Просторы человеческого сознания
Просторы человеческого сознания
«Я знал, что все, что я вижу, есть мое воображение».
(Р. Бах, «За пределами разума»)
Насколько часто люди задумываются о том, какие картины рисует им их же воображение? Многие зачастую недооценивают силу и значимость мысли. В круговороте ежедневных забот теряется и острота ощущений столь созидательного действа – мечтаний. Какую же все-таки роль играет этот загадочный процесс? Ричард Бах представляет своему читателю целую Вселенную «За пределами разума».
«Все дело было в дверце. Она никак не хотела оставаться открытой». Именно с этих слов, ничем, с мимолетного прочтения, не привлекающих, начинается необычное знакомство с книгой. Но уже с первой страницы Р. Бах вовлекает читателя в свое видение окружающего: «<…> и тогда ваше сердце парит надо всем этим». Он намеренно говорит «ваше», обращаясь именно к нам, своим читателям. Он будто бы предлагает на все взглянуть его глазами. После такого «призыва» читатели наверняка внимательнее присмотрятся к происходящему и с какой-то новой, незнакомой (или, может быть, позабытой) свежестью ощутят эмоции, передаваемые автором книги. Чтобы насладиться потрясающими видами голубых высот во время полетов на своем самолете, герой книги открывает его входную дверцу, но при высокой скорости механизм защелки дает сбой, и дверца закрывается. «<…> я снова в полузакрытой кабине, отрезанный от моей воздушной реки». Именно защелка стала проблемой, терзая воображение героя: «Даже когда я сидел за своим компьютером, изображение защелки, медленно поворачиваясь, проплывало между экраном и моими глазами».
Совершенно неожиданно Бах дает возможность детально изучить, казалось бы, столь привычное явление – мысленный поиск решения задачи. Давайте и мы посмотрим, что же из этого получилось. «Утром, еще не проснувшись, я снова увидел знакомую картинку, плавающую перед глазами. <…> Присмотревшись внимательнее, я увидел, что защелка уже не совсем такая, как была накануне. Даже совсем не такая. <…>Картинка плавала передо мной в утреннем полумраке, пока я не понял ее, а затем растаяла». Необычно? Пожалуй.
Как методика повторения для закрепления изученного материала используется в обучении, так и в книге присутствует «дубль два», к которому читатель переходит сразу после прочтения первой технической задачки с защелкой, что была разрешена вполне успешно, но как-то таинственно. Выходит, сила человеческого воображения гораздо больше, чем принято считать. «Наступил вечер. Желтая крышка плавала в воздухе, в пространстве между моими глазами и экраном компьютера». После прочтения этих строк возникает любопытство вперемешку с каким-то уже знакомым ощущением предвкушения обыкновенного чуда. Не правда ли?
Настроив нас на определенный лад, автор вновь готов удивить: «И тогда произошла странная вещь. В воздухе послышался шорох, изображение растаяло, а вместо него возникла другая крышка для масла». А сразу вслед за этим – озадачить: «<…> на ничтожную долю секунды прямо за изображением крышки увидел другое изображение – симпатичное человеческое лицо. <…> Ее глаза встретились с моими, в них вспыхнула искорка испуга и удивления, но видение тут же исчезло». В этот момент ответной реакцией читателя, наверное, будет искренность, умилительная и трепетная. Она словно открывает сердце и зовет. Зовет увидеть где-то в глубине собственной души доселе неизвестный мир, безграничный, завораживающий…
А дальше – резкое возвращение в повседневность. Бах использует такой контраст для обострения сознания и предельной чистоты мыслей и чувств, которые порой бывают затуманены будничной жизнью. Автор задумывается вместе с нами, словно помогая нам понять самих себя (и одновременно еще больше озадачивая). Добавляя детали, к присутствию которых мы уже успели привыкнуть, он вопрошает: «Кто? Это? Был? Я закрыл рот, но вопрос не перестал звучать». Здесь Р. Бах учит своего читателя не только видеть, но и слышать то, что находится за пределами традиционных органов чувств, – собственный внутренний мир. «Если что-то произошло за долю секунды, это не значит, что оно не произошло». Помимо этого, мы окончательно втянулись в сюжет и тоже задаемся вопросом о том, кто же это действительно был.
Итак, читатель переключается с волны своих ощущений на сюжет и с интересом следит за рассуждениями героя. На протяжении нескольких страниц Бах то и дело сменяет место своей мысленной деятельности: сначала он описывает свой реальный полет на самолете, сопровождая это описание несколькими немаловажными для пилота деталями: «Медленно и плавно, как морская птица, Каб развернулся над фермерским полем». А потом он уводит нас в свои размышления относительно загадочной женщины, которую, напомню, он видел лишь долю секунды. Причем, и то, и другое имеет значение. Если ваше сознание легко «перемещается» с объектов реальности на объекты мыслей и наоборот, улавливая все описанные мелочи внутренним восприятием, то обычное трехмерное пространство перестает быть для вас эталоном устройства мира. «Но оставалась другая тайна, глубокая, как само небо: откуда шли эти решения?» Постигать неопознанное всегда волнительно и трепетно.
Некоторые короткие предложения, которые автор использует без оборотов и прилагательных, настраивают на определенную эмоциональную волну и вырисовывают вполне определенную деталь, на которой нужно сосредоточить внимание: «Изумление в ее глазах. <…> Карандаш в волосах». Наконец, после долгих размышлений Р. Бах подводит нас к ошеломляющей догадке: «Она выглядит как милый сердцу вчерашний день, потому что она из другого времени!» Смысл здесь много глубже, чем кажется на первый взгляд. Например, наш внутренний мир не принадлежит прихотям реального времени, он обособлен от него, там «другое» понятие времени. Или, к примеру, можно ли истинные человеческие богатства приурочить ко времени (в его общепринятом понимании)?
Углубляясь в предложенную Ричардом Бахом тему, стоит отметить следующее. В каком-то пограничном состоянии между явью и сном, когда человек уже не бодрствует, но еще и не спит, он способен осознанно улавливать обрывки мыслей и образов, рождающихся в подсознании. Там, за пределами обыденного представления окружающего мира, с его фактами, которые человек беспрестанно обдумывает, просчитывает, анализирует, кроется фантастический, полный таинственности край, который словно открывает для человека параллельную Вселенную. Вселенную его души с бесхитростными истинами, ценностями и безбрежными просторами. «Я видел только огонь и тени в комнате, и это была не моя комната». Автор, по сути дела, предоставил читателю возможность взглянуть на реальность со стороны и найти «другие» горизонты.
Какой же вывод предложит нам Бах? Какой раскроет секрет? Это будет незабываемое путешествие в глубины запредельного мира. Автор предлагает расслабиться и принять понимание того, что находится за пределами разума: «Я даже не пошевелился, пока изменялись границы моего пространства. <…> Я знал, что мое тело осталось в траве под звездами, что оно спит и глубоко дышит». Перед читателем раскрывается безграничное пространство человеческого разума. То, что кроется в нем, и в самом деле удивительно. «Нас трудно найти. Но не невозможно», – говорит Бах. Вы догадываетесь, о чем идет речь? О поиске себя самого среди просторов огромного мира. Кто вы есть? Зачем вы живете? Эти несколько слов включают в себя всю интригующую сложность и, одновременно, постижимость мысли об осознании себя.
Чтобы напомнить нам о том, какой волнующей бывает загадка, автор описывает свое первое знакомство с компанией «Сондерс – Виксен», которая находится по другую сторону реальности: «<…> я увидел то самое лицо, которое наблюдал из другого времени». Интригует. Правда?
Дайте волю своему воображению, позвольте мыслям увлечь себя в этот таинственный и завораживающий край. Откройтесь своим фантазиям, и горизонты станут шире. Вы найдете ответы на волнующие вас вопросы; вы поймете, в чем ваше счастье; вы обретете неисчерпаемый источник вдохновения для реализации своих стремлений. «Вы можете оставить дома ваш уровень электроники и физики высоких энергий и рассчитывать на наше время <…>».
«Открывшийся вид сразу врезался мне в память, но вместе с тем разбудил ее: мне казалось, что я когда-то уже был здесь». Я бы сказала, что это – созерцание мечты. То, о чем грезит человек, всегда оказывается чем-то знакомым, близким сердцу, поэтому – вперед! Нарисуйте себе мечту, ощутите ее, вдохните это чувство в свои легкие, и ваш внутренний мир откликнется на этот зов, побуждая сознание к осуществлению даже самых смелых замыслов. Ведь не зря говорят: «Мечты сбываются». «Это не тот случай, когда требуют паспорт. Пройти может каждый, кому здесь нравится. Некоторые остаются…». Здесь тоже есть над чем задуматься. Не так ли?
Книга Ричарда Баха «За пределами разума» – это маленькое путешествие, по возвращении из которого направленный в пространство взгляд полон чувства одухотворенности. Кто-то увидит в этом уже знакомое отражение мудрости, а для кого-то это станет поистине грандиозным открытием неизвестной стороны себя самого.
«Что бы ни происходило в моем двадцать первом столетии, всего в трех глубоких вздохах отсюда стоят ангары Сондерс – Виксен Эйркрафт Компани Лтд., в своем уютном 1923 году, – прошлое, которое ждет случая стать моим будущим, когда я задумаю и воображу новое путешествие».
Свидетельство о публикации №212120801734
Владимир Добровольский 08.04.2013 19:42 Заявить о нарушении