Бездорожье

        венок сонетов - 4


                - 1 -

На душу грешную мою
Пришел покой… вчера, а ныне:
Забились пчелами в рою
Вдруг мысли молодо-шальные.

И вновь себя не узнаю:
Плыву по жизни – по стремнине,
И рифмы быстрые ловлю,
На миг попав в миры иные.

Отнюдь, природа -  не клише!
И ей – я мыслю – по душе
Ваять свой образ разно-сложный.

Лишь повторяется стократ:
Рассвет – закат, рассвет – закат,
Ступая в вечность осторожно.


                - 2 -

Ступая в вечность осторожно,
Грядут века за кругом круг,
Иль по спирали (все возможно!)-
Мы снова встретимся, мой друг?

Не буду спорить – шанс ничтожный.
Вдруг полетит свободный дух,
Устав от жизни ненадежной,
Чрез смерти временный испуг.

И домом будет бесконечность,
А впереди – не век, а вечность…-
Вот благодать, но я молю:
«Позволь помучиться немного!..»

Но скрылось солнце… На дорогу
Набрел закат, где я стою…


                - 3 -

Набрел закат, где я стою…
Мерцает снег искристо-синий,
И сыплет сверху на лыжню,
 Переливаясь, звездный иней.

В лесу, как в сказочном раю,
Насыщен смыслом воздух зимний,
И я смотреть не устаю
На колдовство изящных линий,

На чары призрачных теней…
О, эта магия ночей!
Ты как привет из жизни прошлой.

Все повторяется, как встарь…
И тает время – календарь,
Внимая сумраку, как должно…


                -4-

 Внимая сумраку, как должно
(Не так и скуден мой удел!),
К венку из мыслей всевозможных
Ищу единственный задел.

Искал в заботах неотложных,
За суетой всегдашних дел…
Вдруг, как кристалл в пыли дорожной,
Сверкнул строкой желанный перл.

Еще строка, за ней другая,
Словами-рифмами играя,
Оттенок нужный придаю.

Забыв про смутную тревогу
(Все хорошо! – И слава Богу!),
Дурные мысли прочь гоню…


                -5-

Дурные мысли прочь гоню.
Они из прошлого, как эхо;
Как бумеранг, как интервью:
Вопрос – ответ и… не до смеха.

Свои ошибки признаю,
А годы думам не помеха.
Забыть бы все, «предать огню»
И жить по «формуле успеха».

Другая жизнь! Каков расклад!
А получилось невпопад:
Правдивой – ложь, а правда – ложной.

Как дальше жить? Живу, как все,
Кто в жизненной той полосе…
И все же на душе тревожно.


                - 6 -

И все же на душе тревожно:
Мир искажением зеркал
Вознесся в суете безбожной
На заграничный пьедестал.

«Закон – тайга…» На лад таежный
(Коль правит миром капитал):
Жизнь – перебор в игре картежной,
Покуда сильным ты не стал.

Когда витает дух базарный,
То не в почете труд ударный.
И страсть наживы во хмелю
Пьянит, как сладкая отрава…

Я ж в тишине, где мыслей лава,
Встречаю звездную семью.


                - 7 -

Встречаю звездную семью –
Предвестницу бессонной ночи,
Где тени-призраки снуют,
Играя в прятки у обочин;

Где ветры жалобно поют;
Где дух лесной морозно - сочен;
Где я реальность познаю,
Верней, пытаюсь, что есть мочи;

Где вольно пишутся стихи;
И вспоминаются грехи,
Осыпав тело мелкой дрожью…

А ночь по-своему права!..
Скажу прощальные слова
И… напрямик – по бездорожью!


               - 8 -

И… напрямик – по бездорожью,
Маяк – высокая луна.
Иду без устали, порожний,
Что мне сугробов целина!

И память – пахарь мой надежный –
Свои роняет семена:
Средь звезд – ватаги молодежной –
Лечу в былые времена,

Где лето, бабушка живая
Мой лепет слушала, кивая.
И за окном сирень цвела…

В архивах памяти все зримо…
Как вдруг меняется картина:
Сверкают елей купола.


              - 9 -

Сверкают елей купола.
Неуловимо-осязаем
Тернистый путь (не похвала!),
А на ветру – другое знамя.

Луна наивно – весела,
Ей все равно, что будет с нами.
Свои мечты, свои дела
Уже по-новому сверяем.

Безумный мир, скандальный мир:
Другой Герой, другой Кумир, -
Играют дети в «два ствола»,

В крутого бармена за стойкой…
Гадать, по-моему, не стоит,
О чем молчат колокола?!


                - 10 -

О чем молчат колокола –
Глашатаи небесной сферы?
Печать сомнения легла
На острие мятежной эры.

Ужели все покроет мгла -
Тупая ненависть без меры
И мнимой совести шкала
Плюс показной избыток веры;

Кругом царящий беспредел?..
Звучит «гуманный» передел
Фальшивой нотой камертона.

Трезвонить надо бы давно!
Но все равно, но все равно
В глуши не слышно перезвона.


                - 11 –

В глуши не слышно перезвона,
Но горевать ты не спеши –
Ведь бьется сердце упоенно,
Как главный колокол души.

В том бое слышится невольно:
Восторг достигнутых вершин,
Тоска дорог, печаль перронов,
Стихи, звучащие в тиши,

И радость встреч, и грусть разлуки,
И боль утрат, и горечь муки,
Любви пленительный экстаз.

О, память сердца! Разум воли! –
Не цепь случайностей, а боле,
И мне почудится не раз.


               - 12 -

…И мне почудится не раз:
По снегу – лунная дорога
И звезды лучиками глаз
Меня проводят от порога.

Куда – зачем в столь поздний час
Летит крылатая пирога?
Маршрут известный – на Парнас,
За синей птицей – рифмой строгой.

Там, всеми красками играя,
Вода поэзии живая
Даст силы каждому из нас

И утешенье в час печали,
И окрылит надеждой дали –
Над лесом звезд иконостас.


                - 13 -

Над лесом - звезд иконостас.
Безмолвен мир в томленье сонном.
Лишь под луной снегов атлас
Несут серебряные волны.

Привычно все: луны анфас,
Как взгляд пронзительно – холодный!
Неловкость слов, нелепость фраз
Вдруг пропадут в ночи бездонной.

Растает времени мираж.
И лет стремительный вираж –
Укус смертельный скорпиона.

А я не знал своей судьбы,
Как вдруг возник в пылу борьбы
Сугроб ступенькою амвона…


               - 14 -

Сугроб- ступенькою амвона
Вписался в лес, как в Божий храм.
И неба звездная икона
Глядит на нынешний бедлам.

Накрыла снежная попона
Земную грязь и прочий хлам.
Со дна рутинного затона
Пора бы выбираться нам!

Речей сомнительна одежда…
Но будет «завтра» – есть надежда!
Я окна настежь отворю,

А за окном смеются дети…
Прольются свет и свежий ветер
На душу грешную мою.


                - 15 -

На душу грешную мою,
Ступая в вечность осторожно,
Набрел закат, где я стою
Внимая сумраку, как должно.

Дурные мысли прочь гоню,
И все же на душе тревожно…
Встречаю звездную семью
И…напрямик – по бездорожью.

Сверкают елей купола.
О чем молчат колокола?
В глуши не слышно перезвона.

И мне почудится не раз:
Над лесом – звезд иконостас,
Сугроб ступенькою амвона.


                2002 г


Рецензии