Загадка египетской пирамиды A. Zatloukal
При раскопках в древнем египетском храме Солнца археологи обнаружили надпись: «Ты, желающий стать князем Бога Солнца, должен сначала выдержать испытание.
По зову, ты войдёшь в помещение за этой стеной и останешься в нём до тех пор, пока не справишься с задачей, которая там тебя ожидает. Посреди помещения, в круглом колодце, находятся две скрещенные жерди длиной две меры длины и три меры длины. Они пересекаются как раз на поверхности воды на расстоянии одной меры длины от дна.
Твоя задача – найти диаметр колодца, а результат на глиняной дощечке передать в отверстие стены князю, который будет ждать за стеной. Если хорошо поразмыслишь, то ты выдержишь это испытание. Если же не выдержишь, то умрёшь от голода».
У нас нет намерения - задавать читателю математическую задачку, но
у этой загадки есть философский подтекст.
Математически задание в действительности тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Задачу можно, например, привести к уравнению эллипсов или при помощи теоремы Пифагора составить систему уравнений с несколькими неизвестными. В обоих случаях это ещё не позволит достичь цели, но используя формулы, можно рассчитать диаметр колодца с достаточной точностью. Сравнивая левую и правую части уравнений, мы, в конце концов, определим, что диаметр колодца равен приблизительно 1,23 меры длины. Компьютер справится с этой задачей методом последовательных приближений за долю секунды. Вопрос, однако, заключается в том, как диаметр колодца рассчитывали древние египтяне. У них ведь не было ни компьютера, ни калькулятора!
Оставим на время Египет, колодец со скрещенными жердями, мучающегося адепта, желающего назваться князем храма бога Солнца, и обратим внимание на понятие «золотое сечение». Оно хорошо известно математикам, художникам, архитекторам, инженерам. Это такой способ деления отрезка на две части, при котором отношение длины меньшей части к большей равно отношению большей части к длине всего отрезка. Пифагор называл это отношение золотой пропорцией, а Леонардо да Винчи – золотым сечением. Численное выражение этого отношения находится между двумя третями и одной третью.
Художникам известно это как отношение совершенной гармонии. Если мы рассмотрим картины или художественные фотографии, то обратим внимание на то, что основные фигуры в них помещены не в центре, а, как правило, несколько сбоку, как раз в золотом сечении по ширине полотна.
Золотое сечение использовали с самого начала и в архитектуре. Позднее, с развитием статистики, инженеры выяснили, что формы, кажущиеся глазу совершенными, являются наилучшими и по способу использования в них строительных материалов.
Золотое сечение мы найдём и в природе. Некоторые растения укрепляют свой стебель коленцами, количество которых возрастает от корня к верхушке приблизительно в золотой пропорции; количество жилок в некоторых листьях от основания листа к его вершине также увеличивается всё в той же золотой пропорции.
Причина отмеченных явлений находится не в таинственной мудрости растений, а в окружающей их действительности. Ведь именно таким образом растёт самый крепкий стебель, лучше противостоящий ветру и другим неблагоприятным воздействиям: стебель или лист растут до тех пор, пока не достигнут границы, где ещё могут выдержать собственную тяжесть, затем в этом месте развивается коленце или жилка.
Всё то, что создано людьми и кажется нам прекрасным, имеет в природе свой прообраз. Уже в первобытных кувшинах грушевидной формы легко проследить копирование человеком форм окружающей природы, использование им этих форм в своём творчестве: каждая капелька, собирающаяся упасть с ветки или с водопроводной трубы, постепенно тяжелеет и становится, в конце концов, грушевидной. Изменением форм в природе занимаются природные силы, результаты работы которых, мы всё время наблюдаем, но само их бытиё не осознаём. То, что они сотворили, мы воспринимаем как красоту.
В музыке сложнее показать взаимосвязь между произведением рук человеческих и природой, однако и здесь она существует. Если мы запишем птичью трель, а потом прослушаем её в замедленном темпе, то она удивит нас своей схожестью с интонациями индийской музыки, существующей уже тысячелетия. Птицы, особенно маленькие, воспринимают окружающий мир быстрее, чем человек, поэтому их песням, чтобы стать доступнее и понятнее для нас, требуется замедление. Хорошо, спросите вы, откуда же сами птицы позаимствовали прообраз для своего пения?
Каждая тварь в Творении берёт энергию для своего существования из всеобъемлющей и содержащей всё Энергии Творца, причём лишь малую часть – остальное она не способна ни вместить в себя, ни переработать. Мы можем сравнить эту энергию Творца с белым солнечным светом, содержащим в себе все цвета радуги. Если мы поставим в направлении движения света цветное стёклышко, например красное, то из всех цветов, присутствующих в белом свете, мы тем самым выделим только один, в нашем случае красный. Между тем наш сосед предпочтёт стёклышко синего цвета. Вот так и любой из нас черпает из постоянного источника и создаёт, а лучше сказать выбирает из него для себя то, что близко только ему. Поэтому и «речь» разных птиц многообразна. Можно представить себе огромное количество световых течений и звуковых тонов, текущих около нас, из которых каждая тварь выбирает только малую часть и делает её видимой или слышимой для других по-своему. Это относится и к человеческой речи, которая у разных народов передаёт одни и те же понятия (например, «дерево») различными звуками и различными словами (Baum, Tree, strom и т. д.)
Но вернёмся к египетской пирамиде. Так как же вычисляли диаметр колодца древние египтяне? Ответ: никак! Они считали задачу математически не решаемой! И горе адепту, пусть даже самому сообразительному, если он уходил в решение задачи с головой и надеялся найти результат исключительно с помощью знаний и рассуждений. Решение, кажущееся таким близким, не давалось, «орешек» оставался твёрд, уходили час за часом, беспокойство постепенно перерастало в усталость, изнурение, к ним присоединялся голод…
А решение было совсем рядом! Следовало только оставить углублённые рассудочные конструкции и включить своё внимание, интуицию, чтобы пришедшая в голову идея сумела одним своим отсветом рассеять царивший в ней мрак. Ведь диаметр колодца почти совпадает с золотым сечением для жерди длиной в две меры!
Разница не превышает 0.4%! Внимательный человек, однажды уже встречавшийся с золотым сечением, без труда узнает его.
На самом деле задача, стоявшая перед адептом, имеет отношение к каждому из нас, напоминая о существовании решения, подобного описанному в этой математической задаче:
может быть решение многих наших, на вид таких трудных проблем находится так же близко?!
А. Затлоукал,
перевод с чешского журнала "Svet Gralu"
Примечание переводчика:
В Москве, исследуя архитектуру собора Василия Блаженного, математики тоже пришли к выводу о преобладании в ней целого ряда
Золотых сечений. Как пример присутствия золотого сечения в поэзии можно привести стихи А. С. Пушкина. Очень часто они состоят как бы из двух частей, отношение которых близко к золотой пропорции. Так в наиболее совершенной восьмой главе романа «Евгений Онегин» письмо Евгения Татьяне разбивает главу на две большие части - 32 и 19 стихов, а пропорция 19/32 приближается к золотому сечению.
Свидетельство о публикации №212120701595