Год после Болотной

(интервью для "Литературной газеты")

Год, прошедший с событий на Болотной – повод подвести предварительные итоги.
Сразу можно отметить, что первые впечатления годовой давности – что «эпоха Путина» завершена и мы «живем в новой стране» - скорее не оправдались, чем оправдались. Эпоха продолжается, хотя в ней появились некоторые новые краски и новые нюансы.
Главным, хотя и политически второстепенным итогом этого года стала смена поколений в оппозиции, и определенная смена настроений среди ее активной части. Оппозиция полевела, приобрела некоторые умеренно националистические оттенки, и стала выразителем скорее общедемократических ценностей, чем либеральных. Среди наиболее ярких лидеров новой волны – Навальный, Удальцов, Чирикова, Гудков, Пономарев, Шеин – именно они доминируют в Координационном Совете, из которого оказались вытеснены оппозиционеры старшего поколения, точнее их большая часть. Ясно, что если в стране и появится (до этого пока еще далеко) оппозиционная партия, способная составить конкуренцию нынешним парламентским, то это будет не либеральная, а именно лево-демократическая партия.
Однако даже системный кризис, охвативший парламентские партии (во всех проблемы со сменой поколений лидеров, конфликты между отдельными группировками), наравне с более либеральным законом о регистрации партий – все это пока не привело к существенной смене партийно-политического ландшафта. Исследования, в которых я принимал участие в этом году, показали общую стабильность политических предпочтений,  которые очень скоро после «Болотной» вернулись на круги своя. И это нельзя объяснить никакими махинациями и фальсификациями на выборах. У доминировании «партии власти» есть намного более фундаментальные причины, чем подтасовки и административный ресурс. Власть это понимает, недолгая растерянность сменилась у нее чувством уверенности, она демонстрирует готовность опереться на наиболее консервативные слои общества, давая понять либералам, что обойдется и без них. Хотели порядка? Получите. Хотели борьбы с коррупцией? Получите. В этом смысле «Болотная» привела скорее к противоположному от желаемого результата, к усилению консервативной составляющей «партии власти».
В то же время, отсутствие хоть сколько-нибудь существенного политического результата, отнюдь не означает, что наметившийся тренд на «пробуждение от спячки», на новый общественный запрос, включающий пересмотр сложившихся отношений между обществом и властью, потерял актуальность. Смена поколений продолжается, и не только среди уличных лидеров. Страх перед властью исчез, волна уличных протестов его «растабуировала», закрутить гайки в информационном пространстве, особенно в Сети, как это пытаются делать, скорее даст обратный эффект. У новых поколений россиян все меньше готовности безропотно сносить нарушения своих прав – не столько политических, сколько самых обычных, дома, в быту, на работе, сами собой появляются механизмы защиты от беспредела, с которым еще совсем недавно мирились. Никуда не делись все более массовые настроения против беспредела, связанного с миграцией и мигрантами. Но – простых политических путей для решения этих вопросов нет. Если год назад были наивные надежды на  то, что «честные выборы» могут стать тем волшебным ключиком, который отворит нам дверь в «новую Россию» - демократическую, правозащищенную, живущую по законам, а не по понятиям, то теперь все это кажется  совершенно иллюзорным. Этот год показал, что «честные выборы» менее опасны для власти, чем для оппозиции, и ее только укрепляют. Сами по себе выборы в той реальной, квази-монархической системе, по которой живет страна, являются лишь чем-то вроде декорации, а не ключевым элементом конструкции. Равно как и система политических партий. А антидемократизм нашего бытия лежит не столько в политической плоскости, он разлит в самом нашем бытии, и оппозиция от него также несвободна как и власть. Это проблема культуры взаимоотношений людей, культуры в широком смысле слова, которую невозможно регулировать извне. И на этом фоне хоть какой-то порядок, пусть минимальный и полукриминальный, который дает власть, лучше хаоса и беспредела. Увы, чрезвычайно невысоким оказался и интеллектуальный багаж уличной оппозиции, не сумевшей родить никаких новых идей и подходов, да и просто трезво оценить реальность. Отсюда – и тупик, разочарование тех, кто год назад был на Болотной и Сахарова.


Рецензии