Потомки ацтеков, вызывающие дождь

Потомки ацтеков, вызывающие дождь
В мексиканской провинции Гуерреро крестьяне не забыли древние ритуалы, способствующие выпадению дождей. Эти с нашей точки зрения экзотические ритуалы, «перемешанные» с католическим верованием, до сих пор воскрешают сцены древней старины, когда на мексиканской земле жили практически одни ацтеки.
В провинции Гуерреро давно уже не было дождей. Мертвая земля покрылась глубокими трещинами. В послеполуденный зной буквально нечем дышать. Мужчины поднимались на вершины гор, пытаясь «сгонять» белые облака вниз. Ведь скудные маисовые поля уже засеяны, и если на них не выпадет достаточно влаги, урожая не будет. Не будет еды, и ацтеки перемрут, если могущественный император Моктезума не откроет свои амбары для народа. Но дождя не будет, если не отдать должные почести богам. И боги этих почестей ждут, особенно Тлалок, магический принц, бог дождей и ветров. Завтра ему принесут в жертву детей, слезы которых предвосхитят жизнь, которая ацтекам будет послана с неба. И только тогда зазеленеют поля... Все это происходит раз в год на празднике в честь божественного хозяина.
Ацтеки исчезли с лица земли уже очень давно, а вместе с ними и страшные кровавые ритуалы, пестрый и изобильный пантеон, изысканное искусство. Испанские завоеватели навязали ацтекам шпагу и крест, попытались заставить их поклоняться своему единому богу. Конкистадоры таким образом обезглавили великую империю, стерли с лица земли крупные населенные пункты этого древнего народа, надругались над идолами, которым поклонялись ацтеки, принеся взамен свои обычаи и молитвы, свой календарь и праздники. Но даже несмотря на все эти невзгоды, кровь ацтеков и сейчас течет в венах тысяч мексиканцев, крестьян и горожан, богатых и бедных, даже если они и забыли имена своих истинных богов.
В то время, когда мертвая земля трескается под ногами, мужчины разных племен карабкаются к вершинам гор, чтобы вызвать дождь жестами, значения которых нынче многие из них уже не понимают.
В мексиканской провинции Гуерреро, в 150 километрах от Акапулько, есть деревушка Зитлала, что в переводе означает «место звезд». В этой деревушке все дома выстроены из белого камня, на крутых улочках можно видеть женщин в широких плиссированных юбках цвета морской волны, украшенных вышивками крупных цветов и животных. Зитлала находится на вершине холма и окружена горной засушливой и безводной каменистой местностью. Жара здесь стоит невыносимая. Однако в таких трудных климатических условиях с незапамятных времен живут люди, которые говорят на языке нахуатл - языке древних ацтеков. Их трудовая жизнь проходит на маисовых полях, желтых или фиолетовых, в зависимости от сезона. Местные жители знают, как вызвать дождь. Во время таких церемоний в ход идут маски, танцы, словом, все, что связано с язычеством, как и было у ацтеков, однако уже с элементами христианства.
Прежде ацтеки организовывали ритуалы, посвященные богам дождя во время месяца, соответствующего современному периоду с 15 апреля по 4 мая. Среди многих их культовых предметов, олицетворявших бытие и богов, были и кресты. Испанцы все языческие ритуалы запретили. Но кресты ацтеков, похожие на католические, запрещены не были. А крест для ацтеков - символ дерева жизни, союза между небом и землей, знак плодородия. Миссионеры были рады такому совпадению. Их паства приложила все усилия, чтобы установить кресты на холмах, вдоль дорог и бродов, у колодцев. У пришедших католиков тоже существовали праздничные ритуалы: в определенное время они просили Христа благословить их поля. И вот что любопытно: даты католических праздников соответствовали датам языческих празднеств ацтеков! Возможно, что из-за этого в ходе колонизации земель ацтеков языческие праздники не исчезли совсем. Хотя интерьер церкви Святого Николая, построенной в центре деревушки Зитлала, где крестьяне молятся, прося у Бога хороший урожай, и подчеркивает влияние католицизма, привнесенного в XVI веке испанскими конкистадорами.
В первые дни мая на обезвоженных берегах реки, на которой находится деревушка Зитлала, разворачивается впечатляющий спектакль. Этот спектакль представляет собой настоящую битву, свирепую и жестокую. На мужчинах - маски тигров, вместо глаз вставлены зеркала. Они кутаются в шкуры животных, шерсть которых окрашена в цвет крови. Глаза-зеркала могут обозначать дождь, воду, небо. Ацтеки всегда рассматривали слезы как предзнаменование дождя. Сегодня борьба тигров - это прошение у Бога воды, падающей с неба. Каждый мужчина-боец подпоясан веревкой, к которой привязана дубина, вымоченная в соленой воде. «Тигры» бьются также с помощью импровизированных кнутов, и несмотря на присутствие судей, которые следят за тем, чтобы борьба была не слишком жестокой, случается, что течет кровь. Бойцы должны быть мужественными, так как удары кнута имитируют гром и молнию, и чем сильнее эти удары, тем быстрее в небе загрохочет гроза, а на землю прольется долгожданный дождь. Кстати, в районе Гуерреро была найдена настенная роспись с изображением рыцаря-тигра, доказывающая, что такой ритуал существует с очень древних времен. В этом ритуале также присутствует и любовная сторона. Именно такое сражение позволяет молодым людям в масках выбрать себе девушку и подарить ей розу. Красавица не знает, кто скрывается за маской, но, тем не менее, она обязана принять розу.
Танец, который исполняют труженики маисовых полей, называется тлакололерос. На них - одежда из плотной ткани, лица закрыты масками, на головах - огромные соломенные шляпы, закрывающие даже плечи. В руках - кнуты, удары которых вызывают гром и молнию. Те, кто не танцует, просто наслаждаются музыкой, которая в этих местах звучит как-то очень жалостливо. Музыканты играют на маленькой мексиканской флейте и тамбурине, скрипках.
Глядя на танец сельскохозяйственных рабочих, чья жизнь связана с маисовыми полями, можно подумать, что они развлекаются, отдыхая от работы. На самом деле танцы в данном случае - тоже работа, ведь танцоры стараются что есть мочи с одной целью: вымолить у природы долгожданный дождь. Лишь он может обеспечить хороший урожай и спасти крестьян от голодной смерти. Мужчины по этому случаю надевают не только легкие соломенные шляпы, но и праздничные рубахи, накидывают на себя пестрые платки.
Ребятня здесь же, рядом, смотрит во все глаза, запоминая это незабываемое зрелище. Пройдут годы, и они, повзрослевшие, будут исполнять эти сложные па под руководством главного распорядителя, который дирижирует пением и одновременно организует танцы. Именно этот «художественный руководитель» в течение нескольких месяцев занимается подготовкой к праздничному ритуалу. Он - фигура незаурядная и всеми уважаемая, ведь от него во многом зависит, прольется ли дождь и будет ли урожай. В это все верят, потому что языческое начало здесь очень сильно, хотя и уменьшилось под влиянием христианства.
Имеются разновидности танцев тлакололерос. В некоторых из них «тигр» тоже может быть распорядителем танцев, однако в конце концов на «тигра» устраивается охота: люди гонятся за ним, а догнав, «убивают».
В провинции Гуерреро языческие танцы и христианские ритуалы соседствуют и мирно сосуществуют. Крест у потомков ацтеков - обязательный атрибут церемонии. Его ставят среди танцующих людей в масках тигров, среди жертвоприношений и цветов. Моление и жертвоприношение не противоречат здесь друг другу, но бывшие боги ацтеков напрочь забыты. Люди кроят себе одежду из мешковины, сшивая ее нитками зеленого цвета. Под мешковину надевается белая рубашка, на голову - белый платок, белая маска с геометрическим рисунком в виде полос и пятен черного и коричневого цветов. И последняя деталь туалета - старая большая соломенная шляпа. На нее привязывают зеленые ленточки и розовую кисточку.

На повороте дороги, ведущей от одной деревни к другой, появляются вакеросы - пастухи, прогуливающиеся под звук скрипки. Они изображают дьяволов. Лица их спрятаны. В зависимости от местечек, где происходит праздник, действующие лица меняются, но цель остается прежней: сделать все так, чтобы начался дождь. Цель ритуалов - сделать землю плодородной, поэтому индейцы готовят жертвоприношение. Люди должны задобрить и заставить служить себе разные ветры. Есть Еекалт Шишилтик - красный ветер, Еекалт Костик - желтый ветер, который приносит засуху, Еекалт Икстак - белый ветер юга, и много других. Ветры живут на горных вершинах, в гротах, колодцах и в расщелинах. И во все эти места индейцы кладут свои подарки, а на алтари католических церквей они ничего не приносят.
В стародавние времена эти подношения были только в виде венков, хлеба, свечей и фруктов. Люди верили, что солнце встанет, дождь начнется, маис взойдет, если они принесут богам также «драгоценную воду» - собственную кровь и жизнь. Жертвоприношение давало народу вечную жизнь на земле. Сегодня, конечно, уже никто не приносит в жертву свою кровь и жизнь. Однако есть исключения.
В деревушке Атлиака, например, до сих пор проходят кровавые ритуалы.
В шести километрах от Атлиаки, на небольшой площадке, куда можно попасть только по крутой дороге, находится колодец, в глубине которого, согласно легенде, скрыт плодородный грот с четырьмя маисовыми огородами. Рядом с маленькой церквушкой у этого колодца вкопано 48 крестов. Прежде чем отправиться в деревенскую церковь для жертвоприношения, крестьяне поднимаются к колодцу, где проводят в молитвах целую ночь. На заре молодые девушки из деревни Атлиака, танцоры и музыканты под звуки древних песен несут увитые цветами кресты к пропасти. Девушки одеты в белые, голубые, розовые платья. На головах у них уборы, напоминающие фату, с обязательными веночками из белых цветов. Цветочки собирались накануне нежными девичьими руками. Этот труд не из легких, ведь найти цветы в засушливой местности, где земля неустанно просит воды, не так просто. В руках у девушек посохи, украшенные разноцветными лентами.
Кресты несут на носилках зеленого цвета. На этих же носилках лежат связанные индюк и три курицы, которых предстоит принести в жертву. У пропасти руководитель церемонии встает на колени и начинает молиться. После завершения молитвы в бездну пропасти бросают принесенные кресты, а затем ловят выпущенного на время молитвы индюка, надевают ему на голову капюшон и бросают его в пропасть следом за крестами. Туда же кидают куриц. После этого люди спускаются в долину и вновь идут в церковь на ночной молебен.
Праздники дождя в местечке Гуерреро организуются представителями Католической церкви. Местные жители поклоняются единому Богу. Но, тем не менее, ритуалы напоминают ритуалы ацтеков, хотя они и трансформированы, а их первоначальное назначение все-таки забыто. Испанские завоеватели не только победили богов ацтеков и переделали многовековые ритуалы так, как им было выгодно. От древних ритуалов индейцев остались только жесты. Потомки ацтеков забывают своих богов, хотя все же высоко в горах еще можно встретить остатки прежней великой и самобытной культуры.
                Галина Остякова, Вячеслав БорисовичОрлов


Рецензии