Крепкие объятия

/ДНЕВНИКИ БЫВШЕЙ АВТОКУРСАНТКИ/


Сегодня надела, наконец, дублёнку. Падает снежок, уверенно так, совсем по-зимнему. Пушистый, светлый. Легко… Иду и думаю - какая я молодец всё-таки, что проскочила со сдачей на права вовремя. Прямо сама себе нравлюсь.

Сейчас бы прибежала на вождение, пришлось бы дублёнку снимать, и под снегом скоренько обходить автомобиль, чтобы плюхнуться за руль. Потом бы разжарило – у Шамильевича в машине  всегда очень тепло, к тому же мне не просто кататься, а пыхтеть-работать. После - на морозец, одеваться. Бежать на маршрутку, успев продрогнуть, впихиваться внутрь. Сорок минут дороги вспоминать ошибки и радостные моменты вождения, которые опять прошли так быстро.

Сперва мы бы заехали на автодром – «сделать круг почёта». Чтобы инструктор взял кофе в домике. Всё-таки с полседьмого утра с курсантами. Вышел бы с дымящим мягким стаканчиком в руке, а я тут со "змейки" выезжаю. Он быстро сел бы в машину и сказал: «Поехали в город». А я бы спросила - что, вот так, с кофе? "Да, и попробуйте только расплескать."

Там с автодрома  - спуск, круто под горку, и сразу поворот. Один раз я сдавала внутренний экзамен первой из экипажа. Не сообразила, что нас с экзаменатором в машине - пятеро, и она по-другому реагирует с удвоенным весом. Слышу, тормоз как-то не так себя ведёт, как обычно. А эта машина в идеальном состоянии, очень послушная – не то, что предыдущая… Я не привыкла, чтобы Калинка не слушалась. Изумилась на долю секунды - и этого хватило, чтобы поворот вышел с "петлёй". В обычной жизни - фигня, а на экзамене - несдача. Хотя дальше нормально проехала, а куда деваться - пять баллов... Даже Сергей Владимирович, другой инструктор, принимавший экзамен, расстроился. Конечно, мы уже там все сделались свои,  за столько-то месяцев. Он в третий раз у меня город тогда принимал.

Вот в среду девочка, что вместе со мной ещё на "десятке" начинала, сдаёт. Схожу чаю попить в автошколу. Больше из нашей группы никого там не осталось…
               
                *

Сдаю экзамен в ГИБДД. Прямо по дороге, навстречу машине идут две женщины. Одна с палочкой, вторая её поддерживает, у обоих странный вид. Долго разглядывать некогда, я озабочена своевременным включением-выключением поворотников, объезжая эту помеху.
Инспектор говорит:
- Видимо, мама с дочкой… Не знаю, кто из них кто, но обоих давно ждёт место на кладбище. И обе туда явно опаздывают.
                *


Забавно – пока училась полгода, ни для чего больше не было сил и времени, и казалось – вот закончу, и ура. Когда оно наступило – оглушение и потерянность. Я такое существо - к хорошим людям сильно привыкаю, и скучаю по ним иногда очень подолгу.

Там их много было – хороших и разных… Зачёты принимала чудесная Светлана Анатольевна, работавшая раньше в детском саду – всегда улыбка, ровное мягкое настроение. Даже особо нервные курсанты, психующие у компьютеров из-за очередного заваленного зачёта по теории, не могут с ней ругаться. Ну что делать, Сашенька, Машенька, Лилечка. Придёшь завтра. Ну, или когда сможешь, да?  А у самой дома – ужас и трагедия, родные больны. Кто это видит? Все с жалобами, стонами, неудачами -  к ней, Светланочке Анатольевне. Она же ангел. Я ей сказала будто в шутку - «Как ездить – научили, а как жить без вас – нет.»
                *


Сидим в машине, ждём сдачи экзамена по городу. Наша «Лада-Калина» - в хвосте очереди. Прошло уже два часа.
Директор автошколы и инструкторы ходят туда-сюда, от машины к машине, обмениваются информацией – кто уже сдал, кто и почему завалился. Обстановка всё время меняется – то говорят, что мы будем сдавать усатому «дяде Вове», который очень предпочитает развороты в малых пространствах с правых прилегающих. То объявляют, что он нас принимать не станет, и нашему экипажу придётся сдавать другому инспектору. Тот заканчивает расправу над автошколой конкурентов, и надо ждать ещё.

Наш инструктор сначала говорит, что я поеду первой, потом прикидывает, куда может направить машину тот инспектор согласно его предпочтениям, и меняет решение.
- Вы поедете последняя.
- Почему?
- Чтобы вам с Юлей не достался разворот с трамвайных путей. Или хотите второй ехать?
- Как скажете, так и поеду. В морг – значит, в морг…
                *

Только первого инструктора совсем не вспоминаю . И его несчастную, задолбанную машину, коровёнушку неповоротливую. Жалко только, что часов сорок было явно лишних, совсем впустую – лучше бы я хотя бы половину из них на «Калине» отъездила. А первые сорок из восьмидесяти пусть бы с тем – раз он мне встретился, значит, зачем-то это было нужно. Так у меня в жизни не в первый раз. Сначала жёстко и, кажется,  несправедливо обломает,  а потом сразу подъём и расцвет.

Зима - она не грустная. Просто задумчивая. Снегом утешает. Спать пораньше нас кладёт. И то верно…
                *


Затупив во время  разворота на большом перекрёстке, получаю пенделей от Шамильевича. Еду дальше, внутри вулканом поднимается нервный срыв. Начинаю исполнять уже забытую программу совсем сырого новичка – руки и ноги с психу отказывают, глупо глохну на светофоре. Завожусь – и снова встаю.

Вместо того, чтобы заорать, инструктор проявляет участие и подбадривает. От этого совсем раскисаю,  трогаюсь, едем к месту окончания занятия. Слёзы застилают глаза. Шамильевич заботливо поглядывает – не надо ли теперь помочь с парковкой, или  справлюсь. Останавливаюсь сама – ещё не хватает реветь, бросив управление. Он подаёт мне салфетку:
- Вы не держите в себе. Поплачьте. Те, кто плачут – у них потом всё-всё получается!
               
                *



Вчера ходила в автошколу, на чаепитие по случаю очередного экзамена в ГИБДД. Хотела порадоваться за подружку. Вместе сидели на занятиях по теории за одной партой и  попали учиться на одну машину. Вместе думали, что нас научит её хозяин, просто мы немножечко трудные. Потом пересели к отличным парням. Обнаружили, что обе одинаково не можем до сих пор элементарного, и научились. Уже на разных автомобилях.

К сожалению, она не сдала экзамен. Вышло, что я пришла поддержать, а не поздравить, но всё равно получилось классно. Столько прекрасных эмоций не было даже после собственной сдачи на водительское.

Меня встретили уже в коридоре - три инструктора, шли навстречу - курить. И все разом так обрадовались, засияли улыбками, что я даже опешила. Увидели, и хором - "О!!!" Они там так за всех радуются - за любого курсанта, своего или ученика коллеги.

Один из этих троих был мой, Шамильевич. Мы с ним всегда держались тепло, но несколько официально, без фривольностей всяких, а тут он раскрыл объятия, и от души обнимал меня в охапку, о чём-то спрашивал, я что-то отвечала... В этот вечер я обнималась ещё с разными людьми, и это так замечательно, нужно и жизненно важно. Объятия в порыве чувств  заменяют солнечные батареи, честное слово.

И все эти тёплые разговоры в коридоре, обмен подробностями, блестящие глаза за столом с виноградом, чаем и конфетами, и прорвавшиеся эмоции, дрожащие от волнения голоса, трогательно нежные лица грубоватых, кажется, водителей... Их обветренные пальцы, сжимающие чашки, смущённые улыбки, облегчённый смех. Поток щедрой, открытой любви друг к другу, радости, удовлетворения от достигнутого, несмотря даже на чью-то неудачу на экзамене. Ведь научили, выпустили, и такое не забывается. Чем, собственно, они отличаются от учителей, а мы - от школьников. Совершенно одно и то же.

Ради того, чтобы видеть, как люди способны относится друг к другу в такие минуты, стоило выдержать всё.

Один инструктор спас свою курсантку на экзамене. Ехал сзади на другой "учебке", увидел джип, собиравшийся подрезать девчонку, и перекрыл ему дорогу. Джип стал возмущаться - как, "учебка" его не пропускает! А девочка за рулём и не заметила никакого джипа. Смотрю, говорит, никого нет, красота. Развернулась чистенько, шустро пропустив, кого надо. И сдала. Вот уж действительно - "Прикрой - атакую!"

А вот интересно – мы за ними скучаем, а они за нами? Сегодня не придёт на вождение такой-то или такая-то… И больше не задаст тупых вопросов. Не ломанется разворачиваться, когда сказали русским языком – «выполняем поворот»… Вот где грусть-то.

                *


Наделав кучу ошибок, прозевав в нескольких местах запрещающую разметку и прочая, возвращаюсь к концу маршрута с инструктором на борту. В перспективе улицы в неярком небе октября стоит высокая ясная дуга.
- Смотрите - радуга!
Шамильевич устало распрямляет спину, смотрит наверх через лобовое стекло:
- И правда...
Спохватывается:
- Вот, то, что не надо - вы видите!   
               
                *


Очень обрадовало, что сдала одна девушка с нашей "Калины". Она ездила непредсказуемо нервно, хотя вполне хорошо. Планка дрогнет -  и давай косячить. Я с ней в экипаже два раза сдавала внутренний экзамен по городу. Олеся, говорю. Ты же нормально ехала. Чего начала вытворять, зачем?

Сама не знает. Шамильевич рассказывал: на пятое занятие пришла и сказала - я не помню, где какая педаль. Забыла. "Всё, я подумал - я с ней умру". Удивительная девушка. У неё есть особенность - в состоянии стресса Олеся наглеет. Я это заметила на  экзаменах автошколы - вся в комок, а голос нахальный, уверенный. И в ГИБДД этим она победила инспектора.

Круто выполнила разворот у выезда с заправки, не переключая скорость. Нас  кэп так научил - когда делаете сходу, не надо на первую переключатся, если скорость не высокая. Олеся - ха, и развернулась. Инспектор проникся. Вообще желательно, чтобы разворачивались на въезде. Но запрещающего знака нет? Нет. " А вы уверены, что так можно было развернуться?" "Уверена". "А вы видели там знак?" "Ну. Поворот налево запрещён, видела. Но разворот же не запрещён".
Инспектору и сказать нечего.
Молодца, Олеся!

Шамильевичу надо звёзды на машине рисовать. Ну, как в фильме Алексея Быкова про лётчиков. Только не за сбитые самолёты, а за трудных учеников. С именами. Наташа, Олеся…
- Вам уже дали за меня ордена и медали?
- Да…

                *

Инспектор по прозванию «Дядя Вова» не спешит сесть в нашу машину. Вместе с другим гаишником, нашим инструктором и директором автошколы они стоят на обочине, чему-то смеются, курят, не спеша. Девушка рядом со мной уже бледно-зелёного цвета – мы сдаём экзамены с девяти утра, сперва теорию, автодром, потом долго ждём начала этапа по городу. Теперь – своей очереди. Уже больше трёх часов дня, скоро начнёт смеркаться. Наш экипаж – последний.

Дядя Вова открывает дверь, наклоняет в салон лицо с большими усами и спрашивает добродушно:
-Что , страшно? Сейчас ещё больше напугаю.
И кладёт к заднему стеклу форменную фуражку…
               
                *

Моя знакомая влюбилась в своего инструктора по вождению. Не представляю, как она учится. Это же должно дико отвлекать, наверное. И без того ноги-руки-поджилки дрожат! Когда они успевают только...

На Шамильевича, наверное, девушки тоже западают. Приходишь на вождение – а он как раз причалил с очередной курсанткой. Она в карточке расписывается, а глаза томные-томные, вся в духах и туманах. Ой, девчонки, девчонки… Трудная у мастеров работа – повышенной опасности.

Всё это, впрочем, легко объяснимо, ибо не хватает нынче в мире хорошего мужского начала. Чтобы вёл. Контролировал процесс. Отвечал за тебя, прикрыл, в случае чего. А в ходе обучения за рулём это всё присутствует в полной мере. Мы там под крылом, подчиняемся мужчине – пусть он инструктор, не кавалер. И эти забитые современной реальностью, глубинные процессы запускают раскрытие всяких нерабочих эмоций. Плюс много времени совсем рядом, в замкнутом пространстве. Руки на руле поправит, остановит бестолковый жест к рычагу коробки передач – не надо, у вас уже первая… Как это, должно быть, вышибает, когда навыдумывала себе разного.

У меня другой кайф. Нравится легкость управления «Калиной» в сравнении с «десяткой», я ловлю то, что рассказывает мне её хозяин. Правда, с применением туговато, но я всё-всё слышу и понимаю, честное слово!

Всё новое. Потеряв четыре месяца, узнаю, как надо трогаться с газа, сколько столбов отсчитать, чтобы определить расстояние в сто метров, и что, оказывается, руль сам может вернуться в положение прямо, если нажать на газ после выхода из манёвра. Вот не хочу вспоминать, а нет, да пошлёшь первому горе-учителю ментальный пинок. С какого фига он издевался надо мной, заставляя вертеть руль обратно руками, и вопя, что медленно возвращаю его на место?
В общем, с Шамильевичем я снова первый раз замужем, мне надо переучиваться в неправильном и запоминать правильное. Он крутит меня все полтора часа по городу, как щепку.  Интенсивность манёвров непривычна – сколько десятков часов вяло чухали по одной и той же дороге, практически по прямой… Перестроиться непросто, в конце занятия голова кругом и без любовных томлений. Но усталости совсем нет, это удивительно. Ведь раньше я еле до остановки доползала.
               
                *

Инспектор «дядя Вова» прерывает старт парня из нашего экипажа, нажав на тормоз.
- Ты куда полетел? Может, поживёшь ещё? Без инвалидной коляски.
Помолчав, добавляет:
- Ты думаешь, жизнь перезагрузишь и заново начнёшь? Нет, сынок… Так не бывает.

                *


Человек слаб. Стоить себе позволить – и всё, разлетелись без тормозов, чувство скорости потеряно и уже не остановишься. Допусти к себе только тень мысли, эхо не деловых настроений – и будешь думать, о чём не надо. Поэтому – нафик такой график. Как славно, когда получается светло, дружественно, и заканчивается на чистой и радостной ноте. Обожаю такие отношения. Мы приходим учиться, а не замуж выходить. Хотя… Каждый за чем-то своим... Простой вопрос - и что дальше - кого он останавливает.

Я досыта нагляделась на подруг, периодически влюбляющихся в женатых мужчин и раздирающих себя, свою жизнь и своих близких вдребезги напополам. Верно Боженька заповедал – не бери чужого, не макай ручки в кипяточек… Тем более, когда дома всё есть.

Но с другой стороны, если между курсантом и мастером нет симпатии, процесс может не пойти совсем. Трудно находится рядом и эффективно постигать то, что тебе втолковывает неприятный человек, которого ты тоже раздражаешь. Вот и соблюди этот баланс – чтобы нравился, да без задних мыслей. Это нетрудно, когда в личной жизни порядок.  А если нет… Бедный кэп, бедная курсантка. Ему надо делать вид, что он ничего не понимает. Про неё лучше промолчать, опустив занавес.

Стараюсь не смущать инструктора, приходя на занятия в юбке подлиннее, без декольте. Даже в летнюю жару, когда ещё ездила с другим мастером, надевала закрытые блузки  или прикрывала вырез шарфом. Они всё-таки живые мужчины, зачем издеваться. Потом девчонки на форумах пишут смешные вещи – дескать, противный гад, спускал мне лямку сарафана с плеча во время вождения со словами: «Смотри на дорогу, не отвлекайся.»

Наверное, некоторая суровость инструкторов – своеобразная мужская защитная реакция на постоянное близкое присутствие женщин рядом. Чтобы не дать слабину, не расклеится под чарами, они прикрикивают на нас, отчитывают строго, хмурятся. Бедные инструкторы! Девушка может не нарочно, просто по природе своей, строить глазки, и ему бы улыбнуться, растаять, вместо воспитательной беседы о «косяках» поговорить о ерунде. А тут работать надо, гонять её по маршруту…
                *


Инспектор хочет доехать до ГИБДД, поэтому из машины на маршруте никого не высаживают – я сдаю, а за спиной у меня и инструктор, и вторая курсантка. От этого ещё более ответственно, но о волнении уже не думается. У меня некоторый чад в голове:не то от напряжения, не то от пофигизма - даже не слышу, как тикает забытый поворотник, прилежно врубленный при отъезде от обочины. Инспектор иронично говорит:

- Может, уже перестанем народ слева пугать?

После того, как экзамен сдан, пересаживаюсь назад. Шамильевич садится за руль, машина облегчённо стартует, набирает хорошую скорость и напряжённое молчание в салоне сменяется оживлённым разговором. Они с «дядей Вовой» обсуждают тасол, бензин , всякие шестерёнки, а мы сзади шепчемся:
-Ну, и как я проехала?
- Нормально…

Поверить в случившееся пока трудно, офигевшее состояние не отпускает. Пытаюсь зафиксировать, как идёт Калинка, где и что делает Шамильевич, но уже не получается – хочется глупо улыбаться и хлопать глазами под музыку. Машина причаливает у ГИБДД, инспектор чинно прощается и выходит.

Шамильевич поворачивается к нам с совершенно детским, счастливым лицом:
- Молодцы, девчонки!

Ни тени иронии и строгости. Как я люблю такие моменты, когда человек раскрывается в своей сущности, Господи ты Боже мой…
 
               
                *

Часто удивлялась себе, садясь в «Калину» - почему меня не коробит от музыки, которую слушает Шамильевич? В такси, например, мне трудно вынести даже одну попсовую песню, а здесь – хоть бы что. Только на автодроме, когда мастер выходил из машины, я убирала звук и делала упражнения в тишине. Просто чтобы не отвлекали занудные повторы глупых припевов.

Нравится машина, методы того, кто учит на ней ездить, а остальное – ерунда.
Выходит, что детали и нюансы могут отталкивать, только если есть более внушительное предубеждение. Получается так…  А некоторые мелодии – так даже стали нравится. Во как.

Может, он слушает незамысловатое и забойное, чтобы стресс снимать и ни о чём тяжёлом не думать. Иногда подойдешь к машине, предыдущий ученик уже ушёл, а мастер копается внутри, и музыка кричит в салоне во всю мощь. Перерыв у него такой. А попробуйте в этой работе без песни.

- Вы меня извините, конечно. Но это сейчас была порнография, а не поворот! Машина сама шла красиво и правильно, зачем было руль резко дёргать вправо? Вы ещё на экзамене так проедьте!

- Вот скажите мне, почему, чёрт вас подери, вы сейчас ползли, вместо того, чтобы ехать? Вы на главной дороге, пусть они вас пропускают! Я три раза, три раза вам сказал – поехали!!!

- Пересечение – это место, где граница асфальта и газона!! Понимаете? Ну как вам еще объяснить? Я сам сейчас заплачу от бессилия!

                *


Курсанты, оставшиеся сегодня без удостоверений, сидели сначала насупленные и оглушённые. Собственно, этот сбор за чаем с разбором "полётов" и предназначен, чтобы приободрить, дать уверенность - вы прорвётесь со второго раза. Это не ваша вина, просто стечение обстоятельств. Потому что в нашей автошколе нельзя попасть на экзамен в ГИБДД, пока ты не умеешь ездить на самом деле. А если умеешь - права будут.

Юлькин «тренер» говорит про неё:
- Юля пришла ко мне от другого инструктора… Всего боялась. «Простите, извините…» Но в конце концов, получилось, научилась всему …
Я хихикаю. Просто мой портрет описан – пуганой лани. Юлька говорит в ответном слове:
- Вы же знаете нашу с Наташей историю. Мы думали – мы дуры…

Ей сегодня не хватило немного удачи. Ничего, дружочек. У меня вот права есть, а машины нет. Неизвестно ещё, что хуже. Ломает, как наркоманку!

                *

- Отпустите руль, пожалуйста. Зачем вы его так держите, мне надо поправить, а я отобрать не могу… Откуда у вас, девушек, в руках силы столько - вроде бы маленькие, тонкие.

Я вздыхаю и стараюсь сделать мягче прямую струну в спине. Шамильевич задумчиво говорит с улыбкой в голосе:
- Как бы вас расслабить… Что бы с вами такое сделать?

Мне смешно, и струна внутри опускается.
               


                *

Мы боремся с собой, побеждаем комплексы, страхи, неуверенность и беспомощность. Дело не в обладании правами, как это кажется. Ну, подумаешь, не сдадите вы этот экзамен, жизнь, что ли закончится? Тоже, ужас нашли… Суть не в том, что значит этот экзамен, как таковой. Позволить себе проиграть – вот что нестерпимо, невозможно. Синдром отличниц.

Потому я и расплакалась тогда на вождении - инструктор меня раскусил, угадал эту язву.

- Наталья, вы зачем так себя казните … Прощайте себя, хоть немного.

Нам всё кажется – мы такие непроницаемые, никто не видит, что внутри. А тут - прямо в рану.

Ещё он понял, что меня нельзя ругать – я кончаюсь, сдуваюсь сразу и меня нет. Поэтому если и вспылит, бывало, сразу смягчит ситуацию – пошутит, или скажет что-то ободряющее. Ругать тоже можно по разному. Мы с Юлькой действительно были сильно зашуганы прежним учителем – он, если заведётся, потом долго не успокаивался. Кипит и кипит: «Я в пятнадцати авариях побывал!» Иногда хотелось сказать – кончай ныть. Мужик ты, или нет? А, ну его… Пусть живёт счастливо и богато, если сумеет с таким отношением к действительности.

Интересно – почему нам на «Калине» ни разу не попались на дороге такие кретины, как случалось на другой машине? Прямо пачками раньше навстречу лезли – то подрежут, то сигналят не по делу. Чудеса, не иначе...


                *

Настоящие чудеса начались ранним утром в день экзамена, когда автоматическая служба приёма такси сообщила мне ровным голосом номер заказанной машины. Он полностью совпадал с номером «Лады-Калины».  Я села в такси и отправилась в ГИБДД, точно зная – я сегодня сдам.

Падал мягкий, крупный снег. Коварную разметку на дорогах закрыло начисто…





--------------------------------
Фото Наташи Малыхиной


Рецензии
Как замечательно душевно Вы дополнили старый вариант. Ну очень хорошо!:)
И очень тепло о людях.:) И с юмором и улыбкой - столько зарисовок.:)
Очень понравилось. Мастерски. Спасибо.:)
С уважением,
Сергей

Кандидыч   09.12.2012 23:05     Заявить о нарушении
Спасибо, что читали!))
Прежний вариант стал частью в итоге.))

Наталья Телегина   09.12.2012 23:37   Заявить о нарушении
Я понял. Мне понравилось. Получился рассказ, а не просто набор смешных и забавных зарисовок.:)

Кандидыч   09.12.2012 23:43   Заявить о нарушении