Горький запах полыни

               
                1
Людмила любит бродить по городу…Родилась и выросла она
в деревне,каких много на Алтае.Там ей знакома каждая улочка,каж-
дый дом и каждый человек.А здесь любая прогулка – целое откры-
тие.Она любит открывать новые улицы и дома . А больше всего лю –
бит встречать новых , ещё незнакомых ей людей .
Вот идёт она ясным осенним днём по улице . Какой прекрас –
ный день ! Синее безоблачное небо и яркое , словно весной , солнце
в глазах прохожих . Листья с деревьев ещё не все облетели и , ударя-
ясь друг о друга , зябко позванивают на лёгком морозце . Лужицы
покрыты тоненькими льдинками – кругом стоит звонкий хруст . У
всех весёлые лица – хорошо ! Она идёт одна , вглядывается в лица
прохожих и улыбается. Хороший город Барнаул – красивый , улыб-
чивый. Он прост и неповторим по-нашему,особой,сибирской красо-
той.И люди в нём живут хорошие,интересные,такие непохожие
друг на друга.Глядя на каждого из них,она мысленно желает всем
счастья,добра и потому улыбается,потому и хорошо на душе.
Не всё легко и просто в жизни и не бывает в ней сплошного
счастья и удач.Порой бывает плохо каждому – приходится встре-
титься и с горем,и с неудачами,и с большими непоправимыми беда-
ми…
Живут на земле люди : каждый – частичка огромного мира,со
своей особой судьбой. Я хочу рассказать вам о Людмиле , используя
её письма.

ПИСЬМО  ПЕРВОЕ
Здравствуй , Саша!
Прошёл всего лишь месяц,как мы с тобой расстались,но сколько за
это время произошло событий . Я хорошо сдала экзамены и стала
студенткой педагогического института. В общежитии всем мест не
хватило, поэтому я живу у своего дяди. Институт мне понравился :
здесь хорошие преподаватели, большие аудитории и читальный зал
с библиотекой, есть своя столовая, спортивный зал, лыжная база. Са-
мо здание института стоит в центре города, недалеко от вокзала. Ря-
дом много магазинов и кинотеатров. Но развлекаться пока некогда –
надо больше заниматься, чтобы привыкнуть к учёбе. Я ведь уже це-
лый год не училась.
У нас в группе большая часть – девчонки, правда, разного воз-
раста. Есть такие, которые уже закончили педагогическое училище.
Есть такие, что работали где-либо уже несколько лет. А есть и вчера-
шние школьницы. Такие, как я, кто не поступил в первый год после
школы – тоже есть. Я очень подружилась с двумя девочками. Их зо-
вут Галя и Маша. Особенно мне нравится Маша. Она весёлая, завод-
ная, хорошо поёт, пишет стихи. Она такая симпатичная – маленько-
го роста, с длинными прямыми волосами и огромными голубыми
глазами. Галя – полная противоположность. Она высокая, полнень-
кая, с короткой стрижкой, слегка картавит, зато лучше всех нас пи-
шет диктанты – только на 5. И вообще она очень умная. С девчонка-
ми мы познакомились и подружились ещё во время поступления,
когда были абитуриентками…Тебя я вспоминаю каждый день и бе-
зумно скучаю. Чтобы легче было пережить разлуку, пишу стихи :
Положу тебе руки на плечи я –
Обнимай же покрепче меня!
Поцелуй! Я твоя безупречная.
Ах, какие глаза у тебя!

Будто омут. К чему опасения?
Утопаю! И нет мне спасения.
Как люблю я тебя! Без ума!
Не судите же строго меня.

Замирает сердце в поцелуе,
А порой, как птица в клетке, бьётся,
Если меня милый поцелует
И когда при встрече улыбнётся.

Ты такой красивый и желанный,
Мой хороший, милый, долгожданный.
Мир огромный, мир чудесный, странный
Подарил тебя мне, мой названный.

И не жить мне без тебя на свете,
И не петь мне больше песни эти,
Не глядеть весёлыми глазами,
Коль не уживётся счастье с нами.
                2
Это было её первое письмо из Барнаула в Новосибирск к её
любимому. Она была ещё так молода и не понимала, сколько у жиз-
ни разных дорог и соблазнов, что они могут развести двух любящих
людей. Ей казалось всё так просто и безоблачно : они будут учиться,
писать друг другу письма, скучать и любить, чтобы однажды встре-
титься навсегда. Она так в это верила, что просто не могла думать
по-другому. Ей казалось, что весь мир устроен только для них двоих,
что они в центре этого мира, а всё остальное неважно.
А в принципе она была обыкновенная девчонка. Хорошо учи-
лась в школе, слушалась родителей, любила своё село, имела мечту
и была влюблена.
Село, где родилась и выросла Людмила, имеет очень краси-
вое название – Маралиха. Откуда взялось такое название? Говорят,
что когда первые переселенцы заехали в здешние места, то увидели
очень красивую самку-маралиху с маленьким детёнышем. Она бы-
ла настолько прекрасна, грациозна, что и деревню, образовавшуюся
здесь, решили назвать Маралихой. Это, конечно, легенда, но село
Маралиха в самом деле очень красивое.Когда едешь в Маралиху с
горки на горку, вдруг совершенно неожиданно открывается завора-
живающий вид : огромная чаша с зелёными краями гор, а по дну бе-
гут речки и ручеёчки, блестя и сверкая прозрачными струями вод,
малахитом отливают кущи тополей, ракит, берёз, черёмухи и сирени,
лёгким маревом стелется лёгкий зной над всем этим сказочным ве-
ликолепием.
Всегда сердце сжимается и замирает, едва только откроется
этот вид. И никогда и нигде больше на свете не испытываешь такого
щемящего и сладкого чувства. Богато одарила природа этот уголок
земли. Здесь есть ровные бескрайние поля, глубокие лога и овраги,
крутые склоны гор, лесистые заросли, каменистые пещеры, песчаные
берега рек, пруды и заводи.
А с горы село видно, как на ладони,в зелени деревьев, сквозь
которую проглядывают крыши домов. Над крышами широко раски-
нули свои ветви белоствольные берёзы. Кажется, что они защищают
людские жилища от дождей, снегов и ветров, и потому опустили
свои тоненькие веточки прямо на самые кровли и нежно прикрыли
их. Ветер треплет и теребит их верхушки, раскачивая из сторны в
сторону. Но они стойко переносят непогоду и продолжают служить
людям. Вон речка блестит, разделяя село на две части.
Это и есть Родина Людмилы, и лучше этого места ей не найти
никогда. Сердце радуется при виде знакомого и такого родного пей-
зажа и родительского дома вблизи зелёного колхозного поля. Сами
собой рождаются стихи :
               
Мы дома там, где каждую дощечку
Белили, красили или скребли.
Где душу детскую, как трепетную свечку,
Любили, нежили и берегли.

Глаза закрою – увижу снова :
В углу – иконы, лавки вдоль стены.
Простою, светлой, солнечной основой
До края души детские полны.

Промчалось детство. Время не прощает –
Морщины сеточкой легли у глаз.
В том доме снова свечи зажигают,
Чтобы в душе моей огонь не гас.

  ПИСЬМО  ВТОРОЕ

Здравствуй, мой любимый!
     Ты пишешь, что по натуре однолюб и осуждаешь тех ребят, кото-
рые читают письма от своих девушек вслух, смеются над ними. Я
вообще не понимаю, как это можно! Разве можно смеяться над любя-
щим сердцем?! Не знаю, как там другие девушки, но я никогда не
смогу забыть тебя и наши встречи. Я точно помню : те ночи были не
длиннее часа. Сначала всё затихало, засыпало, замирало вокруг, по-
том выплывала большая улыбчивая луна и, быстро оглядев свои вла-
дения, скрывалась за зубчатой стенкой гор. А вскоре всё начинало
снова оживать, трепетать, двигаться кругом…
А помнишь, когда я выстрелила в неё, в синюю ночь, из ру-
жья – она ведь за несколько минут проскакала тогда нашу долину.
Почему так было? Ведь нам так не хотелось расставаться! Так хоро-
шо было вдвоём в нашей маленькой сторожке! Но наступающее ут-
ро брало нас под руки и уводило по домам. А знаешь, у нас теперь
 ночи длинные-длинные. Они долго качают меня в колыбели сна,
поют какие-то бессвязные песни и печально глядят их глаза сквозь
темноту.
Я не люблю эти ночи. Я их боюсь. Теперь я точно знаю : ты-
волшебник,ты умеешь делать ночи короткими. Как же мне жить без
тебя? Нет! Не могу! И я сбегаю от себя, от моих стерегущих ночей.
Но никак не могу убежать. От себя никуда не сбежишь!
Город смотрит тысячью окон. Перед тысячью окон мы в отве-
те за всё : и за нашу маленькую, всеми, наверное, забытую сторожку,
и за новые светлые площади, где нам суждено встретиться. Я берегу
чистоту тех ночей и тебя прошу : береги! Их нельзя запятнать, иначе
нельзя, иначе стыдно будет зваться просто человеком.

Прошу – не грусти,
Подожди до весны!
Подарит нам солнце
Надежду на встречу.

И ласковый город
Приветливо встретит
Тебя на ладонях
Своих площадей.

И каждый прохожий,
Совсем незнакомый,
Тебе улыбнётся,
Как старому другу.

И будет на свете
Зелёная вьюга,
И будет весёлый,
Улыбчивый май.

Сквозь синюю вьюгу
И снежные вихри
Глядит мне в глаза
Золотая весна.
                3
С Сашей Людмила встретилась в маленьком посёлке Пролета-
рке, где она работала учительницей после неудачной попытки посту-
пить на учёбу в первый год после окончания школы. Квартирная хо-
зяйка оказалась женщиной доброй и приветливой, а хозяйкин сын
Валерка – весёлым и общительным. Он ей и рассказал о Сашке :
- Он такой упрямый, непослушный. Когда его ругала мама и грози-
лась убить за какой-нибудь проступок, он клал голову на порог и го-
ворил : «Руби!»
-Надо же!- думала Люда. – вот бы мне с ним познакомиться.
Она написала письмо, в котором и сообщила об этом. А он
взял да и приехал в ближайшее воскресенье. Люда проверяла тет-
радки своих учеников, сидя за столом в кухне, когда вошёл высокий
симпатичный молодой человек :
- Здравствуйте, я – Саша.   
  Бедное Людмилино сердце готово было выпрыгнуть из груди,
потому что она не ожидала, что их знакомство состоится так быстро
и была совершенно не готова. А он сказал, что у него сегодня выход-
ной, и он решил на лыжах прибежать к родственникам в гости. Люд-
мила сразу поняла, что это – её судьба. Наверное, она ему тоже пон-
равилась, потому что в следующее воскресенье он пришёл снова, да
ещё и с подарком. Это было колечко, простое колечко, даже не золо-
тое, но камушек в нём был особенный. Саша сказал :
- Если сбережёшь колечко – мы будем вместе навсегда.
Он рассказывал о Колыванском камнерезном заводе, где рабо-
тал, потому что тоже не поступил в институт в первый год после
школы :
- Завод наш известный. У нас сделали знаменитую вазу для Екатери-
ны 2-ой и везли её в Петербург через всю Россию на лошадях. Камни
у нас есть разные. Вот этот камушек, что я подарил тебе – камень
любви. Он помогает влюблённым пережить разлуку, соединяет серд-
ца. Береги его.
Они были хорошей парой – оба высокие, стройные, красивые.
Особенно Людмиле нравились его брови – густые, широкие, сросши-
еся на переносице . А эти чёрные глаза – смотреть не насмотреться.
Они любили молча смотреть в глаза друг друга и мечтать.
- Знаешь, - говорил Саша, - у нас в деревне есть мужчина. Я с ним хо-
рошо знаком, и он мне рассказывал историю своей жизни. Сейчас он
старый и одинокий человек. А был когда-то молодым и очень любил
одну девушку. Но она вышла замуж за другого. А он не смог её за-
быть и никогда не женился, не имел семьи и детей. Всю жизнь про-
жил один. Вот и я – такой же однолюб.
А однажды он поцеловал Людмилу. До этого она ещё ни с кем
не целовалась. Сердце замерло и улетело прочь из груди. Вся кровь
прилила к её лицу. Было стыдно и приятно. Он нежно обнимал её за
плечи и целовал снова и снова – так ласково и осторожно. Так и сиде-
ли они целые ночи напролёт вдвоём. Саша рассказывал о школе, как
учился, чем увлекался. А любил он спорт, особенно лыжи, стрельбу.
- А я ни разу не стреляла, - говорила она, - так хочется попробовать.
Принеси, пожалуйста, ружьё – я хоть один разок выстрелю.
И он принёс ружьё – настоящее, большое, тяжёлое. Вышли на улицу.
Люда подняла ружьё вверх и выстрелила в воздух над рекой. Отдача
была настолько сильной, что ударило в плечо. Потом она предложи-
ла :
- Давай испытаем судьбу.
Ей вдруг вспомнился рассказ М. Ю. Лермонтова «Фаталист».
-Я буду сидеть в избушке, а ты стреляй сквозь стену –попадёшь или
нет.
Она вдруг стала такой смелой, отчаянной. Стояла среди комнаты и
ждала…Выстрел…Ничего не произошло. Когда Саша зашёл в избу-
шку, она спросила :
- Ты не мимо стрелял?
- Да нет! Что ты? – удивился он.
А потом у Людмилы был день рождения. Она не готовилась
и никого не ждала. Но вдруг неожиданно явились все её друзья –се-
льская молодёжь. Пришлось срочно накрывать стол. Были подарки
и поздравления. А потом прибежала соседская девчонка и сказала,
что приехал Саша и ждёт её. Людмила, не задумываясь, побежала к
нему.
- Поздравляю с днём рождения! –сказал он и протянул…цветы.
Красные розы! Это было так удивительно среди зимы, в морозный
день.
- Как же ты их донёс? – удивилась она.
А он ответил :
- Возле сердца –за пазухой.
Незаметно учебный год подошёл к концу. Саша собрался пос-
тупать в военное училище в Новосибирске, а Люда решила пойти в
пединститут в Барнауле.
Тогда они встретились в последний раз перед разлукой. Это
был их день! Они бродили по полю, держась за руки. Было грустно
и хотелось плакать. Долго целовались, сидя на заветном камушке за
горой. Горели губы от прощальных поцелуев. Не было сил разжать
свои руки. Она слышала, как волновалось и замирало его сердце.
Солнце отражалось в его влюблённых глазах. Он шептал :
- Когда же мы теперь с тобой увидимся, милая моя, черноглазая Люд-
мила?!
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

Здравствуй, мой дорогой Саша!
      Ты пишешь мне, что очень трудно заниматься у вас в училище :
ранний подъём, построения, тренировки. Да и у нас нелегче : только
вместо построений – семинары, зачёты, читальный зал. Но больше
всего печалит то, что ты далеко и нам не встретиться ещё очень
долго. Мы расстались ранней весной. Всё кругом пробуждалось, но
было ещё так серо и однообразно. Мне показалось, что те полдня
длились всего минуту. Но они были лучшими в моей жизни… С тех
пор прошло лето, отвьюжила жёлтая осень, гудит зима.
А скоро опять наступит весна. Каждую весну я жду счастья,
но выходит наоборот : той весной мы расстались, а этой не увидимся
вообще. И я не знаю, но мне кажется, что с той поры прошло много-
много лет...
Это был солнцеглазый, солнцегубый, солнцерукий день, весь
в улыбках, из чистого, но такого робкого и призрачного счастья. Сол-
нце в небе отсчитывало своими беспощадными, как стрелки на часах,
пальцами-лучиками лёгкие облачка и клонилось к закату. А голова
моя клонилась к тебе на грудь, а глаза мои клонились к твоим. А в
них, в твоих, больших, чёрных, сияло вместо одного целых два солн-
ца – как было в них не смотреть!
Гудит зима, играет нами, как песчинками. Но мне до сих пор
светят два твоих солнышка. Какое это счастье! У каждого человека
должно быть дополнительное солнце – иначе трудно жить. Я его на-
шла – это ты, мой любимый! Но мне не легче от этого. Где бродит
моё солнышко? Кому оно светит? Хочу его в ладони! Хочу его расп-
лескать. Оно не уменьшится от этого. А станет ещё ярче – ведь от
него загорятся другие, и будет тысяча звёзд, и будет дивный лунный
свет, и будут снова глаза в глаза, и голова…моя…будет…клониться
к тебе на грудь… 

Звёзды падают
на спящий город…
Люди, я смотрю
в глаза бессонницей.
Не спите!
Мир чудесен и молод.
Утром
он зарницей раздвоится.
Светите ему
своими глазами.
Ищите
свои созвездия.
Не спите!
Я сегодня одна. Но я с вами
Хожу
по острию лезвия.
Смотрите на часы
при свете луны –
Хотите –
циферблат высвечу?
А к вам
кошмарные сны?
Хотите –
я их вызвездчу?
Не бойтесь!
Я не хвастаю и не шучу.
Мне не спится
в ночном перезвоне.
Просто
я признаться хочу,
Что поймала
звезду в ладони.
Не спите, люди!
Души грейте!
Звёзды падают
на спящий город.
В этом добром
и ласковом свете
Как мир ясен!
И как он молод!


                4
Когда Людмила вернулась из Пролетарки домой к родителям,
то стала готовиться к поступлению в институт. Наизусть выучила
все правила по русскому языку, все темы – для экзамена по немецко-
му, знала наизусть все программные произведения, даже доброволь-
но выучила наизусть многие главы из романа «Евгений Онегин» и
 многое другое.
Так что в институт Люда поступила без труда. И началась учё-
ба : «Языкознание», «Выразительное чтение», «Старославянский
язык», «Историческая грамматика», «Поэты серебряного века» - всё
это ей нравилось. А вот с немецким языком было сложнее, особенно
не давалось произношение.
Подготовкой занимались в основном в читальном зале, а по
выходным ходили в «шишковку». Людмила вставала в этот день ра-
но, но собиралась очень долго. Гладила одежду. Особенно тщательно
занималась макияжем. Это был целый ритуал : сначала наносился
крем – назывался он «Любимый», сверху крема ваткой наносилась
пудра, карандашом выводились стрелки на глазах, на веки густо на-
мазывались голубые тени, в завершении были тушь и губная помада.
- Вот теперь я похожа на человека! – восхищалась она. А, на самом
деле, была похожа на куклу. Юбочка на ней была самой минималь-
ной длины, а кофточка вся сплошь из одних дырок – связанная из
ниток крючком. Туфли на шпильке не менее 7 сантиметров. По её
мнению это был высший класс.
В читальном зале «шишковки» заниматься было одно удоволь-
ствие : высокие потолки, большие окна, цветы, удобные столы и сту-
лья. После занятий заходили в кафе «Лакомка» выпить кофе и съесть
пирожное. Иногда ходили в кино в новый кинотеатр «Мир» или в
«Россию».
На семинарах она отвечала обычно хорошо, так как готови-
лась серьёзно, а анализ любого произведения могла делать без под-
готовки, пользуясь лишь схемой анализа.
Очень много времени требовала подготовка к занятиям по ис-
тории КПСС.  Обычно нужно было изучить материал по определён-
ной тематике из 7-10 первоисточников,тщательно законспектировать
и подготовить выступление. Готовились очень серьёзно, потому что
этот предмет был обязательным на государственном экзамене при вы-
пуске из института.
Пользоваться шпаргалками Людмила вообще не умела, тогда
как многие студенты вообще не могли себе представить любые экза-
мены без «шпор». Даже были отдельные преподаватели, которые не
препятствовали их применению. Людмила интересовалась у опытных
«шпаргальщиков» :
- А как вы их проносите?
- Запросто. Во-первых, заходим не все вместе, чтобы можно было
комплект «шпор» передать друг другу. Закрепляем на внутренней
части полы пиджака или под свитером. Можно и под юбкой – это да-
же удобней, потому что не видно под столом, как ты отсчитываешь
билет на ощупь. Вести себя надо спокойно и кверенно.
Людмила решила попробовать на зкзамене по «Языкознанию»-
говорят, что преподаватель никогда не ловит «шпаргальщиков», а по
какой причине – неизвестно : может потому, что плохо видит, может,
просто не хочет ловить. И он, действительно, не смотрел на студен-
тов, готовящихся к ответу. Людмила стала осторожно отсчитывать
под юбкой нужный билет. А сердце билось так, что, казалось, вот-вот
выскочит из груди. Руки дрожали. Кое-как нашла нужный листок. Пе-
реписывать не стала, так как просто была не в состоянии – перечитала
несколько раз. Вопрос был лёгкий и ответ она знала хорошо и без
шпаргалки. Но она была уже не в состоянии включить свой мозг, так
как он был запрограммирован на шпаргалку. Поэтому при ответе чи-
тала по листочку. Преподаватель поставил четвёрку и сказал :
- Если бы немного уверенности – я бы мог поставить пятёрку…
- Не умеешь – не берись! – сказала она в сердцах по выходу из ауди-
тории.
- Что? Попалась? – удивились подруги.
- Нет. Просто руки дрожали – очень боялась. Без шпоры я бы ответи-
ла лучше. Больше эти «шпоры» сроду с собой не беру!
И, действительно, на экзамены Людмила ходила  всегда только
с ясной головой, хорошенько выспавшись перед экзаменом. Правда,
не всегда получала пятёрки, но ниже четвёрки никогда не опускалась.
В институтской столовой любимой едой Людмилы была котле-
та или каша манная с поджаренным ломтем колбасы и кофе с булоч-
кой. Ещё она любила поесть в кафе торт «Новинку» с лимонадом.
Ведь тогда и колбаса была из мяса, и каша на настоящем молоке с масс-
лом, и лимонад имел удивительно приятный фруктовый вкус.
А ещё Людмила любила со своими подругами петь в пустой
институтской аудитории. Она пела очень высоким голосом. Ей самой нравилось, но зрители морщились. Маша
пела намного лучше Людмилы – просто и правильно.
- Давайте я лучше сыграю вам, - предложила Тамара.
Она села за пианино, стоявшее в углу аудитории, и полились
яркие, сочные звуки «Прощания славянки», «Лунной сонаты». Все си-
дели, очарованные – до этого слушать музыку вживую никому не при-
ходилось.
- Спасибо, Тамара, ты просто вернула нас к жизни, - благодарили под-
руги, - теперь мы снова можем слушать эти скучные лекции.
А в выходной подруги опять пришли в институт. Людмила чи-
тала свои стихи про осень, в подражание Сергею Есе-
нину. Но Маше понравилось. Она сделала их краткий анализ. Так она
стала постоянным критиком Людмилы.
Девчонки тайком курили. В основном покупали «Столичные»
или «Варну». Обычно они брали по сигаретке и отправлялись в «ку-
рилку». Здесь Людмила становилась в позу и читала стихи, воображая
себя то Блоком, то Лермонтовым, то Есениным. А Маша «наводила»
критику. Голова кружилась от выкуренных сигарет и от пафоса. Было
хорошо. Обе чувствовали себя по-настоящему талантливыми.
Скоро их пригласили сотрудничать в факультетской газете
«Лингва». За годы учёбы в институте здесь было напечатано немало
их творений. Появились известность и популярность среди студентов.
В это же время Людмила стала посещать занятия факультета
общественных профессий на факультете журналистики, которые вёл
тогда один известный журналист. Он прочил Людмиле работу на ра-
дио или в газете, так как она хорошо писала, имела отличную дикцию,
выразительность и чёткость произношения.
Ещё Людмила занималась на факультете хорового пения и их
хор стал одним из лучших в городе, так что его пригласили снимать-
ся на телевидении.
По поручению комитета комсомола Людмила работала в добро-
вольной народной дружине по охране общественного порядка в горо-
де, и они дежурили по вечерам на улицах, на вокзале, возле кафе и
ресторанов. Кроме того работали с беспризорниками и с «трудными
детьми». И, конечно, она писала письма.

ПИСЬМО  ЧЕТВЁРТОЕ
 
  Здравствуй, Саша!
Жизнь моя заполнена до предела : учёба, общественная работа. Нам
приходится учить даже такие предметы, которые в работе совершен-
но не пригодятся. Например, «Историческая грамматика». Ведёт её
у нас одна пожилая женщина по имени Александра Ивановна, кото-
рую студенты зовут «баба Саня». Она такая вредная. Среди лекции
возьмёт прицепится к какому-нибудь студенту : почему так, а не ина-
че? Мучается бедный студент, пытается дать ответ, но всё неверно.
«Баба Саня» сердится, начинает обзывать студента дураком, дебилом.
Вот и ко мне она как-то докопалась с вопросом :
- Что сказал первобытный человек, когда вылез из пещеры?
Я гадать не стала и ответила :
- Я там не была и не слышала, что он сказал.
Как она завизжит :
- Выйди из аудитории!
Я, конечно, вышла, но так гордо и достойно, что «баба Саня онемела.
Может, задумается и перестанет теперь цепляться к студентам? Вот
такие у нас творятся дела. У вас, наверное, в училище всё по-другому:
чётко и строго – вы же люди военные. Ты спрашиваешь, чем я зани-
маюсь в свободное время? Читаю, хожу в кино, пишу стихи :

Дорога с поворотами. Бескрайние поля.
Опять судьба забросила в далёкие края.
Стучит-стучит колёсами. Везёт меня вперёд.
Где снова повстречаемся, когда весна придёт?

Лечу-лечу я в поезде к безоблачной мечте,
Ищу тебя повсюду я и еду лишь к тебе.

Быть может, и не встретимся на этот раз с тобой.
И всё проходит молодость. И всё зовут судьбой.
Ну что, судьба ты строгая, зачем же мне назло?
Я так хочу, однажды чтоб случайно повезло.

Пусть встретимся нескоро мы, но счастье-впереди.
Так где же ты, любимый мой? Навстречу выходи.
Иди сквозь расстояния, сквозь вёрсты и туман.
Люблю тебя и жду всегда – и это не обман.

Когда-нибудь мы встретимся. Пускай идут года.
И пусть проходит молодость – любить будем
                всегда.
Опять с тобой, назло дождям, в сиреневый
                рассвет
Давай возьмём в счастливый путь нечаянный
билет.


И будем вновь колёсами отсчитывать года
И будем вновь с тобой лететь в неведома куда.
Назло судьбе, назло годам – к безоблачной
мечте
Лечу вперёд, лечу опять и еду лишь к тебе.               

 

                5

Людмилины институтские подруги знали про её любовь и сочув-
вовали её переживаниям. Они видели, как она писала ему письма и с
тоской ждала ответов.
- Дай почитать, что ты пишешь своему Саше, - попросила как-то Га-
лина.
- От подруги секретов нет, - отвечала Людмила.
Когда Галина прочитала письмо, то воскликнула :
- Да это же целая поэма! А вот интересно, что он тебе пишет?
Людмила дала ей почитать последнее Сашино письмо :
- Здравствуй, моя милая черноглазая Людмила!
В училище у меня всё в порядке : учёба, самоподготовка – занимают
много времени. Кроме того, строевая и физическая подготовка. Хоро-
шо, что в школе спортом занимался. Это помогает справляться с тру-
дностями. Но о тебе я вспоминаю часто. Я тебя люблю и мечтаю о на-
шей новой встрече. Скоро у меня будет поездка в Барнаул по комсо-
мольским делам. Хочется тебя увидеть. Я тебе напишу или позвоню,
когда точно состоится эта поездка.
- Хорошо, - сказала Галя, - но слишком коротко и сухо.
- Он же парень. Ни к чему ему сентиментальность, - возразила Люда.
- Думай, как хочешь, - не согласилась Галина, - а только он неискрен-
ний, наигранный какой-то, фальшивый.
  Так и остались они с подругой каждая при своём мнении. Люд-
мила не хотела верить никому, потому что любила и верила…Саша и
в самом деле приезжал в Барнаул, но не застал её дома. Так они и не
встретились в этот раз.
В тот год в институте произошли неожиданно серьёзные и
странные события. Многих студентов, в том числе и из Людмилиной
группы, вызывали к сотруднику КГБ. Студенты никогда не слышали,
что у них такой есть в институте и даже имеет собственный кабинет.
Допрашивали по поводу анекдотов, рассматривая это как антисовет-
скую деятельность. Девчонки часто собирались в комнате, где жила
староста нашей группы. Приходили и домашние, барнаульские. Сме-
ялись, пели, рассказывали разные анекдоты. Откуда об этом стало из-
вестно сотруднику КГБ – всех удивило. Допрашивали так умно, так
запутывали и запугивали, что не захочешь, да скажешь правду, хотя и
рассказывать-то сильно было нечего – подумаешь, анекдоты! Кто их
не рассказывает?!. Девчонок объявили политически неблагонадёжны-
ми, записали выговоры в учётные комсомольские карточки. Дальше
этого дело, правда, не пошло. Но всё равно было страшно. Сразу
вспомнились сталинские времена, хотя мы об них знали только из
книг. Позже выяснилось, что подслушивающее устройство было
вмонтировано в радио. И ещё долго весь институт гудел, как растре-
воженный улей. А потом всё затихло и забылось. Да и сам сотрудник
куда-то исчез и опустел его кабинет. А дверь кабинета ещё почему-то
долго изо дня в день стояла открытая настежь.
В основном же жизнь в институте шла обычная : лекции, зачё-
ты, семинары, экзамены. По вечерам иногда ходили в драматический
театр или в театр оперетты. А ещё Тамара затащила однажды Людми-
лу на вечер симфонической музыки в краевую филармонию. Людми-
ле так понравилось, что она купила абонемент и стала ходить на та-
кие концерты регулярно. Музыка будила разные  чувства,
расслабляла, успокаивала. Саша писал постоянно, называл любимой,
самой красивой и мечтал о встрече…
Так и закончился первый год её учёбы в институте. Лето она
провела дома. Работала на кирпичном заводе, чтобы купить себе но-
вый костюм, туфли, сапоги, потому что там, в институте, она поняла,
что одежда играет в жизни человека немаловажную роль. Например,
одной из причин того, что Людмилина подруга Галина бросила инс-
титут, была именно одежда. У Гали были очень бедные и старые ро-
дители. Она жила, в основном, на одну свою стипендию. У неё было
всего два стареньких, простеньких платья, чёрные юбка свитер, при-
чём, вся  одежда неновая, может, кто-то из родственников отдавал
свою. Иногда присылал деньги брат, но у него была своя семья. А Га-
ля была девушка гордая, и ей было стыдно выглядеть хуже других.
Да тут ещё она влюбилась в одного парня, но рассчитывать на взаим-
ность вообще не надеялась. Поэтому бросила институт и уехала на за-
работки в Набережные Челны. Как сложилась дальше её судьба, Лю-
да не знала, потому что после отъезда Галины она получила от неё
всего лишь одно письмо с её новой фотографией в красивом летнем
платье.
Людмилины родители деньги присылали постоянно, иногда да-
же по два раза в месяц, если ей требовалось что-либо купить… Но
приличного костюма у неё не было. Да и сапоги она носила уже пя-
тый год – ей их купили родители, когда она училась ещё в девятом
классе в школе. Дома она их берегла и надевала очень редко, чтобы
было в чём ходить в городе. В тот год, сама заработав деньги, Люд-
мила купила хороший шерстяной костюм импортного производства.
Это была первая настоящая дорогая вещь у неё. Костюм был вишнё-
вого цвета, с удлинённой прямой юбкой и пиджаком с небольшими
накладными карманами и красивыми пуговицами. Сшит был костюм
довольно просто, но очень добротно – с металлической скобкой-зас-
тёжкой на поясе юбки, с шёлковым подкладом. А работала она тем
летом на кирпичном заводе.
Несмотря на трудности, она освоила все виды работы на произ-
водстве кирпича и часто стояла на резке сырца – самом ответственном
участке. Главными здесь были скорость и глазомер. Кирпич шёл не-
прерывно и нужно было вовремя и точно опустить ручку режущего
инструмента на движущуюся непрерывно массу. Дальше кирпич шёл
по конвейерной ленте на улицу, и, стоящий на повороте рабочий, дол-
жен был следить, чтобы кирпичи не падали на землю. Таких поворо-
тов на пути следования сырца было несколько. В сарае кирпичи сни-
мали с ленты и ставили их на бок друг на друга, чтобы они могли
просохнуть. Потом просохшие кирпичи закладывали в печь для обжи-
га. Когда кирпичи выгружали из печей, то надевали респираторы, по-
тому что стояла страшная пыль.
Каждый раз Людмила возвращалась с работы грязная, облеп-
ленная глиной и пылью. Топили баню, а иногда она шла купаться в
речку. Ведь было лето, и вода в реке к вечеру становилась очень
тёплая. После купания сразу становилось легко и прохладно. Вече-
ром она ходила в кино.
- Что же ты на танцы не ходишь? – удивлялась мама, но Людмила
молчала – она хранила верность своему единственному и по-прежне-
му писала ему длинные нежные письма.

                ПИСЬМО   ПЯТОЕ

Здравствуй, милый мой!
Какое это скучное и длинное лето. Хорошо хоть то, что я нашла себе
работу, а то бы я вообще от тоски сошла с ума. Работа трудная, и я
очень устаю, поэтому горевать некогда. Чем занимаюсь в выходные?
Читаю книги, хожу в кино, думаю о тебе. Подруг нет в деревне – все
куда-то уехали. А дома хорошо. Здесь обо мне заботится мама – всё
старается меня откормить своими пирогами и блинами. Она всё вре-
мя удивляется, почему я не хожу на танцы. Она буквально гонит меня
каждый вечер в клуб. Но что там делать?  Ведь на танцах теперь одни
малолетки. Сверстников там нет. Да я и не хочу никого видеть. Мне
нужен только ты один. Я снова и снова вспоминаю все наши встречи
в Пролетарке, нашу маленькую сторожку, заветный камешек за горой,
речку под обрывистым берегом, высокие берёзы вблизи домов. А ко-
лечко твоё я берегу. Никогда с ним не расстаюсь. Видела я в городе в
ювелирном магазине золотое колечко с дорогим камушком, только
твоё мне дороже всех самых дорогих – оно бесценное для меня. Где
ты сейчас? Чем занимаешься? Ты писал, что всё лето будешь на сбо-
рах. Наверное, трудно там? Совсем загоняло, наверное, вас там ваше
начальство…
Качает.
Паруса кренит.
Эй, не стой,
прохожий, на дороге!
Видишь,
как моя ладья летит
На крыльях
мечты и тревоги?
Я свою
звезду далёкую
До утра
хочу поймать
И весною
синеокою
Своё счастье
повстречать. 

                6

Осенью второй курс направили на уборку урожая в Косихин-
ский район. Места там были красивые : берёзовый лес, небольшая
прозрачная речушка, зелёные холмы. Сюда же направили группу ре-
бят из сельскохозяйственного института. Дружили группами, все
вместе : вместе копали картошку в колхозном огороде, разгружали
машины с зерном, ставили концерты в сельском клубе. Всё было хо-
рошо. Но когда приехали в институт после уборки Маша призналась
Людмиле :
- Знаешь, меня в колхозе изнасиловал Михаил, с которым я дружила.
- Да ты что? Что же ты мне там не сказала ничего? Я отомщу за тебя!
Мы ведь договорились с их группой, что пойдём вместе в ресторан
на День учителя. Вот там я с ним поговорю!
Людмила попросила Михаила проводить её до общежития и первая
начала разговор :
- Как вы могли так поступить с Машенькой? Вы воспользовались тем,
что она маленькая ростом и беззащитная.
А он сказал :
- Давайте зайдём в этот подъезд – я всё объясню.
В подъезде Михаил неожиданно стал пытаться обнять Людмилу и по-
целовать, но она, конечно, оттолкнула его.
- Вот видишь! – сказал он. – Теперь ты всё поняла?
Людмила не захотела даже больше смотреть на него, с возмущением
выскочила из подъезда и убежала. Только позднее, всё хорошенько
обдумав, она поняла, что так он попытался наглядно объяснить ей,
что с человеком ничего не может случиться, если он сам этого не же-
лает...
 
ПИСЬМО  ШЕСТОЕ

Здравствуй, мой ненаглядный!
Получила вчера твоё письмо и сразу же даю ответ. Ты пишешь, что
нынешним летом будешь отдыхать дома и приглашаешь меня к себе.
Я согласна на это, только прошу тебя приехать за мной , по-
тому что мне неудобно заявиться к вам самой. Все мои подруги соб-
рались летом на Шикотан – заработать деньги во время летней пути-
ны. А я думаю остаться в Барнауле. Здесь создаётся строительный
студенческий отряд, который будет штукатурить недавно построен-
ное новое общежитие педагогического института. Поработаю здесь,
думаю, что тоже  что-нибудь заработаю, чтобы помочь родителям с
деньгами. Мы с тобой знакомы уже два года, но ни разу не были
вместе больше одного дня. Хочу тебя видеть чаще, каждый день. И
ты мне даришь целый месяц! Как я счастлива! Мы будем говорить
друг другу «с добрым утром» и «спокойной ночи», будем вместе ку-
шать за столом, ходить в кино. Я увижу твоих родителей и волнуюсь
заранее : понравлюсь ли им? Говорят, что у вас там невероятно кра-
сивые места и знаменитый камнерезный завод. Хочу увидеть всё сво-
ими глазами. Буду с нетерпением ждать нашу встречу. Пусть быст-
рее бежит время, приближая эту встречу! Я так тебя люблю, что не
могу больше быть вдали от тебя.

Вот чепуха какая!
Что же опять со мной?
Чем же опять больна я?
Что за озноб такой?

Что же душа томится? –
Или чего-то ждёт?!
Что же опять случится? –
Или всё так пройдёт?!

Я ничего не знаю.
И не хочу узнать.
Я от себя сбегаю.
И не могу сбежать.

Слёзы не вытираю,
Взгляда не отвожу,
Не я тебя выбираю –
Сердце не упрошу.

7

Конечно, Людмиле тоже хотелось поехать на Шикотан, уви-
деть Тихий океан, острова, корабли. Но она отказалась, и её утешала
одна мысль, что в августе они встретятся с Сашей и будут вместе
долго-долго, целый месяц. Поэтому Людмила осталась работать в го-
роде в строительном отряде.
- Знаешь, я, наверное, никогда не научусь прилеплять этот раствор к
стене,- жаловалась она своей новой подруге Тане. – Мастер говорит,
что главное – нужно правильно накидывать раствор. А у меня он поч-
ти весь падает на пол.
- Да и у меня тоже, - вторила подруга. – Но ничего – мы научимся!
И они научились : сначала правильно накидывать раствор, а потом –
разглаживать его ровно-ровно.
- У вас хорошо получается, девчата, - хвалила мастер через неделю.-
Думаю поставить вас на разделку рустов. 
Русты – это такие углубления на стыках перекрытий на потол-
ке. Нужно было  замазать стык специальным раствором, а потом ак-
куратненько разровнять рустовкой. Получилось опять же не сразу.
По перчаткам стекал раствор, иногда попадал на руки и разъедал ко-
жу. Оставались долго незаживающие рубцы… Заработали они немно-
го. Но это не сильно опечалило Людмилу. Впереди была долгождан-
ная встреча.
Дома она помогала родителям выкопать картошку, побелить
в доме, подготовиться к зиме. А он всё не ехал и не ехал… Стояло
бабье лето. Было тепло. Всюду летали лёгкие паутинки. А деревья и
травы ещё зеленели. Все радовались тёплой осени. Ребятишки до поз-
дна играли на улице. Коровы и овцы паслись в поле. Летали бабочки
и стрекозы. Только Людмила ходила печальная…
- Наверное, он не приедет, -думала она, понурив голову.
Но он приехал через неделю. Глянула она однажды, а он идёт
по дороге к дому. Сердце затрепетало в груди, готовое вырваться на-
встречу любимому. Саша прожил у них два дня. На третий они уеха-
ли к Саше домой, в Колывань.
- Не езди. Останься дома, - просила мама.
Но Людмила не послушалась…Всю дорогу в автобусе Саша держал
её за руку, бережно обнимал за плечи, смотрел в её глаза. А дома го-
ревали Людмилины родители :
- Он, вроде бы, неплохой парень. Но чем всё это может закончиться –
она ещё не понимает. А потом будет жалеть…
А она не думала ни о чём. Она просто не могла даже представить, что
с ней может случиться что-нибудь плохое рядом с Сашей. Да никогда
и ни за что! Людмиле казалось, что такой любви, как у них с Сашей,
больше никогда и ни у кого на свете не было. Что они такие – единст-
венные и неповторимые. Людмиле было всё равно, что скажут люди,
что они подумают. Всё на свете имело смысл лишь потому, что они
любили. Вся природа : цветы, травы, небо, вода – всё было только
для них. Все люди, дома, дороги – всё существовало для того, чтобы
они встретились снова. Всё было на земле лишь потому, что вело и
приближало их друг к другу…
И вот они вместе. Сашины родители были потомственные ка-
заки. И мама, и папа были высокие, красивые, статные. Такие же бы-
ли и характеры : суровые, жёсткие. Но Людмилу встретили приветли-
во. А она вела себя, как дома : стирала, мыла, убирала, помогала гото-
вить. Саша тоже работал по хозяйству : рубил дрова, ремонтировал
забор.
Сашина сестрёнка Нина была ещё школьницей. У Людмилы с
нею сразу установились хорошие отношения.
- Пойдём мак есть, - говорила Нина. И они отправлялись в огород.Час-
то с Ниной вдвоём играли в карты или в домино, рассматривали фото-
графии в альбоме. А вечером с Сашей ходили в клуб.
Однажды, когда был сильный ветер, и они остались дома, Люд-
мила предложила погулять в саду. Из сада они вышли на гору. Стоя-
ли молча, крепко обнявшись. Ветер рвал их одежду. С силой бил в ли-
цо. Но они стояли, упрямо сопротивляясь ударам ветра.
- Вот так и по жизни мы пойдём с тобой рядом, - говорил Саша, - и
преодолеем все трудности.
Людмила  верила и счастливо улыбалась ему в ответ…Спали
они обычно очень крепко, едва коснувшись головой подушки, потому
что они были молоды и не ведали ожидающих их проблем. Небо над
ними было безоблачным. Жизнь полна солнца. Постель они себе соо-
рудили в кладовке, чтобы никому не мешать, когда возвращались поз-
дно из клуба.
А в эту ночь не спалось : поцелуи, объятия, горячие слова шё-
потом.  Ещё немного и Люда оказалась без одежды. Было такое чув-
ство, будто она среди шёпота и поцелуев сказала ему что-то самое
важное, самое заветное – и он это понял, замер и оценил, смотрел за-
ворожено, не в силах прикоснуться к ней даже пальцем. Ничего не
случилось меж ними в ту ночь. Они берегли чистоту друг друга, пото-
му что любили так, как любят только раз два единственных на земле
человека – а больше никто.
Это стало их тайной и настолько сблизило, что они не расста-
вались вообще ни на минуту : ходили рыбачить на речку, в лес за гри-
бами, в горы и даже собирались в поход на дальнее озеро, но мама их
не отпустила.
- Как мне нравится твоя одежда!- сказала Нина, когда Людмила в оче-
редной раз собиралась в клуб. – Эта белая водолазка так подходит к
коротенькой белой юбочке. А зелёный жилет хорошо дополняет кос-
тюм.
- Ты знаешь, -призналась Людмила, - я сама сшила эту юбку из белых
шерстяных платков. Выкроила шесть одинаковых клиньев и сшила
их вместе. Правда, долго пришлось обмётывать края, а иначе ткань
будет высыпаться.
- Ну ты и молодец! – восхитилась Нина. – А с виду даже и не подума-
ешь! Словно в магазине купленная.
- Сейчас в магазинах мало хорошей одежды, да и стоит дороговато
для студентки. Приходится придумывать самой. Я сама шью себе
костюмы и платья.
- А мне сошьёшь когда-нибудь? – попросила Нина.
- Обязательно! – пообещала Людмила, не задумываясь.
Вскоре от родителей Людмилы пришла телеграмма. Они зва-
ли домой и сообщали, что приехал её двоюродный брат с Кубани, ко-
торого она очень уважала и любила с самого детства. Людмила пони-
мала, что приезд брата был выдуман, чтобы вернуть её домой. Поэто-
му не послушалась и на телеграмму не ответила.
Неумолимо приближалось время расставания, потому что ав-
густ шёл к концу. Людмила нашла на полке в комнате сборник сти-
хов Есенина и читала не в силах оторваться. Светлая грусть завладе-
ла ею. Она думала о том, что впереди ещё целых два года учёбы. Что
будет с ними? Выдержит ли их любовь? Ей было жалко и себя, и Са-
шу, и всех влюблённых на земле.
Поцелуи их стали горячее, объятия ещё более тесными. И од-
нажды это случилось…Наутро она думала в ужасе :
- А вдруг забеременею?!.
Через два дня они уезжали : Саша – в училище, а Людмила – домой,
к маме с папой. В автобусе сидели рядом, но он не обнимал, не дер-
жал её за руку. Более того, даже переглядывался с какой-то симпатич-
ной девушкой, сидевшей напротив.
- Вот и всё! Вот и всё! – стучало её сердце. – Всё кончилось и больше
нет ничего.
На прощание он холодно поцеловал, не сказал ни слова. Автобус по-
шёл дальше…Людмила шагала по дороге и плакала. Сумка с вещами
падала из рук. Ей вспомнились Валеркины слова ;
- Он всегда так поступает – добьётся своего и бросит.
- Как же так? – плакала Людмила, - Ведь он говорил такие слова! Мы
же вместе мечтали о будущем…
На попутке она добралась до дома и на следующий же день уехала в
институт. Родителям не сказала ничего. Они тоже ни о чём не спроси-
ли. Они и так всё понимали.

                ПИСЬМО   СЕДЬМОЕ

Здравствуй, мой единственный!
У нас уже начались занятия. Но мне не до них. Всё думаю, что же бу-
дет? Мне страшно, ужасно страшно! Хочется спрятаться от всего ми-
ра. Боюсь ходить с открытой головой. Надо чем-то закрыться, залаки-
роваться, чтобы пыль не садилась, грязь не приставала. Столько грязи
кругом! Почему ты не пишешь? Всё молчишь и молчишь. Может,
что-то случилось с тобой? Ну ответь же мне! Конечно, я теперь ни-
сколько не лучше других. Сама так захотела, как случилось. Хочется,
чтобы и я у тебя была первой, как ты у меня – первый и единствен-
ный на всю жизнь. Неужели всё было зря?..Я люблю…Говорят, что
это прекрасно – любовь приносит счастье. Неправда! Это страшно,
оказывается. Ты закрылся на все замки и не достучаться уже. Но я хо-
чу быть счастливой, чтоб каждая моя жилка, каждая кровиночка пе-
ла от того только лишь, что я просто живу на свете и люблю. А быть
счастливой – это значит соединиться нашим душам навсегда. Напиши
мне! Напиши мне!

Горький запах полыни в моём терему.
Я тебя не встречаю и больше не жду.
Осень птицей промчится на лихом скакуне
И растает в тумане – ни тебе и ни мне.

Отгремит в листопаде, отшумит по воде.
И ни слова, ни взгляда, ни письма о тебе.
Будет небо кружиться над моей головой.
Сердце глупое биться рядом, но не с тобой.

Убежит на рассвете тонкой тропочкой вдаль –
И не надо мне лета, и весны мне не жаль.
Пусть идут чередою осень, снова зима.
Остаюсь на распутьи, как обычно, одна.

Где-то громом ударят по путям поезда,
Только ты не услышишь и не выйдешь встречать.
Осень тихо заплачет и растает вдали,
Лишь крылом в небе сером мне махнут журавли.

8

  Стоял октябрь. На дворе стало холодно, особенно по ночам.
Но утром выглядывало солнце, и становилось теплее. Девчонки бега-
ли из общежития на занятия в туфлях и своих коротеньких платьи-
цах – ведь институт был в двух шагах.
Людмила тревожилась – не приходили месячные, хотя срок
уже прошёл. Задержка? Беременность? Она сходила с ума. От Саши
писем не было…
Болезнь пришла с высокой температурой, сильным кашлем,
насморком, ознобом. Подруги вызвали скорую, и врач назначил лече-
ние. Через несколько дней Людмиле полегчало, и неожиданно нача-
лись месячные. Она успокоилась. Всё стало на свои места. Только
по-прежнему не было писем от Саши.
Весточка пришла перед Новым годом. Он писал, что поедет
домой на праздник и заедет к ней в Барнаул. И она стала ждать…
День, два, три… Но он так и не приехал. Сердце сжималось от боли
и тоски.
Людмила тоже уехала на каникулы домой. Они тянулись невы-
носимо долго. Было холодно и тоскливо. Она даже и не помнит хоро-
шенько, чем занималась. Ждала, ждала, ждала…Когда вернулась на
занятия, то обнаружила в почтовом ящике письмо от Саши. Наверное,
оно запоздало. Он писал, что хотел к ней заехать, но, когда поезд по-
дошёл к Барнаулу, мысли разбежались : выйти или не выходить?..Он
не вышел и решил: не судьба. Он понял в тот момент, что не любит
Людмилу, а всю жизнь любил одну свою одноклассницу.
Такого она не ожидала. Это был страшный удар! Людмиле по-
казалось, что она этого не сможет пережить вообще. Руки у неё опус-
тились. Слёзы полились из глаз, смешались с пудрой, кремом и ту-
шью и полились по лицу грязными потоками. В руке она сжимала
письмо и шептала:
- Не любит! Любит другую! Как же это может быть? Зачем тогда всё
было? Как он мог так поступить?!
Люди оглядывались на неё – что случилось с такой симпатич-
ной девушкой? Почему она так горько плачет? А она не видела ниче-
го…Дома она порвала все его фотографии и письма и сожгла в печке.
Потом пошла в баню и тщательно вымылась, словно освобождаясь от
той грязи, в которой, как ей казалось, она извалялась.
А потом всё стало по-прежнему. Только исчезла куда-то весё-
лая и беззаботная девчонка. Не стала она больше петь в хоре, ходить
на занятия факультета журналистики, перестала писать стихи в газету.
Никто не слышал больше её весёлого смеха. Все её мечты и планы
разбились, словно были хрустальными. Всё рухнуло! Как теперь
жить?..
Писем больше не было. Людмила не писала тоже. Хорошо
хоть она жила теперь ни одна. Они снимали квартиру с сестрой Верой,
которая поступила учиться в медицинский институт. Учиться там бы-
ло очень тяжело. Весь день Вера проводила на лекциях, в читальном
зале и в анатомическом кабинете. Даже не успевала делать рисунки
в своём медицинском альбоме. Людмила помогала ей рисовать, ходи-
ла с сестрой в « анатомичку». И к своим занятиям стала относиться
намного серьёзнее. Чаще стала заниматься в читальном зале и в биб-
лиотеке. Вообще избегала всякого общения.
- Её словно подменили, - удивлялись подруги.
Так прошёл этот год. Был он длинным и бесцветным, словно
один сплошной осенний хмурый день. Потом наступили летние кани-
кулы. Но ничего хорошего в её жизни не предвиделось.
Осенью Людмила снова встретилась с подругами в институте
чтобы ещё один, последний год, побыть вместе, потому что нет ниче-
го лучше, чем студенческие годы.
В этот год она решила всё вернуть, вернуть своего любимого
и быть счастливой назло всем. Теперь она жалела, что не удалось ро-
дить ребёнка от Саши и была согласна на всё, лишь бы быть рядом.
Она написала Саше письмо, что приедет к нему в гости. А там будь,
что будет.

ПИСЬМО  ВОСЬМОЕ

Милый мой Саша!
Прошу у тебя прощения за то, что давно не писала. Я хочу всё
забыть. Не было ничего. Мы по-прежнему любим друг друга и хотим
встретиться. Я приеду к тебе в ноябрьские выходные. Встречай меня
 на автовокзале. Мне трудно жить без тебя. Потеряв тебя, я потеряю
всё, даже саму себя.
Ты не знаешь. Нет, ты не знаешь, как тает белая пелена тума-
на и вместо неё приходит пустота. А люди ходят и не знают, что они –
просто-напросто пустота. Они улыбаются, шумно разговаривают.
Они живут и думают, что всё в порядке. А я смотрю сквозь сеточку
стекла и не вижу их, совсем не вижу. А это ведь так опасно! Не для
них, нет – для меня. Это страшно ведь – смотреть зрячими глазами и
не видеть. Правда ведь – страшно?!
Я не знаю, почему это так. Просто с утра мне выходит навст-
речу солнце. Это начинается новый день. Я жду, что он принесёт
мне тебя – вот и не спится всю ночь. Жду весь день. Боюсь отойти
от окна. Но ты не приехал. И не приедешь…
Что мне делать? Уже синяя ночь заглядывает в окно, а я всё
думаю : что мне делать?.. Неужели ты ушёл навсегда?.. А, может, те-
бя  и не было? Нет, был! Не зря же ты снишься во сне. Не зря мне
светят два солнышка. Не зря я берегу чистоту тех ночей. Нет. Не зря.
А моя ночь уже стоит у изголовья. Сейчас она погасит свет…И стра-
шно жутко будет до самого утра. Что мне делать? Что мне делать?..
Разве я виновата, что ты  - моя судьба, одна единственная. Я точно
знаю, что без тебя не буду счастлива никогда. Мы должны быть вмес-
те.
Не надо. Ты послушай :
пусть другие
Узнают, как тебя
любила я,
Как в вечера
холодные и злые
Писала письма
может, в никуда.
Как собирала
звуки по крупицам,
Хранила тайно
от недобрых глаз.
Как мне хотелось
в эти звуки влиться
И громом прозвучать –
пусть только раз.
А ты забудь.
Обиду я не помню.
Светло и радостно
на свете жить.
Я верю : ты, конечно,
понял,
Что я хотела
верить и любить.

9

- Нужно тебя получше нарядить, - советовала Тамара, когда Людми-
ла стала собираться в Новосибирск. – Надевай мои сапоги-чулки и
вот это шёлковое платье с рукавами – всё-таки уже осень. А сверху –
свой белый плащ. Так будет красиво…
На перроне её встретил Сашин друг и сообщил, что Саша не-
много занят, но скоро приедет. Чтобы не попасть на глаза кому-ни-
будь из офицеров училища, друг предложил уехать в Бердск – город-
спутник Новосибирска. Друг развлекал Людмилу разговорами, знако-
мил с достопримечательностями города. Саша появился через полча-
са и предложил пойти в гостиницу. Но в гостинице не оказалось сво=
бодных номеров, и они пошли гулять по городу. Было прохладно, но
Людмила не чувствовала холода, лихорадочно соображая, что делать.
Вот они уже на окраине города. Вышли к реке…Сидели на ска-
мейке. Людмила мечтала, чтобы он хотя бы обнял её. Хоть один по-
целуй! Хоть одно нежное слово! Но он молчал…Стемнело и зажглись
фонари…
Одна мысль занимала её мозг :
- Как я хочу тебя обнимать и целовать!
Но он оставался холоден. Задавал какие-то вопросы. Она отвечала, не
помнит, очём.
- Чужой! Совсем чужой! – тосковала мысленно Людмила.
- Ничего не будет! Зря я приехала! Да и холодно сильно! –решила она
наконец про себя, а вслух попросила :
- Проводи меня на вокзал. Мне пора ехать домой.
Он купил ей билет на поезд до Барнаула. Попрощались за руку. Люд-
миле хотелось выпрыгнуть, когда поезд тронулся и стал набирать ско-
рость. Она смотрела в окно и видела, как он долго шёл за вагоном,
чтобы видеть Людмилу в окне, словно он хотел ещё что-то сказать.
Но ничего не произошло. Поезд ушёл безвозвратно, чтобы они уже
больше не встретились никогда в жизни…
После окончания училища по распределению он попал в Вен-
грию. Вскоре женился на своей любимой однокласснице. Людмиле
говорили, что счастливы они были недолго и вскоре развелись.  По-
том у него была другая жена. Были дети. Была служба в разных мес-
тах нашей страны…
У Людмилы жизнь не сложилась. Мужа своего она никогда
не любила. Просто вышла замуж, потому что все ведь когда-то выхо-
дят. Более того, с годами она стала его просто ненавидеть, потому что
был он по натуре своей человеком грубым и невоспитанным, пил,
дрался, сквернословил, изменял. Смыслом жизни Людмилы стала ра-
бота и две её дочери. А ещё её согревала надежда, что когда-нибудь
они с Сашей встретятся, и он ей всё-всё объяснит. Но годы шли, а
жизнь у каждого из них текла своим путём, не приближаясь и не пе-
ресекаясь.
Только, наверное, правду говорят, что у очень близких людей
существует необъяснимая внутренняя связь. И сердце всегда подска-
жет, если с любимым случится беда. Так было и у Людмилы.
Приснился ей вдруг странный сон, будто люди идут по дороге
на мост. Переходят на другой берег. Людмила стала вглядываться
издалека. И вдруг почувствовала в одном мужчине что-то знакомое.
Он обернулся, и она обомлела – это был Саша. А он пошёл дальше,
дальше, дальше, пока не исчез за мостом. Людмила в ужасе просну-
лась.
- Неужели с ним что-то случилось? – думала она. – Но как это узнать?
Случай вскоре подвернулся. Поехали ученики местной школы на эк-
скурсию в Колывань, а с ними – её подруга. Людмила попросила её
узнать у местных про Сашу. Когда она вернулась, то принесла Люд-
миле страшную весть : его уже не было в живых…Он умер в чужом
городе, на чужой земле, вдали от родительского дома. Это случилось
после его поездки на Родину, где отмечался юбилей школы – может,
его так взволновала встреча с родными местами или знакомыми лю-
дьми. Только сердце не выдержало этого последнего в его жизни
свидания – оно остановилось внезапно. И это почувствовала именно
Людмила, находясь вдали от него за тысячи километров и десятки
лет, разделившие их. Почему? Зачем ей это? Разве можно найти от-
вет на такие вопросы? Только не стало на душе у Людмилы больше
так горько, как было всю жизнь, потому что она поняла главное – всё
было ненапрасно. И даже этот привкус, смешанный с горьким запа-
хом полыни, вкус её первой и единственной в жизни любви, стал ей
теперь дорог  и необходим, как воздух, как вода, как солнце на небе.

 



       
   
 
   


               
      



 




   
               
    
               



               


               

 

               

               

               

               







 



       
   
 
   


               
      



 





    .

    .


Рецензии