О стратегическом мышлении

Мысли навеянные статьёй Кемера Норкина  “Концептуальные основы государственного стратегического оптимизационного управления в условиях формирования либеральной экономики” http://www.lawinrussia.ru/node/199351

 Кемер Борисович, не могу не поделиться своими размышлениями после прочтения Вашей статьи, тем более тема Ваша к этому располагает. На всю мою жизнь повлияли годы моего учения в университете, тогда была другая страна, ничто не предполагало такого её конца. И задачи мы тогда решали совсем другие. Вот, например, тема моей дипломной работы была такой - “Проблема трёх тел – Земля, Луна, Солнце”.

 И с тех пор влечёт меня к крупным темам,  последние  20 лет занимаюсь я проблемами развития общества, где для меня объектами рассмотрения являются целые государства, исследование связей между ними, и всё это рассматривается в свете общей теории управления.

 Дисциплина эта сугубо математическая, конечно, многое из того, чему нас учили в университете забыто, но осталось главное, то есть логика мышления, которая отрабатывалась за многие годы работы программистом, профессия эта, можно сказать, родилась при моей жизни.

 Без знания основ общей теории управления в программировании нельзя сделать и шага. В отличие от других профессий наши идеи и их реальное воплощение, всегда идут в тесном единстве, поэтому,  мы заранее никогда не обольщаемся своими идеями, практическое воплощение их является для нас основным критерием истины. Нам, ни чего не значащие рассуждения, чужды.

 В кровь и плоть нашу вошли основные аксиомы общей теории управления, которые, думаю, будут не безынтересны и Вашему читателю.

 Но следует обратить их внимание на тот факт, что их деятельность всегда должна происходить в рамках существующего законодательства.

 Жизнь же общества нашими законодателями представляется слишком упрощенной. Прогнозы и планы на будущее опираются на  аргументацию, далекую от действительности, не берется во внимание тот факт, что общество напоминает  ‘черный ящик’, о функциях которого можно судить лишь по его реакциям на внешнее воздействие. Исходя из этого соображения, необходимо строить и стратегию управления обществом, в конечном итоге, менять законы, по которым должно жить общество.

 Должна соблюдаться следующая технологическая цепочка, которая является неотъемлемым элементом стратегического мышления:
• необходимо  условие существования в мире двух ориентаций экономики;
• в любой момент времени существует несоответствие между законами и поведением общества, то есть тенденциями его развития;
• указанное выше несоответствие через определенное время должно государством анализироваться, законы должны изменяться и дополняться;
• ориентиром для выбора правильного пути решения должен служить опыт противоположной ориентации экономики, однако, там, где мы находимся сейчас, нам надо вспоминать свой собственный опыт, иначе не миновать 2017-ого года;
• сила и глубина преобразований зависит от степени рыночности (плановости) изменений, количества их и частоты внесения, общество всегда должно находиться в секторе эволюционного развития (смотри рис. Оптимальный путь развития общества  без смены ориентации экономики, смена ориентации экономики резко, в разы, ухудшает положение общества;
• преобразование общества можно проводить без существенного ухудшения качественных показателей жизни общества. Ухудшение является своего рода индикатором, указывающим на необходимость внесения изменений в законы и институты общества. В момент уяснения причин, ухудшение будет продолжаться. Темпы ухудшения замедлятся только с началом преобразований;
• неукоснительно должен соблюдаться принцип обратной связи и метод последовательного приближения;
• положения законов, которые прошли проверку временем, из законов должны перейти в область морали и передаваться от поколения к поколению генетически, для чего необходимо время;
• путь по увеличению законов, тупиковый путь, нельзя их количество увеличивать до бесконечности. Это путь к увеличению бюрократии и коррупции. Думаю, что это утверждение не требует доказательства. Тем более, чем больше законов, тем больше вероятность создания несовершенных законов;
• основная причина кризисов кроется в неспособности власти разрешить проблемы стоящие перед обществом и дело вовсе не в кризисе плановой ориентации экономики;
• проводимые в стране реформы наглядный пример действия на практике закона Паркинсона – Ефимова  http://hrapov.narod.ru/new/sun_and_we.htm который интуитивно предугадал арабский мыслитель XIV-XV в. Ибн-Хальдун. Задача общества состоит в том, чтобы нейтрализовать действие этого закона;
• при некомпетентном проведении реформ система (общество) из объекта управления превращается в управляющий фактор. Если этому не противостоять - это путь к самоуничтожению. Непопулярные меры правительства, которым нет конца, подтверждают это.

• Когда же затевается смена общественно-политического строя, естественно, всё выше сказанное не выполняется и кризис усугубляется, т.к. на первом месте стоят корыстные личные и групповые интересы инициаторов этой смены, а не общества, и принимаемые законы эти интересы и защищают и никак не соответствуют тенденциям развития всего общества.

 Налицо наблюдается насилие над обществом.

Вышесказанное является следствием недальновидной политики, злого умысла или непонимания реформаторами в проведении реформ двух основополагающих принципов общей теории управления:
• нельзя в систему одновременно много вносить изменений; 
• нельзя в систему вносить часто изменения, не дав ей полностью прореагировать на предыдущие возмущения.

Для реформирования общества всегда необходимо знать, что мы получили в результате предыдущего воздействия на систему. Из-за нарушения указанных выше аксиом становится невозможно определить, какие изменения получились в результате каких воздействий на систему.  Особенно это касается экономических законов.

Дальнейшее реформирование общества в данном случае становиться проводить, просто, невозможно. Результаты реформирования общества становятся не предсказуемыми, и общество попадает в зону разных катаклизмов, революций и войн. Здесь мы и находимся. Эту зону я называю Бермудским треугольником. Здесь находятся страны 3-его мира.


При нарушении указанных выше аксиом не выполняется принцип обратной связи, а, следовательно, и метод последовательного приближения.

• Здесь необходимо остановиться на таком понятии, как время реакции системы на изменения, вносимые в систему.

 Длительность реакции системы практически предсказать невозможно. Так как в жизни общества все явления так взаимосвязаны между собой, некоторые зависимости существуют в явном виде, некоторые же в неявной форме и бывает заранее даже трудно предвидеть эти зависимости.

 С развитием цивилизации эти связи имеют тенденцию усложняться, и со временем это будет представлять для человечества основную угрозу. Поэтому общество должно постоянно заниматься упрощением этих связей.

• На первом месте перед политиками стоит проблема формирования двух полярного мира, внутри каждого полюса должны быть заложены и разные принципы организации.

• В плановой экономике этими принципами является принцип плановости, сотрудничества и взаимопомощи, в рыночной - это принцип конкуренции.

 Здесь нельзя не заметить тот факт, что с ростом количества конкурентов на первое место выдвигается проблема непредсказуемости результатов этой конкуренции.

 Следующий аспект проблемы - количество законов не должно расти до бесконечности. Это приводит и к ошибкам в законах и трудностям их соблюдения. В этом случае не далеко то время, когда все граждане своей страны превратятся в преступников.

Чтоб такого не случилось, на первое место должны выдвигаться проблемы образования и воспитания, чтоб закон существовал в первую очередь внутри каждого из нас. С потерей веры народа в свою власть, этого добиться сейчас трудно. Это и является основным итогом проводимых в стране, так называемых, реформ.

 Так что, думаю, с точки зрения выше сказанного, Ваши слушатели находятся в очень трудном положении. С уважением.

 Автор математической модели развития общества.


Рецензии