Всё в Реке. фильм-текст

 

 



"Всё в Реке"
                сценарий фильма


   ГОЛОС.  Когда-то персонажем, плывущим вниз по реке, был я сам, Саша Кузнецов, сидя в длинной красно-синей байдарке, выходил вверх по течению Оки на вёслах - к Очковым горам недалеко от Тарусы, ближе к впадению Протвы. Вниз по течению Оки - спускаешься сразу направо от синхрофазотрона по Протве… через пороги у дракинского моста - от синхрофазотрона не так далеко... там ещё памятник стоял, наверное, сбитому лётчику.


1

ПЛЁС-ПАНСИОНАТ-
Вик 66-и лет  и Вит, сорока шести, и оба - по всему ясно – художники.
где-то за стойкой маленького, простенького бара - звякает тарелками кухня. Когда стихает – шумит вода.

Вик
Я не знаю пока, как у тебя получается
с натурщицей...

Виктор, ловко ударяя по костяным шарам, разбивает треугольник биллиардных шаров.

Виктор
А я вот когда в юности в фотокружок ходил,
руководитель фотокружка... он всегда говорил
умные фразы. Мне, конечно, больше не нравился
фотокружок - мне нравился руководитель, потому
что... говорил - Ну, проявляйте всё, печатайте… -
он всё-время говорил так: «Фотография - дело
темное. Неизвестно - получится, не получится...»
В это есть всё...  весь её... интерес.

Он бьёт кием по шару, ловко и удачно. Вит наливает в рюмку коньяк, придвигает к себе вместе с тумбочкой в ряду стульев, выставленных вдоль стены советской рукой завхоза - пустого в эту пору пансионата – заброшенного на высокий берег великой русской реки.


Вик
(продолжает, играя)
Я тогда сидел десятилетним пацаном –
Смотрел, как на гору. Точно же,
действительно – тёмное же - как делать-то?
Получится, не получится... поэтому здесь у нас,
как бы полотно...

Он подходит к тумбочке, берет налитую, предусмотрительно - младшим товарищем. Мелком с полки, натирает кончик кия.


Виталий прилаживается к столу с трудом, небольшой рост и широкие плечи не позволяют ему быть таким ловким, как его старший товарищ и, похоже - учитель.

Вик
Я от темы отвлекся почему? Я от темы отвлекся
следующим образом: ты хочешь, чтобы было похожим...
Похоже на что? Похоже на то, как твоя натурщица –
себя видит – или, похоже на то, как ты, художник-
портретист, в твоём случае, да? Как ты видишь
натуру? Ну да? То, что вот интересный момент,
когда человек приходит заказывать портрет сам для
себя, да? Вот. Можно сделать один вариант, а когда
человек приходит заказывать портрет для кого-то
другого, надо делать абсолютно другой!

ВИТ
  (пьяновато)
Ну, приукрашиваешь, да?


Они подходят к тумбочке, Виктор наливает, выпивает, берёт лимон и возвращается к бильярду.

ВИК
Здесь же опять... это... в чем вариация. Что...

Виталий бьёт кием по шару у бортика, наконец, вогнав в лузу.

Оба довольно смеются и тут же выпивают ещё по одной.


2

У Ж/Д ВОКЗАЛА где-то в России

В свете одинокого фонаря бетонной платформы поблескивают рельсы, уходящие в даль, во тьму бескрайних просторов.


3

ПЛЁС-НОЧЬ под утро
Лает за домами собака, тут же отвечает другая и они затевают долгое, тоскливое перегавкиванье.

Откуда-то доносится голос мужчины под градусом, не сильно – романтично и чуть на распев:


МУЖСКОЙ ГОЛОС
(за кадром)
Чуть-чуть прохладно? - такое время года...


Возле старинных каменных торговых рядов---

---луна освещает вывеску торговой лавки:

«И. Грозный end сын»
4

ПАРК аттракционов
В ночном детском парке освещена лишь центральная аллея, спускающаяся к белому, свежепобеленному памятнику Пушкину в полный рост. Тихо стоят неподвижные карусели с лошадками и вертолётиками, да поскрипывает, подвешенная на цепях карусельная синеющая в предрассветной мгле – пластиковая лодка.

Открытый, летний театр под звёздным небом.
Ряды деревянных скамеек с гнутыми спинками.
Начинается дождь.
Откуда-то из-за соседних домов доносится случайная автомузыка, бумкающая под крышу с поднятыми стёклами автомобиля, как в передвижной газовой камере полной дыма – проехали)

Светлеет.
На дереве, у павильона кассы, прибита картонка - буквы выведены цветными карандашами:               
               
                «ОСТОРОЖНО ИДУТ ПОЛЕТЫ»

В свет фонаря входят те двое и спускаются по оврагу вниз – к реке.


5

ПЛЁС-НАБЕРЕЖНАЯ

По тропинке между старинных каменных особняков, с холма, в свет фонарей на набережной ---

---спускаются двое. Он и она – неясно…---

---свет попадает на лицо---

Вот теперь ясно - это ВИТ - крепкий парень небольшого роста с бородой и Деваха в чёрном топике и длинной ситцевой юбке с розовыми цветами.

У пристани стоит баржа, явно приспособленная для жилья, по палубе разбросаны детские игрушки и белые пластиковые стулья. Недопитая бутылка шампанского на мокром от утренней туманной влаги круглом белом пластиковом столе. Вит и Деваха молча проходят мимо, держась за руки.

Вывеска на борту судна прибита кривовато, но читается как "КИНОПЕРЕПЛAВКА" (хотели/знали кинопередвижку, похоже)) - настолько абсурдная и криво написанная, что её никто и не видит.


6

ПЛЁС-НАБЕРЕЖНАЯ
Деваха идет рядом с Виталием по темной, ночной набережной, она чуть выше.

Опустив голову, довольно плотная, широкоплечая девушка смотрит под ноги на вымощенный булыжником, старинный тротуар между аккуратно высаженными столетними, даже больше – деревьями.

Они удаляются по аллее вдаль от пристани.

Самоходная и, похоже, жилая баржа покачивается у дебаркадера. О борт плещется речная волна широкой реки, освещённая и луной - и светом фонарей вдоль тротуара при восходящим в где-то там, в тучах - солнце. Вдали, видимо, среди деревянных домиков на горе, вновь лает собака.

Саша, а ему лет пятьдесят с гаком, надувает насосом, ритмично двигая ногой, резиновую, "фирменную" лодку...

7

ПАРК
По кругу, прямо на восходящее солнце летит синий пластиковый вертолётик с Виталием и Девахой...


ГОЛОС ЖЕНЫ
Скоро придёт теплоход...

8

ПЛЁС-НАБЕРЕЖНАЯ
Над светлеющей зелёной водой, в отблеске уличного фонаря, вновь раздаётся голос Жены, но теперь уже с бытовыми интонациями:

ГОЛОС ЖЕНЫ

Скоро теплоход придёт, говорю!


9

Этюд маслом: деревянная старая лодка притоплена в воде затона под высоким берегом реки, вода покрыта ряской. Щели между досок по борту просмолены гудроном. Чей взгляд путешествует по структуре живописи, подробно рассматривая экспрессивные мазки?


10

ДОМ ВИТА-УТРО

Широкая комната-веранда во втором этаже двухэтажного дома. За окном двор с грядками. Виталий спит на огромном "сталинском" дерматиновом диване с высокой спинкой, укрытый спальным мешком с декоративными заплатами.

На стене, в рамке, этюд маслом: речка с деревянной лодкой в затоне. По углам разбросаны холсты, рамки и банки с краской.

ГОЛОС ЖЕНЫ

Теплоход! Вита, теплоход идёт...

Встаёт солнце, высвечивая окна веранды во втором этаже обшитого досками, дома у реки.
 
На крыльцо выходит женщина в платье, выкатывает коляску, потом возвращается в дом.

Через пару минут появляется вновь, но теперь на ней уже модный голубой плащ, она прижимает к груди, завернутого в одеяло, ребенка.

Укладывает свёрток с ребенком в коляску.


ЖЕНА
Ой, ты мой хороший... Не дай Бог художником
станешь.

Она поправляет одеяло ребенку и вновь возвращается в дом.

Солнце поднимается выше, освещая приволжский городок: мокрые после дождя крыши одна за другой по склону горы. Кричат петухи.

На улице-набережной, окнами на реку двухэтажные каменные домики начала прошлого века.

Саша подтягивает лодку по  траве поближе в памятнику кошке, стоящий у привязанных к дощатому помосту над водой, лодкам. Складывает весла и надувной матрас.ю сачок и сталкавет лодку с помоста в воду, где рябит пятнами и легкой волной то ли рыба то ли змея в ровной воде - ни звука парохода или не дай бог самолета.


В одном из окон на подоконнике сидит кошка, но кто-то подходит изнутри, сгоняет её - окно распахивается -  женщина выставляет на подоконник горшок с красной геранью.

Виталий спит в своей мастерской и лицо его безмятежно. Снаружи на веранду светит солнце. Но тут он резко открывает глаза, вскакивает к окнам, выглядывает.

За стеклом Жена катит коляску по двору.

Жена, стройная женщина средних лет - поднимается с коляской вверх по мощеной камнем, улочке.

Она подходит с коляской к деревянному дому-музею, где висит аккуратная табличка под стеклом:


                Музей Левитана


Поднимается на крыльцо, отпирает двери, возвращается, берёт из коляски на руки ребенка, входит в музей.

11

МУЗЕЙ

Тёмные залы музея с едва видными полотнами Левитана на стенах комнаты. В тишине лишь её шаги, но из коридора доносится писк ребёнка.

Галина ставит электрочайник на подставку, ищет шнур, включает.

В комнатах загорается свет, а полотна на стенах обретают цвета и будто чей-то взгляд путешествует по пейзажу Левитана, изучая мазки и трещинки на старом полотне. На местекартины – светлое пятно и гвоздь – где же картина?!

12

ДОМ ЖЕНЫ и Вита-утро
В доме тихо - внизу современно оборудованная кухня, деревянные стены и лестница во второй этаж, на которой появляются волосатые, голые ноги Вита в шерстяных носках. Спускаются вниз по деревянным скрипучим ступеням. Появляется крепкий торс и заспанное бородатое лицо художника.

Он в одних шортах-трусах подходит к холодильнику, достаёт яйцо, аккуратно постукивая сверху ножом, вскрывает скорлупу и, запрокинув голову, смачно высасывает содержимое и ставит на место)


13

НАБЕРЕЖНАЯ
Уже ближе к полудню с реки доносятся звуки отдаленного буксира, голоса редких рыбаков, слышен шум автомобильного двигателя.

От своего дома спускается Вит с крашеными синим, облезлыми алюминиевыми вёслами на плече.

Он подходит к металлической лодке "Казанке", крашеной синей, выцветшей и облупившейся краской, отстёгивает цепь, долго возясь с ключом в массивном навесном замке. Складывает вёсла в лодку и возвращается к дому.

На другом берегу широченного плёса, видны домики на склоне среди сосен и пятнышко песчаного затона, а слева, далеко-далеко появляется тёмная точка, похожая на судно.

Она приближается, постепенно увеличиваясь под тихое плескание волны...
Баржа долго-долго подходит и,---

---наконец, доносится погромыхивание. скрежетт металлического днища лодки о гальку, слышно плескание вёсел...

14

ГОРОД ПЛЁС-РЕКА ВОЛГА
На речной простор выходит "Казанка" с Витом на вёслах – он уверенно удаляется в сторону противоположного берега, но его утлое судёнышко сносит к приближающейся гружёной барже, уже превратившейся в явно видную громадную самоходку - "казанка" идёт перпендикулярным)) куром и вот-вот пересечётся с ней...

Виталий гребёт, что есть мочи и, не отирая пота со лба, озирается, упираясь ногами в брезентовую сумку, впитывающей воду с днища. Коротко всхрипывает механический ревун баржи.
 
Вёсла - облезлые алюминиевые лопасти - шлёпают всё быстрее о зелёную воду---

---баржа неумолимо приближается.

На палубе тётка в широких белых трусах и чёрном основательном лифчике развешивает бельё.
Видит лодку с гребцом поперёк баржи.
Хватает из таза влажные тяжёлые рейтузы и машет ими в сторону художника

Хриплый голос боцмана орёт в мегафон.


                ГОЛОС БОЦМАНА
Эее-гей!! Ёб-твою…! Блля-бля-баля!! Сколько можно-нааа?!
        Сворачивай на ху-у-у-у.., свора а а чи и ваай!!


Виталий упорно гребёт, ногой упираясь в мольберт. Брезент сумки впитывает влагу, брызги от весёл летят в стороны, весело просвечиваясь на ярком майском солнце.

ГОЛОС БОЦМАНА
Ёб твою мааать…

ВИТ перестаёт грести.

ВИТ
Еби свою – дешевле обойдётся.

15

ДРУГОЙ (напротив дома ВИТА) БЕРЕГ
На высоком берегу - от деревенских домов по-над затоном с песчаным пляжиком, не спеша идёт девушка в какой-то черной майке без рукавов и коротких, видать, обрезанных шортах. За ней виднеются крыши деревни.
С высокого берега она наблюдает за всем происходящим на реке. Это дородная, давешняя ночная спутница Вита - Деваха в чёрном топике, да коротко и модно оборванных шортах из застиранной джинсовой ткани. В руке у неё ведро с водой.


16

РЕКА
"Казанка" чудом успевает избежать волны от прошедшей баржи, где по борту продолжает метаться боцман в домашних трусах, но с красным пластиковым мегафоном. На палубе развешено бельё, светящееся чистым светом в солнечных лучах, отражающихся от зелёной воды. Лодка художника плавно скользит по мутной зеленоватой от здешнего планктона)
Водичке.

Здесь и встречает Вит своего почти соседа Сашу на "фирменной" надувной лодке с жОлтыми лопастями пластиковых вёсел, что у него на плеч вместе с детским, но на основательной палке - самопальным сачком из марли.

Этим приспособлением, он словно бабочек этим сачком выуживает ленивых лещей из воды великой русской реки. По сезону, когда они то ли очумелые то ли просто больные чем - телепаются по поверхности зеленой воды.

Вит, наконец, отирает пот со лба и бороды. Достаёт из сумки пластиковый жбан пива и с удовольствием долго пьёт, держа двумя крепкими руками с коротковатыми сильными пальцами, коричневый полиэтиленовый сосуд с пивной этикеткой "Жигулёвское".


17

ДРУГОЙ БЕРЕГ ВОЛГИ
Деваха с ведром разворачивается и, покачивая бёдрами, разворачивая корму так, будто на неё смотрят все портовые шлюхи и видеокамеры наблюдения с иностранных кораблей -  просто уходит к недалёким избам.

Чёрные лямки оттеняют белую кожу на крепких плечах - то ли модный топик, то ли просто такой бюстгалтер придерживает большую грудь. До поры до времени))


18

МУЗЕЙ
Возле крыльца толпятся школьники из третьего класса местной гимназии во главе с Училкой. На крыльцо выходит Жена словно в шоку топчется на ступенях и молчит.

УЧИТЕЛЬНИЦА
Здравствуйте, дети. Вы сегодня у нас первые,
так что день будет хорошим. Проходите,
Светлана Юрьевна, проходите, дети. Только
надевайте тапочки, пожалуйста. Бахилы называются,
правильно если сказать, хоть и полиэтиленовые,
вредные.., конечно…

Учительница всё тише и тише говорит и, наконец, заканчивает.


19

МУЗЕЙ-ИНТЕРЬЕР
Жена тупо сидит у чайника, кипящего на огненных спиралях электроплитки.

Скользя по полу в тапках, появляются ребята и, весело гомоня, расходятся по залам.
 
Училка качает малыша, катая туда-сюда коляску по ковровой дорожке коридора.

Жена молчит.
УЧИЛКА.  Мариша, чего ты? Давай я что ли расскажу, я ж всё твоё помню…

Оставляет коляску поближе к матери ребёнка, идёт в зал к детям и голос её уверенно, будто читает по-писаному «объясняет»:

ГОЛОС УЧИЛКИ
Первое летописное упоминание Плёса, относится к
1141 году. Он сразу получил статус города, так
как по средневековым законам городом считалось
укрепленное крепостными стенами поселение.
Город строился на высоком правом берегу Волги,
как военная, пограничная по тем временам,
крепость, которая должна была защищать северные
границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных
военных вторжений Волжской Булгарии.


Кипит чайник.

ГОЛОС УЧИЛКИ
(продолжает)
Торгово-ремесленное население города размещалось
на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы
на территории современной набережной и Заречья.
Есть две версии названия города. С вершины горы, на
которой была постав лена крепость, в хорошую
погоду Волга вверх по течению просматривалась на
17 км, и гарнизон успевал приготовиться задержать
любое проходящее мимо судно. Такие прямые участки
реки между двумя поворотами называются плёсами.
Но, возможно, название города связано с другим
значением слова "плёс" - "песчаная отмель".


20

Город Плёс – река Волга
На реке ярко светит солнце. "Казанка" у берега, мольберт лежит рядом с треножником на песке у воды, а Виталий появляется уже сверху, спускаясь по тропе от сосен, с охапкой хвороста.

Долго разводит костер, попивая пиво и устанавливая мольберт на треножнике. Со жбаном пива в руке проходит к затону, где стоит деревянная притопленная лодка. Из-под ладони рассматривает всю эту красоту, чуть склонив голову.

На мольберте чистый загрунтованный холст в подрамнике небольшого размера. Художник принимается черкать карандашом.

Деваха в чёрном топике и белых шортах, с корзинкой в руке входит в тень сосен, присаживается на крутом бережку, вынимает из корзинки бутылку лимонада и книжку карманного формата с яркой обложкой: "Чёрная весна" Генри Миллера.

Солнце пригревает - она снимает шорты, томно выгибая спину.

Издалека долго течёт река Волга всей массой зелёной могучей Водички.

Вит выписывает затон с деревянной притопленной лодкой и уже появляются очертания старых, потемневших от гудрона и остатков сырой краски - досок.

Чей же это взгляд путешествует по полотну?---

И тут раздается звонок мобильного телефона у Вита в кармане.
 
Он достаёт его и, нажав кнопку, слушает---

---поднимает глаза наверх - там, на крутом берегу стоит Деваха---

---спиной к солнцу и к нему, но уже без топика - её ляжки, слегка прикрытые коротко и неаккуратно обрезанными джинсовыми шортами со свисающими нитками, сверкают девственной белизной с мелкими чёрными волосиками)))

Виталий дико шипит в трубку, невольно приглушая голос:

ВИТ
Сейчас?! Так я же портрет пишу! У меня заказ!
Я на пленэре. Может, завтра, а? Вика?
 
…Пауза…

Вит слушает трубку и тоскливо смотрит на прекрасную девушку. Плещется о берег волжская водичка.

Где-то на реке трещит, удаляясь, движок моторки, разнося вкусный - для тех, кто понимает - запах солярки, напитанной весенней влагой. Слышна случайная радиопесня с проходящего буксира---


21

ДОМ ЖЕНЫ ВИТА
 ---а Вит уже запирает дверь дома, успев переодеться в новый джинсовый костюм. Кладет ключ в карман и, огибая дом,---


22

УЛИЦЫ ГОРОДА
---поднимается по не асфальтированной, поросшей весенней травкой улочке, наверх, среди старых домов.

Виталий идёт по улице на самом верху над городком. Внизу виден весь Плёс с церковными куполами и домиками, да разноцветными крышами прямо до берега Волги и дальше, дальше до излучины реки, теряющейся в просторах лесов среди прибрежных холмов.


23

ПАНСИОНАТ с парком
Вита проходит на территорию пустынного пансионата. Среди двухэтажных щитовых домов бодро шагает по аккуратным дорожкам, мимо детских каруселей, к павильону "Аттракционы".


24

БИЛЛИАРДНАЯ в кафе
Шум воды в кухне. Через бар, где нет - ни одного человека и лишь за стойкой почему-то горит свет, входит в биллиардный зал.

Вик с выразительным лицом ждёт.
Он прохаживается с кием в руках вокруг стола, с выставленными белым треугольником, биллиардными шарами на зелёном, ярком под светом ламп, сукне.


ВИК
Порисовал?


ВИТ
Не идёт... Портрет.

Они подходят к тумбе, на которой стоит графинчик с коньяком и две тяжёлые, гранёные рюмки старого стекла, а рядом маленькое белое блюдечко, вмещающее пару-тройку кружков лимона.

Выпивают без лишних слов. Виталий берёт кий и они принимаются играть.

Говорят, будто, продолжая недавно оставленную беседу.


ВИК
Знаешь, Вита! Если б я рисовал портреты каждый
день, у меня была бы рука набита на портреты.
Пум-пум-пум-пум – понятно, да? А так как я
портреты пишу не каждый день, ну надо еще
расписаться как бы... хотя это для меня такой акт,
так скажем, несвободного...


ВИТ
(возвращается из кухни. В руках аккуратно нарезанные вдоль
На острые дольки - малосольные огурцы)

Когда пишешь портрет реалистичный,
Скажем так - всё равно...

Виктор твёрдо останавливается, опершись о дальний борт большого зелёного сукна бильярда, кладёт кий на специальную полочку укреплённую тут же на стене, над рядом аккуратных новых стульев, словно в красном уголке СССРа)

ВИК
Но есть – кажем так - акт свободы.

25

ДОМ ЖЕНЫ ВИТА
Утром следующего дня Виталий спит на своей веранде-мастерской, на огромном, старом кожаном диване, укрывшись, всё тем же - видавшим виды спальником. И как бы во сне доносится к нему не отпускающий, преподавательский голос ВИКтора:
   
ГОЛОС ВИКора
Ты знаешь, что у этого полотна месяц
жизни, у этого шесть месяцев жизни, у этого
неделя, но зато - ох, какая неделя жизни была,
просто не отпускала. И вот здесь же, когда
ты ходишь по выставкам, по галереям ходишь,
ты смотришь на полотна. Смотришь на полотна и
видишь: Да, ну здесь человек пол-жизни-то
потратил, а здесь часок, но веселый часок
был, часок видно, да, такой импульсивный
был часок! И поэтому вот эти состояния
чужих жизней видишь. Вот это запечатленное
на полотне ощущение...


Поздним утром, Виталий отталкивает лодку от берега, запрыгивает в неё и не гребёт, а тихо-тихо плывёт по течению... И как бы вспоминает Виктора и его голос:


ГОЛОС ВИК-а
(продолжает)
... формы, цвета, которое передает что-то.
Это может быть абстракция какая-то, абстрактная
форма может быть, но всё равно - они по
уровню интуитивному, они, они показывают то,
что делал автор. И поэтому, тоже интересно,
когда делаешь такие декоративные вещи,
выписываешь где-то такой узор фьюить-фьюить –
вместе с фактурой делаешь такой узор. На
этот узор декоративный надо потратить, ну,
если взять стиль средневековой европейской,
да - техники. И ты ходишь и видишь, голландский,
да? Стилизованный портрет. И ты видишь, что
человек кружево такое выписывал –
фьить-фьюить-фюить - такой выписывал орнамент –
сидел выписывал. И ты  понимаешь, что человек
в это время просто выпадал и думал о чём-то...

Лодка долго кружит – Вит засыпает…

Вдали, на реке появляется давешняя баржа.

На барже из рубки выходит боцман с биноклем, а его жена в чёрных трусах и белом  лифчике - снимает бельё с верёвки, протянутой от рубки к корме, где будто - очком над обрывом - установлен дощатый гальюн. К его козырьку и привязана бельевая верёвка с деревянными прищепками.

Белые простыни сверкают и светятся зелёными бликами воды. Боцман вглядывается в бинокль, шаря по окрестностям---

---Через влюблённую оптику бинокля видна речная даль до излучины, среди поросших лесом холмов. Боцман "панорамирует" на свою жену: она встаёт на цыпочки, снимая наволочку.
Чей это наглый взор путешествует по подробностям до боли знакомого, ещё крепкого бедра и небольшого ещё животика рожавшей женщины?

Боцман панорамирует биноклем дальше и---

---видит "Казанку" с художником на борту: Вит поставил босые ноги на борт и скручивает папироску KLAN, склеив две курительных бумажки, тщательно рассмотрев на свет в сторону баржи – в поисках клеевого слоя по краю)---

---Сквозь окуляры бинокля Боцман видит:
На другом берегу, в лучах полуденного солнца, по кромке песка босиком прогуливаются женские ноги с крашеными - фиолетово - ногтями, то осторожно ступая на мокрый песок, то поёживаясь, потирают друг друга, освобождаясь от речного песка, и гуляют себе - дальше, оставляя прекрасный след на мокром песке.


26

ДРУГОЙ БЕРЕГ
Деваха сегодня вышла на прогулочную тропу в длинной ситцевой юбке с розовыми цветами и в том же чёрном топике. Сверкая на солнце, порозовевшими от вчерашнего загара плечами, она поднимается наверх, к соснам. С реки доносятся крики боцмана в рупор.

ГОЛОС БОЦМАНА
Приииве-е-е...! Ху-у-у-яяя-риии…

Выйдя на крутой берег у сосен, Деваха, заслышав голос боцмана, оглядывается на реку: к берегу приближается "казанка", над водой разносится приветственный гудок буксира, бодро выруливающего от дебаркадера - навстречу самоходной барже.

Вита пишет свой этюд маслом: притопленная среди зацветшей воды, деревянная лодка приобретает очертания. Он принимается выписывать лилию - тщательно нанося множество белых точек маленькой кистью по правому борту от лодки. Дальше мазки уже пошире---
---взгляд художника долго путешествует по полотну, выявляя закономерности. Слышен звонок мобильного телефона. Художник продолжает писать, не вынимая аппарата. И он умолкает.

Виталий откидывает голову и, улыбаясь, смотрит на свой этюд.


27

ДЕРЕВНЯ на другом берегу
Виталий поднимается по тропинке наверх, к деревенским домикам на крутом берегу, надевая на ходу выгоревшую майку защитного цвета, с обрезанными ножницами и даже не обмётанными рукавами.

Расправляя плечи, он выходит к избам на не мощёную улочку, уверенно топча босоножками с торчащими пыльными короткими пальцами ног - обочину проселка.

Всходит на крыльцо деревянного домика, трогает дверь – открыто - распахивает - попадает на кухню, где возле печи сидят три старушки, светло улыбаясь ему навстречу. На столе множество свеженалепленных пельменей. Руки старушек в муке. Одна стоит у стола со скалкой. Они молчат и, улыбаясь, смотрят на гостя.

- Здравствуйте, - вежливо говорит Виталий. - У вас самогоночкой нельзя разжиться? Я тут внизу. На лодке приплыл из Плёса, вот хотелось бы...

Хозяйка почти ласково отвечает:

- Здравствуй, дорогой. Нету... давно не держим. А ты пойди на тот край деревни и в самом последнем доме у цыган поспрашивай, там может и есть.

- Спасибо. До свидания.

Уже вслед, вторит светлоликая бабушка:

- Спаси Бог и тебя, сынок.

Виталий в раздумьи стоит среди тихой, пустынной в этот час деревенской улицы. Снимает сандалии, оставаясь босиком. Откуда-то доносится довольно громкая музыка и, похоже, что по реке плывёт пассажирский теплоход с туристами.

В окне старушкиного дома отодвигается занавеска и лицо Девахи почти прилипает симпатичным носом к стеклу.


28

БЕРЕГ ВОЛГИ
Внизу, у песчаного затона, Виталий отталкивает лодку и садится грести - поднимает вёсла - звонит мобильный телефон, он достаёт его из кармана, смотрит на дисплей и кричит в трубку:


ВИТ
Да, Виктор! Хочу! Еду!!

29
УЛИЦА ГОРОДА

Виталий идёт, поднимаясь в гору по широкому оврагу, где весенние воды даже намыли кое-где мелкой гальки.
По тропинке среди высоченных берёз он выходит на вершину холма, на улицу деревянных, аккуратных домиков и---

---отсюда ему вновь виден весь древний городок.


30
ДОМ ВИКТОРА

Открывает калитку синего, крытого свежими дощечками дома и поднимается на крыльцо. Открыто.

Он входит в дом и тут же к нему из смежной комнаты-мастерской, неспешно приближается Виктор с кистью в руке. В проёме двери видна просторная мастерская с мольбертом и окнами во двор. Виктор возвращается к начатому полотну и на ходу говорит:

- Вита! Бери там, в холодильнике и давай сюда. Я тут чего-то расписался с утра.


Виталий открывает холодильник, достаёт пару бутылок хорошего чешского пива и входит в мастерскую, где присаживается на диван, поставив бутылки на пол, потом берет с полки стаканы, открывает, а Виктор, тем временем, принимается говорить, попивая пиво, что разливает Виталий, время от времени, принося ещё по паре из холодильника.
- История. Просто, я не знаю, - продолжает Виктор, будто они и не расставались, она к твоему портрету тоже... тоже закончится портретом…


31

МУЗЕЙ
Вечером в музее Галина бродит по залам, закрывает окна и выключает свет. Останавливается надолго у картины Левитана, вглядывается, пытаясь что-то понять... смотри, а рядом – пустое – выгоревшее - место от картины

Закат над Волгой


32

ДОМ ВИКтора-НОЧЬ
Виктор ведёт прерванную тему))


ВИК
Конечно. Здесь в чём и дело. Если
бы я допустим, рисовал бы бабочку или
крокодила, я бы мог нарисовать –
фьюить-фьюить(присвистывает) – и так и
эдак, а так всё - ни влево, ни вправо.
А образ... он вырисовывается сам. Ты
иногда, иногда ты... Ну, вот интересно
прослеживать, как он сам вырисовывается.
Почему? Потому что, как только ты
задаешься целью сделать какой-то образ,
и ты видишь, что он у тебя не тот - не
тот – не тот - не тот, не тот, не тот…
И ты получаешься неудовлетворенным ;

..пауза…

Вдумчиво выпивают из появившихся откуда ни возьмисьбольших пивных кружек из массивного стекла с гранями и некоторое время держат паузу)

ВИК
(продолжает)
Потому, что ты - как бы - хотя ты же
его тоже видишь – представляешь
внутри - на уровне ощущения. Ты его не
видишь материальным, да? А только через
себя материализуешь и ты материализуешь
его таким образом, ну... А когда ты
его материализуешь и смотришь... ты
- просто помогаешь ему материализоваться.


ВИТ
  То есть он уже отдельно существует.


ВИК
Получается, что так, да. Ты думаешь,
что так. Так, так, так - да, вот… 
нет, это вот так… нет,  вот так,
видишь?  Какая-то внутренняя интуиция, 
тебе говорит, как ты должен делать. Вот
так, вот так, вот так - так, так, так, так.
Вот по этой внутренней интуиции, ты
этот образ создаешь. А её, внутреннюю
интуицию надо - очень чётко поймать. Ну,
понятно, да? Потому, передавание просто,
просто каких-то симметричных сход... ну,
черт - это в основном, как бы когда
смотришь на такие лица, сразу вспоминаются
каменные надгробья. Такие «Помним и скорбим».


ВИТ
А почему? Потому что нету - этой самой, ну –
…э-э-э... неважно - делаются с фотографии,
которую фотографируются  на паспорт.


ВИК
Вот!Почему когда по кладбищам ходишь, все
фотографии такие безликие, потому что –
на паспорт. Не делаются фотографии с
любительской съемки, где человек на море.
Его сделали на кладбищенском памятнике –
Василий Иванович там. Вот. То есть ты
идешь по интуитивному рождению, то есть он
сам рождается. Вот так вот.


33

БИЛЛИАРДНАЯ-УТРО
Виктор вновь кладёт кий на специальную полочку на стене, идёт к тумбочке и присаживается рядом на стул, что стоят вдоль всей стены биллиардной в маленьком кафе пансионата, где нет, похоже, кроме них, не считая подавальщицы, моющей – слышно – на кухне свои тарелки.

Виталий следом подходит и тоже садится на стул, но с другой стороны тумбочки, аккуратно положив свой кий на ряд стульев. Они выпивают коньяк из маленькой мензурки тонкого стекла и закусывают аккуратно и тонко нарезанным  лимоном - без лишних слов, а затем Виктор гонит тему дальше:

ВИК
Я когда сейчас сидел... сидя подумал - я
подумал, что образ... - это состояние такого
- самопогружения. Я бы даже назвал, что
это такое есть таинство, которое необъяснимо.
Когда пытаются... вот ты пытаешься спросить,
как, что и почему? А это здесь такая… таинство,
которая... Творчество - его можно уподобить
любви, да? Оно необъяснимое чувство, да? А!
Бух! - его не объяснишь. Также и здесь, в
творчестве. Нельзя разложить по полочкам,
потому что когда имеется вот это, вот это, вот
это - тогда это будет такой жёсткий
протокол. Такой - опись, вот - всех составляющих.
А здесь некая такая, она не передаётся на язык
логики, так же как нельзя словами выразить музыку.
Не скажешь: Ну-ка, расскажи мне, какая? - что там
у Шопена? Ты только можешь попытаться эти
звуки издать. И то, вряд ли получиться. Голос,
там: пам-папа-пам...


Музыка звучит над водой реки…

ГОЛОС ВИКтора
(продолжает)

Надо послушать, Шопена надо послушать. Там...


34

ПЛЁС-ДЕНЬ
Холмы над городом, поросшие берёзами. По тропе идут Вик и Вит, который несёт мольберт и сумку.

ГОЛОС ВИКТОРА
Складывается этот образ почему, потому что...
Человек - он всё время разный. В каждую
секунду, в каждый момент и поэтому надо
запечатлеть такой момент, чтобы человек…
вот именно те черты, которые в нем присутствуют,
те его качества, те его...

На поляне Вит устанавливает мольберт на треноге. Ставит свой холст в подрамнике. Вик присаживается неподалёку с сумкой Вита.


ВИК
(продолжает)
Они выражались на его выражении, да?
Человек, когда смотрит на себя со стороны,
где-нибудь на снимке. Говорит: Какое-то
не такое выражение лица, какой-то хмурый –
да ну... А здесь полное глупое выражение.
О! А вот здесь у меня хорошее, сразу видно,
что это я. Также и другие могут оценивать:
Да. Здесь ты не очень хорошо получился...
очевидно, моргнул. Вот. И поэтому надо
выбрать такой момент, выбрать наилучший... а-а-а…


Виктор достаёт и расставляет на пеньке, кем-то заботливо установленном рядом с лежащим стволом толстой берёзы и с остатками небольшого кострища в траве – коробку с салатом и бутылку водки. Бережно вынимает завёрнутые в чистое «вафельное» полотенце со штампом – гранёные стопочки.

                ВИК
(в процессе)
…ракурс поворота головы, наилучший ракурс 
взгляда, который всё это отображал, потому
что даже если человек смотрит так, так, так,
(разливает)
так, так – За удачный пленэр,Ё!---
---уже всё по-другому, поэтому здесь вот
именно выбрать как.

Вкусно выпивает и…
---тут Виталий вскидывается:

ВИТ
Она мне говорит: Я не хочу, чтобы ты
написал меня злой. Какие-то гадкие черты
выразил.


ВИК
Давай! За твой Китай,Ё! И значит - какой образ
найдется, такой образ и найдется. То есть...
здесь уже знаешь...

Подаёт Виталию кусок помидора на ноже.

ВИК
(продолжает, заедая)
Что выросло, то выросло. Вот. Поэтому, здесь
какой есть образ, такой и есть. Вот какой
получился. У тебя такой получился. Может, ей
этот образ и не понравится? Может, она
закапризничает и скажет: Како-о-о-й у меня
образ... нет, я здесь себе не нравлюсь. Вот.
А может, скажет: Да ну, это не я. А ты скажешь:
Ты-ты-ты. Вот и будем спрашивать.

ВИТ
(бодрея))
Во! - Да я совсем на себя не похожа!

ВИК
А ты будешь говорить: Да ты часто бываешь на
себя не похожа.


Смеются-наливают-выпивают.

Вик встаёт и ходит вокруг мольберта


ВИК
Очень редко ты бываешь на себя похожа.
Ну, вот и поэтому здесь такая вещь интуитивная.
Как будет, так будет.


Витал отпадает на спину.

ВИТ
  Let it by!  "Комтугеза" прямо сейчас! В смысле –
объединяйтесь прямо сейчас!

Сказал Витал и бодро потянулся к стопке, но не достал – встал на корточки и вновь протянул руку к бутылке, взял и подал с уважительной гримасой старшему товарищу. Художники выпивают ещё по одной и Виталий, оживившись, быстро говорит:

ВИТ
Эта Джулия, такая, ну, знаешь - из Москвы. К бабке
типа на дачу приехала, на телевидении-говорит-работает,
ну ты знаешь - сам же москвич. В прошлой жизни, да?



ВИК
Ха! Парижанин в позапрошлой.


ВИТ
Вот я и прошу-говорит - реалистичности
произведения. Ну, я ей отвечаю: Вот
я и попытаюсь сделать. Попытаюсь сделать.

Виктор, похоже, уже продолжает только своё:

ВИК
Там дальше в процессе - когда образ найдется,
тогда он уже будет сам выходить. Там уже
будут какие-то такие моменты. Иногда ты
думаешь, что можешь делать вот так, а
потом получается, по наитию и технику меняешь.
Можно сделать и абсолютно по-другому. Поэтому...
здесь есть некая такая игра. То есть полотно –
оно тебя за собой  уводит. То есть увлекает –
ты сидишь и не видишь сколько, ну, времени
прошло. Большое количество. Потому что,
допустим, просидеть целый день, да? или
простоять, возле определенного предмета.
Вот просто возьми целый день и простой возле
определенного предмета, возле столба. Это же...
да? Это же... - вот меня заставили возле
столба целый день простоять. А здесь ты
приходишь и стоишь вот – здесь - возле станка –
целый день. Смотришь - ба! Время-то уже
двенадцать часов! - уже двенадцать часов прошло,
надо же?!
Оно, это время получается... очень так
относительным, таким. Относительность времени
чувствуешь. Относительно.

35

МУЗЕЙ
 Вечером в музее Галина бродит по залам, закрывает окна и выключает свет. Останавливается надолго у картины Левитана, вглядывается, пытаясь что-то понять...


35б

МАСТЕРСКАЯ
На следующее утро в мастерской Виталия: пустой кожаный диван, обитый старой коричневой кожей с трещинками и полочка с зеркалом на высокой спинке. Куча разнокалиберных рамок, сложенных стопкой в углу. Из-за окон веранды доносится музыка с приближающегося туристического теплохода.

Виталий просыпается.

36
РЕКА

От набережной видно, как теплоход проплывает белым величественным телом за деревьями, высаженными вдоль тротуара.

37
МАСТЕРСКАЯ

В мастерскую, на веранду собственного дома, оставшегося от родителей, входит Жена и деловито собирает в сумку все рамки с этюдами.

Вит вновь прикрывает глаза.

Всю стопку с пола она складывает, не глядя, в большую сумку. Берёт складной стол, прислонённый к дощатой стене.


38

РЕКА
Утреннее майское солнце блестит на поверхности воды.

Подул ветер и гладь её покрылась рябью.


39

УЛИЦЫ ГОРОДА
Жена катит велосипед – большой «взрослый» старый советский «Харьков» - навьюченный сумками - вдоль домов на набережной. В руке ещё и складной столик.

В уличном кафе раздувает мангал местный армянин.

В одном из домов растворяют окна. Выставляют горшки с цветами.

Жена везёт свой груз вдоль домов на набережной мимо дебаркадера, мимо баржи, спящей пока – к пристани, где слышна радиомузыка с не видного пока теплохода.


40

ПЛЁС-ПРИСТАНЬ
У пристани женщина – Жена художника - расставляет на столике этюды мужа. Они разного размера, но на один сюжет: затон, в нём старая притопленная лодка в затоне и лишь на одном, последнем в ряду - расцветшая лилия рядом с лодкой.

Рядом на соседних столах – изделия Холуя, да сплошные палехские дела---

---недалеко бродит Виктор под руку со священником…

ВИК
(отцу Александру)
Так же, как относительность времени я
почувствовал, когда с Камчатки в Москву
прилетел. Вот на Камчатке - садишься в
девять часов утра. «Утренняя почта»:
«Добрый день!» - в аэропорту смотришь
по телевизору: «Добрый день, дорогие
друзья-товарищи! Открываем песней…».
И звучит веселая песня. И садишься в
самолет, летишь 9 часов, приземляешься в
Москве, выходишь в аэропорт  Шереметьево,
смотришь там... или Домодедово.
Смотришь по телевизору тоже: «Добрый день!
Сегодня воскресенье, девять часов утра».
И ты понимаешь, что находился вне времени.
Так же здесь ты стоишь возле холста и
понимаешь, что вот свой день жизни отдаешь
полотну. Потому, что у каждого полотна,
просто ты знаешь, сколько ты его писал –
по времени.


41

ПРИСТАНЬ
С парохода сходят туристы. Их встречают торговцы живописью, хохломой и произведениями мастеров Холуя)

Жена художника – работник музейный - стоит у стола с ПОЧТИ – с незначительными – отличными! – деталями---

---одинаковыми этюдами мужа, отвернувшись от туристов лицом к реке.

Теплоход уходит вдаль по Волге. Долгий закат. Радио-песня с теплохода: «Издалека долго течёт река Волга, конца и края нет…»


ТИТРЫ

Подходит теплоход – валят туристы – никто не покупает ни Холуя – ни палехских делов – а только у столика Жены парочка пожилых туристов начинают прицениваться – лицо нашей милой самоотверженной Женщины-Жены художника(ли) – отправляется к улыбке.

Далеко к плёсу уходит теплоход с борта которого несётся до боли знакомое: «Издалека долго течёт река Волга…Конца и края нет…»

                КОНЕЦ

kuznecovsasha@mail.ru
.








 






Рецензии