в СССР апология религии занимала важное место в
общей философии интеллигенции (не только хиппи). Это часто приводило неопытных прозелитов  к погружению в мир аскезы и молитвы: так произошло со мной (увы!), со многими моими знакомыми. Ведь религиозное любопытство  ведет иногда дальше того предела, за который следует заглядывать. И наше религиозное образование хромало, наши идеи нельзя назвать христианскими, буддистскими, конфуцианскими, иными, в строгом смысле слова. Возможно, мы были «конфессиональными пантеистами».

Как кажется, шестидесятые оказались временем, когда пантеизму дали второй шанс во всем мире: человечество выдало индульгенции всем религиям, культам, но через обобщение, супраконфессионализм, экуменизм (что немало пугало американского шестидесятника и православного монаха Серафима Роуза).

«Мировое движение пантеистов» кажется пограничным движением. Но я почти уверен, именно в этих  периферийных тусовках проявились особенности религиозной философии шестидесятых, а в дальнейшем эта философия получит развитие и станет де факто почти обязательной во всем мире для определенного круга людей.

...Один из активных участников «World Pantheist Movement» Karl
Slinkard, в переписке о «религии в шестидесятых» пишет: Уважаемый, я согласен с вашей предпосылкой, что для многих из нас шестидесятые годы были периодом духовного пробуждения. И это проявлялось, в частности, в увлечении восточными религиозными и духовными практиками, в некотором пересмотре узко евроцентристских и иудео-христианский идей. Однако ваши утверждения кажутся спорными, будто  шестидесятые «создают один из наиболее насыщенный духовным пробуждением моментов истории, возможно, наиболее насыщенный событиями, еще со времен Парижской коммуны в 1848 году». Конечно, это зависит от вашей точки зрения, но и в США были периоды религиозных исканий: Гражданская война, Первая мировая война, уничтожившая в Европе поколение молодых мужчин и глубоко изменившая не только европейскую культуру. Пожалуй, с этого момента началось победное шествие коммунизма. Я думаю, шестидесятые были определенного рода реакцией на события Второй мировой войны, войны в Корее. Экономический подъем в США позволил нашему поколению экспериментировать с новым образом жизни. (Помните, вьетнамское освободительное движение предшествовало Второй мировой войне, но получило огромный стимул для развития лишь после Второй мировой войны). Это было наше время, и оно оказало глубокое влияние на нас, но я не рискую переоценивать его исторически, как делаете вы. Мне кажется, ваша обличительная речь (я употребляю это слово намеренно), ваша критика религии выдает ваши собственные предубеждения в этой области. Религиозные мифологии были преобразованы tribalists (читайте националистами) для достижения тех целей, которые отнюдь не были первичными для их создателей. Религии, которые используются нативистами и фашистами сегодня, вовсе не были агрессивными на первых этапа своего существования. Так, христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи, и оно было искажено, чтобы удовлетворять желания империи и бюрократии. Тогда же христианство становится рассадником ксенофобии, проповедником классовых ограничений и т.д.
Тексты Наг-Хаммади показывают, что раннее христианство было
гораздо более разнообразной и эгалитарной религией, чем современное. Но даже император Константин не смог полностью искоренить эгалитаризм раннего христианства, поэтому стремление к равенству возникают в христианстве снова и снова. Отнюдь не случайно, что революция началась в черных церквях (и там же продолжается и по сей день). Даже тлетворное влияния религии -  черные мусульмане, иные шоу и т.д., когда демагоги манипулируют реальной религиозной символикой, чтобы получить авторитет в общине.
Религиозные мифы остаются способом, которым большинство людей
организовывает свою внутреннюю философию.

Я почти произвольно выбрал Карла, во-первых, как человека, живущего в Беркли (в самом центре культуры шестидесятых);  во-вторых, как представителя течения, которое практически неизвестно в России.
Можно еще сказать, что Карл умудрился в значительной мере сохранить
философскую позицию, присущею шестидесятым.
Так как Карл состоит в «World Pantheist Movement» (WPM),  то  следует сказать несколько слов о движении.

Информация с официальной страницы WPM: «Те, кто живут среди красот
и тайн земли никогда не бывают одиноки или уставшими от жизни... Те,
кто созерцают красоту земли найдут силы, которые будут существовать до
тех пор, пока жизнь продолжается. Чем больше мы фокусируем наше
внимание на чудесах и реалиях вселенной, тем менее мы жаждем что-либо
уничтожить.» (Рейчел Карсон)

«...Является ли Земля вашим истинным духовным домом?
Вы ищете путь, который проходит по этой Земле, а не в воображаемых
пределах. Путь, который подразумевает сохранение планеты, сохранение
вечной души, уважает индивидуальный выбор, отвергает фанатизм.
Вы не можете поверить в сверхъестественные существа, но вам трудно
представить нечто более достойное уважения, чем красоты природы или
силы Вселенной?

Глубокое чувство мира и принадлежности к миру вы ощущаете на лоне
природы, в лесу, на берегу океана, или на вершине горы. Вы молчите,
когда с ужасом и восторгом смотрите на небо, безлунной ночью созерцаете
Млечный Путь, усеянный звездами...

Если вы ответили утвердительно на эти вопросы, тогда вы будете
чувствовать себя как дома в мире пантеистов.
Жить, любить, смеяться, играть, радоваться, праздновать, задавать
вопросы, удивляться, размышлять, помогать людям, лечить и вдохновлять - это лишь немногие способы нашего понимания жизни...»

Пантеисты считают своими соратниками Эйнштейна и Михаила Горбачева, ссылаясь на известное высказывание последнего: Я верю в Космос, все мы связаны с Космосом. Такова природа моего Бога. На мой взгляд, природа священна. Купола деревьев в лесу - это мой храм.
Еще известные пантеисты: Стивен Хокинг («Я верю в такого Бога, который
воплощает в себе законы Вселенной»), Карл Саган, Генри Дэвид Торо.

Пантеисты имеют собственную философию и понимание духовности:
«...В WPM мы чтим и бережем природу, мы принимаем эту жизнь как нашу жизнь, и эту землю как наш единственный рай. Мы наслаждаемся красотами природы и ночного неба, и полны удивления перед их тайнами.
Под духовностью и духовным мы не подразумеваем сверхъестественное, мы используем эти термины в более широком смысле. Мы имеем в виду, что часть нашей жизни, которая касается наших глубоких эмоций и
эстетических ответов по отношению к природе и вселенной, по сути, это
и есть духовность. Мы принимаем реалии вселенной и природы как отправную и конечную точку, но мы отвергаем предвзятое представление о Боге. Наша этика гуманистическая и «зеленая», наша вера научная. К этому мы добавляем эмоциональные и эстетические аспекты, которые необходимы людям для того, чтобы справляться с проблемами жизни и получать радость от жизни, а также чтобы мотивировать людей заботиться о природе и человеке.
...Наши убеждения и ценности можно кратко изложить в следующих
пунктах.

1. Священный страх, удивление, чувство сопричастности к природе, ко
Вселенной.

2. Уважение и признание прав всех людей и других живых существ.

3. Наша жизнь должна стать праздником для наших тел на этой прекрасной Земле.

4. Реализм - признание того, что внешний мир существует независимо от
человеческого сознания и восприятия.

5. Натурализм, но без веры в сверхъестественное сферы, существа и т.д.

6. Уважение к разуму, научным методам - это наилучшие пути понимания
природы и Вселенной.

7. Поощрение религиозной терпимости, свободы религии и полное
разделение государства и религии.

...Благоговение членов WPM к природе может удовлетворить потребность в чувстве принадлежности к единому целому, без ущерба для логики и
разума. Духовность - это не абсурд, она не требует веры в чудеса,
невидимых ангелов или сверхъестественных сил. Она принимает и
утверждает жизнь радостно. Она не считает эту жизнь перевалочным
пунктом на пути к лучшей жизни после смерти.

Она проповедует здоровое и позитивное отношение к сексу и телу.
Она учит уважению и любви, активной заботе о природе. Природы была
создана не для нас, природа создала нас, мы являемся неотъемлемой
частью ее, и у нас есть обязанность заботиться о ней.

Наша духовность учит нас заниматься с энтузиазмом творчеством,
создавать новые картины мира. Нашу духовность не только существует,  она сосуществует вместе с наукой и полностью поддерживает науку как
часть человеческого исследования Вселенной.

...Зачем нужна наша организация?
У большинства людей существует глубокая потребность принадлежать к общине - это, пожалуй, основная причина, почему люди присоединяются к церквям или придерживаются религии. WPM призвана обеспечить духовную и социальную поддержку для тех, кто любит природу и Вселенную, но не верят в сверхъестественное. Базой, которая обеспечивает членам сообщества поддержку местных групп, посредников, чтобы отпраздновать свадьбы и т.д. Место, где вы можете поделиться своими убеждениями и вашими увлечениями без страха подвергнуться остракизму.
В WPM не является обязательным требования членства, можно ограничиться лишь уведомлением.

...Как мы связаны с пантеизмом?
Дело в том, что мы используем термин пантеизм для удобства. У философского пантеизма долгая и почтенная история. Но наши убеждения вполне натуралистические, совместимы с атеизмом и гуманизмом. Кроме того, они совместимы с теми формами язычества, которые видят в магии и богах лишь символы, а не реальность. Мы предлагаем дом для всех форм натуралистической духовности - научный пантеизм, религиозный гуманизм, религиозный натурализм, «положительный» атеизм, «глубинный» экологизм, философский даосизм, современный стоицизм.

Вы совершенно свободно можете принимать любые практики, которые вам
нравятся. Но большинство из нас избегают «божественного языка», или же
используют его метафорически..."

Примечание. Заметно, что философия WPM в значительной мере традиционна и следует основным постулатам унитарианского трансцендентализма: Торо, Эмерсон, Кольридж и Шеллинг и т.д.
Конечно, внося в религиозный трансцендентализм значительную долю
скептицизма и кое-какие атеистические оттенки . На мой взгляд, в этом очень хорошо заметен дух шестидесятых и  «духовное возрождение» того времени (конечно, следует еще упомянуть ориентализм).


Рецензии