Камертон

Уже несколько дней это слово не дает мне покоя. Нет, не совсем так. Оно притягивает к себе некие мысли. И образы. Например, мысли о важности камертона в … нет, не в музыке – это само собой – а в жизни. Это тот звук, по которому ориентируется и выстраивает своё внутреннее звучание наша Душа. Ищет и находит свою музыку, свой образ действий, свой танец в конце концов…

Но КАК она выбирает его? По какому принципу? И когда? И что служит нашей Душе этим самым камертоном? Чьи-то стихи и голос, сочетание цвета на полотне мастера, чья-то судьба или поступок? Вот сколько вопросов… Но знаю точно одно: выбор этот для человека  крайне важен! И горе нам, если мы примем фальшивку за настоящий камертон. Если так и не найдет наша душа высокого и чистого звука, достойного называться этим словом.

Мы сидели с мужем за вечерним чаем на терраске своего загородного домика. Был час тишины после жаркого, шумного дня. Совсем негромко играла музыка – «Ты у меня одна, словно в ночи луна…», потом  «Моцарт на маленькой скрипке играет…» Окуджавы. Муж пошел в дом включить радио погромче. И я вспомнила свое знакомство с братом-погодком моего будущего супруга, прибывшем в наш городок для своего рода «смотрин». Моих... Звали его Володей, был он студентом МГУ. И привез он кассету Окуджавы, а заодно и прочих бардов.

Брат Володя отличался молчаливостью, а может, меня стеснялся - играющей роль нагловатой и яркой девицы без комплексов. Хотя это было по меньшей мере странно - для элитно-столичного мальчика, водящего знакомства с дочкой Громыко и иже с ними... Словом, в тот вечер на площадке обычной хрущевки столкнулись духовно и статусно различные, неосязаемо-эфирные волны, связанные, тем не менее, одной, самой прозаической матримониальной почвой: "Жениться или не жениться?". И мог быть неизбежен шторм, не приводящий обычно - хоть любую литературу возьми - хоть Гоголя "Женитьбу...", хоть Достоевского с его неудалым женихом-Мышкиным,  ни к чему хорошему. Но, как бы там ни было - вместо разговоров и расспросов хитрющий (видимо интуитивно) брат Володя  просто взял и включил кассету.

И я впервые услышала эти мелодии - немного странные, где-то изысканные, где-то совсем примитивные – для меня, воспитанной, с одной стороны, на семейно чтимой классике, с другой - на провинциально-беседочном "блатняке" и шансоне 70-х ("Для меня нет тебя прекрасней...") слова. Но что-то было в них, в этих песнях-заклинаниях, как сказал бы Б.Г. или В.Пелевин, камланиях,  такое, отчего я замерла, будто подтянулась изнутри и примолкла со своей "типа светской" болтовнёй. Они достали меня - что называется, то есть, как я понимаю сегодня, до настоящей меня.
 
Мы просидели, слушая Окуджаву, часа два. Почти молча. Володя не сверлил меня испытующе-изучающим взором, только пару раз выходил на балкон покурить. Что делал при этом мой будущий супруг, честно говоря, не припомню. Ну, маячил где-то рядом, нервничал. Пытался подпевать…  Не совсем удачно, но как говорится, от души. Сумерки превратились в вечер, и прошел он вроде бы незаметно, тихо, без горячности и петушиного задора, как обычно бывало на наших многочисленных сборищах под оглушительный рок. Зачастую и хард...

Я не могла знать, что оказывается, Володя сказал тогда своему влюбленному брату:
- Наш человек, можно «брать».
Словом, вынес такой важный для моего будущего мужа вердикт.

И вот мы вместе уже много лет, хотя и не без размолвок. Но выросли дети, недавно появилась внучка… И вот сегодня, под изумрудно-виноградной лозой в лиловых июльских сумерках я вспомнила этот эпизод из своей еще девичьей жизни. Вспомнила в связи со словом «камертон». Им стали тогда для нас с мужем песни Булата Окуджавы. Оговорюсь, что спустя много лет я прощалась с Булатом Шалвовичем на жарких ладонях Арбата, в одном строю с горевавшими до слез его прочими бесчисленными поклонниками, певшими стоя его «Надежды маленький оркестрик…» и другие гимны чести, совести, вере и любви.
Еще я подумала - ведь именно по этому камертону притягивались и оставались в нашей жизни верные друзья! По нему встречались также интересные собеседники.... По этой пронзительной Ноте...

- Ты, кажется, спросила,  что такое камертон? – подойдя, спросил муж.
 Я не успела ответить.
В розоватой от заката гуще ветвей высоченной старой ракиты, сразу за задней калиткой нашего садика, чистым и прекрасным голосом запела неведомая нам птица…
Мы переглянулись и замолчали. Пусть поёт!

Июль-декабрь 2012.


Рецензии
По утверждениям эзотериков, сейчас идёт Эпоха Разделения - "праведный, да творит правду ещё, а делающий зло - оскверняется до конца". Идёт "сортировка душ по их вибрациям", во время которой "подобное притягивается подобным, а белые вороны безжалостно изгоняются из стаи".
Так появляются эгрегоры футбольных фанатов, поклонников Высоцкого, любителей пива... И не обязательно выяснять, кто твой друг, чтобы определить, кем являешься ты - достаточно узнать, что ты читаешь или слушаешь.
Я много размышлял о душевном резонансе, и в конце концов сделал вывод, что камертон - это я сам. В одной поэме, до неприличия большой, я коснулся и этой темы, осмелюсь скопировать из неё пару отрывков:
...Когда уже почти готов мой стих -
есть смысл и рифма, ритма шаг надёжен,
перед решающим этапом я притих,
ведь самый трудный он, хоть и несложен.

Душою, устремлённой к чистоте,
как камертоном, стих свой проверяю -
он должен быть созвучен частоте
души вибраций, и важней не знаю

я операций а творчестве своём,
будь это стих, поэма или проза,
ведь может запылать живым огнем
одна, с душою сказанная, фраза.

А если вдруг не в тон, не в унисон
звенит с моей душой мое творенье,
то это значит: стих души лишён,
и мёртвым родилось стихотворенье.

Вот почему все шире пантеон
творений, не прошедших испытанья,
но душат, душат нас со всех сторон
бездушные, безликие созданья.

С картин, с экранов, с пухлых книг страниц,
в которые сумели воплотиться,
в глаза нам смотрят дуплами глазниц
"творцами" обезличенные лица.

Их мёртвый взгляд зомбирует живых -
пустые фильмы, фразы - как болото,
и человек из плоти тонет в них,
и в человеке умирает что-то...

Скользит рассеянно по миру взгляд пустой,
скользит по Красоте, Любви и Боли,
но их не видит - пеленой густой
сознанье отгорожено от воли.

Живёт мертвец у жизни на краю,
собою пустоту он порождает,
и с безразличьем пустоту свою
чужою пустотою заполняет...
..................
..................
...Звенит мой стих, скользит своим крылом
по тонким струнам нервов, чувств, эмоций,
в душе Читателя с надеждой ищет дом,
похожий хоть чуть-чуть на дом свой отчий.

И если в резонансе запоёт
на зов его душа тугой струною,
в читателе звенящем обретёт
бродяга - стих гнездо своё родное.

Когда мой стих прильнёт к Твоей душе,
в со - звучии сольётся на мгновенье,
чужими мы не сможем быть уже -
так происходит душ объединенье.

В со - знании, со - чувствии нам жить,
со - вместное вздымая мирозданье,
в которой мысли злой не может быть,
в котором есть взаимо – пониманье…

Геннадий Март   10.12.2012 00:00     Заявить о нарушении
Эзотерики правы. Чувствую. Источник-то один...
Это разделение увидела в ночь на Миллениум так называемый. Это гигнтское полотно меня потрясло. Люди шли огромной толпой прямо навстречу мне: кто направо - к свету, кто влево и вниз, с закрытыми глазам.
Кто-то сказал изнутри: "Боритесь за детей, которые еще не сделали своего выбора!"
И еще много чего увидела и услышала...
Я чуть с ума не сошла тогда. Зато появились стихи.

Поэма Ваша (отрывок) сильная! И точная по смыслу.
Конечно, камертон ты сам - твоя Сущность. Об этом и я - с кем совпадешь...
Но пока я еще не звучала (стихами),
За меня это делал другой музыкант.

Спасибо огромное - за такое точное прочтение, глубокое осмысление и помощь!!!

Екатерина Щетинина   10.12.2012 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.