Записки молодого человека - Обида и гордость
Обида: Дважды (один раз насильственно, второй раз по собственному желанию) мы снимались с насиженных мест, продавали за бесценок дома, бросали престижные работы, оставляли уют и уверенность в завтрашнем дне... Гордость: Дважды, несмотря на все трудности и невзгоды и наперекор им, ма вновь строились, уютно обставляли дома, обретали престижные работы и уверенность в завтрашнем дне...
Обида: За неоштукатуренные дома, цементные полы, покрытые линолеумом, разбитые неафальтированные дороги на самозахватах, отсутствие простейших жизненных условий и те галоши и фуфайки, которые некоторые “элементы” привыкли считать “национальной” одеждой крымских татар. Кто-то скажет : “Сами захотели”, а я отвечу: “Значит, надо было”. Гордость: За сотни и тысячи таких домов, поднявшихся по всему Крыму и всё улучшающиеся, благодаря тяжкому труду десятков и сотен тысяч людей, жизненные условия. Вы не представляете себе, как я был приятно удивлен, увидев в этом году ванну с горячей водой! А также за десятки и сотни тысяч людей, которые несмотря ни на что идут, “сами захотели” и за 3 года переехали в Крым.
Обида: За дедушку, видевшего депортацию, помагавшего отцу строить дом в Узбекистане, учившегося наперекор всем трудностям тех лет и ставшего главным агрономом района. За дедушку, которому при переезде в Крым пришлось отказаться практически от всего, заработанного потом, и начинать с “нуля” - вновь строиться, садить деревья, обрабатывать огород, смотреть за довольно-таки большим хозяйством. За дедушку, чьи руки уже, по сути, две большие мозоли, и которму мне чуть ли не силком приходилось заставлять съесть хотя бы кусочек “баклавы”, привезенной из Турции. Он все наровил оставить побольше детям и внукам ( 5 детей, 10 внуков ) и говорил: “Зачем мне, старому?”. За дедушку, который несмотря на свои 68 лет, продолжает (и будет продолжать до конца, пока руки держат и ноги ходят, я в этом уверен) работать по 18 часов в хозяйстве, не забывая при этом и о социальной деятельности (он – молла в своем селе). За дедушку, из уст которого я никогда не слышал жалоб на жизнь; только: “Аллахым, бу бергенлеринъ ичюн санъа шукюрлер босын!” За бабушку, вся жизнь которой – сплошная череда рабочих будней, которую скрашивали только подрастающие дочки – моя мама и тетя. За бабушку, вся цель жизни которой - вырастить достойных потомков. За бабушку, которая переехав в Крым в 65-летнем возрасте в 1993 году старалась помочь, чем могла, детям и внукам; и даже перенеся перелом ноги (неудфчно поднятый на базаре ящик со сливами, хотя до этого такие тяжести были перенесены ею много раз. Причина: слабы кости из-за недостаточного содержания кальция, недостаточное питание. Хотя мама моя на свое питание в детстве никогда не жаловалась), не жалуясь делает, передвигаясь на костылях, всю работу по дому и отказывается переезжать к детям, не желая быть обузой. За бабушку, которая плачет, следя за ростом 5-ти внуков. Мне кажется – от своего бессилия помочь хоть чем-то, не признавая того, что уже давно не надо. И еще за сотни и тысячи таких же бабушек и дедушек! Это ли не героизм? Не они ли более всех заслужили покой, любовь и заботу детей и внуков? Любовь и забота у них есть, а вот душевного покоя не будет, пока они не увидят всех своих потомков обустроенными и счастливыми. Гордость: За тот бесподобный и яркий пример, который они показывали нам всей своей жизнью. И который теперь не позволит свернуть с указанного пути ни мне, ни остальным их детям и внукамю Эх, как хочется подойти к бабушке и тихо шепнуть на ухо: “Битам, у вас получилось!”. Но боюсь, она не поймёт, о чём это я.
Обида: За десятки и сотни искалеченных жизней. Приведу лишь один, но самый яркий пример. В январе 2004 года на самозахвате в с. Пионерское-3 покончил жизнь самоубийством (повесился) мужчина 35-40 лет (точно не знаю), оставив в “этом мире” жену с двумя детьми на руках. Возможно, кто-то скажет о слабости характера. Я не буду, ибо не побывавший в той “шкуре” не имеет на это права. Скажу лишь о тяжёлых социальных и экономических условиях. Потому что... Гордость: Когда-то, 2 или 3 года назад, в газете “Голос Крыма” я читал рассказ о первых годах в Узбекистане. Был там и рассказ о семье, жившей в те времена в палатке и страдающей от голода, так как не было абсолютно никаких съестных продуктов. И вот как-то глава семьи, мужчина, никому ничего не сказав, рано утром вышел из... (дома, хотел сказать) палатки и вернулся поздно вечером, шатаясь от слабости, со ртом превратившимся в одну большую кровоточащую рану, но зато с мешком муки на плече. Он вырвал все свои золотые коронки, чтобы хоть как-то прокормить семью. Вот настоящий образ мужа в крымско-татарской семье. Можно лишь гадать о тех условиях, которые толкнули покончившего жизнь самоубийством мужчину на такой радикальный шаг. Нет муки страшнее для крымско-татарского мужчины, чем видеть, как голодает его семья и быть не в силах как-нибудь исправить ситуацию. Возможно, этот его поступок был лишь попыткой избавить семью от “лишнего рта”... Из всего этого я могу сделать лишь один вывод: да, мы, может, и покалечимся, но игра стоит свеч, ведь за нами придут сотни тысяч жизней, которые, я верю, будут счастливы на своей Родине!
Обида: За девушек и парней, забывших о традициях и культуре своего народа и пошедших на поводу телевизионного беспредела и чужой культуры. “Зажигающих” на дискотеках и вовсю флиртующих с представителями иных национальностей. За парней, которые познакомившись с несколькими русскоязычными девушками, между собой на крымско-татарском языке начинают спорить, кому какая достанется. Нет, как приверженец демократии и свободы выбора, я не против смешанных браков. Прошу только: выбирайте рациональнее, а не по причинам, типа “он – русский, значит, пойдёт дальше, чем крымский татарин”, “она – русская, а значит раскованне крымской татарки” или же “у него есть дом и машина, хоть строится всю жизнь не будет”. Гордость: За счастливые мононациональные браки, которые лишний раз доказывают, что не зря в научном утверждении “наилучшие партнёры в браке – выходцы из одинаковых экономических, социальных, психологических, интеллектуальных, национальных, этнических и т.д. слоёв населения” (Вирджиния Куинн, “Практическая Психология”) имеет место и прилагательные “национальный” и “этнический”.
Обида: За тех людей, которые говорят: “Ну зачем же мы пошли на поводу у Национального Движения, пообещавшего золотые горы. Да, мы живём сейчас более-менее нормально, но каким трудом нам это всё досталось”. Гордость: За ту непомерную работу, проделанную ими, и терпение, которое действительно можно назвать ангельским. Придёт время и они скажут: “Аллагъа шукюр, что мы всё же переехали тогда в Крым. Теперь мы живём хорошо на своей собственной земле”; и будут счастливы. Для кого-то, возможно, это время уже пришло.
Обида: За того ребёнка 5-6 лет, который в ответ на вопрос дедушки: “Алейкум селям, балам! Недайсын? Бабанъ не япа?”, отвечал: “Дедушка, скажите мне по-русски!”. И это на самозахвате, где все вокруг – крымские татары! За 13,6% учеников крымско-татарской национальности, по собственной воле отказавшихся от факультативного изучения крымско-татарского языка и литературы. За то, что мне приходится писать эту статью на русском, чтобы всем было понятно; и еще больше за то, что я просто не смог бы написать ее так же хорошо на своем родном языке, как я сделаю это на русском. Гордость: За 14 действующих национальных школ. За 12,5% учеников крымско-татарской национальности, в 2003-2004 учебном году обучающихся полностью на крымско-татарском языке. И за остальных, которые имеют и пользуются возможностью изучать крымско-татарский язык и литературу на факультативных занятиях.
Обида: За бабушек, которые, поднимая стопочку водки, говорят: “Алла эпимизге узун омюрлер берсин!”(основано на услышанном). За молодых людей, которые не знают, что такое “Ораза”, а Къурбан-байрам и Ораза-байрам воспринимают как повод для”посиделок” с бутылкой водки. За тех людей, которые считают религию “опиумом для народа”. Гордость: За увеличение количества мечетей (джами) по всему Крыму и количества людей, посещающих их. За то, что сохранена традиция ходить друг к другу гости на Къурбан-байрам. За тех людей, которые используют каждую возможность, чтобы изучить свою религию. А также за тех, кто, пусть даже не веря, испытывает истинное уважение к религии, а догмы и законы Корана и шариата считает моральными правилами.
Обида: За тех, кто, прочитав написанное мною, раздраженно фыркнет: “Ну вот, еще один нравственник и националист выискался, тоже мне”. Гордость: За тех, кто меня правильно поймет и поддержит.
Заметьте, мне обидно не НА всех тех людей, что описаны под заголовком “Обида”, а ЗА них. ЗА, потому что поведение, поступки и даже мысли наши формирует окружающая среда и условия, в которых мы живем.
Ну и естественный вопрос: и на кого же я тогда обижен? На оружающую среду и всех тех, кто приложил и прилагает свои руки к ее формированию. На Сталина и коммунистов в первую очередь. Но они мертвы, а мертвых не трогают. Кого в нынешнее время я мог бы назвать преемниками Сталина? Это ну уж никак не тёть Роза, тёть Катя и некоторые другие, которые в первые дни переезда моих дедушки и бабушки в их село, наравне с крамскими татарами несли яйца, молоко, овощи и другие продукты, чтобы хоть как-то помочь обустроиться новоприбывшим. Не тёть Роза, которая, несмотря на подрастающую внучку, всегда находит время зайти и пообщаться, а уезжая в райцентр спрашивает, не нужно ли чего. Не тёть Роза, которая, увидев меня залезшим на дерево, чтобы отпилить пару отсохших ветвей, ни о чем не спрашивая принесла свою лестницу и принялась помогать. Таким людям стоит лишь сказать, чтобы я бросился к ни на помощь. Также это не Евгений Григорьевич и не Андрей Анатольевич, наши глубокоуважаемые и любимые учителя в Крымско-Турецком Лицее. Ни разу за многие годы, проведенные под их присмотром, не был я свидетелем хоть сколько-нибудь предвзятого отношения к крымским татарам; всегда готовые помочь, они любого из нас, своих учеников, готовы были защищать и перед администрацией. И уж тем более не Антон, Виктор, Андрей, Максим, Дима, Вован и другие русские и украинцы, с которыми мы вместе учились в школе и которые за все время ни разу не предприняли попытки как-то обособиться, которые и крымскотатарский язык знают получше некоторых крымских татар. И, естественно, это не те тысячи и десятки тысяч людей, которым прежде всего важно, что я человек, а не крымский татарин.
И все же, на кого я обижен? Гнев: На тех, кто называет крымских татар “татарскими мордами”. На тех, кто думает, что крымский татарин – это грязный, вонючий и тупой варвар, обязательно в галошах и телогрейке. На тех, кто думает, что неуспевание некоторых крамских татар по урокам в школе – это вследствие врожденной национальной тупости. На тех, кто прекрасно зная о количестве погибших во время депортации и за первые годы после нее и глядя в морщинистые лица бабушек и дедушек, все еще помнящих депортацию и те годы, смеют утвеждать, что “отправка татар из Крыма в Среднюю Азию была не депортацией, а запланированным переселением. В каждом вагоне было по фельдшеру, всех хорошо кормили, по прибытию были предоставлены все нужные стройматериалы...” На тех, кто двумя руками держась за свои дома, когда-то принадлежавшие крымским татарам, крачат: ”Ваши мазанки не представляют ценности!” И встречный вопрос: “ А что же вы тогда за них так держитесь?” им не помеха. Для нас ведь они представляют , ну, хотя бы моральную ценность. Ну и, наконец, на тех, кто, обращаясь к крымским татарам с трибуны: “Урьметли аркъадашлар!”, на деле в отношениях с крымскими татарами не выказывает не то чтобы “урьмета”, но и таких конституционных принципов, как демократия, социальная справедливость, равенство... За тех, кто восприняв требования крымских татар от властей как "клин, который надо вышибать", сами поневоле становятся "клиньями"...
Говорят, что на обиженных воду возят. Ну а обидевших, тогда, топят в море...
Говорят, что гордость – грех. Но не она ли заставляет трепетно биться сердца и с душой декламировать:
Ант эткенмен, сёз бергенмен миллет ичюн ольмеге,
Билип корип миллетимнинъ козь яшины сильмеге.
Бильмей, корьмей бинъ яшасам, къурултайлы хан болсам,
Кене бир кунь мезарджылаз келир мени коммеге.
Я хочу гордиться вами, братья и сестры, отцы и матери, бабушки и дедушки! Да даст нам Всевышний сил исправить наше положение на Родине!
Свидетельство о публикации №212121001099