Обучение в Турции взгляд изнутри
С момента возвращения крымскотатарского народа в Крым при содействии турецкого правительства вновь началась отправка крымскотатарской молодёжи на учёбу в Турцию. Факт, казалось бы, положительный. Однако в последнее время растёт недовольство результатами данной политики, растёт количество скептиков, выступающих против учёбы крымскотатарской молодёжи в Турции. Мотивируют они это тем, что на данный момент среди уехавших учиться очень мало вернувшихся в Крым с намерением принести пользу своему народу, а также тем, что среди студентов в Турции много тех, кто, предпочитая работать и зарабатывая при этом втрое-вчетверо раз больше, чем могли бы заработать в Крыму, плохо учатся или даже бросают учёбу. «Где же, - говорят они, - Номаны Челебиджиханы и Джаферы Сейдаметы нынешнего поколения?».
Нельзя не признать, что эти опасения и выводы не беспочвенны. Однако давайте поближе рассмотрим причины такого положения дел. Да, некоторые студенты плохо учатся или даже бросают учёбу, чтобы зарабатывать деньги. Почему? Да потому что видят социально-экономическое положение своих семей и хотят любыми способами улучшить его. И тут уже не до учёбы. И судить их за это нельзя, ведь всё-таки улучшение уровня жизни этих семей – очень положительный оправдывающий фактор. Хотя и совмещение работы (скажем, летом) и хорошей учёбы тоже реально (знаю по опыту собственному и многих моих друзей). Да, на данный момент мало найдётся людей, которые отучившись в Турции, вернулись в Крым и работают во благо своей Родины. Основная масса выпускников турецких ВУЗов работает либо на территории бывшего СССР в филиалах турецких фирм, либо в Турции в отделах экспорта. Почему? Да потому что в Украине до сих пор не котируются турецкие дипломы (хотя о ведущихся переговорах говорили все 4 года, что я обучаюсь в Турции, и говорят до сих пор) и в Крыму практически нет рабочих мест, способных удовлетворить потребности и уровень образования выпускников турецких ВУЗов. Я имею ввиду, человек, отучившийся, скажем, на менеджера, не будет заниматься мелким предпринимательством на базаре или же работать где-то шофёром. Но это отнюдь не означает, что они собираются всю жизнь работать и жить вне Родины. Ведь дереву положено расти лишь в одном месте, а человеку положено быть там, где его семья, родители, родственники. Насколько я знаю, среди них преобладает мысль о накоплении определённого капитала и открытии в Крыму своего дела. Пока турецкие дипломы не будут котироваться в Украине, именно такая судьба, с большой вероятностью, ожидает большинство выпускников турецких ВУЗов, в том числе и меня через 1,5 года.
И всё-таки в общем, обучение в Турции – очень хороший трамплин для целеустремлённых людей, желающих овладеть какой-то научной дисциплиной. Ведь те факторы, что были перечислены выше, как способствовавшие становлению крымскотатарской интеллигенции в начале 20. века, в силе и сегодня. В Турции много возможностей для самосовершенствования и они включают в себя не только возможность овладеть компьютерными технологиями и английским языком, но и возможность расширить свой кругозор путём ознакомления с иной культурой, понять, насколько культура важна для народа, и тем самым, сильнее привязаться к своей; возможность наблюдать за политическими и экономическими процессами в давно уже капиталистической стране и понять, чего не хватает Украине и, в частности, Крыму на этом пути; ну и, конечно же, возможность поближе узнать свою религию Ислам и понять, какую важную роль она сыграла в сохранении крымских татар как национальности. Естественно, в некоторых случаях, вдали от семей и родительского присмотра, личные интересы могут возобладать над социальными и национальными, и студенты останутся жить в Турции, обменивая душевный внутренний комфорт на комфорт внешний и создавая тем самым базу для критики. Но я уверен, что положительные факторы с большим преимуществом преобладают над отрицательными, и решение данной проблемы вовсе не в прекращении отправки молодёжи на учёбу в Турцию, а в более тщательном отборе претендентов.
Но кто же будет проводить этот отбор? Ответ однозначен: родители. Именно родители, потому что никто, кроме них, не знает досконально личность того или иного человека. И, руководствуясь собственным опытом, позвольте вам, родители, предложить несколько критериев для отбора. Нм в коем случае не отправляйте своего ребёнка учиться в Турцию, руководствуясь принципом «лишь бы где-нибудь учился». Не отправляйте, если вы считаете своего ребёнка слабохарактерным и не способным устоять перед соблазнами. Не отправляйте, если ваш ребёнок сам для себя чётко не сформулировал, чем интересуется и кем хочет быть. Но если ваш ребёнок без вашей подачи сам определил сферу своих интересов, если вы считаете его достаточно целеустремлённым и способным добиваться поставленных целей и если у него есть чётко выраженное желание жить и работать в Крыму, то, я считаю, лучшим выбором для него станет Турция. Помните, что в некоторых случаях, зависящих только от личности вашего ребёнка, лучше обучить его на шофёра, кондитера или парикмахера в Крыму, чем на экономиста или учителя математики в Турции. И только объективность вашей оценки поможет избежать таких нежелательных последствий, как бесполезная потеря 2-3 лет жизни вашего ребёнка (ведь есть и такие, кто не сумев закончить учёбу, вернулись и учатся в Крыму) или же его переезд на постоянное место жительства в Турцию. При оценивании также немаловажны такие качества, как самостоятельность, способность жить вдали от семьи и позаботиться о себе.
И, прежде чем закончить мою статью, хочу коснуться и двух тем, актуальных для обучающихся в Турции студентов. Первая тема – ответ тем, кто считает обучение крымскотфтфрской молодёжи в Турции "утечкой мозгов". Конечно, мнение такое на данный момент имеет обоснование: реальных результатов такой политики мало. Но спросили ли вы у студентов, обучающихся в Турции? Ведь именно про нас вы говорите. Поверьте, и мы частичка народа и душой болеем за Крым. Дайте время и не мешайте нам, и мы покажем, чего стоим. И вторая тема – об обучении в Турции наших девушек. Говорят, что именно девушки наиболее падки на браки с турецкими гражданами и именно они чаще всего остаются в Турции на постоянное место жительства. Но таких случаев, как ни крути, единицы, а по успехам в учёбе девушки – лишь пример для парней. К тому же, в нынешнее время ограничивать женский пол в получении образования – значит не идти в ногу со временем, и лично я за то, чтобы таких ограничений не было.
Теперь подведу итог. Я не так уж и много общался со студентами в Крыму, но судя по тем, с кем я имел возможность пообщаться, большинство здешних студентов признают, что в Крыму плохие жизненные условия и видят в «загранице» идеал; мечтают хорошо выучиться и уехать работать, или даже жить за границу. Мы же, крымские студенты в Турции, видим хоть и родственную, но чужую нам культуру, чуждый менталитет, когда не понимаешь мыслей, поступков и образа жизни знакомых, и понимаем, что лучше своего родного на свете нет. Мы видим сравнительно более развитое государство, которое уже более 70-ти лет на пути капитализма, и понимаем, чего не хватает Украине в целом и Крыму в частности, видим пути развития. Кроме того, пребывание вдали от Родины хорошо сплачивает, и если достичь хорошего организационного уровня, то этой организации по силам будет решить многие социальные, экономические и политические проблемы. Конечно, кто-то останется в Турции – но это естественно, и я уверен, что такое было и в начале 20. века. Но те, кто вернётся, и будут Номан Челебиджиханами и Джафер Сейдаметами нынешнего поколения. И я уверен, что при таком раскладе у крымских татар есть будущее!
PS: Хочется сказать огромное человеческое спасибо общественной организации "Маарифчи" и лично Сафуре-ханым Каджаметовой. За мой короткий визит к ним, я увидел и услышал достаточно, чтобы преисполниться благодарности. И не только за то, что они знают и в меру сил пытаются решить проблемы, актуальные для студентов, обучающихся в Турции, но и за то, что знают, насколько образование важно для народа, и работают ради этого.
Свидетельство о публикации №212121001085