Что держит в руках фараон 1
Так археолог, открывший древнейший храм неолита Гебекли-Тепе, определил Т-столбы, “как предельно стилизованное изображение человека”. Мир до сих пор не знал таких стилизаций. Даже художники-модернисты подкачали. То ли это уши, то ли нос и затылок, а может руки, как у пугала, поди пойми. По легковесности ему не уступает астроархеолог К. Быструшкин. В книге “Феномен Аркаима” автор измерил на 100 рядов многие памятники древности. Ни на один вопрос не ответил. Это беда небольшая. Но вот отвечать на таком фоне противопоказано. И вот читаем про Стоунхендж: “Это сооружение (сарсены с перекладинами) похоже на мощный каменный забор. Сарсеновое кольцо скорее ограждение, чем маркировка. Возможно, что это ограждение от тех, кто внутри. А там, по логике космологической архитектуры, находится Третий Мир, потусторонний мир или даже Тартар”. Ничего себе заборчик!
Этимолог О. Сулейменов в поисках первознака сделал удивительное открытие. Знак Солнца, круг с точкой в центре, это кровавый след от копья или стрелы. Ну, мишень первобытная, сейчас такая на любом стрельбище. А потом народы разделились и понаделали ошибок. Так перепутали знаки Солнца и Луны. Это и понятно – кругом одни двоечники, а кафедры святой не было. А то бы вызвали Адама в деканат. Тиару и одежду, украшенную “мишенью” носили цари Вавилона.
Но вернемся к фараону, который многое кое-чего в руках держит. И если не знаешь общего, то не узнаешь частного. Но Ковтун, как и другие собратья, предпочел вырвать цилиндры из контекста и порадовать нас открытием. Вот такая ненаучная наука. Причем общую картину такого подхода стеснительные пионеры нам не рисуют. Но я бегло представлю это эпическое полотно, чего же нам наоткрывали.
Принцип всех искателей один и в корне порочный – смысл предметов в их утилитарном назначении.
1. Рамзес II 1290-1224 г.до н.э. 19-я Династия.
Вот фараон держит в правой руке скипетр-хека, а в левой – брусок. К слову сказать, это был не обязательно цилиндр, часто брусок (прут). Они могли быть в одной или в двух руках, что тоже не случайно. И что же скипетр также назначен для гальванизации? И, кстати, часто руки и предметы фараон складывал косым крестом, как сейчас положение правой руки. Например, два знака анкха, или скипетр и плеть. Но положение прута имеет особое направление и оно оправданно.
Крюк (по-егип. хека) – скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Исследователи полагают, что более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначально палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Анджети – в эпоху Древнего царства – божество-покровитель Бусириса, нома в восточной части Дельты.
Обратим внимание на эту известную и умилительную байку о пастыре. Вот пастух пасет стадо, вот цари, фараоны пасут свой народ. Дальше служители культа – тоже пасут свою паству.
Анджети изображался в виде стоящего на иероглифе нома человека с двумя перьями на голове и с посохом и плетью в руках. И отсюда, де, развилась известная форма меньшего размера и сильно искривленная. Вот так – из пастуха в фараоны. Крюк, по их мнению, имеет значение в смысле “загребать”. Вот и допаслись. Из символа пастуха вдруг вышел инструмент для загребания. И фараон стал “капитан-Крюк”. А не мелко для фараона? Тогда надо было вооружить богов и фараона скорее граблями. Символом власти фараона помимо скипетра-хека является также так называемая плеть (по-егип. “нехех”), состоящая из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосами или нитками жемчуга. Она толкуется как пастуший кнут, который стал знаком власти через того же бога Анджети. Плеть – постоянный атрибут богов Осириса и Мина.
Специалисты по садово-огородному и пастушескому инвентарю чувствуют себя уверенно – крюк, посох, плеть и экипировка опростившегося фараона понятна. Постегать народ тоже полезно. Но появление рядом других знаков – анкха, прута с кольцом, петли с узлом, столба джед должно было бы насторожить следопытов, что они идут неверным путем. С чего бы это снаряжение уже забытого бога или правителя перекочевало на тысячелетия к другим фараонам. Посохи фараона были известны, их вид не менялся, не было причины. Тот же порок – не зная общего, не объясняй частного.
Сейчас обратим внимание на очень важный символ – прут с кольцом, который передает Бог царю. Эти изображения известны в Шумере, Вавилоне, других государствах Месопотамии, Персии.
ГАРЗА – понятие, которое в некоторых контекстах обозначает обрядовый акт, ритуал или атрибуты царской власти. Не случайно шумерское “гарза” передается в клинописи двумя знаками: GIDRI “скипетр” и AN “Небо, бог Ан”, т.е., в основе всякого ритуала – власть небесных законов. Прут-скипетр в Вавилоне именовался “гиш-зида”. В одном из шумерских текстов говорится, что прежде чем символы царства (тиара/корона и скипетр, кольцо и прут) и праведности (пастушеский посох) были вручены первому царю, они “лежали на небе перед Ану”.
После того как кандидат утверждается Энлилем, начинается сам процесс коронации. В гимнах Шульги, Бур-Сина и Ишме-Дагана приводится порядок, в котором боги наделяют будущего царя превосходными качествами через вручаемые вещи, а вещи содержат в себе силу этих качеств.
2. На стеле Ур-Намму (ок. 2200 г. до н.э.), царя III династии Ура, изображена церемония передачи богом Луны кольца и прута царю.
3. Эта каменная табличка показывает Шамаша, бога Солнца, помещенного под тентом и вручение царю прута и кольца, символов божественной власти. Знаки Солнца, Луны и Венеры – выше него с другим большим знаком Солнца, поддержанным двумя божественными дежурными. Серп Луны – в кольце. Слева – вавилонский царь Набу-апла-иддин между двумя ходатайствующими божествами.
4. Бог с рогатой тиарой держит в левой руке прут и кольцо. Одна из лучших стел Месопотамии, захвачена эламитами. Из Суз, Иран, базальт. Очень хорошо представлен знак бога Солнца. Серп под диском Солнца ошибочно принимают за Луну. Что это за знаки я расскажу отдельно.
5. А вот Египет. Украшение из гробницы Тутанхамона. Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса. Иероглифом древнеегипетских богинь Мут и Нехбет было изображение грифа. В то же время этот иероглиф имел значение “мать”. Великая богиня была одновременно и всеобщей матерью, дающей жизнь, и демоном, поедающим умерших подобно грифу. Фараон держит в правой руке кольцо с прутом. Обратим внимание – кольцо привязано к пруту по касательной. Это Шен-кольцо, о нем еще пойдет речь. В Месопотамии и Персии прут также в основном располагался по касательной к кольцу, но они были свободны и это имеет значение. И опять косой крест скипетра с плетью и отдельное, но уже вертикальное положение прута. На изображениях это уже правило - прут в горизонтальном или вертикальном положении.
Обычно такое кольцо в лучшем случае называют “магическим” и далее все объяснения по этому поводу заканчиваются. А в худшем – нам предлагают толкования. Одни говорят, что это псалий (кольцо через ноздри животного) и стрекало (погоняло). Но древний мир не знал псалия в виде кольца – это были прямые дощечки с ремешками. Другие видят в пруте строительный модуль. И как приспособить кольцо? Получается, что строительством были также озабочены духи поземного мира, как на этом изображении –
6. Царица ночи. Древний Вавилон, 1800-1750 г. до н.э. Она носит рогатую тиару, особенность головного убора месопотамского божества, и держит в каждой руке прут и кольцо, символы ее благословления богом. Ее длинные разноцветные крылья висят вниз, указывая, что она – богиня Нижнего мира. Ее ноги заканчиваются когтями хищной птицы, подобной таковым у двух сов, которые обрамляют ее. Фон был первоначально нарисован черным, предполагая, что она была связана с ночью. Она стоит на задних частях двух львов, и узор в виде чешуи указывает горы. Она могла быть ипостасью богини Иштар, месопотамской богини сексуальной любви и войны, или сестры Иштар и конкурента, богини Эрешкигаль, которая управляла по Нижнему миру, или Лилиту, известной в Библии как Лилит. Мемориальная доска, вероятно, стояла в святыне.
Но специальностей, которыми овладел царь-многостаночник прибавляется: пастух, грабитель, надсмотрщик, погонщик, строитель. А если к этому прибавить другие священные предметы, то картина получается совсем несуразная. Священные рога – древнейший знак палеолита. Их водружали, имели все – боги, духи, демоны (причем, в несколько рядов), цари, чиновники, воины и т.д. Это, чтобы бодать. Священное копье – чтобы колоть. Священный топор, причем непременно каменный, – рубить. Двусторонний топор – лабрис – рубить направо-налево, и т.д.
Я убежден, что если бы царь нацепил на себя амуницию коммунального, военного и пр. хозяйства, и объявил ее священной, современники бы точно сказали: “Царь-то ненормальный”.
Но омут ученой мысли самый глубокий. В него можно падать бесконечно. Не в силах понять древнего человека, к нему надежно прикрепили ярлык “детство человечества”. Потомки пишут снисходительные диссертации об особых странностях предков, “не таком” мироощущении, “примитивном складе мышления в мифологии” (Дж.Сантаяна). Но бывает и так, что в детство впадают. Есть примерно три направления на этом пути:
1. “Вечность-бесконечность”. Этой загадочной фразой определяют все, что абсолютно непонятно.
2. “Лунные фазы”. Ужасом человека перед этими фазами объясняется половина артефактов, обрядов, культов и т.д.
3. “Восхищение перед воспроизводящей силой природы”. Очень обширное заблуждение закрывает вторую половину. Здесь свободно чувствуют себя туалетные философы, похоже, им близка эта тема. Столб джед, колонна, обелиск и т.п. – памятник фаллосу. Буквально все, вплоть до храмов – изображения половых органов. Причем с пикантными гинекологическими подробностями – не забыты даже фаллопиевы трубы. В храмах Мальты видится изображение женской груди, вульвы и т.д. И все это на полном серьезе.
И вот на этом темном фоне гнать-колоть-рубить появляется физико-математик и предлагает фараону более светлую профессию – “люди в белых халатах”. А ведь другой научный работник определил бы цилиндры, как колотушки для народа. Сомнительное достижение.
Вот и получается картина сумасшедшего дома. А ведь с нами хотели разговаривать как с нормальными людьми, которые владеют абстрактным, а не конкретным мышлением. Неужели не понятно, что священные предметы, как те же рога или пастушеский посох, призваны обратить наше внимание на их форму, которая приводит к пониманию нечто неизмеримо более важного и первостепенного.
Математика двойного круга появилась в палеолите (диски с дырой, природная арка), а пастушеский посох гораздо позже – в неолите. Первичен не посох, а вложенное в его форму Знание. Не утилитарное назначение предмета было в основе представлений о мире, а наоборот. Предметы обихода (зеркало, палетка и др.), изогнутая форма оружия, лодки, музыкальных инструментов, архитектура и т.д. отражали математические свойства круга и поэтому были сакральны. Поэтому фараон с посохом и плеткой не выглядел деревенщиной и анахронизмом. Он был понятным и современным до тех пор, пока цивилизация владела правильной математикой круга. А индикатором ее потери было появление позорного закона равенства углов падения и отражения.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №212120900288