Русская Финноугория - два подхода

 «…Декабрь 1941 года. На огромной территории от Ленинграда до Крыма идут ожесточённые бои. Решается судьба Москвы. Немцы стоят в 30-ти километрах от Кремля. Германской нацистской армией «Центр» командует фельдмаршал Фёдор фон Бок  (необычная для потомственного немецкого военного русское имя с греческими корнями)…В декабре 1941 года фон Бок получает очень странную директиву Гитлера. Фюрер категорически запрещает ему любые обстрелы и авиабомбардировки в пятимильной зоне вдоль реки Оки, начиная от Рязани и по направлению к Мурому. Мало того, от фон Бока  эта директива требует обеспечить надёжное прикрытие специальной поисково-археологической группе, которая будет заброшена в леса Рязанской области. Группа направлена организацией «Аненербе», цель поисков не разглашается…» (Телевизионный Альманах «Искатели» № 34, режим доступа - http://www.youtube.com/watch?v=HxFpGJ2mJk0).

Что же могли искать нацисты на рязанской земле?

Вероятнее всего, «Аненербе»  (Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков), методично разграблявшее культурные ценности оккупированных стран и подвергавшее эти ценности анализу с точки зрения нацистской расовой теории и принятой нацистами германо-скандинавской мифологии, забросило специальную археологическую группу для исследования приокской цепочки курганов, что тянутся вдоль Оки от Рязани и до самого Мурома. Прецеденты подобных изысканий имелись в ходе оккупации Ленинградской области. Также известна целенаправленная деятельность «Аненербе» в трёх регионах СССР – в Крыму, на Кольском полуострове и на Рязанщине. А дело всё  в том, что на территории современной Рязанской области издревле и по сей день проживают народы именно финно-угорской группы.… Возможно спецгруппа «Аненербе» собиралась искать в курганах Рязанщины следы и случайные связи потомков ариев, германцев, с местными дославянскими племенами? (Телевизионный Альманах «Искатели» № 34, режим доступа - http://www.youtube.com/watch?v=HxFpGJ2mJk0).

Возможно... Во всяком случае, раскопки российских археологов около 2005 года на месте городища Старая Рязань, что в 60-70 километрах от современной Рязани, установили некогда проживавшие там «рязано-окские» племена, (так назвали их исследователи), которые относились к волжско-финской ветви финно-угорских народов – об этом свидетельствует их материальная культура. В процессе этногенеза они могли захватить часть угорских племен, предков современных венгров. Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда незадолго до начала нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками мордвы - тоже волжско-финского народа) в этой зоне Оки оказались варварски истреблены. Коллективные захоронения, а проще сказать ямы с изрубленными останками сопровождают почти каждое городецкое городище. На местах поселений слой золы – их сожгли, и больше там никто не жил. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья – почти от современных границ Московской области до Касимова…

…Ученые предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие во многом копирует германское, а короны родовых князьков повторяют образцы корон ранних готских королей. Высказывается даже предположение о военном союзе рязано-окцев и готов – что они были эдакой северной фалангой военной готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы…

…У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией. Однако к концу VII в. подобных захоронений уже нет – жизнь изменилась, и рязано-окские женщины вернулись к прежним занятиям». (Трифонов А., статья «Возле Москвы обнаружены останки амазонок», режим доступа - http://www.utro.ru/articles/2005/07/18/459133.shtml).

Завершая описание «нацистского подхода» в поисках на Рязанщине родственных готам культур, следует отметить, что участь всех причастных к этому делу в декабре 1941 года оказалась трагической: спецгруппа «Аненербе», заброшенная в разгар зимы в тыл противника, пропала в рязанских лесах, Фёдор фон Бок в последние дни войны отправившийся предложить свои услуги новой власти, погиб во время авианалёта.

Однако мы знаем и иной - светлый - подход к изучению финно-угории,  как к одному из основных этнических столпов российского суперэтноса. Пожалуй, последним значительным представителем такого подхода мы можем назвать нашего земляка -  выдающегося советского коми поэта, переводчика, лингвиста финно-угроведа, доктора филологических наук, академика Финской АН (1969) лауреата Государственной премии Коми АССР им. Куратова, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и Коми АССР Василия Ильича Лыткина  (Лыткин Василий Ильич, биография, статья в Википедия, режим доступа - http://ru.wikipedia.org/wiki/,_). 

Долгая жизнь этого подвижника науки была наполнена немалым количеством лишений и побед. Замечательно также, что в период своей профессиональной зрелости в 1949 – 1959 гг., Василий Ильич занимал профессорскую должность в Рязанском педагогическом институте. (Жеребцов И.Л., Рожкин Е.Н. «Очерки истории становления гуманитарной науки в Коми», Серия «Стоявшие у истоков», Выпуск 1, очерк 6: «Тернистый путь к вершинам науки» стр. 78 – 101, Изд-ство «Кола», Сыктывкар 2008, ISBN 978-5-88186-792-8).

О чём думал тогда этот глубокий человек, как выстраивалась его отношения с коллегами по научной и педагогической работе, со студентами? Пока наши знания на этот счёт неполны… Наверное, жизнь учёного и преподавателя советского ВУЗ-а может представляться стороннему наблюдателю вполне размеренной и пресной. Однако не будем забывать, что «есть нечто более сильное, чем все войска на свете: это идея, время которой пришло»…


Рецензии