Основы народной культуры - Предисловие к книге
Результатом презрения этнической памяти, отвержения многотысячелетнего опыта народа, поиска альтернативных естественному процессу путей развития культуры стала утрата человеком самого себя, своего места, роли и значения в мире. Свободное от традиции «блуждание» по противоречащим друг другу жизненным смыслам привело к шаткости положения отдельного человека, вызвало конфликт его с окружающим миром и самим собой, в полной мере реализовалось в неустойчивости и распаде социокультурных связей, в разложении духовных и нравственных идеалов народа.
Нормальное функционирование и развитие общества обеспечивается опорой его на прочный фундамент жизненного опыта, который воздвигли предшествующие поколения, наличием многократно перепроверенных способов взаимодействия с окружающим миром. Будущее невозможно без обращения к прошлому, «только корнями основание крепко, а коли корней не будет, не к чему будет прилепиться», — гласит народная мудрость.
Казалось бы, «прошлое потому и является прошлым, что оно уже не существует, но вместе с тем нельзя не признать, что прошлое сохраняется в настоящем, оказывает определенное влияние на действительность и таким образом живёт. Поэтому в научном смысле прошлое следует интерпретировать не как небытие, а, напротив, как особую форму бытия», — замечает исследователь категории традиции В. Д. Плахов.
Иными словами, голоса предков в полную силу звучат в настоящем времени нашего бытия, в нашей современности. Они повествуют о смысле и цели человеческой жизни, передают нам свой опыт, советуют, как выстоять и сохранить себя в трудные времена, и не только выстоять, но найти силы для дальнейшего своего полнокровного развития.
Прошлое из глубины веков и тысячелетий как бы посылает нам сообщения. Содержание этих сообщений закладывается им в «тексты культуры» — во все создаваемые человеком культурные формы, во все результаты, средства и способы его деятельности.
В культуре традиционного типа, где все явления мыслились как носители смыслов, их содержание было понятно каждому человеку. Оно, в силу своей значимости, «переводилось» на все «языки», которыми владела данная традиция, проникало на все её уровни и во все ее элементы, артикулировалось всеми возможными способами.
Общество, ориентированное на традицию, безусловно доверяло «текстам», пришедшим из прошлого. Оно снова и снова воссоздавало их в собственной деятельности — актуализировало исходно данные образцы и через эти творческие акты воспринимало сформированную прошлыми поколениями систему ценностей, норм и законов жизни. Только так, через воссоздание прошлого и в опоре на прошлое строилось будущее — новые смыслы и значения, новые знания о мире экзаменовались на соответствие имеющимся образцам старым и мудрым профессором — многотысячелетней традицией. То, что выдерживало проверку — приращивалось к уже имеющемуся культурному опыту, то, что не отвечало традиционным моделям — отвергалось.
Разрушение инфраструктуры традиционной культуры в Новейшее время стало причиной «освобождения» традиционных «текстов» от системы присущих им значений. В результате, ничем не сдерживаемые культурные формы стали до неузнаваемости видоизменяться. А поскольку именно они служили теми чувственно воспринимаемыми моделями, на которые ориентировался человек, то их изменение повлекло за собой кардинальные сдвиги в общественном сознании и прогрессирующее разложение результата деятельности человеческого сознания — культуры.
Сообщения из прошлого носят императивный характер. Вероятно, именно потому ещё и существует сориентированное на суицид наше общество. Мы не можем не использовать «тексты культуры», поскольку такой отказ явился бы отказом от самой культуры. А включая их в свою жизнь, мы поневоле, даже не осознавая этого, «прочитываем» хотя бы фрагментарно и сами сообщения. Они как бы внедряются в наше сознание и из его глубин диктуют нам выработанные этнической культурой нормы и правила, советуют, как наиболее оптимально решить ту или иную вставшую перед нами задачу.
Информация, пришедшая к нам из прошлого, безусловно необходима для нормального функционирования общества и сохранения человечества как вида. В противном случае, вряд ли культурные формы, в которые она закладывалась, смогли бы пройти столь долгий исторический путь. Бережно передаваемые от поколения к поколению, сохраняемые коллективной памятью народа, обрастающие в процессе своей исторической жизни новыми смыслами и значениями, они воспроизводились всякий раз, когда в отношениях между человеком и окружающим миром возникал хотя бы малейший конфликт, ибо они и были средствами разрешения этих конфликтов. Именно для передачи способов взаимодействия с окружающим миром еще на заре своего существования культура выработала механизм традиционности, который обеспечивал отбор, накопление, сохранение и передачу жизненного опыта, знаний об окружающем мире, приобретённых человеком в процессе взаимодействия с ним. Другое дело, что древние знания выражены не в той строгой форме цифр и формул, в какой мы привыкли представлять себе научное знание. Они представлены в мифологической, художественной форме, где синтезируются логическое и поэтическое, одновременно отражается и сущность явления, и представляется вся его многокрасочность. В отличие от научного понятия, в мифопоэтическиом образе сущность, типическое выражается через единичное, неповторимое и уникальное таит в себе глубоко закономерное.
Вряд ли древние знания о мире были так уж ошибочны, как принято полагать. Они позволяли человеку достаточно адекватно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды, гармонично сочетать свою деятельность и свои потребности с естественными природными циклами, вполне обеспечивали самосохранение и развитие общества.
Скорее о «сбоях» в понимании законов мироздания можно говорить применительно к культуре Нового времени — при абсолютизации ею точного знания, тем не менее, за сравнительно короткий период человечество разрушило природные биогеоценозы и подвело антропогеобиосферу планеты к границе, за которой начинаются необратимые катастрофические процессы.
Отринув накопленные знания и представления о мире, человечество попыталось заново, более точно определить и описать структуру сферы своего обитания и, перестроив свои воззрения на неё, вдруг осознало, что в «научно сконструированном» мироздании не оказалось места самому человеку. Человек, возвысившись над Вселенной, выпал из неё, перестал быть частью этой сложноорганизованной системы, разорвал с нею все партнерские отношения. Разрушение им среды своего обитания стало наглядным примером этого «выселения из Вселенной».
В данном случае, мы отнюдь не отказываемся от науки в пользу мифологии, мы говорим о необходимости сосуществования двух способов познания мира. «Метод мифологической аналогии, без сомнения, ещё менее совершенный инструмент для понимания реальности, чем научное рассуждение... (мифология не поддается верификации), но в компенсацию за её большую слабость мифология имеет более дальний радиус действия и более глубокую возможность проникновения», — замечает выдающийся английский историк А. Дж. Тойнби. При включении в онтогенез мифологического этапа филогенеза расширяются познавательные возможности человека, он нацеливается на активное взаимодействие с окружающим миром и, в конечном счете, получает устойчивость в своём бытии.
Представляется несомненным, что восстановление значения традиционных явлений и форм культуры возможно только через наполнение их присущим им ценностно-смысловым содержанием. Духовные и нравственные идеалы народа, система его ценностей, норм и законов жизни хранятся на глубинных смыслосодержательных уровнях явлений культуры — в их «подтекстах». Погружаясь в эти подтексты, человек получает ориентацию на устойчивые, проверенные многими поколениями ценности и идеалы, с помощью средств, предоставленных народной традицией, вырабатывает адекватную стратегию своего поведения в природном, социальном и культурном пространстве.
Свидетельство о публикации №212120800537
Было ли место человеку в сфере обитания наших предков после прихода иноземной религии? Да нет, конечно.
В Руси- России X-XIX веков «научным конструированием мироздания» не занимались. О науке в эти мрачные времена даже и не помышляли. Отставание нарастало. В эти времена в Западной Европе, порой вопреки кострам католической инквизиции, наука, развивалась, мысли свободных людей пробивали дорогу. И даже мифология предшественников уцелела.
У зверей её не бывает. Мы - потомки "зверей"? В начале XXI века (в интервью корреспонденту телеканала «Россия» сентябрь 2010 года) это утверждает глава русской православной секты Владимир Гундяев: «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины».
Другой истории у нас нет. От предков, живших до крещения мечом и огнём Руси, а также не принявших насильственного обращения в чужую веру, мы должны по канонам правоверного христианства отречься. От их Слова, древнего миропонимания ведического, легенд, песен, сказов тоже.
Главный тормоз, сдерживающий развитие России, в том числе и в гуманитарной сфере, наследники палачей русского ведизма, столпы рабства, вновь рядом с властью. К идеологии, провалившейся с кровью и смертями миллионов наших предков, прислонились от собственного безсилия нынешние вожди-временщики. Уж им-то мифы русские не интересны.
Поэтому делаем что должно, и будь что будет.
Успехов Вам, Алексей!
С почтением,
Александр Чашев 08.12.2012 17:43 Заявить о нарушении
И княжеский дар им не нужен, -
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен!»
А.С.Пушкин, «Песнь о Вещем Олеге»
Любовь Царькова 08.12.2012 21:04 Заявить о нарушении
Прошлись по русскому двору
Убийцы с душами младенцев
И страстью к свету и добру.
(И.Губерман).
Волхвы не боялись. Да только вот истребили их иноземные носители слова чужеродного. Присвоили себе право называться русскими православными.
Александр Чашев 08.12.2012 21:26 Заявить о нарушении
Проблема Русской православной церкви - это проблема раздрая в самой церкви, где сосуществуют и Гундяев, и Сергий Радонежский, и патриарх Никон, и протопоп Авакуум, и Тихон, и продажный Сергий, а не отношения двух мировоззрений.
Вы правы в том, что сейчас, в связи с разрушением дохристианского пласта, на который наслоилось христианство, оно осталось без опоры и начало проваливаться в "чистое христианство", в том, что многие современные священники презрительно-негативно относятся к славянскому прошлому, ибо они не потрудились его элементарно узнать. К сожалению, как и многое в самом Православии для них остаётся тайной за семью печатями. Отнюдь не для всех! Есть много и тех, кто хочет сохранить Православие как синтез двух систем.
Об этом можно много рассуждать, много спорить. Но проведение внутри России демаркационной линии - это и есть НЕ НАША основная задача. "Разделяй и властвуй". Впрочем, мой герой в романе "Гусляр", являясь православным, находится тоже внутри этой проблемы и пытается её разрешить. Столкновение и разрешение проблемы для него проходит через погружение в прошлое. «прошлое потому и является прошлым, что оно уже не существует, но вместе с тем нельзя не признать, что прошлое сохраняется в настоящем, оказывает определенное влияние на действительность и таким образом живёт". Посмотрите эти разделы и главы. Они вполне самостоятельны в сюжете романа:
http://www.proza.ru/2012/10/08/977
http://www.proza.ru/2012/06/07/444
Ну, и в какой-то степени это:
http://www.proza.ru/2012/05/12/24
Как церковный раздрай пророс в современность - как раз сейчас об этом пишу.
С уважением, Алексей
Алексей Кулёв 08.12.2012 22:32 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 08.12.2012 22:37 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 08.12.2012 22:50 Заявить о нарушении
Александр Чашев 09.12.2012 01:45 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 09.12.2012 11:08 Заявить о нарушении
Противодействие всегда есть. Развитие России в сторону осознания большей частью общества правды о древнейшей истории уже никто остановить не сможет, т.к. "процесс пошел". И Ваше творчество и творчество Александра Ивановича тому подтверждением.
Любовь Царькова 09.12.2012 11:26 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 09.12.2012 14:43 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 09.12.2012 15:14 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 10.12.2012 08:52 Заявить о нарушении
http www. proza. ru 2012 10 03 96
Любовь Царькова 10.12.2012 10:57 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 10.12.2012 15:25 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 10.12.2012 21:58 Заявить о нарушении