Христианин из США

                Ты что, я обожаю американцев! Это непередаваемая
                тупость и узость мышления! Они нередко бывают у
                нас на предприятии. Их инженеры – сплошное
                очарование! Работают на батарейках энерджайзер,
                могут выполнять лишь одну операцию, на которую
                обучены. Такая прелесть!
                Один мой знакомый.

На шумной улице мегаполиса стоит девушка в длинной юбке и бесплатно раздаёт Новые Заветы. Предлагает и мне. Я отказываюсь, объясняя, что у меня эта книга имеется и на русском, и на славянском. Я постоянно читаю её, знакомлюсь с толкованиями древних на эту мудрую книгу. Тут подходит её бородатый отец – настоящий американец, баптистский пастор. Мы начинаем беседовать.

– Вот ты не считаешь, что ты уже спасён, – говорит американец, – а хочешь, мы прямо сейчас здесь с тобой помолимся, чтобы Дух Святой снизошёл на тебя. После этого ты уже точно будешь спасён. Только уверуй в это.

– А значит ли сие, что после этого в мою голову не придёт ни один греховный помысел? Что с этого момента я не буду никому завидовать, не буду мучаться от гнева на других людей, не буду страдать от тщеславия? Моя душа глубоко повреждена.

– При чём тут это? – недоумевает пастор. Он совершенно не понимает моих слов, – да, ты грешник, но Господь оправдает тебя.

– Любой греховный помысел причиняет мне страдания. Вы рекламируете мне вход в рай в моём поврежденном состоянии, вместо излечения от греховности предлагаете оправдание. Но для меня нахождение в вашем раю в моём теперешнем состоянии – величайшая душевная пытка. Поэтому я отказываюсь от вашего оправдания. Мне нужно лечение моей души, а не оправдание. Нужен врач, а не адвокат.

– Зачем?

– Я хочу стать причастником естества Бога. Надеюсь стать богом по Его благодати, быть подобным Божеству. Иисус Христос – не что-то внешнее по отношению ко мне, а центр моей жизни.

Разговор не клеится. На прощанье пастор ещё раз предлагает мне поверить в то, что после нашей общей с ним молитвы я буду оправдан и спасён. Американский товар на экспорт. Наши русские баптисты, пятидесятники и харизматы могут начать говорить и о необходимости жить по Евангелию, и о борьбе с греховными помыслами, и о правильной молитве [1].

Рассматриваю врученные мне пастором книжечки (на этот счёт у меня глаза завидущие, а руки загребущие). Крикливые у американских протестантов брошюры. Ох, крикливые! Покоя в них нет. «На свете счастья нет – есть лишь покой и воля» – кажется, Пушкин так выразился. Полная противоположность протестантскому мироощущенью – храмы средневековой Руси. Редкие окна в форме бойниц расположены высоко вверху. Льющийся через них свет напоминает молящимся, что небесное наше отечество – царство будущего века – находится высоко вверху; а здесь, у нас внизу, – юдоль плача, земля странствия, место нашего временного пребывания. Внутри храма царит полумрак. Солнечный свет дополняют только свечи и лампады. Величественные звуки знаменного распева настраивают на душеспасительный плач о своих грехах. Что прекрасно в знаменном пении – чёткость фраз. Знающему славянский язык не нужно напрягаться, чтобы разбирать значение слов, как при слушании партесного пения. Того пения, которое звучит почти во всех никонианских храмах. Благодарение старообрядцам, сохранившим истинные канонические иконы и знаменный распев! Да, сохранили-то они сохранили, но только какой ценой! Ценой практически полного забвения творений святых отцов. И свято место, которое никогда пусто не бывает, наполнилось у них оккультной мистикой. У нас, никониан, – богословием ради богословия, напрочь лишённого живоносного веяния Святого Духа, а у христиан “старого письма” – народным (языческим) эзотерическим бредом. В результате со старообрядцами стало совершенно невозможно беседовать о Боге, о восстановлении повреждённого храма собственной души – разговор сразу переходит на тему обрядов. Да какая, в самом деле, разница, какие обряды! Ведь не человек же для ритуала, а ритуал для человека! Вроде бы, всем это должно быть понятно. Но, увы… все современные русские христианские конфессии (и православные всех видов, и католики, и лютеране, и протестанты) делами показывают, что именно человек для ритуала, а никак не наоборот. Это заблуждение у нас, русских, в крови. Будто никто не читал в Евангелии: “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2: 27). Загадочная русская душа…

                2007


[1] Мне довелось листать кальвинистский молитвослов. Он целиком списан с православного молитвослова, является сокращённым его вариантом.


Рецензии
Так и есть "Американский товар на экспорт" (с).

Евангелие От Меня   25.01.2016 11:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга!

Наши баптисты не такие, как американские. Русский менталитет, богатство русского языка. Да и инфильтрация православных идей…

В 19 веке один британский миссионер начал изучать язык каких-то южноамериканских индейцев. И был поражён тем, что в их языке оказалось очень много слов для обозначения сложных философских понятий. Много больше, чем в английском. По сравнению с языком этих индейцев английский выглядел языком дикарей.

Зато меня порадовали американские православные. В Москве. В американском храме вмч. Екатерины молитвы читались с крайней неспешностью, чтобы каждый присутствующий в храме имел возможность понять каждое слово. Одна молитва – на американском диалекте английского языка, другая – на церковно-славянском. Через одну. И, кстати, церковный английский почти не отличается от обыденной английской речи. Если провести аналогию с нашим языком: как пушкинский “Пророк” отличается от русского повседневного.

Ещё о баптистах.
Группа богатых баптистов моего родного города Красноярска, желающая заняться благотворительностью, стала обсуждать, куда пустить свои деньги. Одни говорили:
- На реабилитацию наркоманов!
Другие с ними не соглашались:
- На реабилитацию алкоголиков!
Третьи:
- На реабилитацию и наркоманов, и алкоголиков!
Чтобы быстрее придти к единому мнению, позвали моего друга – православного иеромонаха РПЦЗ, который в то время много общался со всякими протестантами. Иеромонах Александр очень их удивил:
- Зачем вкладывать деньги в реабилитацию наркоманов и алкоголиков? Ведь их реабилитация должна волновать в первую очередь государственные структуры. Давайте поможем деньгами тем, кому государство ни за что не поможет.
- Интересно, интересно, - заволновалось баптистское собрание, - куда же их лучше вложить?
- В нашем городе, - продолжал православный священник, - есть театр Кенгуру, коллектив которого живёт на нищенскую зарплату, держится на чистом энтузиазме. Давайте поддержим их доброе творческое начинание!
Баптисты посмотрели на о.Александра, как на инопланетянина:
- Да это же не христианское дело! Вот если бы актёры этого театра что-нибудь про Иисуса Христа…
- Но прежде чем начинать обоживаться, сначала надо очеловечиваться! Чем коллектив театра Кенгуру и занимается.
Баптисты с отцом иеромонахом решительно не согласились. И вложили деньги не то в наркоманов, не то в алкоголиков.

Игорь Орловский   01.02.2016 16:10   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Игорь.
Вы всегда так щедры. Но что Вы хотели сказать, приводя все эти примеры?

Евангелие От Меня   01.02.2016 16:29   Заявить о нарушении
Просто пообщаться. Я думал, что Вам будет это интересно.

Игорь Орловский   02.02.2016 16:51   Заявить о нарушении
Пообщаться всегда интересно, но Вы процитировали, а что сами думаете обо всём этом, не сказали...

Евангелие От Меня   02.02.2016 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.