Причастники, или настоящие счастливцы
Слово “счастье” имеет своим корнем “часть”. Когда-то блудный сын потребовал у отца: “Отче! дай мне следующую мне часть имения“. Отец удовлетворил его просьбу и распутный юноша не только лишился своей части, но и своего причастия к отцовскому дому.
Когда Господь Иисус Христос заявил Петру: “Если будешь упрямиться – то не будешь иметь части со Мною”, то Пётр согласился на всё, только бы не потерять эту блаженную часть.
И в одном из своих посланий апостол Пётр высоко ценит тех верующих людей, которые сделались “причастниками Божеского естества” (2 Пет. 1:4). Зачастую причастниками считают верующих, причащающихся во время богослужений. Однако смысл этого слова более глубокий.
Причастники – это те люди, которые являются частью великого Целого, называемого Богом.
Человек – часть, Бог – целое. И пребывая в Боге, имея часть в Нём, мы, христиане, по-настоящему счастливы. Соучаствуя со Христом в страданиях и скорбях, мы вправе рассчитывать на соучастие в радости и блаженстве. Апостол Павел констатирует: «Ибо все мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).
Когда-то Пётр сказал Учителю: “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Ин. 6:68). Некогда Адам лишился общения с Богом, потерял свою часть в Эдемском саду. Таким образом, он стал несчастным. Несчастным оказался и как-будто получивший свободу, но обанкротившийся блудный сын.
Счастлив только причастник Божеского естества и Божьей благодати.
Счастье определяют не только как обладание духовными и материальными благами, но и как чувство удовлетворённости от этого обладания. Недаром мы спрашиваем на первый взгляд богатого человека, счастлив ли он. И нередко выясняется, что материальных благ далеко недостаточно для счастья. Кому-то не хватает здоровья, кому-то творческого успеха или славы. А, бывает, человек имеет видное общественное положение, сделал себе карьеру, оказался в зените славы или на вершине популярности, но не чувствует себя счастливым. Почему? В юности я пытался ответить на этот вопрос так:
Слава, власть и страсти –
Вроде птицы синей:
Это – призрак счастья,
Это – соль без силы,
Потому что счастье
Не бывает личным:
Это – соучастье
В нуждах наших ближних!
В Своей Нагорной проповеди Спаситель призывает к тому, чтобы искать прежде всего Царства Божьего и правды Его (Мф. 6:33), заверяя, что прочие атрибуты житейского благополучия автоматически приложатся к основному содержанию нашей жизни.
Счастье – в нашем причастии к Божественным добродетелям и чувствованиям. Счастье – в смирении, в сочувствии ближним, в кротости, в стремлении к праведности, в милосердии, в чистоте сердца и языка, в умиротворении и в лишениях, и в гонениях, обусловленных нашим стремлением угодить Богу, исполнить Его волю, будучи “солью земли” и “светом мира”. Кстати, в своём послании апостол Петр определяет счастье причастников Божеского естества как подъём по лестнице добродетелей. Этапы или ступени этого духовного прогресса следующие:
вера – добродетель – рассудительность – воздержание – терпение – благочестие – братолюбие – любовь.
От веры к любви, от части к Целому, поскольку “Бог есть любовь”.
В этом цель жизни. Цель – в стремлении к Целому, о чём ап. Павел свидетельствует: “Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп. 3:14), “Ибо, для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Флп.1:21).
Смерть, таким образом, становится средством к цели. Смерть плотского “я”, распятие эгоизма – путь к соединению со Христом, “ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения” (Рим. 6:5).
Исходя из этих соображений, апостол мотивирует своё убеждение: “...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (Флп. 1:23).
“Разрешиться” – значит: сменить лагерную стоянку, перенести походную палатку в другое место, в данном случае, переменить адрес жительства с земного на небесный, и жить в непосредственной близости от Царя царей и Господа господствующих, при Его дворе, рядом с Его престолом, являясь Его придворными, Его наследниками, причастниками Его обетований.
В этом и заключается счастье. Счастье с большой буквы.
В чём сущность счастья? Быть здоровым,
Как говорят, «кровь с молоком»?
Вкушать продукцию коровы
И жить беспечно и легко?
В чём сущность счастья? Быть богатым
И влиться в денежный поток,
Чреватый в перспективе адом,
Несущий гибельный потоп?
В чём сущность счастья? Стать женатым,
Влюблённым в дом свой и семью?
К высоким устремясь окладам,
В том видеть будущность свою?
В чём сущность счастья? Быть весёлым,
И юмором сдобряя речь,
Бродить по городам и сёлам,
Стремясь себя и всех развлечь?
Быть может, счастье – стать начальством,
Войти в круг, так сказать, вождей?
Не в том суть счастья… В соучастье
В скорбях и радостях людей!
Когда направишь в вечность зренье,
И видишь в Иисусе – клад,
Приходит удовлетворенье
От нематериальных благ.
А чтоб не оказаться в сраме
На точных Божиих весах,
Дай Бог, чтоб все мы собирали
Сокровища на небесах!
Свидетельство о публикации №212120700323