Кто такие цыгане

                Пророческий народ с блестящими зрачками
В путь дальний тронулся, влача своих детей
На спинах, у сосцов отвиснувших грудей,
Питая алчность губ роскошными дарами;

Вслед за кибитками, тяжелыми возами,
Блестя оружием, бредет толпа мужей,
Грустя о призраках первоначальных дней,
Блуждая в небесах усталыми глазами.

Навстречу им сверчок, заслышав шум шагов,
Заводит песнь свою из чащи запыленной;
Кибела стелет им живой ковер цветов,

Струит из скал ручей в пустыне раскаленной,
И тем, чей взор проник во мглу грядущих дней,
Готовит пышный кров средь пыли и камней.

    Перевод Эллиса






Каждому из вас, не раз приходилось  в жизни  встречаться с этим народом.
В детские, послевоенные годы, мне привелось  некоторое время жить  в одном населенном пункте  вместе с Цыганами. Те, которые жили вместе с нами,  не вызывали во мне  какого то отторжения или отвращения. Наоборот,  я  многому научился у стариков. Помню мне ни как не удавалось приручить в табуне молодого жеребца, и что только я не делал, а  дед, Цыган,  мгновенно   его взял, одел уздечку и привел  жеребчика мне. И не только  обращению с конями  научил  меня Цыгане, наверно мне просто повезло в жизни. Были и другие  встречи, но о них даже, и вспоминать не хочется.

Многих одно упоминание о цыганах уже настораживает. И не зря, ведь этот народ славится своим пристрастием к воровству и навыками гипноза. Но может если вы узнаете о цыганах больше, то измените свое мнение о них? Предлагаем вашему вниманию 25 самых интересных фактов о цыганах, которые могут вас удивить.

Факт 1. Цыгане – это не один народ, как многие думают, а обобщенное название нескольких десятков разных народностей, также, как и славяне или кавказцы, к примеру.
Сравнительная лингвистика помещает родину европейских цыган в Индии, особенно в северо-западном регионе, поскольку цыганский язык тесно связан с пенджабским и кашмирским. Однако социальная организация и культурная динамика в индийских популяциях такова, что люди, проживающие в тесно связанных языковых группах и даже в одном и том же регионе, имеют разные пропорции генетических компонентов, связанных с предками южных и северных индийцев. Что не позволяет рассматривать их как генетически однородные группы и затрудняет поиск происхождения цыган, основанный исключительно на лингвистических данных.
Индийская генетическая составляющая цыганской популяции была впервые предложена после выявления общих болезнетворных мутаций у индийских и пакистанских пациентов. Анализ однополых маркеров позволил установить индийское происхождение некоторых материнских и отцовских линий, обнаруженных у цыган. Это относится к линиям М5, М18, М25, М35, митохондриальной гаплогруппы M и к линии М69 гаплогруппы Y-хромосомы Н.
Цыгане — это преимущественно кочующая индоарийская этническая группа, без собственной письменной истории, однако за 15 веков распространившаяся, по обширным территориям. Наибольшее их количество сосредоточено в регионах Восточной и Центральной Европы, но они в большом количестве живут на Пиренейском полуострове, а также на Кавказе, Ближнем Востоке и в Америке. Точное количество цыган трудно оценить из-за отсутствия надежных методов переписи, поэтому в разных источниках данные варьируются от 4 до 15 млн. человек. Сразу отмечу, что у описываемых групп людей есть различные самоназвания, да и разные народы их также называли по-разному. Также акцентирую внимание на том, что речь в данном видео преимущественно о европейских популяциях цыган. Почти не касаясь цыган – дом, лом, люли и других.
Факт 2. У цыган есть национальный гимн и флаг, хотя собственного государства они не имеют.
8 апреля отмечается интернациональный праздник - «Международный день цыган»!
С целью сохранения культурного наследия 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс. В том же году был создан Международный союз цыган, были утверждены флаг и гимн.
К цыганскому искусству и фольклору в своем творчестве обращались Пушкин, Толстой, Баратынский, Даль, Писемский, Куприн, Горький, Блок и другие писатели и поэты. Современные писатели также часто используют цыганскую тему. Цыгане являются одним из самых ярких и узнаваемых народов не только России, но и всего мира. Русское слово «цыган» отсылает к легенде, что цыгане кочуют по миру в качестве наказания за предательство христианства.
Легенду эту сами цыгане, по-видимому, и выдумали: якобы они — выходцы из Малого Египта и отбывают наказание в виде паломничества по Европе за отступничество от христианской веры.  В Венгрии цыган какое-то время называли «фараоново племя», «фараонами» их дразнили и русские крестьяне, а английское слово «gypsy» является искаженным от «Egypt» — «Египет». Слово «цыган»  отсылает к так называемым атсингани - некоей византийской секте отступников от христианской  веры (впервые упоминаются в XI веке), возможно, использовавших колдовство. На самом же деле цыгане пришли из Индии. Поначалу в Европе (они появились в XV веке) к цыганам относились очень хорошо: они же паломники и к тому же платили за постой. Но отношение изменилось буквально в течение века. Ученые их делят на четыре разные группы: северо-восточная группа (русска рома, цыгане Польши и прибалтийских стран); центральная группа (цыгане Германии — синти, цыганское население современной Чехии и Словакии, а также частично Западной Украины и Южной Польши); влашская группа, сформированная под влиянием румынского языка и румынской культуры (кэлдэрары, ловары, влахи, сэрвы и многие другие); балканская группа (крымские цыгане, исповедующие ислам). О том, что отличает русских цыган от всех прочих.
 Русские цыгане делятся на «кузнецов» и «лошадников»
Исторически это были две большие группы. Кэлдэрары, или котляры, были кузнецами и лудильщиками, и до сих пор их жизнь так или иначе связана с металлом.
Русские  рома торговали лошадьми, а сейчас занимаются торговлей вообще.  Их многое объединяет (например, женщины считаются нечистыми, в особенности нечистой вещью признается женская юбка), но свадеб между членами двух групп почти не бывает. 

Факт 3.  Цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды.
Только в Европе их численность по разным данным колеблется от 8 до 12 млн человек.
Кроме того, общегеномные исследования показывают, что европейские цыгане происходят от уменьшенного числа популяции-основателей или прото-цыган, прародиной которых был нынешний штат Пенджаб на северо - западе Индии.
Согласно предыдущим историческим и антропологическим свидетельствам, предковые популяции цыган мигрировали из Северо-Западной Индии на Балканский полуостров, через Персию, Армению и Малоазиатское нагорье, примерно в IX-X веке нашей эры. 
А в XI-XII веке некоторые цыгане расселились по Балканскому полуострову, образовав соответственно балканских цыган. Другие группы распространились по Дунайским княжествам (современная Румыния, Молдова и Венгрия), где их принудили к рабству, так получились цыгане-влахи.
Под влахами (Vlax Roma) в данном случае подразумеваются группы цыган, говорящие на влашских диалектах цыганского языка
А группы будущих карпатских цыган или ромунгров, рассеялись по всей Австро-Венгерской империи. И наконец, другие небольшие группы переселились в Северную, Центральную и Западную Европу (северо-западные цыгане). Прибытие цыган на Пиренейский полуостров в начале XV века, подтверждается рядом иберийских исторических записей, упоминающих о присутствии цыганских групп в Сарагосе и Барселоне в 1425 и 1447 годах соответственно.

Факт 4. Хотя принято считать, что предки цыган вышли из Индии, как нация тот народ сформировался в Персии  (восточная ветвь) и в Римской Империи (западная ветвь)
Больше всего цыган живет в Турции.
Их там от полумиллиона до 5 миллионов — цифры разнятся на порядок, потому что в переписях цыгане участвуют редко и все это — более или менее обоснованные оценки разных организаций. Сколько цыган живет в других странах мира, в том числе в России- этого ни кто не может сказать.

Факт 5. Несмотря на то, что предки у всех цыган одни, восточные и западные цыгане между собой практически не общаются. Выше описана довольно упрощённая модель, а в целом распространение цыган по Ближнему Востоку, Кавказу и Европе было очень сложным процессом, в ходе которого цыганские популяции получали существенные потоки генов из различных европейских, ближневосточных и кавказских, нецыганских популяций. Помимо этого, обмен генами происходил и между генетически отличающимися популяциями цыган. Общегеномные данные показали, что у цыган до 80% западноевразийских предков (с учётом популяций Ближнего Востока и Кавказа), в то время как остальные 20% происходят из южноазиатских источников. Однако здесь стоит учитывать, что часть западноевразийского компонента, до 15%, уже присутствовала в Южной Азии задолго до формирования прото-цыганских популяций, ещё около 4 тыс. лет назад в виде предков северных индийцев. Более подробно описано в ролике: Популяционная история Центральной и Южной Азии по данным древней ДНК.
Анализ примесей показал два основных компонента предков: западноевразийский и южноазиатский, что еще раз подтверждает южноазиатское происхождение цыган и недавнюю европейскую примесь.
А при сравнении цыганских групп между собой, исследователи обнаружили четкое разделение между северными и западными группами, испанскими и прибалтийскими цыганами, а также между северо-западными цыганами и другими группами.
Также не обошлось и без сюрпризов для добровольцев, у одного представителя влахов из Венгрии вообще не обнаружилось цыганской родословной, после чего этот образец ДНК был удален из последующих анализов.

Факт 6. Большинство цыган исповедует христианство или ислам, но есть и представители других конфессий, хотя их очень мало. Анализируя все группы цыган вместе, исследователи обнаружили, что эффективный размер предковой популяции цыган перекрывался с таковым у северных индийцев, примерно, до 125 поколений назад, в соответствии с происхождением цыган в этом регионе. Однако в последующие годы эффективный размер популяции предков цыган постоянно сокращался и начал отличаться от эффективного размера популяции Северной Индии. При этом группы северных и южных индийцев не продемонстрировали столь резкого сокращения численности населения. Расчёт показал, что минимальный эффективный размер популяции цыган между 1159 и 1333 годом н. э., составлял 871 - 1160 человек, после чего эффективный размер немного увеличился и снова уменьшился в последних поколениях до наших дней.
Но между 570 и 1005 гг. н. э., когда группы цыган покидали Индию, их эффективный размер популяции составлял от 1380 до 6120 человек.


Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.

Факт 8. Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из цыганского общества. Но для таких наказаний нужно сильно провиниться – совершить особо тяжкое преступление, по мнению цыган
Факт 9. Есть у цыган и другие наказания. К примеру, коротко остриженные волосы считаются своего рода символом бесчестия. Причем, провинившихся стригут принудительно, даже с применением силы, если есть такая необходимость.
Цыгане всегда стремились минимизировать контакты с правоохранительными и судебными органами тех государств, в которых они живут. У этого народа на протяжении столетий существует собственный суд под названием «сэндо» или «крис», вердикты которого являются для цыган «высшей правдой» на земле.
Что такое цыганский суд,  «цыганское право» имеет много общего с обычным (традиционным) правом других «безгосударственных» народов, живущих общинами.
Его происхождение некоторые исследователи возводят к древнеиндийскому панчаяту – совету деревенских старейшин. Крис у цыган собирается в тех случаях, если важность дела не вызывает сомнений у членов общины. Происходит это достаточно редко.
 В судебном порядке решаются имущественные споры, дела о защите чести и достоинства, о преступлениях против нравственности, половой неприкосновенности, жизни и здоровья. Примечательно, что в компетенцию криса не входят проблемы в отношениях с нецыганами (гаджё). Впрочем, ни в какие другие инстанции в подобных случаях цыгане также, за редким исключением, не обращаются.
Крис – это заранее организованная сходка, на которой присутствуют участники конфликта, их родственники, свидетели, авторитетные для сторон лица и просто неравнодушные члены табора. Сторона, инициирующая разбирательство, оплачивает транспортные и иные расходы. Если её правота подтверждается, эти расходы компенсируют виновные. Иногда крис проходит в форме застолья. Ведёт заседание, как правило, уважаемый пожилой мужчина. В ходе разбирательства заслушиваются обе судящиеся стороны.
«Если на суде нужно было подтвердить правдивость своих слов, цыгане обычно «клялись», держа икону в руках, говорили: «Пусть поразит меня Бог, если скажу неправду».
Как правило, стороны действительно не прибегают ко лжи.
Во-первых, в цыганском обществе информация быстро передаётся из уст в уста, и об обстоятельствах дела заранее известно всем участникам заседания.
Во-вторых, существует предостерегающая от обмана фольклорная традиция: рассказывают о случаях, когда обманщик после дознания прямо на суде «кривел лицом» или же в его семье кто-то умирал. Представители цыганского народа верят в «принцип бумеранга», полагая, что сделанные человеком хорошие или дурные поступки возвращаются к нему же или к его родственникам.

Факт 10. У цыган существует понятие «скверны». Оно относиться к взрослым женщинам, точнее, к нижней части тела представительницы слабого пола. Все, что ниже пояса у женщины считается оскверненным, в том числе одежда, обувь и даже пол на, котором она стоит. Исходя из этого, цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме.  Осквернен, может быть и мужчина, в том случае, если цыганка юбкой коснется его (не считая случаев исполнения супружеского долга). Это также считается наказанием за какое-либо преступление. Оскверненный мужчина отстраняется от табора. Ест и спит он отдельно, пока не очистится. Только тогда, приняв совместное решение община разрешит ему вернуться назад.
Толковый словарь Даля под «скверной» понимает что-то мерзкое, непотребное, гнусное, отталкивающее как плотски, так и духовно. Наиболее полно это понятие отражает мировосприятие Средневековой христианской Руси, включая физиологические, религиозные и нравственно - эстетические аспекты жизни наших предков.

Понятие «скверны» отчасти пересекается с понятием «греха», однако не всякая скверна греховна. К примеру, женская нечистота считается природной скверной – отголоском первородного греха. Нередко табу, связанные со скверной, объясняются стремлением наших предков соблюдать физиологическую гигиену, однако, как отмечают богословы, телесная и душевная гигиена в жизни православных христиан были неразрывно связаны друг с другом.
У беспоповцев, одного из двух основных направлений в старообрядчестве, скверна являлась частью учения о мирщении – осквернении через взаимодействие с внешним миром. Понятие «замирщения» у них фактически являлось синонимом слова «грех», от которого могла избавить лишь епитимья. Федосеевцы и Филипповцы, наиболее строгие согласия беспоповцев, в свое время даже поднимали вопрос об отказе проводить обряд поминовения и погребения братьев и сестер по вере, если они не успели очиститься от скверны.
Беспоповцы считали, что верующий мог «замирщиться» от «еретика» или «неверного» даже через простое общение, не говоря уже о совместной молитве или трапезе. Они не позволяли иноверцам черпать воду из своего колодца, не ходили с ними в одну баню, не давали им свою посуду и в целом старались избегать какого-либо контакта с представителями других конфессий и религиозных взглядов. Старообрядческая книга Малый Соборник наставляет: «В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно».
Если духовное очищение от скверны осуществлялось путем покаяния, то в роли телесного чистилища выступала баня. Поэтому баня в христианской Руси считалась местом нечистым, накапливавшим в себе все мерзкое и непотребное, от чего освободился человек. Если бы наш средневековый предок узнал, что в современных квартирах ванная комната соседствует с жилыми помещениями, он воспринял бы это как неслыханное кощунство.
Факт 11. У цыган не приветствуются интимные отношения до замужества. Даже принято в день свадьбы показывать гостям окровавленную простыню, как доказательство девственности молодой супруги. Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…
Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется. В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.


Факт 12. Молодожены обычно живут вместе с семьей жениха. Со временем они перебираются в собственный дом, с родителями остается жить только младший сын со своей семьей.

Факт 13. Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные?
 
На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть.
Котляры – племя цыган, вышедшее из Румынии.
То, что в сознании большинства людей – универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку, и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.
Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!
Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.
В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой.
Греческая цыганка с ребёнком. Носит  шаровары или нет – был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота!
Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки – не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее.
Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко… который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.
Испанские цыгане во Франции. Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на… костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека. Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте.
Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго – вспомните тюрбаны русских цыганок, например.
Традиционные пышные юбки у цыганок – свидетельство полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка его подрезала, а потом пришивала полоски ткани от старых платьев.

Факт 14. Чрезмерному пристрастию к золотым украшениям у цыганок есть объяснение. Дело в том, что таким образом цыганские женщины страховали себя от нищеты в случае развода. Если муж и прогонит из дому, то серьги-кольца срывать вряд ли будет, а значит голодать не придется.

Факт 15. У цыган, чем более успешно женщина воспитывает своих детей (по их же мнению), тем больший почет она имеет, тем весомей её собственное мнение и положение среди цыганского общества.
Обратите внимание, на то, как генетически изменялись популяции цыган всего за полторы тысячи лет, несмотря на практики заключения браков в пределах своей группы. Ведь в итоге цыгане состоят из разнородной и субструктурированной мозаики популяций, которые демонстрируют культурно-исторические и лингвистические различия не только с соседними популяциями, но и между собой. Это может быть хорошим примером, для некоторых людей, представляющих популяции с эндогамными социальными практиками, как что-то единое и неизменное в генетическом плане на протяжении тысяч лет. Это любителям великих предков на заметку.
При этом эндогамия приводит к различному спектру наследственных заболеваний, что и отмечено у цыган, по сравнению с другими популяциями. Поскольку географически рассредоточенное кочевое население было социально изолировано, а также часто подвергалось преследованиям начиная со Средневековья и до наших дней.
Исторические записи подтверждают преследование и социальную маргинализацию, которой подвергались популяции цыган с момента прибытия в Европу. Также предпринимались попытки их насильственной ассимиляции, например, в Габсбургской монархии или Норвегии с XVIII по XX века, а также в СССР.


Факт 16. Европейские цыгане имеют свое национальное блюдо – это жареный или тушеный еж. Говорят, что такое блюдо часто готовили польские и прибалтийские цыгане, когда прятались в лесах во время гонений на их народ в Европе.

Факт 17. Говорят, танец живота, распространенный в арабских странах, также придумали цыгане. Впрочем, эту теорию до сих пор и не подтвердили, и не опровергли.

Факт 18. Если цыган носит одну серьгу на мочке уха, то скорее всего у него нет братьев. У этого народа серьга – отличительный знак единственного сына в семье.

Факт 19. Цыгане в основном занимаются торговлей, коневодством и разными ремеслами: от изготовления ключей и плетения корзин до ювелирного дела.

Факт 20. Есть профессии, которых цыгане избегают, как нежелательные. Считается, что цыгану не пристало быть дворником, работником фабрики или завода, а также (что весьма странно) журналистом. Тем не менее , в Ростове на  Дону, Цыгане, работают дворниками.

Факт 21. Среди цыган есть выдающиеся учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, спортсмены, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. К примеру, британский боксер Тайсон Фьюри имеет цыганские корни.

Факт 22. Носителей цыганских генов называют «романо рат». Такие люди, если захотят, могут стать цыганами. «Романо рат» являются такие известные личности, как гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Чарли Чаплин и другие.


Факт 23. Многие цыгане знакомы с основами гипноза и даже пользуются этими знаниями. Хотя в большинстве случаев с помощью гипноза цыгане обманывают людей ради обогащения.

Факт 24. В 1944 году на территории Польши был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, в котором находилось большое количество цыган из восточной Европы. По официальным данным в этом лагере погибло около 21 тысячи цыган

Факт 25. В мире есть даже «морские цыгане». Они всю жизнь живут на лодках и плотах, и только изредка высаживаются на сушу, чтобы запастись водой, а также другой необходимой для жизни провизией. Вот только к настоящим цыганам они не имеют отношения, потому что являются особой народностью, живущей в прибрежных районах Индонезии, Малайзии и Филиппин.
Цыга;  не (Рома) — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе,  слой этнического населения общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание — ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале. В качестве обобщающего названия на общечеловеческом  уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (англ. Roms, Romanies).
Происхождение названия «цыгане», как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, примерно в 1100 году нэ,  Георгий Афонский описывает события, происходившие  в 1054 г.  Именно с этого описания и  появилось мнение о египетском происхождении Цыган.
Так  уж всегда получается, кто то выставил красивую историю, и всем она понравилась, а на деле , оказалось , что все совершенно  не так.

Англичане традиционно называли Цыган  - Gypsies (от Egyptians — «египтяне»).
Испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»).
Французы — Bohmiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого —   цингани).
Немцы  — Zigeuner.
Итальянцы  — Zingari.
Голландцы  — Zigeuners.
Венгры  — Cig;ny или F;ra;k n;pe («фараоново племя»).
Финны  — mustalaiset («чёрные»).
Казахи  — сы;андар,
Лезгины  — къарачияр («лицемеры, притворщики»).
Баски  — Ijitoak;
Албанцы  — Jevgjit «египтяне».
Евреи  —   (цо’аним), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.
Персы  —   (коли;).
Литовцы  — ;igonai.
Болгары  — Цигани;
Эстонцы  — «mustlased» (от «Must» — чёрный).               
В настоящее время всё большее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома;»
Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:
отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта;
• искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
• обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)
Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10—12 млн человек.
В бывшем  СССР, официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970).
В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии . Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х годах XX века  , и которые разделяют современные учёные,   показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
  В  индоарийских источниках поздней древности и раннего средневековья, которые до сих пор не рассматривались как имеющие отношение к генезису так называемых «проторомов» в Индии есть много  связующих  вопросов. Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d’om / d’omba начиная с V—IV веков до н. э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами . В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d’om / d’omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы. При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались «племенной» зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянной связью с иранскими кочевыми  племёнами, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер. Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения. Некоторые  авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями — рядом ремёсел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений. Культурное и антропологическое отличие цыган от современных домов Индии (имеющих более выраженные неарийские черты, чем цыгане) авторы объясняют указанным сильным арийским влиянием (в частности, в его иранской модификации), характерным для северо-западных районов Индии, где и проживали предки цыган перед исходом. Такую трактовку этно-социального происхождения индийских предков цыган поддерживает ряд зарубежных и российских исследователей.

Крымские  цыгане, также крымы, тата;руские цыгане, татарче, аюджи (цыг. кырымитика рома, крыморя) — цыганская субэтническая группа, входящая в «большую» группа рома.  Сформировалась в Крымском ханстве.  В наше время проживает во многих странах бывшего  СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.

В 1944 году крымские цыгане так же, как и крымские татары, подверглись депортации в Среднюю Азию, что было связано с тем, что большинство Крымов в советских паспортах были записаны как татары. Однако уже в 1948-1949 годах они снова стали появляться в Крыму. В настоящее время большинство Крымов живут за пределами Крыма - в Краснодарском крае Российской Федерации.  Традиционный  род занятий —  мелкая торговля, исполнение музыки , разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание, попрошайничество   (практикуется до сих пор. Цыганские оркестры традиционно обслуживали татарские свадьбы. В наше время музыка и танцы   русских цыган или современные) также являются самым распространённым занятием крымских цыган. 
Иногда  крымских  цыган также путают с крымскими гурбетами (отдельный цыганский турецкоговорящий субэтнос, в переписи  записывают их  крымскими татарами).

Европейские генетики проанализировали геном цыган и выяснили, что этот народ зародился в северно-западной Индии примерно 1,5 тысячи лет назад и проник на территорию Европы 900 лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
"С точки зрения генетики, все цыгане связаны друг с другом двумя вещами — они происходят из северо-западной Индии и их предки вступали в браки с представителями других народов во время миграций по территории Европы.
На территории Европейского Союза проживает свыше 10 миллионов человек, причисляющих себя к цыганам. Большая часть из них проживает в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе Румынии и Венгрии. Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается неизвестной.
Ученые сформировали группу из 206 цыган-добровольцев, проживавших в разных государствах Западной и Восточной Европы, собрали пробы ДНК и расшифровали их геномы.
Затем генетики сравнили геномы добровольцев между собой и с виртуальными ДНК пяти тысяч цыган и других народов, проживающих за пределами Европы. Это позволило им выделить около 800 тысяч однонуклеотидных полиморфизмов — различий в одну "букву"-нуклеотид, которые были в дальнейшем использованы в качестве "рулетки" для оценки генетического расстояния между народами.
По расчетам генетиков, наиболее вероятной родиной цыган являются территории современных штатов Гуджарат, Раджастан и Кашмир на северо-западе Индии. Именно здесь проживают несколько изолированных народов, таких как мегхавалы в Гуджарате и пандиты в Кашмире, чей геном больше всего похож на цыганскую ДНК.Т.Е. версия о  египетском происхождении этого народа явно ошибочна.
По словам ученых, незадолго перед проникновением в Европу и через некоторое время после этого события цыгане пережили два резких сокращения популяции. Об этом говорит достаточно небольшое число отличий между геномами разных представителей этого народа.
Сопоставив различия в устройстве геномов европейских и не  европейских цыган, ученые выяснили, что первые представители этого народа достигли границ Европы примерно 900 лет назад. Как предполагают генетики, цыгане сначала проникли на Балканы, и уже потом распространились по Западной Европе.
 
 Ещё в начале 70х годов  в журнале "Природа"  была напечатана большая статья  о цыганах. И там было написано, что цыгане были одной из каст в Индии. За неприемлемое поведение их изгнали из Индии, что и стало причиной их миграции в сторону Европы. И сначала они появились в Испании, где были встречены достаточно дружелюбно, но быстро испортили отношение к себе воровством и обманом. Цыгане не оставили письменных источников о себе, но их похождения зафиксированы в европейских источниках. Возможно господа генетики   лишь подтвердили то, что давно известно. Статья в журнале была достаточно большая .
Вышеприведенная  реплика  добавляет бредовости нацизму Гитлера: * Гитлер был на 1/2 - 1/3 евреем и ненавидел евреев. * Фанател от "арийской расы", но арийцами являются исключительно индоиранцы и немного славяне, которые генетически к немцам не имеют никакого отношения. Собственно гаплогруппа Y-днк германо-скандинавких народов I наиболее близка семитской гаплогруппе J. * Получается, Гитлер -  Ненавидел цыган и любил индусов , а это один и тот же народ.
До генетиков их происхождение было непонятно. Например, по европейски они называются Gipsy, от слово "Египет", ибо верили что это потомки древних египтян - магов, сродни изошедшим из древнего Египта евреям.
Другое исследование последней 10 лет - лингвистическое, тоже доказано,  что язык цыган появился около 1.5 тыс. лет в Индии. Считалось что это дравиды - коренное до-арийское население Индии, которых арийцы захватив Индию сделали низшей кастой. Но если они родом с северо-запада Индии, получается, они и есть арии, а не дравиды?...
Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается загадкой." А в людской памяти о них существует только негатив бродяг, воров,убийц, обманщиков .

Ениши (нем. Jenische, также самоназвание), «кочующие», «белые цыгане» — этнографическая и социальная группа разнородного происхождения, проживающая в Центральной и Западной Европе, в основном в области вокруг Рейна (Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Бельгия). Исторически ениши возникли в начале XVIII века как потомки маргинализировавшихся групп населения (в основном немецкоязычного), хотя ряд исследователей предполагают, что ениши могут происходить от онемеченного кельтоязычного населения. К кочевому образу жизни перешла лишь небольшая часть енишей.
Ениши говорят на особом енишском жаргоне, грамматически близком к швейцарским диалектам немецкого языка.
Кроме Швейцарии, ениши не признаны ни в одной из стран Европы как национальное меньшинство.
В годы Второй мировой войны гитлеровцы преследовали енишей наряду с близкими им по образу жизни цыганами. В современной Швейцарии ениши рассматриваются властями как одна из групп цыган. Швейцарские ениши активно взаимодействуют с цыганами-синти, тогда как в других европейских странах ениши активно отделяют себя от цыган.
 (Молдавское княжество). Рабство в Румынии, на тот момент являвшуюся вассалом Османской империи, было законодательно запрещено только в феврале 1856 году, фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При этом наряду с рабами в румынских землях существовали крепостные крестьяне-румыны (известные как цараны, вечины, холопы); а в Трансильвании — «румыны», йобаги и др.) Основу местного господского класса (бояре) составляли этнические румыны (в Валахии и Молдавии), в Трансильвании — этнические венгры.
Несмотря все сложности статистического учёта, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство неслучайно. Цыгане селились в средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Сюда их несомненно влекла большая толерантность романского населения, сохранившегося здесь со времён античности. И действительно, по сравнению с валахами, также частично занимавшимися кочевым скотоводством, более поздние народы, осевшие на Балканах, были гораздо менее терпимы к кочевому образу жизни цыган, их языку и культуре. Румынские цыгане в настоящее время насчитывают не менее двух миллионов человек. Первые цыгане проникли в румынские земли в 12 века с юга. Начиная с 13 века цыгане оказались в положении рабов у местных румынских и венгерских бояр. Именно тогда началось их постепенное закабаление местной славяно-романской верхушкой в очень своеобразной форме, напоминающей рабство в Бразилии. Первое письменное упоминание о рабах цыганской национальности в Румынии появилось третьего октября 1385 года. В разное время выдвигалить также гипотезы о том, что цыган в Румынию поставляли монголы или турки, пригнавшие их из Азии. После превращения Румынии в вассала Османской империи, страна стала частью средиземноморской работорговли со странами Магриба.

Цыганские сословия.

В Румынии сформировались следующие профессональные сословия цыган:
калдераши (буквально . «медных дел мастера»),
лаутары   («музыканты»),
бояши     или лингурары («ложечники»)
урсары    («медвежатники»),
фьерары   («кузнецы»), а также «подковари».

С самого начала истории рабства в Румынии, много рабов, как в Римской Дакии, трудились в соляных и рудных шахтах. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов, обостряя проблему детского беспризорничества, сохраняющуюся до наших дней.
Данная проблем остро стояла в Бразилии и других латиноамериканских странах, долгое время культивировавших институт пласажа.
После отмены рабства в Дунайских княжествах свободу получили не менее 250 тыс. цыган, или около 10 % населения Валахии.
В Российской Бессарабии 1858 года перепись также учла 11 074 цыганских рабов. Освобождение цыган не улучшило их экономического положения. Как и в Бразилии, освобождённые рабы не получили земли, а значит вынуждены были пополнить ряды городской бедноты или же модифицировать сферу своей деятельности. Например, фьерары совмещали подкование с конокрадством.


Рецензии
Давно знал, что они из Индии и никогда в этом не сомневался, глядя на их внешность танцы и пении, откуда еще, только из Индии.

Очень информативно и интересно.

Михаил Гольдентул   10.07.2020 03:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.