Жизнь при панах

Время течет и вместе с ним даже у очевидцев стираются детали событий. А если ты слышал только краем уха, то тебе и вовсе достаются крохи. Любое случай с годами обрастает подробностями неизвестными для современников. И все же некий каркас, суть происшествия не поддается капризам испорченного телефона, сохраняя правдивость истории. Ни проверить этого уже никак нельзя из-за небытия свидетелей, ни в документах найти подтверждения в силу их незначительности. Можно лишь довериться слухам...

При любой власти находятся люди искусства, патологически склонные к ее восхвалению. То ли неуемная потребность к лакейству зашкаливает, то ли хочется отщипнуть кусочек тортика с барского стола, то ли еще какая неведомая нам причина.

Дело было при Хрущеве где-то в 1950-х годах. В глухом селе, у одной крестьянки на старости лет проснулась жгучая тяга к стихотворству. По уровню творчества не тянула она на печатание в центральных газетах, но ведь были и областные и даже районные! Тем более, что невестка была учительницей русского языка и могла успешно прилизывать шероховатости неуклюжих рифмоплетений.

О чем она могла писать, чтобы потом ей могли дать мотоцикл, а после даже и... "Москвич"? Из под пера вылетали панегирики по адресу - само собой понятно - советской власти и самого... Никиты Сергеевича. Как плохо-то было при царском режиме! Конечно, плохо. Кукурузы не ели, хлеба из кукурузы тоже, но это ладно. Люди-то пожилые оставались еще и кое-чего могли вспомнить и даже в темное время суток на ушко шепнуть.

Так вот, в XIX в. все сельские земли в тех местах принадлежали князю Щербатову. Если верить данным из Википедии, то возможно род мог происходить из Рюриковичей. Сам по себе этот факт еще ни о чем не говорит. История нам дает немало примеров, когда подонки могли быть с прекрасной родословной, а благородные по духу особы без роду и племени.

Имени помещика история не сохранила. Только поставил он над работами приказчика, а тот, желая выслужиться перед хозяином, драл с селян "по три шкуры". Барин шел в ногу с научно-техническим прогрессом и приобрел кой-какую заграничную технику. Ни отойти от нее, ни передохнуть!

- Работайте живее, лентяи! Сколько можно отдыхать?!!! Лодыри!!! Трутни!!! - стоял над душой хозяйский надсмотрщик.

Умаялись мужики до ужаса! Выход из затруднения нашли довольно незамысловатый, но очень эффективный. В сноп засунули ломик и бросили в молотильную машину. Разумеется, та вышла со строя и все у нее оказалось переломанным. Началось расследование и виновника быстро определили. О происшествии было доложено самому Щербатову и тот вызвал вредителя к себе в Харьков.

- Ну все! Теперь точно три шкуры спустит хозяин! Может даже в кандалы и в Сибирь отправят...

Многое чего болтали тогда в селе. Мужика привезли к помещику, а тот и говорит:

- Вымыть, побрить, накормить, переодеть и потом ко мне!

Исполнили барский наказ дословно и на следующий день дрожащий саботажник предстал пред ясные очи землевладельца в его резиденции с блестящими полами.

- Голубчик! - обратился к нему магнат - зачем ты это сделал? Зачем надо было ломать механизм? Ты работать не хочешь?

- Да... Как Вам сказать... - мнется мужик.

- Ты не бойся, голубчик, скажи все как есть, только правду скажи - подбодрил тот крестьянина.

- Мы не отказываемся работать, барин... Замучили нас совсем... Отдыха не дают... Присесть невозможно, гонят и гонят... Сколько можно, барин?! - чуть не заплакал землероб.

- Ничего-ничего, братец! Поезжай-ка ты домой. Не бойся ничего. Я дам нужные распоряжения. Все будет хорошо. Вот тебе, дружок, 10 рублей... Поезжай с Богом!

Десять рублей по тем временам сумма огромнейшая! Особенно для крестьянина! Что хозяин говорил своему не в меру ретивому распорядителю - неведомо никому, но словно фея поработала: перестали измываться над людьми, давали отдых и жизнь опять потекла своим чередом в размеренном режиме. Как и полагается для провинции...

Говорят, когда умер этот старый князь, селяне плакали... Молодой князь, почуяв приближение революционных ветров, распродал имения и махнул за кордон...

Может и не все помещики были такими, как князь Щербатов - кто спорит? Только некоторые из них, как показывает этот случай, больше заслуживали хвалебных стихов, чем Хрущев. Вряд ли крестьяне плакали, узнав о смерти кукурузного генсека...
http://www.proza.ru/2013/01/27/1755 - статья "Дядя Петя - полицай"
http://www.proza.ru/2012/11/17/80 - статья "Колхоз имени III-го рейха?!"
http://www.proza.ru/2012/11/27/217 - статья "Бывшие котоеды диет не держат..."
http://www.proza.ru/2013/10/16/1166 - статья "Мысли о тургеневском Хоре и Калиныче"


Рецензии
Так Никита в гробу уже пропеллером вертится от частоты упоминаний и проклятий.

Вячеслав Вячеславов   05.07.2014 15:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.