Мемуары 13 - КУБА 5

КУБА 5

Еще помню настоящий сеанс ВУДУ. Мои друзъя негры, пригласили меня на закрытый и секретный от властей сеанс вуду только для чернокожих. По всем африканским традициям. Белые присутсвовать не могут. Мне сделали исключение, вымазали лицо сажей и предупредили, чтобы я ни в коем случае не реагировал ни на какие “провокации”.

Начало было спокойным, молились, пританцовывали. Потом начали входить в раж. Метис, ухватив кудахтающую курицу, оторвал ей голову резким рывком. Глаза его вращались, ритм танца нарастал.  Одна пожилая негритянка, бешено вращая бедрами и приседая, намазала ладони куриной кровью и начала приближаться ко мне. Я уже пожалел,что пришел, но деваться было некуда.

Ну все,- подумал я, не видать тебе Том твоей Испании, порвут тебя, касатика, на клочки и никакой Артуро Линсе не спасет.

Вижу дело серьёзное, женщина в полной “отключке” протягивает руки в моему лицу и мажет этой противной липкой жидкостью лоб, щеки. Я сижу, закрыв глаза, не шелохнувшись. Мой друг Вильсон, огромный негр, встает и подходит, танцуя, к этой женщине. Это опасно. Говорят, что у тех, кто входит в экстаз, сил невпроворот и они способны разорвать тебя на части. Но трюк сработал .  Женщина начала отходить и ритм танца стал спадать. Через час мы вышли на улицу. Мои друзья сказали потом, что меня шатало. Больше в вуду играть не буду, поклялся я себе .

Ну а теперь о паспорте.

Только через четыре года после моего пребывания на острове Пинос, мне удалось получить долгожданный испанский паспорт . Стоит остановиться на том каких трудов мне это стоило.

С самого начала моего пребывания на Кубе, я развил интенсивную деятельность, связанную с получением испанского паспорта. Кубинские власти знали о моем намерении с самого начала и не не только не возражали, но даже помогали, когда это было возможно.

Во первых, надо было представить в консульский отдел испанского посольства в Гаване, наряду с заявлением и другими документами, свидетельство о рождении, зарегистрированное в центральном Реестре Испании в Мадриде. Мать уже занималась этим ещё до моего вылета из Москвы в Гавану. Но дело продвигалось очень медленно, поскольку Франко был ещё жив, а мои родители , а значит, и их дети, числились в черных списках противников Франко. В Испании тоже действует поговорка о яблоке,падающего недалеко от яблони. Только на испанском мрачнее : каков ворон ,таково и яйцо ( сual cuervo,tal su huevo ).

В ноябре 1975 года умирает генерал Франко. На его место приходят его верные последователи, но будущий король Испании -Хуан Карлос I уже начинает двигать фигуры зарождающейся демократии.

Мои бумаги по прежнему лежат без движения. В начале февраля 1976 года я лечу в Гавану для встречи с испанским консулом. Тот, после моих настойчивых просьб, принимает меня и сухо заявляет, что меня ждет долгое ожидание. Я продолжаю настаивать, мотивируя тем, что все необходимые бумаги давно представлены, мои родители и все мои родственники до седьмого колена - испанцы по национальности и по гражданству. Более того, моя мать и три моих брата уже вернулись в Испанию и с 1972 года и живут в Барселоне. Нет никаких оснований, ни права держать меня в неведении в отношении выдачи испанского паспорта...

Консул,наконец говорит :

Сеньор Памиес, хотите откровенно?

Конечно, сеньор консул, - отвечаю.

Вы родились в Мексике, которая никогда не признала Франко, потом жили в России, с которой у нас также не было дипломатических отношений. Сейчас проживате на коммунистической Кубе. “Краснее” ( Mas rojo - так и сказал, франкист проклятый)  субъекта, чем Вы трудно себе представить! Как Вы думаете, что могут думать о Вашей просьбе в Мадриде?

Реакция консула была мне понятна. После смерти диктатора, к власти пришли его последователи,т.н. “бункер” и наступило время “испанского застоя”, который, к счастью, продлился недолго.

Я долго готовился к этому моменту и, выдержав паузу, ответил :

Простите, сеньор консул, я родился после гражданской войны в Испании, стало быть, не имею отношения к событиям приведшим меня к этой ситуации. Обвинения вы можете выставлять моим родителям, как участникам борьбы против генерала Франко, но не мне. Кстати, Вам известно, что они уже в Испании ( кроме отца и деда, похороненных в Праге , но этого я ему не сказал. Ни к чему в тот день. ). При всем моем уважении, господин консул, где проблема?

И далее меня понесло, перед глазами стоял отец и мать отдавшие всю свою жизнь в борьбе против диктатуры Франко. Мне уже были безразличны последствия, я разговаривал с вчерашим днем моей страны, режим приближался к логическому завершению, на смену ему неотвратимо шла демократия, которая должна была смести эту нечисть:

И откровенность на откровенность, сеньор консул: не моя вина в том, что я родился в Мексике и жил в странах, которые не признавали ваш режим, кстати, захвативший власть в результате мятежа, стало быть нелегально. Мои родители защищали Республику, выбранную на демократических выборах. Понимаю, что после сорока лет нет смысла предъявлять претензии, но неоспоримо одно: это исторический факт. С другой стороны, испанский закон на моей стороне, я представил все необходимые документы и имею полное право на испанское подданство. Все Ваши отговорки не имеют никакого юридического обоснования, а посему нелегальны. Я требую, а не прошу выполнения закона. И буду этого добиваться. Нравится Вам это лично или нет.

Разумеется, после такого не совсем дипломатического спича, трудно было рассчитывать на снисхождение с его стороны, и я вернулся на мой остров не солоно  хлебавши. Но время работало на меня. К тому же вскоре, в свете событий, о которых ниже, весь персонал испанского посольства заменили на другой.

Ничего - подумая я тогда. Проиграна одна партия, но не турнир, выражаясь шахматным языком.

Однако, до выигрыша оставалось больше, чем я предполагал. Целых три года. Парадокс! Нонсенс! Думаю, что это связано с полной перестановкой кадров в министерствах Испании в связи с новой ситуацией, в том числе, и в МИДе. А новому персоналу было не до меня, мелкой сошки, у них своих проблем было достаточно. Оставалось проявить терпение и ждать.

Чтож, подождем,- решил я.  И вновь погрузился с головой в работу на приютившем меня острове.  Я чувствовал себя должником этих искренних и неунывающих людей, бескорыстно передавших мне свою доброту и житейскую мудрость. Мое место должно было находиться рядом с ними в отчаянной борьбе с отсталостью, пока не прозвенит колокол к отшвартовке.

В первый раз в жизни я был убежден, что рано или поздно, дело с моим подданством решится в мою пользу.

Тем временем, события в политической жизни Испании сменялись с поразительной быстротой. Народ уже потерял страх, все опозиционные партии, в тесном контакте с будущим королем Испании Хуаном Карлосом I, находят  общий язык, создают единый фронт, так называемую “Платахунту” и заставляют уйти франкистское правительство в отставку.

Ставка общества на демократию неотвратима. На рефередуме 1976 года за демократические реформы голосует 94% электората. В июне 1977 года в Испании проходят первые демократические выборы, на которых побеждает центристская оппозиционная партия демократического направления. Франкисты не набирают даже минимума голосов (5%) для прохождения в парламент. И это после 40 лет правления страной! 

15 апреля 1977 года в Святую Пасхальную субботу легализована испанская коммунистическая партия. Такого не ожидали даже самые отчаянные оптимисты !

В 1978 году консенсунсом всех основных оппозиционных партий утверждается новая конституция, самая передовая в Европе по демократическим свободам.

Наконец, весной 1979 года, в силу радикально изменившегося положения в Испании, консульство вынуждено признать, что моя петиция имеет все основания для выдачи мне испанского паспорта.

Однако, - предупреждает новый консул, - с одним условием: сразу же по прибытии в Испанию Вы должны явиться в военкомат для прохождения военной службы.

Мне смешно, этими жалкими потугами они все ещё пытаются усложнить мне жизнь. Неожиданно для них я тут же соглашаюсь и в  мае месяце получаю в Гаване  мой ПЕРВЫЙ в жизни ЛЕГАЛЬНЫЙ паспорт. Подданство моей страны, на которое я претендовал со дня моего появления на свет. И вот такое, казалось бы, неотъемлемое и очевидное право стоило мне тридцати трёх лет борьбы. (Мексиканский паспорт не в счет, поскольку я даже не успел им воспользоваться).

6 июля 1979 года рейсом “Кубана Авиасьон” Гавана -Мадрид , автор этих строк прибывает в столицу своей родины. Ему 33 года. Возраст Христа.

Позади изгнание, долгая эмиграция в разных странах, университет жизни, факультет адаптации. Впереди новая жизнь. Дома. Хотя полноценным испанцем мне уже быть не суждено. Клеймо гражданина мира останется на всю жизнь.

Из болгарского  журнала ТЕМА (август 2008)
Интервью с Томасом Памиесом:

”В 70-х годах, режим Франко находится на последнем издыхании. Диктатор после долгой болезни умирает и политическая ситуация  в Испании начинает сильно меняться, что позволяет  семье воссоединиться (наконец-то) на Родине после стольких лет изгнания. Всем, кроме Томаса, который ожидает своей участи на острове Куба.

Только четыре года спустя, после смерти диктатора, в 1979 году, Томасу удается получить национальный паспорт и стать, наконец, в 33 года, гражданином Испании.  Он, не медля, собирает свой скромный багаж и вылетает из Гаваны в Мадрид. «Всю нашу жизнь в эмиграции мы сидели на чемоданах в преддверии скорого возвращения домой» - комментирует Томас. «Нас с малых лет запрограммировали на возвращение . Где мы бы не находились, мы всегда считали это местом временного проживания».

------
на фотографии из Интернета : столица острова Пинос- Нуэва Херона(Nueva Gerona). Бульвар.
------



Продолжение в мемуарах 13 (КУБА 6 )-----http://www.proza.ru/2012/12/22/2008


Рецензии
Сколько испытаний! Тяжек был Ваш
путь возвращения на Родину.

Фаина Нестерова   13.10.2017 11:02     Заявить о нарушении
Да, непросто было вернуться к себе домой! Но зато приобрёл другое, чего бы не обнаружил, если бы не вынужденная эмиграция. Делюсь об этом в миниатюрке http://www.proza.ru/2015/01/07/79. Будет время- ознакомьтесь.

Спасибо за Ваше внимание к моей прозе, дорогая Фаина!

Томас Памиес   13.10.2017 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.