Одесситы - это вся Одесса!

Коммуналка - это чудо!!! (если ты там не живешь)


  Огромный пёс мирно сидел у магазинчика.
- Тебя можно сфотографировать? - спросила я, точно зная, что тот, по-домашнему одетый молодой человек, - его хозяин.
- Можно,- сказал хозяин и ловким движением руки дернул за поводок, который не замедлил тут же развязаться.
Пёс медленно и спокойно встал и пошел прямо на меня...

Фотографировать уже совсем не хотелось. Хозяин собаки оказался балагуром и весельчаком. Он охотно стал рассказывать о Шерхане (так звали собаку),
подбадривая мое упавшее настроение новеньким анекдотом. Что-то там было про "пломбир и альфонса". Что можно было понять при виде этой собачьей горы, - до сих пор не представляю.

   Спасибо Шерхану, что обошел меня стороной. У него дела были поважнее моего снимка на фоне... А на чьем фоне?
Картинка сама собой рассосалась и тут я обратила внимание на узкую улочку-коридор совсем рядом с магазином.

   Если я назову улицу, одесситы тут же узнают место события. Большая Арнаутская.
Мне лично это название ни о чем не говорило, пока я не заглянула в маленький уютный дворик. Из моих давних воспоминаний всплывают картинки, увиденные в телепередачах и фильмах. Вот мощенная дорожка под ногами, а вот рядом  - перила совсем старенькой лестницы.

Непроизвольно я потянулась рукой и мягко, словно кошку, погладила деревянную перекладину. Над головой свисало свежевыстиранное белье. Не помню, на каких картинках белье выглядело старым и засаленным. Надо мною висело чистейшее белье.
Я оглянулась по сторонам: "И никому оно не нужно, никто не ворует..."
Глупая мысль, но такая реальная, проскользнула мимо меня, зацепив разве что кошкой, которая терлась у ног.

- Девочки, проходите! - услышала я приятный голос и задрала голову вверх.Прямо над головой с маленького балкончика помахала рукой Наталья. Я совсем ее не знаю. Меня, как и моих новых знакомых, привел сюда руководитель нашей культурной экспедиции. Не хочу об этом говорить распространенно: сейчас и здесь я совсем одна. В целом мире нет ни одного человека, ни одной живой души, кто бы помешал мне впитывать все прелести одесского быта.

   Мягко касаясь рукой исторической стены, я поднималась высокими ступеньками по темному коридору в чужую квартиру.Что меня там ждет? Какой прием? Люди, образы, запахи, восприятия? Пока я хаотично перебирала в памяти всплывающие эпитеты, чуть ли не носом уткнулась в миловидную хозяйку квартиры.

   Начитавшись литературы о колоритных одесситках и явно представляя такую разбитную торговку пирожков, я.....
Да, о торговке совсем отдельная история. Но в двух словах это выглядело
так эффектно!
   Средних лет дамочка в чистеньком халатике стояла за прилавком и всем улыбалась во весь железный ротик. Меня удивили ее вставные зубы. Они были белые, металлические, какие носили тридцать лет тому назад.
- Пирожульки! Вкусные пирожулечки! Подходите, девочки и мальчики.
Самые вкусные пирожульки в Одессе!
- Добрый вечер,- услышала я и тут же вернулась из воспоминаний. Передо мной стояла хозяйка квартиры и я переступила порог...


                *   *   *


   Это была настоящая коммунальная квартира: высокие потолки, огромного размера двери, длинный коридор, весь унизанный веревками с бельем. По правую руку мирно  прислонился к стене велосипед, здесь же стояла высокая тумбочка с тазами и мисками. Старые половицы не скрипели, как принято читать в романах, но краска была стерта обувью. "Давненько же здесь не ремонтировалось",- думала я, проходя мимо нескольких дверей в комнату хозяйки.

   И тут меня охватил шок. Это была самая обыкновенная комната с евроремонтом. А этим сейчас никого не удивишь. От старой застройки остался разве только высокий потолок, обрамленный лепниной. Взгляд мой тут же потух. А что я хотела увидеть через сто лет? Не революционеров же...

   Не прилично было показывать свое разочарование и я, словно ржавый колокольчик, затарахтела о чем-то совсем бессмысленном и малозначимом, щелкая затвором фотоаппарата направо и налево, чем ввела в полный восторг хозяев комнаты.
   И тут случайно взгляд мой коснулся непонятной кладки из старинной
керамики.
- Что это?- повернулась я к Николаю, хозяину комнаты.
- Это бывший камин и можете не задавать мне глупых вопросов. Конечно я ковырялся в нем в надежде найти клад. А Вы бы не искали? Я была в маленьком замешательстве:
- Искала бы, - и засмеялась.

   Прикоснуться к истории - не мечта, а ощущение великого действа.
Мне очень захотелось прислониться к этому камину и услышать... Что же можно услышать в кирпиче? Наверное, тишину прожитых лет, чьи-то звуки радости. Нет, не горя. В это время такие мысли совсем не лезли в голову.Камин... Настоящий столетний камин в жилой комнате.
- Он забит наглухо,- услышала я голос за спиной и вернулась в реальность.
Как я не заметила современных радиаторов под окном? Скорее всего потому,
что это было обычным зрелищем.

   И тут Наташа увлекла меня на балкон.
- Это наш зимний садик! - сказала гордо она.
- Великолепно! - вырвалось у меня. И это было действительно великолепно.Такое обилие цветов на полутора квадратных метрах, да еще и кот, гордо возлегающий на хозяйском пуфике меня основательно покорили.
- Наташа! Это кто? Твои гости? - услышали мы негромкий голос. Совсем рядом, с другого балкона, к нам обращалась дамочка в мягком домашнем  халатике и современной бонданой с черепом.
- Из Донецка, теть Роз. Оттуда.
- Привет Донбассу! Знаю я эти места, - сказала Розалия. Именно так мне
захотелось окрестить эту неожиданную гостью.
Окно балкона захлопнулось и внезапно появившаяся соседка так же внезапно
испарилась. Мы переглянулись и засмеялись. Вот она, коммунальная жизнь.

   И потом только начались чудеса.
Выйдя в коридор из комнаты, я обратила внимание на целый ряд дверей: ни одной пары одинаковых. Все двери жили своей жизнью. Не помню манипуляций Наташи, показывающей ее собственные комнаты, но четко знаю, что расположены они хаотично.

   Трехкомнатная квартира в коммуналке - это совсем не то, что мы привыкли видеть. Все комнаты между собой совершенно не взаимосвязаны: из спальни выйти в туалет или на кухню можно только одетым, чтобы ненароком не столкнуться с соседями и не испугать их своим обнаженным видом. Если придут гости, не приведи, Господи, чтобы в это время у соседки была мигрень или ее кошка приболела.

   Огромная достопримечательность семьи - отдельная кухня. Это помещение самых минимальных размеров, вместившее в себя все электробытовые кухонные принадлежности и нас, пятерых гостей и троих хозяев.

   Друзья мои! Но какие хлебосольные и щедрые на улыбки эти одесситы! Поверьте на слово: они читали вслух наши стихи из альманаха, чем показали свое уважение к гостям. Об остальном скромно промолчу, но тот факт, что во время отбытия нашего поезда звучала на весь перрон песня: "Есть город, который я видел во сне...", вызвавшая умиленную грустинку, есть и заслуга Одессы.

   Наверное только так можно теперь говорить о людях, подаривших нам частички сердец своих.
Жители Одессы - и есть сама Одесса!
- Одесса, я полюбила тебя навсегда! И...тете Розе - большой привет!


Рецензии
Спасибо, Ирина, приятно было прочесть.

Михаил Бортников   06.03.2020 10:15     Заявить о нарушении
Это, конечно, было не вчера. Но в Одессе меня встретили таким теплом и любовью, что память творит чудеса. Сейчас мы по разные стороны границы, и интересно, те люди как бы отнеслись ко мне и моим убеждениям?

Ирина Горбань   06.03.2020 20:57   Заявить о нарушении
Зависит от ваших убеждений. Лично я в разговорах с сыном, живущим в Москве, о политике не говорю. Ваш рассказ я включил в антологию "Женщине о море", которая будет опубликована завтра вечером. Заходите, Ирина. Спасибо!

Михаил Бортников   06.03.2020 21:07   Заявить о нарушении
А куда заходить? Можно ссылку?

Ирина Горбань   06.03.2020 21:13   Заявить о нарушении
Нет еще публикации, нет и ссылки. Будет в верху моей страницы завтра вечером.

Михаил Бортников   06.03.2020 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.