1991 год. Весна в Швейцарии - 2

                ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

            Первое впечатление от Гётеанума – его величавость, огромность и некоторая холодность. Но я еще не способна была осознавать, где я нахожусь и что всё это происходит со мной. Всё было, как во сне… В антракте я познакомилась с Ани Ян – маленькой, говорливой, улыбчивой и быстрой. Кажется, ей около 78 лет, но этого никогда не скажешь: так она подвижна и остра в реакциях. Имеет здесь свою ткацкую мастерскую.

          Как же приятно было повстречать там московскую приятельницу Аллу Рогожину, которая учится в мастерской Ани работать на ткацком станке! Она будет жить в Дорнахе всё лето. Там же я увидела и других русских антропософов из Москвы.

         Представление эвритмии было очень красочным и зрелищным, мы вернулись домой поздно. Звонила в Хаген, но никого не заставала, потом было всё время занято, и только ночью я смогла наконец дозвониться до Эрдмуте! Галя Л. к ней только сегодня приехала, и Алекса, жена Томаса, – тоже. Она успешно сдала экзамен и скоро едет к Томасу в Пакистан. Сегодня вечером они все вместе были в ресторане.

            ВОСКРЕСЕНЬЕ – 3 МАРТА. Наутро я совсем расклеилась: болело горло, душил кашель. Тереза дала мне каких-то таблеток. После завтрака я, немного поиграв на пианино, пошла побродить до Гётеанума и обратно. Фотографировала. На обратном пути у самого порога дома встретились с Аллой: она принесла ключ от квартиры Клауса Мойтера и тоже хотела бы проводить меня к нему.

         Мы легко перекусили (йогурт, овощи, фрукты, сыр), и соседка Терезы на машине отвезла нас всех туда. Мы оставили вещи, попрощались с Терезой и пошли с Аллой прогуляться по Арлесхейму и Дорнаху.

         Она мне всё показывала и рассказывала об этих местах. Дома – виллы и красивые особняки – окружены садами, цветниками, клумбами и грядками. Везде необыкновенная чистота, ухоженность, вся земля заботливо обработана. К дому, напротив нашего, примыкает обширное пастбище по склону горы, где, позвякивая колокольчиками, пасутся овцы и резвятся ягнята – настоящая пасторальная идиллия. Тишина, покой и впечатление полного благополучия и довольства. Изредка видишь, как хозяин чинно и спокойно постригает деревья в саду – уже начались весенние работы. Но, как правило, в выходной день работать не принято.

         Иногда по улице попадаются группы людей, не спеша идущих в ресторан – очевидно, на семейный ужин. А вообще прохожих немного, люди, в основном, ездят на машинах.

         Магазины в выходной закрыты, но по витринам видно, какое изобилие всего на свете.
        А вот и «Вилла Ханзи», та самая, в которой когда-то снимал комнаты Доктор Штейнер. Мы входим во двор, идем в сад. Повсюду островки цветущих фиалок – белых, желтых, фиолетовых. Пробиваются из земли анемоны и еще какие-то незнакомые ростки.

       Постепенно приблизились к Гетеануму. Алла показала мне мастерскую, в которой 30 марта 1925 года скончался Рудольф Штейнер, виллу Дульдек, стекольную мастерскую – все эти здания уцелели от пожара первого Гётеанума в 1922 году.
Второй Гётеанум выстроен уже из бетона, он совершенно иной по архитектуре, но также как и первый, по проекту Доктора Штейнера.

        Потом зашли к Алле домой. Она живёт совсем близко от Гётеанума, на вилле Унгеров – в небольшом уютном розовом доме. Мы попили чаю, и я направилась домой в Арлесхейм, по тем ориентирам, которые отмечала по дороге сюда. Дорога долгая (минут 30) и пустынная – здесь очень рано расходятся по своим домам-крепостям. Не слышно детских голосов, не видно пешеходов, лишь изредка бесшумно пронесется шикарный автомобиль. Если бы я захотела уточнить свой путь, то этого просто нельзя сделать: не у кого спросить.

        - Тишина и покой, как на кладбище или в крематории, - думала я, - и такой же изумительный порядок.

       Я одиноко брела по пустым улицам, и в сердце закрадывалась тоска по неухоженной и хаотичной простой русской деревне.

       Хозяин уже был дома и встретил меня на пороге прихожей. Познакомились – господин Клаус Мойтер, очень тихий, скромный, приятный чело¬век (позже узнала – ему 63 года). Квартира у него большая, 3-х комнатная, хорошо обставлена, кругом – идеальная, сверкающая чистота, просто не скажешь, что здесь живёт одинокий мужчина, старый холостяк.

       Он владелец магазина "Изделия из шелка и шерсти", где продает не только это, но и много сопутствующих товаров: янтарные бусы, лекарства (которые сам готовит из трав), парфюмерию и многое другое. Он хозяин магазина, он же продавец, снабженец – все на свете он.
       -А когда Вы болеете, кто же Вас замещает? - спросила я.
       -Я никогда не болею! - был ответ.

      Подсчитав дивиденды, он вечером опять идет в свой Geschaft. А я пью чай, принимаю душ, лекарства от простуды, которые он во множестве мне оставил, и ложусь спать.

                ------------------------------

         Продолжение следует.

       На фото: здание второго Гетеанума.


Рецензии
Тишина и покой - мечтаааа!
Таня, а все же какая погода там в марте, точно ответь, сколько градусов? Ну, ты была одета тепло, как из Сибири, а они как?

Алла Черри   08.12.2012 00:03     Заявить о нарушении
В марте там распускались деревья и цветы, повсюду - россыпи фиалок... Одеты были в легкие плащи или курточки.
А какая погода конкретно - ты это всегда можешь посмотреть в интернете.

Татьяна Кузнецова 4   08.12.2012 00:16   Заявить о нарушении
В общем, как в Париже, смотрю. Да я бы на д.р. убралась отсюда - в марте

Алла Черри   08.12.2012 00:59   Заявить о нарушении