Книжное окошко Бард Евгений Клячкин

С поэзией Иосифа Бродского я познакомилась  через  песни  Евгения Клячкина.

«Пилигримы», «Рождественский романс»». «Ни страны, ни погоста», романсы персонажей поэмы Бродского «Шествие» до сих пор остаются вершинами авторской песни.

Жизнь Евгения Клячкина сложилась трудно. Родился он 23 марта 1934 года в Ленинграде.
Отец работал на ткацкой фабрике, мать в аптеке. Началась война, отец ушёл на фронт, мать в блокаду 1942 года умерла от голода. Мальчика с другими детьми эвакуировали в  Ярославскую область. Рос и воспитывался  он в детском доме.

В 1945 году отец забрал сына в Ленинград. Там Евгений Клячкин с отличием окончил Ленинградский строительный институт. После его окончания ,  он работал инженером-проектировщиком Ленинградского отделения Художественного фонда. Карьера барда началась для Е.Клячкина в 1961 году,  песней «Туман», написанной на стихи К.Кузьминского. Первые его песни написаны на слова других поэтов (Бродского,Вознесенского,Горбовского).

В 1963—1964 годах Клячкин посещал семинар по работе с самодеятельными композиторами при Ленинградском отделении Союза композиторов СССР.

 В середине 1980-х он ушёл на профессиональную сцену. Выступал как артист Ленконцерта и Росконцерта.  Лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 г., II Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1968 г. Член и председатель жюри многих фестивалей. Два диска - гиганта на фирме "Мелодия" (1987 - песни на свои стихи, 1990 – на стихи И.Бродского)

В апреле 1990 г. Евгений Клячкин с семьёй репатриировался в Израиль, где проживал в городе Ариэле. Работал по специальности, полученной ещё в СССР, выступал с концертами, был на гастролях в США. На своё 60-летие в марте 1994 г. приехал в Россию, дал несколько концертов в Москве, Санкт-Петербурге и Туле.

Евгений Клячкин погиб во время купания в Средиземном море 30 июля 1994 года — у него остановилось сердце.

 Всего песенное наследие Е.Клячкина включает более 300 произведений, около 70 из них написаны на чужие стихи.

Для бардовской песни одинаково важны и тексты и мелодия. Есть в интернете многочисленные записи песен Евгения Клячкина.

Вот несколько  стихотворений Е. Клячкина, на их слова им написаны песни :

МОЛИТВА

Ты сказал мне, Господи, - "выбирай".
Не давай мне, Господи, власть на пробу.
Длинную, о Господи, память дай
И лиши, о Господи, длинной злобы.

Господи, не дай мне забыть друзей.
Радостью, о Господи, можно ранить.
Сам решу я, Господи, что сильней,
Ты на их предательства - дай мне память.

Мне прости, о Господи, слово "месть",
Им не дай, о Господи, слово "грустно".
Господи, оставь их как они есть –
Пусть им будет, Господи, только гнусно.

Голыми лопатками на углях, -
Господи, тебе, я знаю, хуже.
Имя твоё треплют на всех углах, -
Господи, прости, что ты мне нужен.
               
АХ,ИЗРАИЛЬ!

"В эти дни падали бомбы на Рамат-Ган, где я жил. Моя реакция. Люди слушали и плакали (не именно над этой песней, а именно в эти дни). Вообще - мои концерты в Израиле - это отдельная тема. Я - певец нашей Алии. Это - мое место."

Ах, Израиль, как здесь пьется, как поется!
Жизнь подмигивает: "Главное - не ной!
Ты же знал, что начинать с нуля придется!"
Да, конечно! Но не знал, что значит "ноль".

Вот я кругленький и гладкий, словно нолик,
в инкубаторе олимовских цыплят.
Все пищат, толкутся, зерна экономят -
старики и молодые - все подряд.

Эти вскоре петушками оперятся,
эта - курочкой на жердочку вспорхнет.
А седым - таким, как я, - куда деваться,
где усталое их сердце отдохнет?

Все что нажито - то брошено, забыто.
Не о тряпках я, конечно, говорю.
Уважение к себе - вот что убито!
То есть именно все сводится к нулю.

Потому, наверно, столько оптимизма:
"Ма шломха" - "Хаколь беседер!" - бьет в зенит.
Но в глазах стоят картинки нашей жизни,
а в "беседере" отчаянье звенит.

Ноль - так ноль! Пускай же маятник качнется,
Бог нам в помощь - точно выбрать путь вперед.
У меня-то все, конечно, обойдется,
если только не повешусь в первый год.

Ах, Израиль, как здесь пьется, как поется,
жизнь подмигивает: "Главное - не ной!

14-19 сентября 1990

ИУДА.  Посвящается любимому писателю М.Булгакову

Быть бы Христу забытым -
мало ли их, пророков,
бледных от нетерпенья
что-то кричали нам,
а подойдя к корыту -
главному из уроков -
чавкали с наслажденьем,
глядя по сторонам.

Может быть, не корыто -
знай же, поди, откуда
тот ручеек берется,
тот вытекает миг.
Быть бы Христу забытым,
если бы не Иуда -
верный его апостол,
лучший его ученик.

Дальше уже не важно,
плакал или смеялся,
тверд был или отрекся,
в небе или нигде.
Может быть, было страшно,
может быть, унижался...
Важно то, что в итоге,
важно - что на кресте.

И сохранило время
только четыре раны
и доказало болью,
где нехватило сил.
Это-то нас и греет,
и почему-то не странно,
что дописали вольно
все, чему он учил.

Мы говорим: "Предатель!"
Нашею меркой судим
мы, чей еще при жизни
тает короткий след.
А я говорю: "Создайте
памятники Иуде!!!"
...И да откроют в Зимнем
музей тридцати монет.
14 - 20 марта 1977

БАЛЛАДА О СТУПЕНЬКЕ.

Бьется тело в четыре стены,
бьется мозг в черепную коробку -
весь наш путь, безнадежно короткий,
на биенья мы обречены.

Если вдуматься - смысла здесь нет:
это просто звериная жажда
сохранения права за каждым
выбирать направленье и след,

Но представив, хотя бы сейчас,
разрешение наших томлений,
мы поймем, что в любом направленьи
уже двигался кто-то до нас.

И выходит, что выбор любой,
даже если ничто не мешает,
сам собой очень мало решает
и не ценен еще сам собой.

Значит,  суть заключается в том,
чтобы выбрав любое решенье,
не терзать свою веру сомненьем,
а стремиться вперед, чтоб потом

прорубившись сквозь косность и ложь,
сквозь сомнения, боль и усталость, -
убедиться: ступенька осталась,
и ее уже не уберешь.

И кому-то, кто вслед за тобой
пробежит там, где ты продирался,
она скажет: "Ведь тот не боялся,
так не бойся и ты, дорогой.
2
Вот ступенька. А раз она есть,
так не падай в тоске на колени -
ты прорубишь иные ступени..."
Как мне кажется, главное - здесь.
22 октября 1977 - 8 января 1978

День
    (песенка лентяя)

В каждый сон мой на рассвете
первым звуком входит явь.
И мурлычут струйки-плети,
как водичка в туалете
или птички на ветвях.

И не хочется вдаваться
и в подробности вникать:
то ли там водичка льется,
то ли в небе птичка вьется -
лишь бы музыка лилась.

А вокруг, мой слух лелея,
речь далекая звучит:
то на камушках мелеет,
то бурунами белеет -
ни о чем не говорит.

Так журчание качает,
так несет к исходу дня,
что уже не различаю -
или я дела кончаю,
или же они меня.

Да и разницу, сдается,
нет желания искать:
пусть плывется как плывется
и поется как поется -
слава богу, снова спать.

И уходим, словно дети,
в сон и горько, и легко.
И прольются на рассвете
то ли струйки в туалете,
то ли слезы с облаков.
10 - 11 марта 1992

Эрец Исраэль
Вот земля - пустынна и убога.
Что вбирает - все уходит в пыль.
След солдата лег на след пророка -
так слагалась наша с вами быль.

     И в какие б дали нас потом
     ни разметало время -
     здесь мое, все мое - я узнал сразу,
     словно запах детских лет.

Всем спасибо, кто трудом и кровью
на болотах возводил сады.
Кто пески пустынь поил с любовью
драгоценной каплею воды.

     Чей тяжелый меч разил врагов
     и защищал надежно
     все, что нам продолжать,
     все, что нам строить -
     нашу Эрец Исраэль.

Звездные по ней ведут дороги,
оставляя в душах звездный след.
Музыка надежды и тревоги
в нас звучит, а в ней - и боль, и свет.

     Звездные пути над нами
     и под нами тоже звезды.
     Свет в окне, свет во мне,
     свет в тебе - всюду.
     Хочешь - видишь, хочешь - нет.
13-18 января 1991

РЕКВИЕМ.   Посвящается А.Галичу

Открываем счет потерь
В нашем цехе, в нашем братстве
И не стоит разбираться
А тем более теперь.

Открываем счет потерь
Говорят нелепый случай
А какое средство лучше
Все равно в итоге - цель.

Случай тоже не слепой
Где в основе боль и нежность
Случай-это неизбежность
И диктуется судьбой.

Над израненной душой
Стынут в вечном крауле
Те, кто раньше нас унули
Тот, кто раньше нас ушел.

Пусть вам будет хорошо.
Пусть тебе наступит там
То, что здесь не наступило
Среди лиц для сердца милых
Избавленье от креста.

Пусть не требует судьба
За чужую боль к ответу
В мире равновесном этом
Воцарится вечный Бах.
И родится сам собой
Здесь тобою не рожденный
Тот напев, что вечно ждем мы
Алилуийя, любовь
Алилуийя, любовь.

В СТОРОНУ РУСИ.

Вот любовь сожженная,
крылья опаленные
и насквозь пронзенное
сердце уж давно.

Кем же так повенчаны -
все пропасти да трещины.
А земля иль женщина -
это все равно.

ПРИПЕВ:   То матком, то шепотом
          в сторону Руси:
          пропади ты пропадом -
          бог тебя спаси.

С деньгами, заслугами -
все мы были слугами,
и как друг, разлука мне
руку подает.

И мотивчик крутится:
сколько ж можно мучиться! (ах!)
прост раздел имущества:
все мое - твое.

          ПРИПЕВ.

Проклято, оплевано,
догола обобрано,
племя мое гордое
все-таки летит.

Говоришь, мы куплены...
Но твоих же, русских же,
что тобой загублены -
кто тебе простит?

          То матком, то шепотом
          в сторону Руси:
          пропади ты пропадом -
          бог тебя спаси.

          То матком, то шепотом
          в сторону Руси:
          пропади ты пропадом -
          бог тебя прости
          (а я не мог).
6 - 12 декабря 1990


ВОТ НАКАТАННЫЙ ПУТЬ.

Вот накатанный путь
и знакомый разбег.
Так куда поведет
нынче эта кривая?
     В центре - шпиль. А Нева
     на полпальца правей -
     эти волны меня
     с головой накрывают.

Что исчезло из глаз -
никуда не ушло.
И хоть в прежний поток
никогда не войду я,
     но помимо меня
     он течет и течет,
     как помимо меня
     ветер дует и дует.

И на крыльях его
грязной пеной летят,
унося нас с собой,
все слова, все обиды.
     Но чем выше полет,
     тем спокойнее взгляд,
     ну а мелких вещей
     так и вовсе не видно.

Старой мысли виток,
словно капля воды,
не убавит мне дней,
не прибавит печали.
     Я ушел не от тех,
     кто кричали "жиды",
     а от тех, кто молчал,
     когда эти кричали.

Что же будет с с тобой,
необъятная Русь?
Впрочем, хватит уже!
Сколько можно об этом?!
     Не моя это жизнь!
     Так чего ж я казнюсь?
     Что мешает глазам
     четко видеть предметы?
26 - 29 мая 1991

ГУБЫ  НОЮТ.

Губы ноют - что ни день, в синяках.
Я тобою не наемся никак.
Все во мне твои глаза-фонари
выжигают изнутри.

     Губит скалы беспощадный прибой -
     нет, не этого мне надо с тобой!
     Я хочу, чтобы плескалась душа,
     словно лодка в камышах.

Словно галька под ленивой волной,
опускалась-подымалась со мной,
и под сердцем не пылал чтоб огонь,
а прохладная ладонь

     все снимала - утомленье и боль.
     Понимаешь, что мне надо с тобой?
     Здесь ни силою не взять, ни купить -
     меня надо полюбить.
17 - 24 декабря 1990

ЕХАЛИ  ЕВРЕИ.

Ехали евреи из России прочь,
Где росли, старели, коротали день да ночь.
Но "мамою" не называли,
Все пинка от мамы ждали,
А дождались - стало им не в мочь.

Ехали евреи в начале кто куда,
Думали, успеют на любые поезда.
Но Америка накрылась,
Xоть Германия открылась,
В общем, оказалось - всем сюда.

Ехали евреи на родине осесть,
-Косточки погреем, будем сладко пить да есть.
Родину не выбирают,
Дома стены помогают,
Если только эти стены есть.

Верили евреи, что уж здесь наверняка
В теплом доме на постели разомнем бока.
Но что мы видим, что мы слышим,
Нету стен и нету крыши.
Схар дира* - вот все что есть пока.

Приехали евреи, черт их к нам привез.
Лишь Шамир, Шарон да Перец рады аж до слез.
Но вот беда, Шамир - борец за мир,
Ну а Шрон против ООН.
Кто же за евреев, вот вопрос. О!

Перец - он раввин и борода его бела.
Зорко смотрит он сквозь брюки есть ли брит мила**.
Кто прежде в партию не смог пройти
Добро пожаловать в "дати"*** -
Будет жизнь прекрасна и мила!

Здравствуйте, славяне, с абсорбцией вас прямой****.
Евреями мы были там в России за кормой.
Здесь же в качестве нагрузки
Докажи, что ты не русский.
Словом, с возвращеньицем домой.

Ехали евреи, две тыщи лет ехали,
ехали и едут до сих пор.


Примечания:
     * - "Схар дира"="Съемная квартира"(иврит)
    ** - "Брит мила"="Обрезание"(иврит)
   *** - "Дати"="Религиозные"(иврит)
  **** - Прямая абсорбция - политика израильского правительства
                по интеграции "новых репатриантов"
                в израилское общество, включающая
                в себя пособие и школу по изучению иврита.

ИЗДАНИЯ:

Клячкин Е. И. «Не гляди назад». — СПб: «Бояныч», 1994. — Составители А.Левитан, М.Левитан. Художник Ю.Далецкая. Редактор Ф.Дымов. Нотная графика В.Пальчиков. Комп. графика А.Ландер. Муз. редактор В.Фиалко. Рук. проекта Л.Левин. Тех. редактор Н.Аккуратова. — 224 с. — ISBN 5-7199-0016-0.

Клячкин Е. И. «Оглянусь на всё, чем жил». Песни, стихи, проза. — СПб: «Бояныч», 1999. — Составители А.Левитан, М.Левитан. Художник Л.Вихорева. Редактор Ф.Дымов. — 152 с. — ISBN 5-7199-0106-X.

Клячкин Е. И. «Живы, покуда любимы!» Песни. Воспоминания о Е.Клячкине. Серия «Мир культуры, истории и философии». — Составители А.Левитан, М.Левитан. Нотная расшифровка Э.Блехштейн. Рук. проекта Л.Левин. Продюсер В.Кузнецов. — СПб: «Лань», 2000. — 656 с. — ISBN 5-8114-0220-1.
Клячкин Е. И. Осенний романс. — М: Локид, 2003. (Соло ХХ века). - 479 с. – 5500 экз. - ISBN 5-320-00426-5.

Дискография

Записи песен Клячкина выпущены на трех дисках на фирме «Мелодия»:
«Осенний мотив» (1987);
«Пилигримы» (1990) — песни на стихи Иосифа Бродского;
«В сторону Руси» (1995).
Кроме того, выпущены компакт-диски:
«Моим ровесникам» (1995),
«Концы и начала» (1996),
«Лучшие песни» (2000), «Евгений Клячкин. Российские барды» (2001).
В 1995 г. фирма «Московские окна» выпустила аудиокассеты «Мокрый вальс» и «Мелодия в ритме лодки», в 1996 г. МП «Авторская песня» выпустила кассету «Моим ровесникам», в 1999 вышла аудиокассета «Ни о чем не жалеть» (М.: «Музыкальное издательство М. О.»).

 Примечания

«Евгению Клячкину — 75»
Ссылки
http://kliachkin.bard.ru
Евгений Клячкин на bards.ru
Клячкин, Евгений Исаакович в библиотеке Максима Мошкова
Евгений Клячкин. Прощание (видео)
Е. Клячкин и А. Городницкий в телепередаче "Парафраз", 1994 (видео)

ДИСКОГРАФИЯ  И  КОНЦЕРТЫ   ЕВГЕНИЯ КЛЯЧКИНА с http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4124427.


Рецензии
Имя Евгения Клячкина прозвучало для меня в связи с одним из Грушинских фестивалей в конце 70-х. Тогда все заслушивались авторской песней, почитая её откровением. Но только от Вас, Маечка, я узнала, что это были песни на стихи И.Бродского. Популяризация его стихов. Но,кажется, тогда имени Бродского я вовсе не слышала. Потом эти фестивали доходили до нас,зрителей, короткими видеоматериалами до середины 80-х. А когда, в конце 80-х появились большие репортажи о Грушинских, моим кумиром уже был Олег Митяев. Таким остаётся и поныне.Ну,не говоря о корифеях - Галиче,Высоцком,Окуджаве. Обожаю Городницкого.
А Клячкина,по-настоящему, сегодня открыли мне Вы. Кстати, я не подозревала,что он эмигрировал в Израиль.

Галина Алинина   10.12.2012 08:26     Заявить о нарушении
Об Израиле я тоже не знала.Из названных Вами бардов,хорошо знакома со всеми,кроме Митяева. Обо всех них есть замечательные книги.Городницкий выпустил замечательный том о своей жизни и песнях.
Спасибо,Галина.

Майя Уздина   10.12.2012 11:45   Заявить о нарушении