Мавераннахр- великое перепутье народов и судеб

( фото "Памятник Амиру Темуру" получен из Интернета.)



Мавераннахр- великое перепутье народов.



Посвящается  90-летию образования СССР.



«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

    С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.

    Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

    Монголов и Европы!

Придите к нам! От ужасов войны

    Придите в мирные объятья!

Пока не поздно - старый меч в ножны,

    Товарищи! Мы станем - братья!»


30 января 1918
«СКИФЫ»   Александр Блок


                Глава первая.


                Работа над ошибками
                или
                Все пути ведут в Мавераннахр.

      
В далеком 1973 году,заканчивая юридический факультет Таджикского Государственного университета имени В.И. Ленина,я выбрал тему дипломной работы по курсу Теории государства и права.
 
Называлась эта работа  «Развитие республик Средней Азии в составе СССР».
 
Признаюсь, что если бы в то время я мог иметь доступ к такой массе  исторического материала,которым обладаем сегодня, то моя работа,уверяю вас, выглядела бы совершенно по другому.
 Тогда  об Интернете нам даже и присниться не могло. О таком средстве массовой информации могли только предполагать разве что весьма продвинутые фантасты от науки.

 Но вот вопрос???
 Приняла ли бы тогда у меня государственная комиссия мой диплом в современном виде и с отличной оценкой я не уверен. Даже сегодня у многих по прочтению этого эссе может быть иное мнение чем у меня.
 

    История развития республик Центральной Средней Азии,(сейчас её называют Центральной) знает много значимых судьбоносных периодов, которые  оказали существенное влияние на ход мировой истории.

   С 673 года арабы, начав вторгаться в среднеазиатские земли между Сырдарьей и Амударьей, называли их Мавераннахр, то есть – «Заречье».

  Арабский халифат принес с собой ислам и обратил в него жителей Согда и Хорезма.

На начальном этапе арабского завоевания культура и экономика пришли в упадок.
   Повсеместно уничтожались сотни памятников культурного наследия и переписывалась сама история народа доарабского периода.
 
 Новая вера беспощадно выжигала и вырубала мозаику огнепоклонников - зороастризма, буддизма и иных верований, стирала людскую память, освобождая дорогу Исламу.
 Арабский язык стал государственным. Постепенно получила развитие торговля с  другими странами Ближнего и Среднего Востока.
  Начали процветать города Самарканд, Ташкент, Термез, Бухара.
 Арабы переняли от пленных китайских мастеров опыт производства бумаги, и Самарканд стал центром бумажного производства.
 
В связи с распадом Арабского халифата и возвышением династии Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане, в 875 году образовалось  новое феодальное государство с центром в городе Бухаре.

 В 10 веке в  Саманидское государство, кроме  Мавераннахра, входили Хорасан, Северный и Восточный Иран.

 В зависимости от него находились Хорезм, Сеистан, Джурджан, Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан Табаристан.

 Саманиды поддерживали оживлённые торговые связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью.
 Саманидских серебрянные монеты имели хождение во всей Южной Азии.

 Для периода Саманидского государства особенно характерен был  расцвет культурной жизни.
 В Бухаре, Самарканде и других значительных городах  появились  мусульманские школы- медресе.
Бухара прославилась своей богатейшей по тем временам библиотекой.

Характерной чертой политики Саманидских правителей было покровительство поэзии, литературе и науке.
 
В то время жили и творили великие ученые: Ибн  Муса Хорезми, Ахмад Фергани, аль-Фараби, Абу Рейхан Бируни, Абу Али Ибн-Сина, Махмуд Кашгари, Рудаки.

Абулькасим Фирдоуси (934 – 1020), собрав огромные сведения о прошлом иранских народов, создал бесценную поэму  "Шахнаме".
 
Это время явилось основанием иранской исламской культуры.
 

В тот же период  в Киевской Руси  огнем и мечом Владимир начал крестить весь русский народ, выжигая в нём тысячелетнюю  веру в своих богов.

 Теперь никто не знает доподлинно почему Владимир склонился к Византии и принял христианство,а не  повернулся лицом к Востоку.
 
Также как и Мухаммед,которому  Аллах ниспослал своё священное писание — Коран,в мусульманском мире почитается Иса- он же Иисус Христос 
 
  Но не нам о том судить. На всё божья воля.

 Или как говорят правоверные мусульмане: - ИншаАллах – «если будет на то Воля Аллаха".

 При Саманидах получили своё дальнейшее развитие архитектура и строительство,  расписная афрасиабская поливная керамика.

 На основе одного из  иранских диалектов образовался язык "дари", который стал государственным языком.

 Однако, к концу 10 века феодальная раздробленность привела к распаду Саманидского государства.

 Кочевники-тюрки  овладели Бухарой, что в последующем привело к   образованию в Средней Азии  нового государства Караханидов.
 

Период  монгольского  завоевания Средней Азии  значим  тем, что Чингисхан, захватив  Среднюю Азию,  уничтожил сотни тысяч людей, подверг  разграблению  и разрушению процветающие города Бухару, Самарканд и все другие захваченные им территории.

В 1224 году Чингис-хан разделил своё огромное  государство на четыре улуса, по числу сыновей.

 Второму сыну Чагатаю досталась Средняя Азия и близлежащие территории.

 Улус Чагатая охватывал  бывшую державу каракитаев и Кучлука найманского , а в целом — Мавераннахр с югом Хорезма, большую часть Семиречья и Восточный Туркестан и  Кашгарию.

В Мавераннахр из Семиречья была перенесена ханская ставка и переселены монгольские роды, в том числе джалаиры и барласы.
 
Чагатайский улус уже к 1340-м  фактически распался на Могулистан и Мавераннахр.

К 1370году с образованием государства Тимура власть Чагатаидов в Мавераннахре прекратилась.

  В 1370 году Тимур завладел Самаркандом и превратил его в цветущую  столицу огромной империи, простиравшейся вплоть до Малой Азии.
 
Тимур стал объединителем среднеазиатских территорий. Только в Хорезм Тамерлан  совершил пять опустошительные походов.
В 1388  он захватил Ургенч и полностью разрушил, а всех жителей  переселил в Мавераннахр.

 По приказу Тимура в столицу со всех захваченных и покоренных территорий сгонялись лучшие мастера, которые сооружали многочисленные шедевры мировой архитектуры: мечети и мавзолеи.

Однако, после смерти Тимура созданная им огромная империя стала рассыпаться  из-за неспособности его наследников управлять.

Младший сын Тимура Шахрух назначил правителем  Самарканда  своего сына Улугбека, видного ученого.Большая часть духовенства не воспринимала Улукбека и противодействовала ему.

 В 1447году, после смерти отца Шахрука, Улугбек стал главой правящей династии, но в 1449году в результате заговора был убит якобы своим сыном Абд ал Латифом.


     Бухарский эмират, как государство в Средней Азии,существовал с 1747 по 1920 год как преемник Бухарского ханства,основанного в 16 веке Шейбанидами на развалинах государства Тимуридов.

 Столицей государства Шейбанидов первоначально был Самарканд, но в конце 16 века столицу перенесли в Бухару.



                жжжжж

Глава вторая.


             Россия-"тюрьма народов" или Союз Европы и Азии?.


 
    В начале образованная в 1865 году Туркестанская область Российской империи входила в состав Оренбургского генерал-губернаторства.
    Указом русского царя Александра Второго от 11 июля 1867 она преобразована в самостоятельное Туркестанское генерал-губернаторство, включавшее в себя две области — Сырдарьинскую с центром в Ташкенте, где находилась резиденция генерал-губернатора, и Семиреченскую — с центром в городе Верном.
В 1868 году после поражения, нанесенного русскими отрядами войскам эмира бухарского под Самаркандом, Бухарский эмират был присоединен к России на правах вассального государства.
     С 1886 года официальное название — Туркестанский край.
 Территория Туркестанского генерал-губернаторства входила в состав Туркестанского военного округа.

Среднеазиатские владения Российской империи — под этим названием обыкновенно понимают территорию современного Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, входивших в состав Российской империи в качестве областей. А Бухарский эмират и Хивинское ханство рассматривались империей как вассалы.


«... Присоединение среднеазиатских земель к Российской империи имело,скорее позитивное, чем негативное воздействие на развитие местной экономики и общее благосостояние населения тогдашней Средней Азии. Это признают даже многие историки из ныне независимых государств Центральной Азии.
 Российское завоевание обеспечило относительную политическую стабильность - хотя бы потому, что оно прекратило бесконечные войны между местными ханами, эмирами и беками, существенно затруднило всевозможные разбойничьи набеги, ликвидировало работорговлю и институт рабства.

 С приходом русских началось интенсивное развитие сельского хозяйства, появилась промышленность, строились железные дороги, развивались современные средства связи и системы ирригации.

Общеизвестны культурные достижения: - открытие первой публичной библиотеки в Ташкенте,  школ,  повышение  грамотности населения.
 В  июле 1876 года по инициативе русских учёных в Ташкенте был создан Народный Музей Туркестана, который организовал международные выставки: в Париже (в 1900 году) и в Милане (в 1906 году…»

«…Вместе с тем, российское завоевание сопровождалось большими жестокостями с обеих сторон и вызвало массовые жертвы. Колониальное господство порождало у местного населения чувства религиозного и национального унижения.

 Кампания по переселению в Среднюю Азию русских крестьян и казаков, имевшая целью создать дополнительную опору для колониальной власти,  нередко приводила  к обострению  на межэтнической и  религиозной почве.

  Повсеместно жизнь простого населения усугублялась произволом, стяжательством и мздоимством царских чиновников и их местной знати.

Экспансия России в Средней Азии в течение XIX века встречала противодействие (дипломатическое и иное невоенное) со стороны крупнейшей колониальной державы — Англии, которая рассматривала русскую колонизацию региона как потенциальную угрозу своему господству в Индии.

Среди главных причин стремительного расширения владений Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века назывались занятие «естественных границ» России, замирение междоусобиц и прекращение разбойничьих набегов, доставлявших беспокойства на пограничных линиях и торговых путях…
 
Другой основной причиной, и более реальной, была захватившая российские правительственные и военные круги идея необходимости противостояния Британской империи.

 При этом политика России рисуется как оборонительная, направленная на защиту от агрессии Британии.

 Противостояние между Российской и Британской империями за контроль над Индией и Средней Азией в XIX веке получило в истории имя Большой игры.
 Ещё одним из её активных участников был Китай, прочие же государства были лишь разменными фигурами в этой битве.

Противостояние закончилось в начале XX века, когда у Великобритании больше не хватало сил для подчинения пуштунских племён в Афганистане и она была вынуждена остановиться, сосредоточив свои силы на укреплении позиций в Индии; Российская империя после поражения в русско-японской войне и революции 1905—1907 годов уже была совершенно не в состоянии продолжить свой бросок на юг..."


                жжж


З0 апреля1918 года,  на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства - Туркестанского края,  5-м краевым съездом Советов была провозглашена Туркестанская советская республика.

 Туркестанская АССР - Туркестанская советская республика - Туркестанская Советская Федеративная Республика) — автономное образование в составе РСФСР с 30 апреля 1918 по 27 октября 1924.  Столицей был определен  город Ташкент.

Образованию Туркестанской советской республики предшествовала борьба, начавшаяся после установления 1(14) ноября 1917 в Ташкенте Советской власти.
 
Она сопровождалась   националистическими движениями:  Кокандская автономия, Шура-и-ислам, Шура-и-улема, Алаш, Алаш-орда, Алашская автономия.


После падения 2 сентября 1920 года Бухарского эмирата на Первом Всебухарском курултае народных представителей  8 октября 1920 года была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.

Первый Хорезмский Курултай (Собрание) 26 апреля 1920 объявил о создании Хорезмской Народной Советской Республики, которая была создана как преемница Хивинского ханства , в результате Хивинской революции и отречения от престола хана Хорезма.


  30 октября 1923 года на 4-м Всехорезмском съезде Советов ХНСР была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику, была принята конституция.

Осенью 1924 года в связи с национально-территориальным размежеванием в Средней Азии 5-й Всехорезмский съезд Советов (29 сентября — 2 октября 1924) объявил о самоликвидации ХССР, и 27 октября 1924 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

 Исходя «из права наций на самоопределение и выражая волю народов Хорезма»,  съезд принял решение предоставить им право войти в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО.
 
В процессе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии ХССР была ликвидирована.
 
В марте 1923 по решению 1-й экономической конференции Туркестана произошло экономическое объединение Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик и образован единый экономический центр — Среднеазиатский экономический совет (САЭС).

5-й Всебухарский курултай Советов 19 сентября 1924 принял решение о преобразовании БНСР в Бухарскую Советскую Социалистическую Республику, которая в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии 27 октября 1924 была ликвидирована; её территория вошла в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР (с 1929 — Таджикской ССР).

В 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.


В 1936 году из состава РСФСР в Узбекскую ССР была передана Каракалпакская АССР.

 
Вопрос об  образовании СССР и заключении  Союзного Договора был крайне не простым и конфликтным.

Поэтому в августе 1922 г.  ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и создал комиссию под председательством В.В. Куйбышева,с участием представителей от других республик.

 И.В. Сталин, по поручению комиссии, мудро расставил подводные мины под основание будущего СССР, и   подготовил  проект «автономизации»,  который предлагал вхождение Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в РСФСР на правах автономных республик.

Против   «автономизации» резко выступил  В.И. Ленин.
 В этом проекте он усматривал явное нарушение принципов самостоятельности и суверенности республик в угоду жесткой централизации власти.

 Ленин предложил свой проект «федерализации»:  то есть создание союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии, впоследствии это название было заменено на СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти.

В день образования СССР, будучи  тяжело больным, Ленин обратился к Правительству с письмом  «К вопросу о национальностях или об автономизации».

 В нём он подчеркивал, что данный вопрос только «официально» называется вопросом о союзе советских социалистических республик, тогда как на самом деле это есть попытка проведения прежнего плана «автономизации».

 Но кто бы только его тогда послушал?

  30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.
 
В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов, на основе  Декларация и Договор 1922 г., принял первую Конституцию СССР.

Она устанавливала единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР.

  На основе этой конституции были приняты конституции всех союзных республик.

В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается.
 
После проведения в 1924-1925 гг. национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав СССР в качестве союзных вошли Узбекская и Туркменская республики.
 Казахстан и Киргизия получают статус автономных республик в рамках РСФСР, а Таджикская автономная республика становится частью Узбекской ССР.

5 декабря 1929 — Таджикская АССР, входившая в Узбекскую ССР, была преобразована в союзную республику.

 5 декабря 1936 была упразднена ЗСФСР, и три республики, ее составлявшие (Грузия, Армения, Азербайджан), вошли в состав СССР непосредственно;

 Казахская и Киргизская АССР, являвшиеся частью РСФСР, были преобразованы в союзные республики.

Таким образом, Конституция СССР 1936 закрепила в составе СССР уже 11 республик.


В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская союзные республики.

 31 марта 1940 была создана Карело-Финская ССР, которая 16 июня 1956 года была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

«Для объединения народов России в единое союзное государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные причины.

185 наций и народностей, проживающих на территории бывшей Российской империи, связывали общность исторических судеб, единая хозяйственная система, веками складывающееся разделение труда, общероссийский рынок, тесные культурные контакты, многонациональный состав населения, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям и многое другое.


Безусловно,  политика царского режима и ограничение в правах «инородцев» способствовали проявлениям сепаратизма.
 Но, когда  говорят, что  «Россия - тюрьма народов»,  это относится исключительно к политике царизма.

 Угнетение в Российской империи  носило принцип не национальный, а классовый характер. Самодержавие одинаково эксплуатировало и русских, и  узбекских, и украинских, и  таджикских, и еврейских, и др. трудящихся.
 
Объединение народов бывшей царской России после окончания Гражданской войны было вызвано  необходимостью совместного выживания  народов в условиях враждебного внешнего окружения.»

                жжж

Глава третья.

                И разделился СССР сам в себе.

    Река жизни течёт бесконечно и вечно. На обломках одних империй, рождаются другие. Кого-то помнят, кого-то забывают.

Кого-то превозносят пока он у власти, кого-то низвергают с пьедесталов и  срубают имена с их мавзолеев.

И только перед великими тиранами Вселенной народ трепещет и падает на колени пред ними ниц, даже спустя тысячелетия.

 А время от времени, невзирая  на предупреждения не тревожить их прах,  откапывают останки «богов войны»  из гробниц, погребенных под песком времени.

Откопали и породили вновь бурю.  Пришло «новое» время, «новое мышление».

 Мирное  течение советской жизни начало круто менять русло, а потом, в 80-х годах прошлого столетия и во все остановилось.

 Пришли новые Герои и Вожди, собрались втихаря  в глухом беловежском лесу, и по своему хотению, по пьяному решению, по услужливой подсказке  Западных  советчиков, в 1991 году безоглядно и бездумно разрушили сразу и до основания «…созданный волей народов единый могучий Советский Союз»….

   А  затем…..???

 В результате развала СССР территория России сразу же уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население скукожилось на 49 %.
 
Развалились единые вооруженные силы, рухнула на колени перед долларом единая, хоть и деревянная,советская валюта,резко обострились межнациональные конфликты.

 Распались, разлетелись, как осколки, по всей земле братские Народы Советского Союза.
 Вчерашние  проповедники советской веры, в одночасье перекрестились в фарисеев,  и,забыв слова Спасителя Иисуса Христа:
 
-  «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»,

-  растоптали миллионы людских судеб, наплевав на их волеизъявление о сохранении нашего общего дома - СССР.

В Средней Азии всегда относились в равной степени как к поклонению вождям и героям,так и к низвержению идолов.

Повсюду в Средней Азии можно было увидеть  колхозы: «Заря коммунизма», «Путь к коммунизму», «имени Ленина», «Куйбышева».

 Но, ни в Таджикистане, ни в Узбекистане, в советские времена я не видел колхозов  или совхозов «имени Буденного С.М, который за особые заслуги в ликвидации басмачества был награжден орденом Трудового Красного Знамени Узбекской ССР. Оказывается был такой орден.

Судя по всему, командарм Буденный успешно справился с особым поручением товарища Сталина и, сверкая блеском стали, завершил  свою «ударную кампанию» по ликвидации басмачества в Средней Азии.

 От местных жителей в Таджикистане я не раз слышал, что отряды Буденного как смерч проносились по кишлакам,повсюду сея смерть.
  Над Памиром возвышались пики горных вершин Ленина и Коммунизма. Сейчас их называют другими именами.
 В советское время  мне  довелось пожить в Средней Азии, до 1961 года в Сталинабаде, а затем,после развенчания культа Сталина,уже в Душанбе.
 
  Древнейший город Ходжент, который Александр Македонский называл Александрией Крайней, в советское время был Ленинабадом.

 Осенью 1961 года я  лично видел как ночью в Сталинабаде  рушили памятники Сталину, а потом волокли их на тросах машинами по темным закоулкам куда-то на «свалку истории». Это для меня было одним из сильнейших потрясений в моей  юной  жизни.

   Потом, в 80-х-90-х годах прошлого столетия, на наших глазах, уже средь бела дня, под улюлюканье толпы сдергивали с пьедесталов памятники Ленину, Дзержинскому, затянутыми тросами на шеях советских статуй, а на их место тут же взгромождались памятники новым кумирам и символам новой власти.

Посетив в 2010 году Таджикистан, а в сентябре 2012 года Узбекистан  я  своими глазами увидел,  произошедшие  в связи с распадом Советского Союза, крутые изменения в общественной и политической жизни Средней Азии.

    На бывшей площади Ленина в Душанбе, на месте памятника Ленину, сегодня  возвышается  огромный памятник Самани, основателю азиатской  династии  Саманидов.

На улицах и площадях столицы,и районных центров везде портреты Президента Таджикистана Эмомали Рахмона.

  Многие знакомые мне с детства душанбинские улицыпоменяли свои названия. Многое изменилось в других городах республики.

 В центре города построены современные красивые здания, но в тоже время, уныло и сиротливо стоят дома с выбитыми стеклами на улице Ленина в районе Водонасосной, да и на многих других улицах,где, по- соседски с таджиками и узбеками,дружно проживало и рождалось русское (русскоязычное) население, такая же сиротская картина.

 Даже в центре таджикской столицы какое-то запустение: мусор, неубранная листва.
 Видимо все таджикские «дворники» подметают улицы других столичных городов, где больше платят?

В то же время, на каждом углу в Душанбе  можно увидеть авиа кассы, аптеки и обменные пункты валюты.
 Рынки завалены товарами,но в основном китайского производства.
 
 В Таджикистане сейчас почти не видно  русских, украинцев, немцев и представителей других народов.
Но очень чувствуется присутствие различных западных организаций и миссий.

 Поля, когда-то цветущей Вашхской долины, покрываются солончаками и зарастают сорняками.
В городе Пяндже и в Рамитском ущелье видны ещё разрушительные следы войны.
 
 Во время  нашего пребывания в Таджикистане по всей республике  все правоохранительные и силовые структуры  были переведенные на усиленный вариант несения службы и  проводили операцию по поиску и поимке  25 заключенных  сбежавших в ночь на 23 августа из следственного изолятора ГНБ Таджикистана.

 Поэтому в поведении людей везде: и на улицах и в общественном транспорте,  чувствовалась какая-то внутренняя скованность и напряженность.
 
Но вместе с тем,даже незнакомые люди, увидев нас, русских, сразу становились приветливыми и по-прежнему гостеприимными.

Правда, все с кем нам довелось разговаривать, как один  проклинали Горбачева с его командой разрушителей и плакали горькими слезами о том, что нас, русских, теперь нет рядом с ними. О своей власти вообще ничего не говорили, а мы и не спрашивали.
 
  Было обидно и горько потому, что действительно мы сегодня оказались здесь туристами- изгоями из своих родных, мест.

 А таджики и узбеки после своих страшных гражданских воин и межэтнических конфликтов в одночасье  десятками или сотнями тысяч превратились в мигрантов- «гастарбайтеров», обреченных надолго покидать свою родину в поисках заработка по всему миру.
 Даже в горах Туниса в 2009 году я встретил небольшую узбекскую диаспору.

   В то время, когда мы готовились к поездке к другу в Узбекистан, по всем средствам массовой информации сообщалось об очередном обострении обстановки в Таджикистане. 21 июля 2012 года был убит генерал госбезопасности Таджикистана Абдулло Назаров.

Правительственные войска вступили в настоящий бой с бандой предполагаемых убийц, которые скрывались на территории Горного Бадахшана.

    Фактически  в Хороге проводилась большая спецоперация   против боевиков, возглавляемых таджикским же силовиком — заместителем главы Ишкашимского пограничного отряда Толибом  Айембековым, который  во  время гражданской войны 1992—1997 годов  якобы воевал на стороне Объединенной таджикской оппозиции  против войск президента Эмомали Рахмона.

Безусловно, нестабильность обстановки в  Таджикистане  вызывает обоснованную озабоченность не только в Узбекистане и Киргизии, но и в России.
 
А между тем, приехав в гости в Узбекистан, мы окунулись совершенно в другой мир жизни.
 Здесь никто не плакал об отсутствии русских или армян, но и присутствие русскоязычного населения видно было везде.

 Люди разных национальностей сегодня продолжают жить дружно, без видимой отчужденности друг к другу. В метро все едут мирно и спокойно.

Всюду слышна речь на всех языках: русском, узбекском, таджикском, даже английская и немецкая речь имеет место быть.

В Бухаре, Самарканде,  Шахрясабзе, Коканде, Ташкенте, везде толпы туристов.
 Кроме того, в этих городах мы увидели много новых, настоящих дворцов бракосочетания –Тойхона.

 Везде, где бы мы ни появлялись, видели  нарядно одетых женихов с невестами и свадебные процессии, сопровождаемые  трубными призывными звуками  карнаев.
 
 Нас с Алексеем даже пригласили как гостей  на одну из свадеб.

В это время во всём Узбекистане шла хлопковая страда. Как и прежде, всё трудоспособное население мобилизовано «на сбор хлопка». Ташкент в эти дни был малолюден.

Сегодня Узбекистан производит  всё:  автомашины, трактора, сельхозтехнику, удобрения, топливо, всё, всё, вплоть до спичек.

Если люди живут, женятся и рождаются, строят и сеют, значит у республики есть будущее.
 
В городах чисто и уютно. Они являют собой лицо современной европейской архитектуры в чудесном сочетании с восточным колоритом мозаики, реставрированных древних минаретов и мавзолеев, зданий Х1Х века, времен российской колонизации Туркестанского края.
 
    В отличие от Таджикистана, в Ташкенте и других городах республики нет такого множества портретов Президента республики Ислама Каримова, но, тем не менее,  его голос и властная рука чувствуется везде и во всем.

В Узбекистане, даже в отличие о России,высок уровень охраны общественного порядка. Стражи порядка опрятны, в красивой форме одежды, предупредительны, вежливы и тактичны.


  Альтернативой Ленину сегодня стал другой символ,как его называют в Узбекистане, Амир Темур,он же Тимур, уроженец Кеш, что вблизи узбекского города Шахрисабз, создатель величайшей империи и династии тимуридов.

   В  статье «Государственному музею истории Темуридов исполнилось 11 лет»  корреспондента Узбекского информационного агентства Рустама Жабборова (Джаборова) от 17.10.2007 года, размещенной на страницах Интернета,  я  прочитал  вот такую заздравную оду:

 
« В годы независимости под руководством Президента Ислама Каримова в корне изменилось отношение к нашим великим предкам, внесшим огромный вклад в развитие мировой цивилизации, науки, к их богатому материальному и духовному наследию.

Благодаря широкомасштабной работе по глубокому изучению и объективному исследованию истории нашей национальной государственности дана достойная оценка личности Сахибкирана Амира Темура, его заслугам перед народом, страной.

 Он по праву стал гордостью нашего народа.

По инициативе руководителя государства учреждена одна из самых высоких государственных наград нашей страны – орден Амира Темура.

 В 1996 году в международном масштабе отмечался 660-летний юбилей Сахибкирана.

 В Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе возведены величественные памятники нашему великому предку, в столице построен Государственный музей истории Темуридов.

Принимая участие в торжественном открытии музея 18 октября 1996 года, Президент Узбекистана отметил его гармоничное соответствие со сквером имени Амира Темура и уподобил здание музея драгоценному камню в кольце.

 Действительно, это прекрасное, неповторимое сооружение, являясь плодом независимости, воплотило в себе великую созидательную мощь народа, его славное прошлое, нынешний день и устремленность в светлое будущее.

Уже при входе в это здание, увенчанное устремленным в небо голубым куполом, душа переполняется чувством гордости за то, что в наших жилах течет кровь великих предков.

 Перед нами возникает мир, полный таинства. Мы словно чувствуем незримые узы, связывающие прошлое и настоящее, легенды и истину.

 
«Если сомневаетесь в нашей силе, посмотрите на наши сооружения».
 

Это глубокомысленное изречение, ранее украшавшее портал величественного Оксароя, а ныне начертанное на куполе музея, является еще одним подтверждением вечного гения Сахибкирана, силы и мощи нашей нации.»



Кстати, резиденция Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова, тоже называется  «Ок Сарай» - «Белый Дворец»


Это не удивительно, тем более, что и из Америки миром правит «Белый дом»,  и в Москве стоит «Белый дом», уже раз  расстрелянный осенью 1993 года, и по всей большой  Руси, в каждом областном центре, как минимум есть по одному «Белому дому», не считая  частных особняков.

В прежние годы в центре Ташкента, в сквере Революции, был  памятник Карлу Марксу.

 Теперь это сквер  имени Тимура, в  центре которого возведен бронзовый памятник: Амиру Тимуру, восседающему на боевом коне и указывающему путь в будущее.

 На постаменте памятника, на четырёх языках выгравированы слова: «Сила в справедливости».
 
 Любые крылатые фразы Великих, почти всегда имеют свой двойной смысл. Например: «Справедливость – Сила».
 

 Мог ли подумать Карл Маркс, что по воле исторических судеб он вознесется на постамент в центре Средней Азии, но затем в ХХ1 веке будет  сброшен с него  Великим потрясателем Вселенной- Тамерланом?

    Интересно, в каком же закутке Ташкента пылится этот памятник К. Марксу сейчас?


 Памятники Тимуру, выросшие как  грибы после дождя, я видел в Самарканде и около Ак-Сарая в Шахрисабзе.

    Среди народа в Узбекистане, со времен установления советской власти, ходила пословица на узбекском языке: «Искандер Зулькарнайн Самарканда келиб кетди — рус коммунистлар Самарканда; келиб кетади».

 В переводе на русский: «Александр Македонский, придя в Самарканд, ушёл — русские коммунисты,придя в Самарканд, уйдут».
Русских-то ушли, но только забывать об этом никому не следует. Уж очень многое нас теперь сближает.

    Как  уже говорилось, до 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата.
 
14 октября 1924 г. была образована автономия в составе  Узбекистана.

5 декабря 1929 года Таджикистан получил статус союзной республики и вошел в состав Союза ССР.

   Однако по моему разумению, факт создания  и дальнейшего развития Таджикской ССР, как самостоятельного национального  государства, явился более  значительным вкладом в государственное строительство республики, чем вся сегодняшняя  идеология о Саманидской империи как об основе создания государственности таджиков.

  На мой взгляд, роль и значение Саманидского государства как основы таджикской государственности нынешними историками умышленно преувеличена.

 По существу  Саманиды  были всё-таки всего лишь наместниками багдадского халифа, подхватившими разваливающуюся власть халифата.

Период Саманидского государства указывает лишь  на то, что за время Саманидской империи действительно произошло становление таджиков, как  цельного народа.

При образовании Таджикской ССР от Узбекистана отошла Ленинабадской (ныне Согдийской) область, а  Бухарская и Самаркандская области остались в составе Узбекской ССР.

  Граница между республиками, не без умысла союзных властей, в том числе и Иосифа Вассарионовича Сталина, в ходе национально-государственного размежевания в Средней Азии была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане.

Такой же подход наблюдался при образовании союзных и автономных республик  в Закавказье.

  Не случайно, а именно поэтому, в  начале 1990-х годов таджикская сторона начала предъявлять территориальные претензии к Узбекистану на «исконные таджикские территории»,в частности, на Бухару, Самарканд.

 Обоснование такого «требования» таджикские историки пытаются аргументировать   ущемлением прав таджикского народа  пантюркистской элитой со времен  Бухарской Народной Республики,а позже и Узбекской ССР.

  В таком случае, как довод в обоснование, даже не ущемления прав, а вообще, бесправия всего таджикского  населения можно  приводить  и период  нахождения  территории Таджикистана вместе с Бадахшаном  под жесточайшим игом Бухарского эмирата.
  У Таджикистана, как у обособленной части эмирата - Восточной Бухары,не было тогда ещё своей столицы.
 

А ДЮШАМБЕ? Что это?

Кишлак с таким названием, о котором слышали  3000 лет тому.

 Археологи здесь нашли городище греко-бактрийского  царства,  кушанского периода, У11-У111 века, городище ШИШИ-ХОНА.

 Дюшамбе в начале ХХ века - кишлак из 300-400 кибиток с населением до 1000 человек, в котором было всего 4 дома с деревянными полами.

В Дюшамбе –  "БАЗАР по ПОНЕДЕЛЬНИКАМ", позже он сросся с кишлаками Сариосиё, Шохмансур и Дюшамбе.
До 1920 года Таджикистан,был не государством, а всего лишь осколком Бухарского эмирата. (Восточная Бухара).

 В 1920 году Эмир Бухарский Саид - Алимхан бежал из Бухары и,до бегства в Афганистан, сделал это место своей временной резиденцией.

 
Только  в 1924 году  ДЮШАМБЕ стал столицей  Таджикистана- государства, появившегося на карте мира, но в то время ещё не признанного мировыми государствами.

С 1929года ДУШАМБЕ стал Сталинабадом, а в 1961 году  переименован в ДУШАНБЕ.

 В то время (в 1961 году) в городе проживало в пределах 180 тыс. человек, в том числе, наши родные и   близкие нам люди.

 Благодаря этому сегодня ТАДЖИКИСТАН – РЕСБУБЛИКА, свободная, но от чего или от кого не знаю.
 Сейчас в Душанбе живет более 1 миллиона человек.

 Нас среди этого миллиона там нет, но мы там всё-таки есть, потому что в ком- то от рождения, в ком-то с юных лет Таджикистан остаётся в наших душах болью и радостью.


31 августа 1991 года  Узбекская Советская Социалистическая Республика,  одна из союзных республик Советского Союза, провозгласила независимость.

С  9 сентября  1991 года  Таджикская  Советская  Социалистическая   Республика, в результате распада СССР прекратила свое существование и стала  независимым государством Республикой Таджикистан.


В рамках национального и государственного строительства новые независимые государства  ринулись  активно использовать историю в качестве одного из основных идеологических инструментов.

Укрепление независимости Узбекистана и Таджикистана сопровождалось становлением взгляда на их собственную историю, вписываемую в рамки государственной идеологии.
 
Взаимное переплетение  путей развития Таджикистана и Узбекистана и миллионов людских судеб,  требует от всех  крайне взвешенной интерпретации сторон  об  их  историческом  прошлом, прежде всего, в целях  исключения какой-либо основы для разжигания отчуждения между узбеками и таджиками даже  на бытовом уровне.


Дай бог нам всем благополучия.  Процветания нашим странам в мире и содружестве.
Иншааллах – «Если будет на то его воля».



 При подготовке материала мною использовались  материалы, взятые их Интернета:
 


Мавераннахр. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Корреспондент УзИА Рустам Жабборов (Джаборов)   «Государственному музею истории Темуридов исполнилось 11 лет»  статья от 17.10.2007 года;

Арабский халифат.Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Саманиды. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Тимуриды, Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

 Русские военные историки XIX в. о причинах и мотивах движения России на восток (в Среднюю Азию и Южный Казахстан;

М. Тереньтьев. Россия и Англия в Средней Азии;

Борис Литвинский. Живая история Средней Азии;

 "История: Русские переселенцы в Туркестанском крае"

 История Центральной Азии: Слишком «Большая игра»;

Узбекская Советская Социалистическая Республика. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

 Мария Яновская -  Душанбе-1990: русский взгляд;

История СССР.Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия;


Декрет СНК РСФСР от 14.04.1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции"

Распад СССР.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Клавихо, Руи Гонсалес. "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура";
 
Таджикская Советская Социалистическая Республика.Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Таджикистан. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

История Таджикистана. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Государство с древнейших времен до наших дней:
краткие сведения об истории Узбекистана;

Новейшая история Узбекистана;

Бухара. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Самарканд. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;
 


Рецензии
Александр! Интересную тему дипломной работы Вы взяли, я с интересом прочитала...напомнили страницы истории Узбекистана и Таджикистана.

Да, в Ташкенте снесли все памятники революции и я всегда была с этим не согласна. Сегодняшняя молодежь уже не знают значение слов - пионер, комсомолец. Разве можно таким варварским образом стирать страницы истории становления Узбекистана - убрать памятники Ленина,Куйбышева и Дзержинского. И действительно, памятника Будёного в Ташкенте нет и не было. Я родилась в Ташкенте и прожила там сорок лет,но если бы он был,я наверное бы об этом знала.Памятник Карлу Марксу - (огромная голова Маркса с развивающимися волосами на постаменте на сквере Революции среди столетних кленов и дубов) тоже убрали и вместе с ним вырубили все столетние деревья. Под сквером проходит линия метро, и оказывается, корни деревьев разрушают туннели метро. Другого выхода не нашли - кроме как вырубать столетний небольшой лес кленов и дубов.Осенью люди приходили в сквер только для того,чтобы полюбоваться осенней красотой деревьев. А у памятника Маркса мы фотографировались после окончания каждого года обучения в Университете имени Ленина.

Завоевателя Тимура в Узбекистане сейчас считают основоположником страны Узбекистан. Очень долго выбирали: в какую же сторону он должен показывать рукой и выбрали - в сторону "Белого дома" - бывшей Красной площади, а теперь "мустакиллик майдони" (площадь "независимости").

Душанбе (а) - понедельник (с узб), а "Базар по понедельникам" - это перевод с таджикского? Действительно- после разделения республик не только земли Таджикистана отошли на территорию Узбекистана, но и Кыргизистана.(На границе с Киргизией г.Ош даже были волнения и резня по этому поводу). Таджики разговаривают на языке фарси, и узбеки не понимают и не хотят его понимать. Вражда, как существовала с тех лет, так и продолжается, но только у тех,кто шовинистически настроен против любой нации. Многих таджиков записали в паспортах - узбеки,но они до сих пор говоря:нет, я не узбек-я таджик.

Одно время, после перестройки все периначивалось на узб.язык,теперь за последние три года,(я часто езжу в Ташкент, идет обратная тенденция, появились вывески магазинов на рус. яз., продавцы стали разговаривать и отвечать по русски, при оформлении документации спрашивают на каком языке писать, и даже многие русскоязычные стали возвращаться в страну,но вместе с тем, много русскоязычных и узбеков эмигрировали,также как и из других республик и из России. Кстати, к нам приезжал потомок Чагатая, на ВДНХа, с компьюторной выставкой. Молодой мужчина, лет сорока двух - рыжеватые волосы, зеленоглазый. Говорил нам,что именно так выглядели узбеки во время жизни его прадеда в Узбекистане(на англ.яз., своего языка он,естественно,уже не помнил). Есть район в Старом городе под таким названием "Чагатай" - это земли его прадеда.
На сайте об истории Узбекистана-завоеваний революции - в литературной художественной,детективной в то же время форме, пишет Игорь Поветкин (он у меня в списке избранных). Читала "Шесть братьев эмира,понравилось.

Настрочила я Вам,Александр...А вообщем-то хотела поздравить с Праздником Победы. (уже правда с прошедим,опоздала на один день).

Здоровья Вам и долголетия! Оставайтесь таким же искренним, с позитивным и нешовинистическим взглядом на мир, каким я узнала Вас на сайте Прозы. Пусть каждый день приносит Вам творческое вдохновение и хорошее настроение!
С уважением Ида.

Ида Байкал   13.05.2019 09:53     Заявить о нарушении
Здравствуй уважаемая Ида. Это поздравление дорогого для меня стоит. Низкий Вам поклон. И Вас с праздником Валикой Победы советского народа в битве гигантов. А родная Ваша земля Узбекистана пусть только процветает , но в содружестве со всеми соседями Средней Азии. У меня,Ида, есть сборник Наш путь земной ещё пылит. Это о нашей поездке к другу в Ташкент. Для Вас это будет, как понял, интересное путешествие по родной земле. С искренним уважением Александр.

Александр Жгутов   10.05.2019 09:17   Заявить о нарушении
Спасибо Александр, за пожелания... И я такого же мнения. О Вашей поездке к другу в Узбекистан я уже читала,но все равно загляну,может это уже другой рассказ. Я добавила в концовке этой рец.,о "шести братьев эмира".Если будет интересно,почитайте.

Ида Байкал   10.05.2019 09:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Ида. Обязательно посмотрю
Читаю. Заинтересовали

Александр Жгутов   10.05.2019 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.