Академия Абстракционизма

На фото "Бьеннале "Классический абстракционизм" в Севастопольском художественном музее".


Cевастопольская «Академии Абстракционизма» — это союз талантливых мастеров, которые вышли за рамки обыденного, выразили своё особое отношение к пространству, времени, композиции, моделированию объёмов и форм. В 2013г. она отмечала десятилетие. А начиналось всё так.

В 1996г. в уютном читальном зале заведующая библиотекой Галина Кондрюкова начала реализацию проекта: «Диалоги творческих людей». Художники представляли свои работы, у поэтов рождались стихи, музыканты импровизировали. Экспозиции менялись ежемесячно. Все авторы хороши, каждый интересен по-своему. А вот и нечто принципиально отличное...

– Обворожительно! – так восклицали посетители выставки, взглянув на мир, полный красок, света, тепла и доброты, глазами художника Юрия Панина.

– С детства мне нравились импрессионисты, – говорит о себе автор, – Своей эмоциональностью, яркостью красок, контрастностью цвета, динамичностью они помогли мне отойти от стереотипов в искусстве и иметь в работах своё лицо, писать смело, не боясь нового.

Особая одарённость Владимира Бойченко проявилась ещё в годы обучения в Художественной школе. Его работы излучают аромат любви, жизни, силы. Десять раз пытался поступить в Московский полиграфический институт. Поступал таким как есть, со своими «формалистическими выкрутасами», как это называлось в те застойные времена. Изменять себе не соглашался. Сохранив свой стиль, стал членом Международной федерации художников при «ЮНЕСКО».

На открытии персональной выставки Якшина прозвучало не без подкола: «А вы пробовали писать традиционно?» Ответ, конечно, с юмором:

– Нет. Что-то с руками. Хочется искажать и ломать. Трёхмерное отразить в двумерном. Авангард должен граничить с уродством. Это и есть красота! Это и запомнится зрителю. Если тот вспомнит мою работу, может даже месяца через два, значит – цель достигнута.

В его работах всё дело в свете, цвете, движении, чередовании красочных пятен. Участвовал в Международном конкурсе карикатуристов в честь 500-летия открытия Америки, вошёл в сотню сильнейших мира.

Организовать в Севастополе эротическую выставку оказалось делом чрезвычайно сложным. Только с шестой попытки в сентябре 1998 года зрителям были представлены столь откровенные работы, вызвав бурную реакцию. Довольно лихо для нашего города!

– Авангардное движение, – по мнению участников коллективной выставки «Авангард. Сто лет спустя», – происходит только в некотором, весьма небольшом, кипящем, пограничном слое городской культуры. Мы хотим приобщить зрителей к вершинам авангарда. Хотим расшевелить их. Зародившееся в начале ХХ века новое искусство признано классикой во всём мире и не выходит из моды. Художники изображают не то, что они видят, а то, что они чувствуют, о чём думают, что представляют. Абстрактные структуры из точек, линий, цветоформ создают ощущение «живого движения». Это состояние духа. Авангард – переход в другой мир, мир ассоциаций, мир впечатлений, виртуальный мир сверх реальности, глубоко подсознательных впечатлений... Это почти карикатура, то есть совсем обострённое, сильно утрированное впечатление на плоскости, которому веришь потому, что это тайна. Тайна искусства. Мир будет однообразным, ужасно скучным, если не будет авангарда.

В течение трёх лет Севастополь жил насыщенной жизнью. Проект «Диалоги творческих людей» собирал многочисленную публику. Казалось, так будет всегда, но перестройка внесла свои коррективы в жизнь города...

Существующий в Севастополе в течение многих лет творческий союз, объединяющий художников, дизайнеров, фотографов, искусствоведов, в декабре 2003 года официально зарегистрирован как «Академия Абстракционизма». Она начала организовывать свои выставки. Посещая их, зритель мог ощутить пульсацию реально существующего направления в современном искусстве. Анализ деятельности «Академии» показал растущий интерес к абстрактным работам не только у молодёжи, но и у людей всех возрастов. Лейтмотивом на выставке, посвящённой итогам первого года, прозвучало: «К гениальным работам подтягивается гениальный зритель».

Проведена чреда выставок в банкетном зале гостиницы «Украина»: «Чувство радости», «Весеннее разноцветье», «Цветы и цвета», «Краски лета», «Летняя феерия», «Летние абстракции», «Звенящая осень», «Осенний медиум», «Октябрьские мотивы», «Накануне». Каждая встреча со зрителем радостная и ответственная. Увядание и вечное возрождение жизни в самых разных ее проявлениях. Таковы выставки, такова и сама жизнь.

Внутреннее зеркало художника, его самооценка были выражены в тридцати работах, представленных на выставке «Автопортрет от ретро до футура». Участники выставки очень ответственно отнеслись к теме, и общая картина предстала разнообразной, неожиданной, противоречивой и острой по набору средств отображения. Работы разных периодов творчества объединяло одно: пристальный взгляд на свою биографию. Это получилось!

С 2005 года «Академия Абстракционизма» тесно сотрудничает с Севастопольским художественным музеем им. М. Крошицкого. Разрабатываются совместные проекты, в залах музея регулярно проводятся персональные и коллективные выставки.

Мощная внутренняя структура, то почти осязаемая, то затухающая; живой цвет, вальяжно перетекающий из одной плоскости в другую; объём, как оптическая иллюзия; лёгкость цветового мерцания, мажорная жизнерадостность, декоративный экспрессионизм. Музыкальные импровизации на холсте, знаковая философия, загадочность и мистицизм хитросплетений линий; цветовые спирали, ассоциативные композиции, пластика формы и фьюжн фактуры — всё это в сумме дало яркий всплеск чистых эмоций на выставке «Классический абстракционизм» в 2007 году.

– Мы ничего не открыли. Немного нового, немного вечного. Абстракционизм был, абстракционизм есть, абстракционизм будет! – так словами Президента «Академии Абстракционизма» Владимира Бойченко был подведён итог выставки. Сам же Бойченко в тот период был в Париже. «Что сделано?” — интересуюсь я после его возвращения.

– Я извинился перед Пикассо... — Задумчивая пауза. — Познать человека по настоящему можно лишь тогда, когда он раскроет свою душу. Художники раскрывают свою душу в работах, которые пишут для себя, когда их не волнуют коммерческие интересы или понятия «модный», «востребованный». Эти работы, как правило, остаются в запасниках, в мастерских. Так и у Пикассо. Теперь эти его произведения представлены общественности. Я посетил музей Пикассо. Я видел настоящего Пабло Пикассо!

Августовская выставка 2008 года проходила в Художественном музее под названием: «В жаркий полдень поиски ручья».

– Задача современного художника, – сформулировал автор проекта Владимир Довгань, – заключается в максимальной концентрации мыслей, сил, изобразительных средств, чувств и умения, чтобы подать внимательному зрителю созданную автором «загадку» с множеством возможных и вероятных ответов. Не размером, не количеством своих работ поражать зрителя и ценителя, а тем, что в своих потугах, соревнуясь (так или иначе) со многими предшественниками, подчиняясь и опровергая традицию и канон, оказаться уникальным и искренним. Возможно, и не первопроходцем, но всё же открывателем новых тропинок, стежек, дорог, а лучше и краше всего – горизонтов! Но тут уж как кому повезёт.

По мнению зрителей Владимир Довгань  художник, создающий своими филигранными работами сказочную атмосферу – особое пространство, немного смешанное со сновидением, фантастически структурированное, дающее очарование гармониями линий, цвета, мысли, фантазии. Особое внимание автор уделяет поиску формы своих произведений.

– Высший смысл поиска формы, – полагает он, – как раз и достигается лишь тогда, когда ей невозможно подражать, когда её трудно скопировать. Когда смысл надёжно укрыт интуицией, разбавлен импровизацией... Состояние цвета обострено, чувственно, парадоксально, подобно шуму ветра, плеску волн, шороху песка, треску сосновых веток в ночном костре воображения...

Скульптурные работы из дерева и металла Владимира Ржавченко занимают особое место.  О себе он говорит так:

– Люблю минимализм. Как можно меньше деталей, чтобы изображение было схематичным. Главное – линия. Вещь должна быть тёплой, чтобы человеку, смотрящему на неё, было приятно. Чтобы он мог расслабиться. Острые углы отталкивают. В природе нет прямых линий и острых углов. Нравятся абстрактные вещи, авангард. Без них жизнь скучна. Надо быть хоть на ступеньку выше обыденного! Творчество – это моё, внутреннее... Могу проснуться среди ночи – зародилось новое произведение! Оно не даёт покоя. Хожу сам не свой. В поиске... Нашёл! Нутром чувствую как. Руки сами делают что нужно. Всё! Ничего больше добавлять нельзя! Что вышло? Ответа не будет. Человек должен думать! Автор сам не знает, что он делает, но то, что сделано, должно быть хорошо! Своё! Ни под кого! Нас не будет, если мы будем под кого-то подстраиваться, прислушиваться к мнению других. Надо быть самим собой!

В активе «Академии» действуют проекты: виртуальное арт-кафе "Павидла" (видеодневник художественной жизни Крыма), «7/8» (серия выставок авторов из населённых пунктов, где останавливается поезд «Севастополь — Санкт-Петербург»), «Заборная галерея» (минимум условий: стена да произведения искусства) и самые масштабные — «Бьеннале классического абстракционизма» и «Бьеннале камерной абстрактной акварели». Это своеобразный срез современного состояния абстрактного направления в Крыму, Украине, России. Они проводятся совместно с Севастопольским художественным музеем.

«Бьеннале классического абстракционизма» — самый масштабный, изощрённо-изысканный проект «Академии», формирующий поле «Пространство — время — сознание». Он  проводится совместно с Севастопольским художественным музеем с 2005 года. Это своеобразный срез современного  состояния абстрактного направления в Крыму, Украине, России. Начиная со II-й выставки (июль, 2007) в ней принимают участие художники из Германии.  В международных проектах участвуют и севастопольские абстракционисты.

На Ш-й выставке (сентябрь, 2009), посвящённой приближающемуся юбилею первой абстрактной картины — беспредметной акварели Василия Кандинского, столетие которой отмечалось в 2010 году, — тридцать три художника представили восемьдесят два произведения. По мнению искусствоведа Ксении Горбуновой выставка показала развитие классического художественного мышления в современную эпоху. Каждая работа имеет свою «изюминку», а все вместе они слились в единую мелодию.

IV-я выставка (август, 2011) размещалась в двух залах и продолжила отслеживать абстрактное направление в его классической форме. По высказанному участником выставки Геннадием Якшиным замечанию:  «Абстракционизм — это завтра, авангардизм — это сегодня, реализм — это вчера». В. Бойченко продолжил мысль: «Для художников гораздо интересней выйти за представление реальности, и в этом настоящее таинство творчества».

 V-я выставка (август, 2013) названа «Рождение легенды». Именно в 1911 году, сто лет назад, Казимир Малевич загорелся идеей нового направления в искусстве и два года работал над созданием своих принципиально новых работ. Отмечено, что представленные на этой выставке работы соответствуют музейному формату, классически выдержаны.

VI-я выставка (июль, 2015) посвящалась 100-летию «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. В период её проведения в музее проводились лекции, мастер-классы, концерты, конкурсы.

VII-я  выставка «Бьеннале классического абстракционизма» (сентябрь, 2017) проходила с посвящением 145-летию Пита  Мондриана — одного из основоположников абстрактной живописи. Тридцать пять авторов представили около сотни произведений. Эта яркая, красочная выставка, разнообразная по авторам, но объединённая общим эмоциональным порывом, вызвала большой интерес, показала, что сильная подборка творческих абстракционистов в Севастополе всё больше и больше, и город  может претендовать на роль столицы российского абстракционизма.

Выставки, выставки, выставки. Академический уровень. Международный статус.

Существенно изменился за прошедший период и зритель. Вовлечённый в творческий процесс, он солидарен с высказыванием известного испанского кинорежиссёра Луиса Бунюэля: «Ужасно, если всё понимаешь. Какое счастье, когда способен встретить неожиданность». Такую неожиданность севастопольцам регулярно предоставляет «Академия Абстракционизма» на своих постоянно действующих выставках. А на извечный вопрос: «Должен ли творец заботиться о том, чтобы быть понятым современниками?», однозначного ответа, пожалуй, нет. Главное – быть самим собой!


Рецензии
Все эти изыски приветствуются. Очень хорошо для пятна в квартире, если стены мрачные. Замечательно в ткани, которую накинуть на плечи в сырую погоду. Учитывая бешеное развитие фотографии, реализм кажется уже ненужным. Увы, я всю жизнь замечаю, что уметь рисовать дано единицам! Все остальные экспериментируют.

Валерий Мухачев   05.09.2016 10:56     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и отзыв. Без абстракции мир был бы скучным!
Для интерьера порой такое пятно лучше классической картины.
В старину были картины-рассказы, с характерными героями. Сейчас человека убрали. В лучшем случае — вид сзади.
Желаю Вам успехов!
С уважением Галина.

Галина Дейнега   05.09.2016 14:56   Заявить о нарушении
Заметил небольшую разницу вашей фамилии с фамилией художника Дейнеки. Гремел же спортивной темой! Картины писал огромных размеров. Вы не родственники? У Дейнеки живопись была условной, большими плоскостями. Художник хороший!

Валерий Мухачев   05.09.2016 21:31   Заявить о нарушении
У меня "правильная" фамилия Дей -действие, Нега - упоение, блаженство.
С уважением Галина

Галина Дейнега   05.09.2016 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.