Витькина аналогия

Рассказ из новой книги «Похождение Витьки Жбана и его друзей»


Витька много чего не любил. Не любил кота Борьку, который будил его по утрам, петухов, горлопанивших все утро, не любил уроки по математике и русскому языку, не любил получать двойки, не любил, когда отец, дядя Петя, брался за ремень, не любил, когда на него сердится мать, не любил зимой возить сено для коз, вообще не любил холодную зиму и особенно сильные морозы – не в чем было  гулять в такую погоду, но больше всего не любил, когда его держали за дурака, обманывали или подсмеивались над его неудачами.
Я прекрасно понимал своего друга и никогда не давал повода, чтобы сделать ему неприятность или хоть как-то обидеть. Более того, если кто несправедливо налетал на Витьку, я старался, как мог защитить друга. Но, вот что, любил Витька Жбан можно перечислять  полдня, особенно поесть. Приходим, например,  в гости к Федулу, а там мать печет блины к ужину. И Витька тут же делал стойку, как хорошая собака на дичь.
- Дарья Степановна – еще не успев поздороваться, прямо с порога, звонко  выкрикивал Витька – Блины печете? Запах за версту чувствуется. Вы их на подсолнечном масле печете или на маргарине? Уточнял Витька, словно настоящий шеф-повар  в районной  столовке.
Дарья Степановна улыбалась.
- На постном, на постном масле Витюша… отвечала Дарья Степановна, радуясь, что хоть кто-то поинтересовался ее кухарским искусством. Садитесь вместе с Толей и Федулом за стол, угощать буду: запах  запахом, а вкус  вкусом.  Только марш сперва к умывальнику, руки помойте…давала команду мать Федула.
Витька с готовностью бежал к умывальнику, висевшему в прихожей.
- А ты, Витюша с мылом, мылом помой руки – зная привычку Витьки, ходить вечно с замызганными по локоть руками.
- Хорошо, конечно же, с мылом.  Вот смочил  сперва ладошки, а теперь  мылом мыть буду – весело и непринужденно отвечал Витька, перестроившись на ходу, под желание матери Федула.
Я же, стесняясь Витькиной наглости, стоял у порога, переминаясь с ноги на ногу.
- А ты чего стоишь? Федул – позвала она сына. К тебе  товарищи пришли, а ты, где-то  по углам прячешься.
Из соседней комнаты вышел недовольный Федул.
- Ничего не прячусь. Задачу не решить, сижу уже час, а она не туда и ни сюда…
- Погоди с задачей, гости пришли, приглашай за стол, блинами вас угощать буду. Толика тоже зови, стоит у  дверей, словно ноги клеем приклеены.
Все дружно рассмеялись, и я еще больше покраснел.
- Ты, Толян не обращай внимания, пойдем, сполоснем руки, и давай блины лопать.  Федул взял  меня под локоть, и я пошел к умывальнику.
- Да, не надо, Федул. Сам, я не маленький же. Справлюсь…
Через минуту все сидели за широким столом на кухне. Посреди стола  стояла на глиняной тарелке «гора»  только-только испеченных блинов. Русские блины, они и есть русские, со своим неповторимым ароматом и вкусом.
- Ну, налетайте! – дала команду Дарья Степановна.
Витька словно только и ждал этих слов. Он тут же моментально выхватил из стопки пять или шесть блинов и  шлепнул их на свою тарелку.
- Ага, еще горячие, – сунув в рот первый блин и выпуская горячий воздух, пробормотал невнятно Витька, но не стал вынимать блин изо рта.
- Ты бы, Витюша, взял снизу, там они попрохладней, а сверху,  горячие, прямо со сковороды. Ты ведь уже большой, знать должен – забеспокоилась Дарья Степановна, видя, как Витька мучается с блином.
- Да, нет, нет, все в порядке, я горячие больше люблю  - отвечал   Витька, хотя на глазах его  выступили слезы.
- Ну, как знаешь – не стала обращать внимания на ребят Дарья Степановна, и снова отошла к печке, продолжать свою работу.
- Ты чего сидишь, как именинник? Бери блины, лучше из середины и ешь – стал подбадривать меня Федул.
- А ты чего сам-то не ешь? – тихо, почти шепотом спросил я Федула.
- А они у меня вот где – и он провел рукой по шее. Мать печет чуть ли не каждый день. Отец их любит, особенно со шкварками – так же шепотом отвечал Федул. Придет с работы, мать ему сковороду со шкварками поставит, так он один почти всю такую стопку съест. Говорит, что любой хлеб, самое вкусное блюдо, ну а блины он просто обожает.
- Ой, ребятки. А с чем блины-то есть, я и не подумала.  С  вареньем клубничным пойдет?. У меня баночка в заначке есть. Сейчас достану. Мать Федула достала из буфета литровую баночку с темным и густым, как джем, клубничным вареньем и ложкой разложила всем на тарелки. Ешьте, ешьте, кому мало сами возьмете, ложка в банке. И она снова отошла к плите.
- Ну, вкуснотища, да еще с вареньем. У Витьки от избытка чувств, пропала речь.  Он накинулся на варенье и блины, улепетывая один за другим.
Я тоже вошел во вкус  и съел штуки три - четыре. Блины были вкусные, во рту таяли, но все дело испортило варенье, сладкое и густое, оно комом стояла в горле.
- Я больше не могу – прошептал я Федулу.
- Ну, вот, а каково мне, когда через день блины -  сказал Федул. Возьми с моей тарелки хотя бы пару блинов, а то мать на меня ругаться будет, – отвечал мне на ухо, сидевший рядом Федул.
- Угу! Но, я больше без чая не могу.
- Ты бери, а потом чай попросим  - Федул перекинул мне два своих блина и на его лице, наконец, появилось  радостное выражение. Мама, блины вкусные, можно чаю, варенье жутко сладкое…
- Фу ты, Господи забегалась, совсем, про чай-то забыла. Сейчас ребятки, сейчас, налью. Как же без чая блины с вареньем – стала причитать Дарья Степановна, колдуя около печи с заваркой. Федул подай пока стаканы и блюдца, ложечки возьми, они в ящичке буфета.  Помогай, помогай матери.
Федул вскочил и с радостью пошел выполнять поручение. Ему лишь бы блины больше не есть. Я же с тоской смотрел на два блина на своей тарелки, не зная, что мне делать. Есть больше не мог, сладкий комок так и стоял в моем горле.
- А ты чего модничаешь, Толян? – удивленно, подняв брови и посмотрев на мою тарелку с блинами, спросил Витька.
- Наелся! Не хочу больше…
- Неволить грех – отозвался  весело Витька, но доесть надо. А то за шиворот положат, чтобы брал столько, сколько сможешь съесть – продолжал Витька. Вот я ровно десять блинов съел. Мог бы и еще, но неудобно. Что обо мне подумает мать Федула. Витька выдохнул и погладил себя по животу.
В это время Федул поставил стаканы и расставил блюдечки с ложечками.
- Мама готово. Можно чай разливать!
Дарья Степановна подошла с заварником в одной руке и чайником в другой.
- Кому какой крепости, сами говорите – сказала она, поднося заварник к моему стакану.
- Мне чуть, чуть, я крепкую заварку не пью – ответил я, видя, как Дарья Степановна приготовилась налить мне заварку в стакан.
- Хорошо, как скажешь. И она налила чуть выше донышка стакана ароматной заварки.
- Хватит, хватит тетя Дарья, больше не надо.
- Ну, ты   Толян, молодец, не хочешь цвет лица портить, пьешь слабо заваренный – сказала она, добавляя в мой стакан кипятка. А тебе Витюша, сколько заварки?
- Мне можно побольше, я не боюсь испортить цвет лица – засмеялся Витька.
Дарья Степановна, налила ему, чуть ли не с полстакана заварки.
- Во, это, что надо, по-нашему – радовался Витька. Крепкий чай меня цыгане научили пить. Они без чая, ничего не начинают, ни есть, ни работу какую делать. У них на первом месте  чай, черный, как деготь, а потом все остальное.
- Это верно, Витюша, цыгане без крепкой заварки чай не пьют.
- Мама, а ты откуда знаешь? – спросил удивленно Федул. Ты же с цыганами не жила?
- Жить не жила, но все их повадки мне знакомы. У нас во Всеволожке до войны цыгане жили. Так, что их порядки мне хорошо известны.
- А ты никогда не рассказывала обо этом – обиженно произнес Федул.
- Погоди, обижаться, пей лучше чай. Блины-то сам съел или с кем поделился? – подозрительно спросила мама, видя пустую тарелку у сына и почти не тронутое варенье. Федул отвернулся.
- Ну, хватит тебе, мам.
- Ладно, ладно, шучу. Уж и пошутить нельзя?
Я понимал, что нужно выручать Федула и поблагодарить  Дарью Степановну за угощенье, стал доедать оставшиеся два блина с вареньем. С чаем дело пошло  значительно лучше.
- А можно я еще один блин возьму -  слукавил я, хоть есть их уже не хотелось.
- Бери, бери Анатолий, сколько хочешь. Я ведь еще печь буду, скоро отец с работы приедет. Витюша, ты же любишь блины, бери, не стесняйся.
- Не, тетя Дарья. Я все!  Съел столько, что на неделю хватит.
Дарья Степановна улыбнулась и оставила ребят одних у стола.
- Ну, что наелись? – выпив чай, и съев свое и Федулово варенье, спросил нас  Витька.
- Да, мы уже готовы уходить – ответил я, допивая свой стакан чая.
Федул, словно ждал этих слов, он вскочил из-за стола.
- А я давно готов. Пора уроки делать. Давайте вместе задачу  решать.
- Это дело! – согласился Витька.
- У Толяна на это счет башка варит. Пошли, он тебе ее расщелкает, как орешки – продолжал Витька, вставая из-за стола.
- Ребята помойте руки после еды, я чистое полотенце повесила – предупредила Дарья Степановна, видя, что ребята направляются в комнату.
- Да, да, конечно, тетя Дарья, мы сейчас помоем и пойдем с Федулом задачу решать -  ответил за всех Витька
- Ну, вот и ладненько! – Дарья Степановна улыбалась про себя.
Ее сын, Федул, рост стеснительным и болезненным мальчиком и если бы не эти ребята, засох бы совсем, как одиноко посаженное дерево. Ей нравились эти ребята, особенно Витька, своей ребячьей непосредственностью и верностью в дружбе. Настоящая ребячья дружба. Такая, только в детстве бывает.  Во взрослой жизни  редко такое встретишь: все озабочены своими личными или семейными проблемами.
Задача про разность скоростей двух пароходов и пройденные километры, была хоть и с изюминкой, но я ее решил без особого труда.
- А чего же у меня не получалось? Все делал, как ты – разводил руками Федул.
- Так, да не так – хлопая меня по плечу, ответил Витька.
- А что не так-то? – не унимался Федул.
- Ты в третьем действии, прибавил 30 километров пути, а нужно было наоборот убавить – ответил я.
- Почему? – не понял Федул.
- А по кочану! – съязвил Витька. Говорят тебе , отнять, значит, отнять…
- Да, погоди ты, знаток математики – обиделся Федул.
- Читай условие задачи, видишь здесь есть сноска: капитан остановил пароход, чтобы туристы полюбовались видами острова с пальмами, и через полчаса течение отнесло пароход на 30 километров. Отнесло, значит, обратно они уплыли. Понял? – спросил я Федула.
- Как же я до этого сам не додумался – чесал затылок Федул. Проще пареной репы.
- Не, Федул, дело мастера боится.  Я вот только сейчас понял, про что задача вообще.
- Толян у нас мостак. – вздохнул Витька.
- Да, хватит вам. Просто я  такую же задачу решал.
- А эту по аналогии – уточнил Федул.
- По аналогии! Да, еще по какой! – засмеялся Витька.
Не понимая смысла этого слова, но  выдавать этого он не хотел! Да, что тут говорить… По аналогии, с трудом, выговаривая слово, мы с Толяном все делаем. Вот в гости к тебе зашли, блинов поели – тоже по аналогии, ты же сам-то не можешь столько слопать, а нам хоть бы что… - понесло Витьку.
После блинов Толян, по аналогии, любую задачку решит… Понял!
- Это большая сила, только ты не можешь, по аналогии делать, а мы с Толяном запросто! Верно, Толян? – спросил меня Витька,  смотря мне в глаза.
-  Конечно, Витек. По аналогии нас запросто могут в шею из гостей выгнать, если сами не понимаем, что пора уходить – ответил я, с улыбкой.
- Как это? – не понял Витька.
- А вот так! Пора и честь знать.
- Ну, с этим я согласен. Пора, конечно. Еще погулять нужно, да и дома дела кой-какие есть – ответил Витька. Только тут аналогия не причем!
Мы с Федулой улыбнулись, переглянувшись друг с другом. Не обижать же Витьку по пустякам. Попрощавшись с Дарьей Степановной и Федулом, мы с Витькой вышли на крыльцо.
- Ты куда? – спросил меня Витька.
- Домой.
- А я по аналогии прогуляюсь еще – Витька, соскочив с крыльца, рванул в сторону клуба.
По «аналогии» стало любимым словом Витьки Жбана. Если что случалось, он непременно произносил:
- Да понятно и так, по аналогии, жизнь идет - и все удивленно смотрели на Витьку.
Надо же до чего доучился, на иностранном языке заговорил. Лишь мы с Федулой улыбались, глядя друг на друга. А чего тут скажешь? Витька Жбан и есть Витька Жбан! И никакой аналогии.


 
 


Рецензии
Хороший рассказ про ребятишек. Все жизненно.
С наступающим Новым Годом Вас!

Геннадий Захаров   30.12.2012 20:52     Заявить о нарушении
И Вас, Геннадий,с Новым Годом! Удачи во всех делах и "легкого" пера,с теплом-Анатолий.

Анатолий Аргунов   31.12.2012 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.