27. Саяны

     В 67-м, после 3-го курса, ездил со стройотрядом в Саяны, строили там дорогу Абаза – Ак-Довурак. Добираться пришлось долго, пять суток в поезде, потом двое – на автобусе. Первая ночь на месте (76-й километр дороги) запомнилась холодом. В середине июня ночью было около нуля - и на улице, и в бараке, куда нас расселили по комнатам по двое и где не топили. Потом потеплело, но жарких дней по-настоящему помню только несколько за всё время пребывания – сказывалась высота.

     Возили нас на работу дважды в день, днём полагался отдых, но работали по десять часов в день, с одним выходным в две недели. Первый выезд на работу в открытом кузове ЗИЛка впечатлил – по дороге то тут, то там валялись разбитые части машин. Аварии случались не только из-за сложности рельефа (дорога была фактически горной во многих местах). Водители, бывало, пили по-чёрному, у нас был сухой закон, у них – ничего близкого, пропустить стакан перед поездкой было обычным делом. Отсюда и разбитые машины на крутых склонах.

     В бригаде нашей было с десяток человек, укрепляли плитами откосы водопропускных труб. В ожидании плит, бывало, играли в карты под дорогой, в трубе, где жутко сифонило, но тогда всё было нипочём. В начале августа выпал снег, дня два он держался, похолодало резко. Отогревались и сушились у печи в бараке, ни о каком другом отоплении не было речи. Ближе к концу  нервы у некоторых ребят стали подводить, доставала неустроенность быта, да и работа была не из лёгких.  В последний день на трассе, помню, уже не работали, грелись у костра. Но Боря Полозов, бригадир, предложил всё-таки немного поразмяться, проверки, говорил, могут быть, мало ли… Гена, спокойный, в общем-то, парень, тут рассвирепел не на шутку. Договорились не работать, кричал, иди ты со своими проверками, сам паши, мы напахались. Раскидал костёр, пиная ногами всё, что там было, еле успокоили. Нервный срыв, бывает…

     Если говорить о нагрузке - некоторым как с гуся вода, но я там скинул побольше, чем десяток кг, по приезде Серёга, приятель, первым делом сказал, увидев: «Ну, ты совсем не похудел». Мать говорила, что сначала не узнала в приехавшем худощавом бойце (у нас была полувоенная форма, пошили всем, кто ездил) исходного упитанного юношу. Но всё-таки и заработали – порядка трёх сотен за два месяца – это неплохо по тем временам. По приезде малость отдохнул, а потом Сашка позвал к себе в гости в Пятигорск - его родные места. В конце августа полетели с ним вместе.   


Рецензии
Интересно. У нас друг живёт в Саянах, в Черёмушках.

Елена Диомидова   09.12.2012 17:50     Заявить о нарушении
Красивый край. Жаль, что со студенческих времён там не был.

Юрий Ерусалимский   09.12.2012 21:48   Заявить о нарушении