Кино строчкой. Lost-сериалы

   Стоит ли смотреть   сериалы? Некоторые, думаю, да. Дело вкуса, конечно. Сам смотрел, по-крайней мере. Не все до конца, некоторые «вполглаза». Но определенное впечатление сложилось. Эти заметки – только впечатления. Ни на какую полноту, систематичность и прочую «кинокритику», а также на социологию культуры они не претендуют и поэтому весьма субъективны.
Следует отметить, что иногда «подседаешь» именно на зарубежные  сериалы. Конечно, смотреть стоит не на латиноамериканские и не на индийские какие-нибудь (это уже полнейший отстой для совершенно нетребовательных домохозяек!), но и не на отечественные. «Во дни сомнений и тягостных раздумий» русский язык из отечественных сезонов как-то не утешает. Хотя опять же, о вкусах не спорят. Многих привлекают «Папины дочки» или «Сваты», ну, и хорошо. Хотя нам, конечно, ясно что тяга к сериальному «мылу» усиливается, когда не хватает своей настоящей жизни. Миллионы мужиков, пребывающих ныне в трусливом рабстве, пытаются в фантазиях примерить на себя камуфляж  если не  супермена-вырубалы из спецназа, то хотя бы  раздолбая из «ментов». А миллионы теток, пялящихся в «ящик» днем и вечером, которым жизнь, достойнная людей (это мужиков тоже касается!) попросту недоступна и даже непонятна, хотят хотя бы «личной жизни» через сублимацию. Но зачем «разбрасывать камни»: понятно и понятно.
Надо же как-то релаксировать. Обратимся к конкретике. Если и взять, к примеру, сериалы «медицинские», то как можно сравнивать, скажем, дегенеративных «Интернов» с увлекательной «Анатомией Грейс»? Про иные направления я уж и не говорю. Нет, лучше западные, по-моему. В них есть культурный барьер, позволяющий воспринимать эти истории как сказки различной степени увлекательности. Свое родное мы знаем всем нюхом и нутром, и потому здесь нужно слишком сильно зажмуривать глаза. Потому смотреть россиянский «мыльняк» кажется не слишком удобным. Но поскольку миллионы постоянно живут с широко закрытыми глазами, то их это обстоятельство не смущает.
Ну, и еще одно замечание общего порядка. От упоминания про сериалы некоторые эстеты морщатся (а сами-то, поди,  тайком смотрят, лицемеры культур-мультурные!). Но в определенных обстоятельствах отвлечься на сериальчик – это «самое то». Только не надо, конечно, сравнивать изделие Лост-фильма с шедеврами Тарковского и т.д. В этом не больше смысла, чем в сопоставлении картин старых мастеров с комиксами. Искусство кино – это искусство кино, а сериалы – это сериалы.
На сериалы распространяется «теория конвергенции». Идёт ли речь о прошлом или о будущем, происходит ли действие на Земле или вне ее – рецепт успеха тот же. Но «пекли» по-разному. Что-то можно потреблять с удовольствием, а что-то не «лезет»
Итак, что сериалов  Lost-film лично я потребил:
 
 

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ

Остаться в живых   
 США, 2004 год и далее

Начать, конечно, надо с самого «Лоста». Вначале смотрелся с неослабеваемым интересом, а последние сезоны смотреть внимательно уже бросил. Так, краем глаза поглядывал, что еще напридумывали. Прийти к какому-то внятному финалу с этой сюрреалистической сказочкой попросту невозможно. Но есть интересные моменты, да.
Да, действительно, некоторым людям лучше жить на далеком острове, чем среди ограничений современной цивилизации.   
Для любителей постмодернизма, сериал «Остаться в живых» - это отличный материал для статей и диссертаций. Число нестыковок и несуразностей и нестыковок в нем зашкаливает и просто не поддается учету. Но это - неважно! Потому что не делает фильм хуже. Как смогли сценаристы и артисты «оставлять в живых» фильм в каждой новой серии. Они его реанимировали, правда, не за счет внутренней энергии, а с помощью того или иного «бога из машины». Но все равно – интересно. Тем больше разочаровывает долгожданный финал, его неряшливая скомканность. Наверное, «съемщики» не уважают тех, кто сумел досмотреть ТАКОЕ до конца – «остаться в живых»
 На обсуждении небезызвестный телепровокатор Гордон сказал, что Lost - это такая "черная дыра", которая затягивает в себя все мировые смыслы. Но ЧТО она такое? Глобальная бессмыслица, точнее, мировое обессмысливание всех смыслов, мировой Абсурд. Еще одна "штучка" в арсенале мировых манипуляторов сознанием, с целью разрушения здравомыслия и какой-то "твердой почвы" у новых масс людей по всему миру. А специалисты по конспиралогии должны трактовать уничтожение Смысла как метод подготовки нового глобального катаклизма? Подобное уже было до и между мировыми войнами прошлого века, между прочим. 
 

Событие (2010)

Инопланетчиков закрыли на Аляске, но некоторые внедрились в разнообразные структуры, наподобие агентов Розенбергов. Конспиралогия цветёт и пахнет. Значительное количество современных мифов и ряд архетипов использованы в фильме и весьма удачно «упакованы» в динамичный сюжет.
 Плюс сериала – это еще политическая актуальность: черный президент, вдова с Аляски, кризис демократии и пр. Масса логических нестыковок (что ж так мотает главную инопланетянку!), но там своя логика – «логика мифа» (Голосовкер).
Можно было бы поволноваться еще сезон-другой. Но темп был бы потерян. Как в «Лосте» новые сезоны уже были откровенным абсурдом. В «Событии» маразм крепчал в сериях последней трети уже единственного сезона, но все же полного «перерождения героев» после невероятных кульбитов удалось избежать. И закончить все «ничем». Что-то ужасное приближается, но что именно, хрен поймёшь.
  А разве можно было бы иначе? Вот если бы инопланетяне действительно внедрились…
  Нет, правда? 
 
 
 
Терра Нова (2011)

Открыли портал, который позволяет переносить из ада ближайшего будущего. (планета задыхается от экологических и прочих проблем) на десятки  миллионов лет назад, в прошлое. И там – начать все заново. Хотя, рад бы в рай, ДА ГРЕХИ НЕ ПУСКАЮТ. Помимо окружающей среды колонию людей донимают внутренние распри. Но ум и смелость борются против пороков человеческой природы.
Соблазнительная идея: хоть к динозаврам, но "только подальше от этого колхоза"... Подчеркивается также ценность семьи – поэтому можно смотреть семьей с подростками.
 Несмотря на очевидные нелепости, смотреть было приятно. Благодаря идее?
 
Изгои (2010)

Идея схожа, люди спасаются с Земли на далекой планете, но сценарий нелеп, и снято и сыграно как-то уж слишком инфантильно
 
 
Притяжению вопреки (2009)

Гендерно смешанный экипаж совершает полет по Солнечной системе. В ходе полета они испытывают массу приключений. Души. Оставшихся в ЦУПЕ (двоих в команде поменяли уже на орбите) также задевает это Нечто.
Те, кто писал сценарий и снимал сериал, хулиганили вовсю. Похоже на стеб над космической фантастикой, но не бессмысленный. В фантастике «золотого века» было не меньше глупостей, нестыковок и специфического американского юмора. Но был пафос и серьезность в ряде вещей, связанных с «дисциплиной». Ныне серьезным считается другое. Да и фильм не столько про (макро)космос, сколько про микрокосм.
Тоже ограничились одним сезоном.
 
РеГенезис (2004 – 1 сезон)

Триллер из жизни микробиологов, борющихся с эпидемиями, занятыми проблемами клонирования и т.д. Из фильма в фильм (сериального типа)  кочует сюжет о том, как во льдах откопали труп, зараженный страшной испанкой. После Великой войны этот вирус убил людей больше, чем погибло на фронтах первой мировой…
Достоверность явно принесена в жертву занимательности. Ну, не может такое небольшое число исследователей решать так быстро столь многие проблемы.
Но одна из идей сериала очень верная. Эти сумасшедшие "ботаники" один из немногих ресурсов сохраняющегося западного превосходства. Исчезнет эта прослойка "чудиков", готовых работать днем и ночью, довольствоваться скромным вознаграждением в виде бутылки пива и секса по случаю, ценящих выше всего Дело - тогда всё, конец "фаустовской культуре".
В этом сериале одним сезоном ограничился я сам. Как зритель.

Выжившие
 Великобритания, 2008 год

Фантастические сериалы люблю смотреть более всего. Формат подходит, что ли.
Здесь - постапокалипсис. Те, кто оказался устойчив к смертельному вирусу продолжают бороться за выживание уже друг с другом. Запасы, накопленные цивилизацией, велики. Но не беспредельны. А природа человека все та же.
Замысел интересный и симптоматичный. Но сериал по ряду причин не получился.
 В том числе, переборщили с «мультикультурализмом».
 Похоже, те, кто снимал фильм, не знали точно, зачем они это делают.
 
 Визитеры   
 США, 2009, 2010 год

На мой взгляд, лучший из «лостовских» сериалов (мы посвятили ему отдельную статью). Жаль, что его закрыли после второго сезона.
Пафос Сопротивления – это наиболее сильная составляющая «V», несмотря на все несуразности сценария и режиссуры. В сериале немало эпизодов, над условностью которых можно посмеяться, но которые, при «наивном» восприятии заставят сжаться сердце. Эти эпизоды связаны с моментами, когда отдельные Люди решаются на борьбу, на противодействие превосходящей силе, в обстоятельствах крайне неблагоприятных. Ящеры выглядят явно сильнее. Впрочем,  разве дело в ящерах?..

 Рухнувшие небеса (2011)

Мне кажется, что в фильме в целом слабовата драматургия. Ряд тем и сюжетом можно было бы развить и развить гораздо интереснее. В целом, слабее "Визитеров", сначала показалось как-то наигранно, но потом становится интересно.
  Тема-то опять самая актуальная - как сопротивляться многократно превосходящей силе Чужих, на что надеяться, как при этом остаться собой...
«Лост-фильм» гонит неплохие фантастические и псевдоисторические сериалы. Некоторые не сочтут это искусством, это, так, «проекты». Но в этих рамках сделано неплохо, при всех форматно-сериальных издержках. Главное – мысль правильная. ТАК нужно бороться с оккупантами!
Анонсирован 3 сезон, ура! Ох, и вломят же люди гадам! А выдумали:  то что, сволочи,  выдумали: вдоль позвоночника подросткам какую-то хрень прицеплять, чтобы мозг переродился и наши из людей превратились черт знает в кого.  Останемся же людьми, несмотря на все заманчивые посулы чужаков.
 

ФЭНТЕЗИ

Игра престолов
 США, 2011 год


Посмотрел первые серии,  а потом второй сезон. Ну, ничего придумали. Однако не могу сказать, будет ли фильм восприниматься как самостоятельное произведение, а не как иллюстрация для многочисленных поклонников Мартина. При таком объеме, трудно это сделать. Некоторые воплощения картин и образов из книг Мартина весьма удачны.
 Начали неплохо. Но вот чем закончат? Сага – то еще не дописана. Автор размахнулся – и не справился. Как говорится, посмотрим.  Серию книг бы дочитать.
 

(Псевдо)ИСТОРИЧЕСКИЕ

Тюдоры (2007-2010)

Сначала не хотел смотреть. Но потом втянулся. Несколько серий создатели фильма щадят зрителей - ужасы тогдашнего английского королевства приходят не сразу.
 Спорным является выбор актрисы на роль Анны Болейн - вот уж поистине роковая женщина. Пример влияния природы на историю. Но за несколько серий привыкаешь. Похожа немногу на молодую итальянку, О.Мути из "Шелеста воробьных крыльев" - некоторые дефекты внешности придают дополнительную пикантность. Сыграла еще роль какой-то принцессы в "Игре престолов". Как там, бишь, ее зовут: Натали Дормер, что ли? У сериальщиков своя мафия: так отталкивающая блондинка из «Лоста» становится весьма привлекательной полицейской в «Визитерах»). Если в «Игре тронов» наша актриса занята в роли жены короля, который женщинами не интересовался, то в «Тюдорах» она любит Генриха, который женщинами, наоборот, очень интересуется. Иногда до их смерти.  Жалко ее (героиню). Но, как ни крути, Болейн существенно повлияла на мировую историю, хотя и потеряла на плахе свою прелестную головку. Впрочем, не она одна. (Если с Болейн началась история Англии как протестанского острова, противостоящего католическому миру, и призванному владеть морями – «правь, Британия! – то, в Китае 15 века, например, гибель при пожаре любимой наложницы императора,  дало знак для отказа от океанской экспансии и закрытие Поднебесной. Ну, пока земляки Анны Болейн не приплыли).
  Эх, утопии! Томас Мор выведен в фильме не только как "утопический социалист" и "гуманист", а как упертый католический фанатик, сжигавший еретиков. Вообще, англичане проводят свою линию - во всем виноваты континенталы и их агенты. Бедняжку Генриха так довели на "женском вопросе", что превратили в монстра.   Ну, сколько можно разводиться с нелюбимой женой, пусть и хорошей королевой!
  Генрих – маньяк еще тот, зверства английских королей неоднократно превышали зверства Ивана Грозного, при том, что в отличии от Грозного короли не испытывали и тени раскаяния. Англосаксы прессовались со времен норманнского завоевания, и ведут себя как рабы, получившие власть. Практически во всем.
Когда пошли все эти ужасы, смотреть сериал дальше мне расхотелось
 
 Борджиа (2011, Канада, Ирландия, Венгрия)

Ну, два сезона здесь тоже довольно приличные. Вопрос о достоверности не слишком волнует. Дж. Айронс в роли папы хорош, хорош. Такие вот папики и породили реформацию, лозунгом которой было обличение разврата Ватикана.


КАК БЫ РЕАЛ


Щит (2002-2008) Сериал.
 США, 2002 год

Сериал про «грязных копов». Интересно. Но неприятно из-за излишнего натурализма. Похоже, что наш суперсериал «Меч» отзеркалил американский «Щит». Кстати, давно пора нашим уже снять продолжение...
Что до «Щита», то, сам удивляюсь (как и в случае других сериалов), но посмотрел несколько сезонов этого полицейского боевика. Несколько однообразно, но «картинка говорящая».
Вольнолюбивые афро- и латиноамериканцы, а также, до кучи, гордые армяне, тайцы, корейцы и прочие толкают наркоту, стреляют друг в друга и случайных людей, грабят всех подряд. Спокойно заниматься любимым делом удается не всегда, мешает полиция. Грязным белым копам приходится отстегивать, но все равно происходят разные неприятные случайности.  За оскорбление по расовому признаку кара может быть серьезнее, чем за убийство. «Голубая» тема тоже раскрыта. Толерантность побеждает. Мультикультурализм как мультипликатор преступности.
 «Плавильный котел» превратил жизнь Америки в подобие социального ада.

Анатомия страсти / Анатомия Грейс

Еще один сериал для преодоления политики расовой дискриминации в США
  Я не поверил, если бы мне сказали, что буду смотреть американский "медицинский" сериал и соглашусь, чтобы меня несколько "сезонов" водили за нос. Но - смотрю.  Весьма забавно. Правда приходится себе время от времени напоминать: «это - комедия! Это – комедия!». Но не только «приколы» нравятся. А Кэтрин Хейгл – такая бляндинка – мужики обречены обалдевать! Как ей к лицу медицинская спецодежда! Впрочем, таким всё идёт. И вообще, интересно ведь, как там все устроено: как в Америке с медициной (если кто не видел, то сериал о молодых практикантах хирургах, а Грейс – это вроде бы их учебник анатомии).
Одна забавная (но много и трагедий) наползает на другую. Порой персонажи выступают как «плохие парни» и «дрянные девчонки». Но в целом, вся команда выглядит довольно симпатично. Поневоле спрашиваешь, отчего же россиянские «Интерны» такие дегенеративные и блевотные, а роли главногомудака там – поп-расстрига.
Если подумать, то  в этом есть определенная правда жизни. Отечественная медицина (в советский и постсоветский период) всегда была репрессивной практикой. В последнее время издевательский характер ее – это уже совсем ни для кого не секрет.  То, что идет по ТНТ (другие раш-дебил-каналы имеют свои особенности), и их самый популярнейший сериал – это, в общем-то сплошной садо-мазохизм. Очередная интерн-серия стоится на унижении, как и предыдущая, и следующая. В деле придумывания новых измывательств телеканал проявляет немалую изобретательность. Хотя, в этом, конечно, он уступает родименькому государству. Оно над «своими» гражданами издевается гораздо круче. Однако миллионы, давно потерявшие человеческое достоинство и самоуважение, просят и требуют: «ЕЩЁ!» (была такая порно-этотическая газета, но сейчас я пишу о порнухе в несколько переносном смысле). «Правильно» проголосовать и посмотреть на Охлобыстина (который тоже призывал проголосовать «правильно») – для наших вечных «интернов» - это самый кайф.
В Америке все не так. То есть, по сути, все так, но по форме разительные отличия. Зачем показывать свою КЛИНИКУ в непривлекательном свете – это удел зависимых «филиалов». В американской «Анатомии» хотя и случается трах не по делу, но когда дойдет до дела, то американские мужчины и женщины в белых (и другого цвета) халатах вылечат как надо.
Проблемы пусть останутся за кадром. Ну, подумаешь, знаменитая операционная не досчиталась выдающегося хирурга. (Актер ушел после «неполиткорректного» скандала. Все-таки в иерархии глобальной Толерастии афроамериканец находится на более низкой ступени, чем гомосексуалист). Но на общий оптимистический настой фльма иэто не повлияло. Разве можно в рекламе депрессию  разводит. Разве только как фон для несомненных достижений. Но и красивая сериальная реклама тоже приедается, хотя по поводу «Грейс» я, как и по поводу других сериалов, постоянно спрашивал себя, почему я такое смотрю. И продолжал смотреть.
С «Анатомией» продержался первый и второй сезоны, а также  большинство серий 3 сезона (пока Мередит не воскресла). Потом пошел уже полнейший абсурд. И заколебали уже все эти хирурги-скальпели. Отрезало…


Рецензии