Тещам, женам и невестам

ABRAXAS

Тёщи, жёны и невесты,
Прочь отриньте страхи, злость,
Недоверие! Повесьте
Уши на вниманья гвоздь!
Я намерен вам поведать
Про событие одно,
Приключившееся с Ледой /1/
В Спарте, здесь, давным-давно.
В ожиданьи мужа Леда
Две недели не йэблась.
Муж гостит у Диомеда /2/.
В пызде плесень завелась.
Леда от такой напасти
Уж не ест, не пьёт, не спит.
Не в вине, не в пище счастье,
Не во сне! В пызде свербит!!!
Леда пробует, в печали,
Чтобы не было свербей,
Мастурбировать ночами,
И чем дольше, тем сильней,
Но напрасно! Если честно,
Не свербила чтоб пызда -
Всем и каждому известно! -
Надо, чтоб йэбли туда!
Чтоб развеяться немного,
Леда, встав, кувшин берёт
И знакомою дорогой
Утром по воду идёт.
Со скалы течёт ручьями
Вод студёная волна.
Воду черпая горстями,
Умывается она,
А затем, кувшин наполнив,
Собирается идти
В мужнин дом. Но, в блеске молний,
Вдруг у Леды на пути
Возникает лебедь белый
Будто бы из ничего
И царица оробело
Молча смотрит на него.
Лебедь голову склоняет
И к красавице идёт,
Быстро Леду раздевает,
Навзничь валит - и йэбёт!!!
Так йэбёт, что сердце ноет,
Клювом ей соски крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Видом йэбли наслаждаясь,
Даже Пан /3/, природы бог,
Рукоблудью предаваясь,
Восклицает: "Ах!" и "Ох!"
Тиндареева /4/ супруга,
Закатив глаза на лоб,
То орёт на всю округу:
"Если б муж меня так йоб!",
То, напротив, еле слышно
Что-то шепчет, как в бреду,
Лебедю, свой хюй, как дышло,
С громким хлюпаньем в пызду
Загоняющему Спарты
Василиссе /5/ вновь и вновь,
Кошке кот как будто в марте,
Пробуждая в ней любовь.
Найэбавшись вдоволь, Леда
(Лебедь - вон он, прочь летит!),
Со всех ног бежит обедать -
Нагуляла аппетит!
Про бессонницу забыла,
Больше нету и свербей,
Вскоре к Леде, с новой силой,
Возвратившись, Тиндарей
От героя Диомеда,
В лоно влез, красив, богат...
Родила Елену Леда...
Словом - жизнь пошла на лад!
А в сказанья заключенье
(Время есть ещё пока!)
Я хотел бы наставленье -
Уж простите старика! -
Повторить вам, Спарты дочки:
Не свербела чтоб пызда,
Надо, чтобы днём и ночью
Хюем вас йэбли туда!


ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Леда (в древнегреческой мифологии) - дочь этолийского царя Фестия и его жены Евритемиды (и лишь согласно Эвмелу Коринфскому - дочь Сисифа и Пантидии), жена царя Спарты Тиндарея. Леда упоминается в поэмах Гомера в поэмах Гомера "Илиада" (III 384) и "Одиссея" (XI 298).

Пленённый красотою Леды, верховный бог олимпийского пантеона Зевс (Зевес) Кронион предстал перед царицей Спарты в образе лебедя и овладел ею. Забеременев от Зевса-лебедя, Леда снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена. По другой версии мифа, Леда снесла тройное яйцо, из которого вылупились сыновья-близнецы Кастор и Полидевк, а также дочь Елена (красота которой впоследствии послужила причиной кровавой Троянской войны). По третьей версии мифа, из двух яиц, снесенных Ледой, появилось на свет четверо детей (два сына - Кастор и Полидевк, и две дочери - Клитемнестра и Елена). Согласно четвертой, наименее распространенной, версии мифа, Леда, совокупившись с Зевсом-лебедем, осталась праздной, но нашла на прогулке под гиацинтами яйцо, которое снесла оплодотворённая Зевсом Немесида (богиня возмездия и божественной справедливости).

Леда - действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского "Леда". Согласно трактовке Дионисия, Леда повесилась после похищения Елены троянским царевичем Парисом (Александром).

В честь Леды был назван астероид, открытый в 1856 году.

Имя "Леда" некоторые этимологи сопоставляют с именем богини Лето (Латоны, матери Аполлона и Артемиды), объясняя его в том смысле, что первоначально Леда была олицетворением Ночи, матери светил. По другим сведениям, слово "Леда" есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня (возможно, родственное и славянскому "Лада", "Ладо").

Существует предположение, что, возможно, основой для мифа о любовной связи Леды с лебедем послужили многочисленные раскрашенные страусовые яйца, обнаруженные в гробницах представителей знати многих древних народов, в том числе, в минойских гробницах Крита и ахейских гробницах микенских царей (где их нашел при раскопках первооткрыватель Трои археолог-любитель Генрих Шлиман).

Художники итальянского Чинквеченто — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо — изображали Леду в момент её совокупления с Зевсом либо после него. В поэзии описание соития Леды с могучей птицей служило как эротическим (Ронсар), так и философским целям (Йейтс).

/2/ Диомед (Диомид, по-русски: Демид) - аргосский герой, сын Тидея, персонаж древнегреческой мифологии и поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея", сын этолийского героя Тидея и дочери аргосского царя Адраста Деифилы, впоследствии - царь Аргоса.

Вместе с Адрастом Диомед участвовал в походе эпигонов против Фив. Был одним из женихов Елены Прекрасной, дочери Зевса (лебедя) и Леды (официально отцом Елены считался царь Спарты Тиндарей, друг Диомеда). Согласно одним мифам, Диомед был царем Аргоса, по другим - совместно с Евриалом был опекуном аргосского царя Кианиппа. Согласно Эфору, царь Микен Агамемнон, захватил Аргос, когда Диомед был в Этолии,но затем упросил Диомеда участвовать в походе ахейцев на Трою с целью вызволения оттуда Елены Прекрасной, увезенной троянским царевичем Парисом (Александром).

Будучи одним из женихов Елены, Диомед принимал активное участие в Троянской войне, став одним из основных военачальников ахейцев. Несмотря на то, что в мифологической традиции Диомед происходит из Этолии, в "Илиаде" он возглавляет войска Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды; по количеству приведённых к Трое кораблей Диомед третий — после Агамемнона и Нестора.

Диомед привел под Трою, по разным источникам, то ли 80, то ли 30 кораблей. Носил в бою доспехи работы бога-кузнеца Гефеста, которые получил от героя Главка. Сражался с сильнейшими троянскими воинами - Энеем, которого спасла его мать богиня Афродита; с Главком, с которым затем помирился; с Пандаром и другим Главком, которого убил. Ранил богиню Афродиту в правую руку копьем. Убил троянского лазутчика Долона и царя фракийцев Реса (сына бога войны Ареса и союзника троянцев). Согласно "Илиаде", Диомед убил 20 троянцев, названных по именам. Согласно же Гигину, Диомед убил не 20, а всего 18 вражеских воинов.

Деяния Диомеда играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражается с олимпийскими богами, ранив своим копьем Афродиту и Ареса (обоих - в руку), описание его подвигов занимает почти всю V книгу "Илиады". Совместно с хитроумным царем Итаки Одиссеем, Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Священный Палладий (статую-оберег богини Афины Паллады), предрешив тем самым судьбу Трои (Илиона). В "Илиаде" Диомед пользуется покровительством богини Афины и в первоначальной традиции является одним из немногих героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои.

Треножник, который Диомед выиграл в конных играх на тризне по ахейскому герою Патроклу, показывали в Дельфах уже в исторические времена. На похоронных играх в честь Ахилла Диомед одержал победу в беге (по другой версии - в борьбе).
Диомед был одним из отборных ахейских воинов, сидевших в чреве Троянского коня.

Возвращение Диомеда морем из-под Трои было счастливым. Герой благополучно возвратился в Аргос. В Аргосе Диомед воздвиг храм Афине "Остроглядящей" ("Совоокой"). В Трезене он воздвиг храм Аполлону Эпибатерию, а также храм обожествленному афинскому царевичу Ипполиту, сыну Тесея, павшему жертвой преступной страсти своей мачехи Федры. Кроме того, Диомед учредил Пифийские игры и воздвиг храм Афине Анемотиде в Мофоне (Мессения). Диомеду были воздвигнуты статуя в Аргосе (вместе со статуями других эпигонов) и статуя в Дельфах.

Диомед защищал от смертного приговора Ореста, сына микенского царя Агамемнона, убившего свою мать Клитемнестру (дочь Леды и сестру Елены Прекрасной), за то, что та убила своего царственного супруга, возвратившегося с победой из-под Трои. Когда жена Диомеда Эгиалея пыталась погубить Диомеда, его спас алтарь богини Геры.

Культ Диомеда был широко распространён не только в материковой Греции, но и в греческих колониях на территории Италии, что дало начало поздней версии об его изгнании по возвращении своей вероломной супругой Эгиалеей и переезде в Апулию, где изгнанник Диомед женился на дочери царя Давна Евиппе и основал несколько городов.

Камни со стен Трои он использовал как балласт для кораблей. На острове феакийцев Диомед убил чудовищного дракона, держа золотой щит Главка. Поселился в Италии, выстроил у Ионийского моря город Аргос, стал зятем Давна. Одержал победу над мессапиями, сражаясь на стороне давниев. У него были дети Диомеда и Амфином. По решению третейского судьи Алена в споре с Давном Диомед получил добычу, а не землю, и проклял землю, чтобы она стала бесплодной, пока на нее не придет кто-то из этолийцев. Воздвиг город Аргирипу на Япигской земле, отказал послам Латина в союзе. Посещал поселившегося в Авсони (Италии) Энея, забыв о былой вражде. Кроме того, Диомед основал Ланувий. По одной из версии, его этолийцы основали город-порт Брундисий. Святилище Диомеда располагалось у Тимава на Адриатике, ему приносили жертвы генеты.

На Диомедовом острове близ Аргириппы (близ горы Гаргана в Апулии) Диомед исчез, а его спутники были превращены в птиц. По другой версии, он умер от старости и был похоронен на острове, после чего иллирийцы убили его спутников, которых Зевс превратил в птиц. Возможно, это произошло на острове Электриде или Фебре у берегов Калабрии. Диомед получил бессмертие от своей божественной покровительницы Афины Паллады и был поселен на Острове блаженных.

В Апулии показывали могилу Диомеда под платаном. Потомком Диомеда был Дасий из Аргирипп (Давния), убедивший сограждан перейти на сторону карфагенского полководца Ганнибала, воевавшего с Римом в Италии.

/3/ Пан — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.

По одному из гомеровских гимнов, Пан считается сыном бога Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, он был сыном Гермеса и Орсинои.

По третьему сказанию, Пан был сыном Зевса и Гибрис (Хюбрис), научившим Аполлона искусству прорицания, или же сыном Зевса от Фимбриды, или же сыном Зевса от Ойнеиды. Согласно Эпимениду, Пан был сыном Зевса от нимфы Каллисто (спутницы вечно девственной богини-охотницы Артемиды, в наказание за утрату девственности превратившей Каллисто в медведицу, и близнецом Аркада.

Существует и версия мифа, по которой Пан был сыном Гермеса и супруги Одиссея Пенелопы, родившимся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, Пан родился у Пенелопы от её сожительства со всеми (!!!) женихами, сватавшимися к ней до возвращения ее супруга Одиссея из-под Трои. По Эвфориону, Пан был сыном Пенелопы от бога Аполлона.
По Арефу Тегейскому - сыном Эфира от Энои. По Дидимарху - сыном богини Земли Геи от бога Небес Урана, отца Крона и деда Зевса. По Аполлодору Афинскому, Пан вообще не имел родителей. Кроме того, имя "Пан" ("Всеобщий") было эпитетом главы олимпийского пантеона бога Зевса в орфической теогонии (сказаниях о происхождении богов).

Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать (как бы ее ни звали) покинула его, но бог Гермес, завернув диковинного младенца в заячьи шкуры, отнес его на гору Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно - бога вина Диониса - видом и живостью своего сына (по одной из версий), что боги назвали новорожденного Паном, так как он доставил всем (греч. "пан" - "весь") великую радость. Пан был богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, связывают слово "Пан" с индоевропейским корнем "пасти").

Пан выкрал сухожилия Зевса у чудовищного Тифона. Он был самым древним и почитаемым богом у аркадцев, именовавшимся у них Ликейским, то есть "Волчьим" (у других греков - например, у афинян, это был эпитет бога Аполлона). Пан постоянно преследовал нимф с целью совокупления. Окрестные жители не раз слышали, как Пан играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Пан изобрел пастушескую свирель-сирингу и игру на свирели близ горы Номия (Аркадия).

Пан помог афинянам в битве с персами при Марафоне (гора Пана и доныне есть на Марафонской равнине). Между Кифероном и Геликоном некий путник встретил Пана, во весь голос распевавшего пеан (торжественную песнь-гимн), сочиненный Пиндаром. В городе Саэтта Пана полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

Согласно "отцу истории" Геродоту, Пан был самым древним богом. Когда боги пребывали в Египте, Пан повелел им превратиться в зверей, а сам стал козой или козлом (либо стал полукозлом-полурыбой).

Страшный сатир Аркадский Эгипан (Айгипан) обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы[25], или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса[26]. Он породил Козерога[27]. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами[28].

Роскошные долины и рощи пастушеской Аркадии считались царством Пана, где он резвился в кругу веселых нимф. Под его флейту или свирель-сирингу нимфы и сатиры водили веселые, шумные хороводы, пугавшие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпал, и с ним засыпала вся природа под знойными лучами дневного светила: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб). Именно паникой, насланной Паном на персидское войско в сражении при Марафоне, многие афиняне были склонны объяснять свою победу в этой битве над персидским морским десантом, высадившимся в Аттике, но загнанном греками обратно на корабли.

Пан считался также богом зарождающегося света, озаряющего небо при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к богине Луны Селене, которую он расположил к себе тем, что подарил ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, Пан был и предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, Пан считался также богом-проводником, подобно Аполлону и Гермесу; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах Пану был посвящен грот на акрополе в память поражения персов, на которых Пан навел (панический) ужас во время Марафонского сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств характера Пана, его культ слился с культом Великой Матери (Реи-Кибелы) и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, Пан, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве Пан часто изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При царях эллинистических династий Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия) Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Палестине.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся фавнами, панами или паниаками — своего рода лешие с козлиными бородами, мучившие путников в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны (кошмары). Фавны жили среди стад и были товарищами сатиров.

Пану посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Пан - действующее лицо комедии Менандра "Брюзга".

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана; посвященные ему праздники назывались Вота и Врумалия.

/4/ Тиндарей - царь Спарты, супруг Леды, отец Клитемнестры и Кастора. Сын Периера и Горгофоны (либо Эбала и Батии; либо Эбала и Горгофоны). Упомянут в "Одиссее" (XI 298), но не упоминается в "Илиаде".

Изгнанный Гиппокоонтом, Тиндарей Эбалид бежал к Фестию и женился на его дочери Леде. По другому варианту мифа,  он поселился в Мессении, в Фаламах, где родились все его дети. Согласно третьей версии, он жил в городе Пеллана в Лаконике. Величайший герой Древней Греции Геракл, победив Гиппокоонта, передал Тиндарею царскую власть в Лакедемоне. Согласно утверждениям Гераклидов, Тиндарей отдал эту землю Гераклу, а тот отдал Лаконию Тиндарею на сохранение.

Согласно одной из версий, детьми Тиндарея и Леды были дочери Тимандра, Клитемнестра, Филоноя и сын Кастор (в то время как сына Полидевка и дочь Елену Леда родила от Зевса, совокупившегося с ней в образе лебедя). По совету Одиссея передал на усмотрение Елены выбор ею жениха, и она возложила венок на Менелая. Тиндарей приносил в жертву коня и брал клятву с женихов Елены не мстить ее избраннику, заставляя их стоять на рассеченных частях жертвенного животного. "Могильный памятник коня" показывали в окрестностях Спарты.

Однажды Тиндарей забыл принести положенную жертву богине любви Афродите, и та обрекла его дочерей на многомужие. Он начал строить храм Афины Полиухос (Градопокровительницы), или Меднодомной, но не завершил строительство. Вернул Агамемнону власть в Микенах, изгнав оттуда Фиеста, брата (и убийцу) Атрея, отца Агамемнона. Тиндарей то ли уступил власть над Спартой Менелаю еще при жизни, то ли умер и оставил власть Менелаю. Согласно Паниасиду, Тиндарей был воскрешен Асклепием, сыном Аполлона (ставшим впоследствии богом-врачевателем). Согласно некоторым источникам, именно Тиндарей привлек к суду сына Агамемнона Ореста за убийство своей матери Клитемнестры (дочери Тиндарея), и Орест был изгнан.

Могильный памятник Тиндарею был воздвигнут близ храма Зевса Космета в Спарте. Действующее лицо трагедий Софокла и Никомаха "Тиндарей", а также трагедии Еврипида "Орест".

/5/ Василисса (базилисса) - царица (греч.); от этого слова происходит русское женское имя Василиса.


 


Рецензии