Причастники, или настоящие счастливцы

Немецкий философ Готфрид Лейбниц определял счастье как состояние устойчивой радости, а его соотечественник Альберт Швейцер связывал счастье с хорошим здоровьем и плохой памятью. Американский мыслитель Ральф Эмерсон утверждал, что счастье - это аромат, который невозможно излить на других людей, не уронив на себя хотя бы несколько капель. Кого же можно назвать настоящими счастливцами? Что такое истинное счастье?
Слово “счастье” имеет своим корнем “часть”. Когда-то блудный сын потребовал у отца:  “Отче! дай мне следующую мне часть имения“. Отец удовлетворил его просьбу и распутный  юноша  не  только лишился своей части, но и своего причастия к отцовскому дому.
Когда Господь Иисус Христос заявил Петру: “Если будешь упрямиться – то не будешь иметь части со Мною”, то Пётр согласился на всё, только бы не потерять эту блаженную часть.
И в  одном из своих посланий апостол Пётр высоко ценит тех верующих людей,  которые сделались “причастниками Божеского естества” (2 Пет. 1:4). Зачастую причастниками считают  верующих, причащающихся во время богослужений. Однако смысл этого слова более глубокий.
Причастники – это те люди,  которые являются частью великого Целого, называемого Богом.
Человек  – часть, Бог – целое. И пребывая в Боге, имея часть в Нём, мы, христиане, по-настоящему счастливы. Соучаствуя со Христом в  страданиях  и  скорбях,  мы  вправе рассчитывать на соучастие в радости и блаженстве. Апостол Павел констатирует: «Ибо все мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).
Когда-то Пётр сказал Учителю:  “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы  вечной жизни” (Ин. 6:68).  Некогда Адам лишился общения с Богом, потерял свою часть в Эдемском саду. Таким образом, он стал несчастным. Несчастным оказался и как-будто получивший свободу, но обанкротившийся блудный сын.
Счастлив только причастник Божеского естества и Божьей благодати.
Счастье определяют не только как обладание духовными и материальными благами, но и как чувство удовлетворённости от этого обладания. Недаром мы спрашиваем на первый взгляд богатого человека, счастлив ли он. И нередко выясняется, что материальных благ далеко недостаточно для счастья. Кому-то не хватает здоровья, кому-то творческого успеха или славы. А, бывает, человек имеет видное общественное положение, сделал себе карьеру, оказался в зените славы или на вершине популярности, но не чувствует себя счастливым. Почему? В юности я пытался ответить на этот вопрос так:
Слава, власть и страсти –
Вроде птицы синей:
Это – призрак счастья,
Это – соль без силы,
Потому что счастье
Не бывает личным:
Это – соучастье
В нуждах  наших ближних!

В Своей Нагорной проповеди Спаситель призывает к тому, чтобы искать прежде всего Царства Божьего и правды Его (Мф. 6:33), заверяя, что прочие атрибуты житейского благополучия автоматически приложатся к основному содержанию нашей жизни.
Счастье – в  нашем  причастии к Божественным добродетелям и чувствованиям. Счастье – в смирении, в сочувствии ближним, в кротости, в стремлении к праведности, в милосердии, в чистоте сердца и языка, в умиротворении и в лишениях, и в гонениях, обусловленных нашим стремлением угодить Богу, исполнить Его волю, будучи “солью земли” и “светом мира”. Кстати, в своём послании апостол Петр определяет счастье причастников Божеского естества как подъём по лестнице добродетелей. Этапы или ступени этого духовного прогресса следующие:
вера – добродетель – рассудительность – воздержание – терпение – благочестие – братолюбие – любовь.
От веры к любви, от части к Целому, поскольку “Бог есть любовь”.
В этом  цель  жизни.  Цель  –  в стремлении к Целому,  о чём ап. Павел свидетельствует:  “Стремлюсь к цели,  к почести  вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп. 3:14), “Ибо, для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Флп.1:21).
Смерть, таким  образом,  становится  средством к цели.  Смерть плотского “я”,  распятие эгоизма  – путь к соединению со Христом, “ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения” (Рим. 6:5).
Исходя из этих соображений, апостол мотивирует своё убеждение: “...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (Флп. 1:23).
“Разрешиться” – значит:  сменить лагерную стоянку, перенести походную палатку в другое место, в данном случае, переменить адрес жительства с земного на небесный, и жить в непосредственной близости от Царя царей и Господа господствующих, при Его дворе, рядом с Его престолом, являясь Его придворными, Его наследниками, причастниками Его обетований.
В этом и заключается счастье. Счастье с большой буквы.

В чём сущность счастья? Быть здоровым,
Как говорят, «кровь  с молоком»?
Вкушать продукцию коровы
И жить беспечно и легко?

В чём сущность счастья? Быть богатым
И влиться в денежный поток,
Чреватый в перспективе адом,
Несущий гибельный потоп?

В чём сущность счастья? Стать женатым,
Влюблённым в дом свой и семью?
К высоким устремясь окладам,
В том видеть будущность свою?

В чём сущность счастья? Быть весёлым,
И юмором сдобряя речь,
Бродить по городам и сёлам,
Стремясь себя и всех развлечь?

Быть может, счастье – стать начальством,
Войти в круг, так сказать, вождей?
Не в том суть счастья… В соучастье
В скорбях и радостях людей!

Когда направишь в вечность зренье,
И видишь в Иисусе – клад,
Приходит удовлетворенье
От нематериальных благ.

А чтоб не оказаться в сраме
На точных Божиих весах,
Дай Бог, чтоб все мы собирали
Сокровища на небесах!


Рецензии