Хроника окаянного времени. Дневники студента А

Антон ТЮКИН

ХРОНИКА ОКАЯННОГО ВРЕМЕНИ.
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ СТУДЕНТА АНДРЕЯ.
ИЗ ПОВЕСТИ АНТОНА ТЮКИНА “НЕБО МЕДНОЕ. ЗЕМЛЯ ЖЕЛЕЗНАЯ”

"Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые..."
Федор Тютчев
* * *
10 июля 1993 года - Прохожу "архитектурную практику" в фирме архитектора Ивана Сергеевича Петрова (ИЧП "Монарх"). Со мною - Владимир Пирогов, одногруппник. Мы вдвоем на практике в "Монархе", так как фирма у Петрова - невеличка.
Калькировали вместе с планшетов "петровские" домики. Петров наш все болтает и болтает языком, что "народ богатеет - в провинции все больше "новых русских". "И - "кровопийцы"! - смеется в бороду Иван Петров. Но работает на "кровопийц" усердно и довольно-таки много (а не хотел бы - не работал, "патриот").
Ну, нет! Петров наш лепит и лепит неказистое, тяжеловесное уродство здоровенных, красно-кирпичных двухэтажных особняков, обшиваемых обычно грубой, крашеной доской-вагонкой. Это есть "архитектура", по Петрову? Утюги из кирпича с гнутыми, железными решетками... А по-моему, халтура это - страшная. Но с преподавателем не спорят. Хорошо, что взял на практику, на побегушки...
Сидит и трясет бородой под иконами. Борода здоровая - лопатой. На мохнатой груди среди черного, густого, обезьяньего волоса - огромный, серебряный крест... Монархист! И это - в наше время... "Осколок империи" и настоящий ходячий "пережиток". Сколько еще в русских этой азиатчины, и дикого чванства, и поисков "самости". Впрочем, это скоро отомрет. Отвалится, как хвост у ящерицы. Ведь демократия у нас уже и рынок. Всему свое время...
Да, еще говорил наш Петров "интересное". Говорил, что наш устьрятинский драмтеатр (за проект которого авторам вручили Госпремию РСФСР за 1975 год) напоминает ему... Храм Соломона (и где же он его видал? На картинке в Детской Библии?). А Областной исполком народных депутатов (это белый небоскреб на Герцена) - перевернутую менору - иудейский семисвечник из того же самого Храма... Наверное, он просто псих? Или?.. Впрочем, хотя бы и в порядке бреда, надо будет присмотреться к этим зданиям, чем не шутит черт (?)... Или все-таки не стоит? Ведь шизофрения пока не заразна (?).
В обед, в два часа по полудни, Иван Петров врубил по "Радио России" передачу "Парламентский час". Сперва депутаты шумели там что-то о "зомбировании", потом кто-то болтал о "психологической войне". Под конец выступал Юрий Власов, известный спортсмен и теперь депутат. Говорил и дело, и не дело... Так мне показалось самому. Впрочем, и сильным дано ошибаться порой (?)...
Наш Иван Сергеевич слушал этот "Час", как литургию... По-моему, за всеми этими разговорами есть какое-то весьма здоровое зерно, но зарыто оно так глубоко, и еще тут слишком много выдумок и ярлыков, типа всех этих расхожих слов - "США и ЦРУ", "Израиль и Моссад" и прочее, прочее. Сами лепим мифы, сами в мифы верим. Не умеем наладить в России нормальную жизнь, оттого и лепим, и лепим врагов.
* * *
11 июля 1993 года - Дочитал до конца Джорджа Оруэлла "1984". За полгода до того читал "Скотный двор". Маленькая красная книжонка. Рыдал над судьбой умирающей лошади. Над "Архипелагом" в "Новом мире" - ни слезы, когда читал в 1989-м, в 10 классе. Только сжал покрепче кулаки. Было так обидно за нашу Россию. Очень, очень обидно. Но глаза были злы и сухи. А вот от этого уже не стерпел. И - в сырость... Наверное я - "баба"?
Купил двухтомник Оруэлла в Союзпечати у Политеха. Черненький и желтый томики в глянце. Там, где еще при "Горбаче" брали мы - студенты недешевые посольские журналы - "Америку" (аж по два рубля), "Англию" (вначале по восемьдесят копеек, а после уже по рублю) и немецкий "Гутен - так" (по рубль шестьдесят), в последнем занимала нас шикарная готика и красавец-Берлин, "Остров музеев", телебашня и все эти проекты новых зданий, что построят на месте Берлинской стены, на стыке, так сказать, двух прежних, разделенных "навсегда" миров.
Поделился восторгами от Оруэлла с Володей. Заговорили о "тоталитаризме" и о "демократии".
В разговор ввязался наш Иван, хитро и с намеком: - А вы знаете, кто этот "тоталитаризм" придумал?.. Или нет? Не внук ли раввина из Трира?
Я смолчал. Но было гадко, так как я прекрасно знаю, что так Иван намекает на евреев, вернее, на "жидов". Ведь у "них", у этих "патриотов", во всем виноваты "жиды". Ведь для них: "жиды Христа распяли, жиды царя убили". Монархист и "патриот". Темное, темное царство.
Вон какое генеалогическое дерево царей рода Романовых у него - на фиолетовом полотнище настенного календаря. Прямо над столом - во всю стену. А на нем во всей красе и Николай Александрович (Второй), самодержец всероссийский, и наследник трона - цесаревич Алексей, и его сестры - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия... и мать Александра Федоровна. И "такая красота" висит, конечно, еще под иконой... Наивный, "деревенский" монархизм. И вечное желание холуйства. Страх перед личною свободой и мечта о русском "сладком рабстве". Таков народ, который предстоит теперь в России переделать... "Рабы, абсолютные рабы все, снизу до верху", - так писал о таких, вот, "петровых" Герцен Александр Иванович... Ведь "петровым" все равно - царь ли, Сталин ли. Лишь бы был "хозяин" на Руси, "крепкая рука" и ... прочие мерзкие мерзости.
А что городят такие, вот, духовные рабы от злобы на свою беспомощность в жизни - и вспомнить противно!.. Это они называют Ульянова-Ленина - "Бланком" (припоминая "грех" по деду), а Иосифа Сталина они давно перекрестили в "Ж...-швили" (переведя, якобы, правильно это самое грузинское "джуга") и называют его меж собой то "товарищ Ж...овский", то "Оська Евреинов"... Я уж не говорю про Егора Гайдара, который, конечно, "...дяр", и Анатолия Чубайса, который для них "Той ...дяйс". Яковлева эта публика зовет не иначе, чем "Яков Лев", при этом противно подмигивая. Вспоминают "Михаила-меченого". И ищут (и скоро находят) нечто тайно - сатанинское, "масонское" во внешности "предателя-иуды" Козырева. И даже чисто русского Бориса Ельцина они уже давно перекрестили в некого "Б...а" и, естественно, в "Э...на"... Вот так живут и бесконечно тасуют, как карты: - у Ленина - дед, а у Сталина кто - папа?.. - говорят они. - Не известно? А нам все понятно! Раз ваш Сталин - враг народа русского, большевик, то, значит, все понятно... - Ну, у Фиделя Кастро - тоже дед! - ликуют они. - И тогда все понятно... А еще Зиновьев, Каменев, Землячка, Бела Кун и Губельман-Ярославский. И Стеклов-Нахамкинс, и Якир, и Агранов, и Блюмкин Яков, и Генрих Ягода. И Глеб Бокий, и Мехлис еще. И "главный ненавистник русского народа" - Лейба Троцкий-Бронштейн. И кругом одни "они". В общем, полный сумасшедший дом...
Не удивительно, что многие такие "патриоты" портретик русского царя вскоре поменяют на портрет Адольфа Гитлера. И заместо "Благовестника" (как у Петрова пока) на столе у них будет красоваться "Майн Кампф". Впрочем, ведь и "Протоколы мудрецов" у Петрова нашего мы уже видали...
Вот такова инерция и косность. И как ее прикажете рубить при начале наших реформ? Не как Петр Великий бороды боярам? Ведь творим мы теперь - на века. Небывалое, светлое здание... Снова взрастим мы "русскую свободу", в 1917-м растоптанную в день большевиками?.. Да, хотелось бы...
Да, кстати, в "Гутен - так" прочитал сообщение. В Берлине перестраивают Рейхстаг. Готовятся принять депутатов из Бонна. Кстати, купол будет ставить там какой-то знаменитейший американец - архитектор Роберт Форест... Даже мы, студенты-архитекторы его еще не знаем... Стыдно. Впрочем, ведь у нас не мудрено. Мы отстали... Мордвинов - Посохин - и панельный "застой" и... Отстой...
Там - Европа! А мы? Азиопа? И всегда с такими, вот, "козлами", как Иван Петров. Не мудрено отстать! Не мудрено погибнуть... Противно и грустно. И очень, очень стыдно...
P. S.: В Политехе ходит слух, что товарищ Петров в свое время был на излечении в кувшиновской психушке. Говорили, что от белой горячки запойной, или что-то в этом роде... - Правда? - Неправда? - Впрочем, вся Россия сегодня "немного того", к сожалению...
* * *
3 августа 1993 года - Работаю на "реставрационной практике" в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой. Монастырь оставляет... двоякое впечатление.
В коллективизацию - пересыльный лагерь для раскулаченных, c самой массовой смертноcтью. Во всех церквах и кельях были нары... Потом на многие года, аж до позднего "Хруща", в его стенах располагалась воинская часть. При "Хруще" (а может быть, уже при "раннем" Брежневе) ее оттуда "вывели" и передали все это хозяйство Устьрятинскому музею-заповеднику.
Тогда рабочие убрали с территории остатки нар, сняли со стен прожекторы и колючую проволоку. Побелили церкви, побелили башни и соорудили над ними деревянные шатры, поставили кровли над проходами и ограждения на стенах. А затем уже музейщики открыли в Трапезном корпусе монастыря свою хиленькую экспозицию "Из народного быта", и администрацию посадили там же, и поставили две кассы на воротах. Вот, с тем они успешно и открыли для посетителей новый музей. Так музей и жил при Брежневе. Помню, в 1979-м, перед 1 классом, приезжал с родителями в Прилуки, в музей; сохранились фотографии "визита", и при Горбачеве, в "перестройку", приезжали как-то классом. А потом...
Потом был август - тысяча девятьсот девяносто первого... Сейчас все передано Церкви. И музей выгоняют взашей. И правильно?.. Я не уверен...
В этот год церковники (чуть не написал банальное и русское - "попы") договорились с Политехом, чтобы им прислали на подмогу архитекторов-студентов - "на реставрационную практику". Хозяйство при монастыре большое, а народа, пока что, там самая чуть. Всего-то человек двенадцать, всех монахов и послушников, и будет. Кстати, многие из них - довольно молодые и высокие, здоровенные парни. И все ходят по монастырю - то в черно-серых, то вдруг - синих рясах и подрясниках. И бороды у всех - лопатой, как у нашего знакомого Петрова.
Первый день (вчера, 2 августа) разбирали с Владимиром доски на их строительном дворе. Это у самого входа в монастырь, у стены как раз, налево. Проход между стеной и трапезной, под арку. Вчера мы все вначале чистили от разного репья территорию, у семейного склепа и у могилы Константина Батюшкова. Это левее монашеских огородов.
Сегодня делали дорогу. Справа у входа - от Надвратной церкви, вдоль заросшего тиной пруда. Лопатами рубили высокие травы, кусты рубили топором. А после расчищали у самой стены монастырской.
Господи! И чего там только нет?! Старые, полусгнившие деревянные козлы и ржавые бочки с какой-то, засохшей на веки вечные, синенькой краской (которой красили когда-то купол) и с окаменевшими уже давным-давно белилами. "Привет от реставраторов" Советского Союза. И среди бочек тех и козел безобразных - обрезки ржавой проволоки-"колючки", то ли еще от ГУЛАГа, то ли уже от "вояк", там оставшейся... Работали, как лошади. Жара...
Потом монахи отобрали из нас самых крепких парней и увели их работать в подвал - "под церковь", то есть, под главный, Спасский собор. Надо было выносить песок из подвалов (обыкновенный, а не сахарный, конечно). Еще один "привет" от реставраторов СССР, периода "застоя". Они навалили, а нам за ними - выносить...
Потом... Потом монахи предложили нам отобедать, "чем Бог послал". Но, вот "послал" он почему-то в этот день в Прилуки только лишь черного хлеба и пустые щи. Ни рыбы, и ни мяса, ни-ни... Неужели они и сами так живут? Или... Не хочу подумать плохое. Наверное, пост у людей? Или это только для студентов-архитекторов такое угощение "богатое"? Впрочем, Бог-то, Он - все видит!
А после обеда этого началась уже полная "дурка". Парням нашим предложили попы (!) разгрузить с подошедшей машины тюки стекловаты. И предупредили "благочинные", что, вот, "этим" лучше вовсе не дышать... Ну, мы и не дышали почти. Но, все равно, потом чесались все, как поросята, прости нас, Господи. Чесалось у меня практически-то все. Руки, ноги, лицо и даже, кажется, язык. И в желудке даже, кажется, и то чесалось...
И не отсюда ли в народе русском "возростала веками любовь" (как говорят теперь по телевизору) к Православной Церкви и... к попам? Не удивительно, что в "Пословицах русского народа" у Владимира Даля почти нету добрых слов про "служителей культа" - в самую первую очередь. Хороша "Святая Русь"!.. Сами-то попы "не почеслись", и в прямом, и даже в переносном смысле слова, от такой работенки. Хоть девчонки наши в этой "стекловате" не участвовали, и то хорошо. Катались в это время на лошадках. Лошади эти живут в конюшне при монастыре (конюшня в башне, что глядит на реку). Монахи разрешили им кататься...
Те наши девушки, что не городские, не устьрятинские, то есть, а из области - ездили на лошадях и без седла. Умеют без седла на лошади. Завидую...
* * *
4 августа 1993 года - После работы прошелся по стенам. Заглянул в провалы башен. Огромное и черное пространство, совсем без межэтажных перекрытий. Посереди беспроглядной ночи белеет лишь один центральный столб, с винтовой лестницей внутри, от которого по всем этажным уровням, все вверх и вверх, прорублены проемы... в никуда. Черно и гулко. Страшно... - И когда восстановят все это - неясно. Да и надо ли монахам этим такое огромнейшее, пустейшее пространство? Ведь их всего-то навсего - двенадцать душ, на весь Спасо-Прилуцкий монастырь.
Будут ли они все это поднимать? И зачем? Государству было все это не нужно. А им-то к чему? Чтобы в черной - серой - синей рясе там по этажам гулять, бороду растить лопатой?..
Ломать - не строить, ума не надо... - так говорил всегда народ. А снова строить, восстанавливать разрушенное варварами-то - никому уже не нужно. Или я не прав? Так и государство наше, и Россия...
* * *
Ходят слухи про журналиста Растова и про его скандалец с губернатором. Господина Растова  областная газета “Красный Устьрятинец” обвиняет в "активном мужеложстве". Вот так...
* * *
Ходят слухи относительно маньяка-убийцы-педофила Солева и на счет таинственных "марателей" памятников Ленину - в Детском сквере, что на площади Революции, и в сквере у ДКЖ...
* * *
Август 1993 года, воскресенье - Грандиознейшая пьяная, что и естественно, драка в Парке ВРЗ в День города. Много сломанных рук и пробитых голов. Пострадавшие были доставлены в “травму”. К сожалению, двое скончались. 
И еще – о погибших. Вечером того же дня (на День города в парке) трое нетрезвых мужиков поплыли на своей лодчонке к барже, стоявшей на речке Устьрятинке, на которой выступали в этот день, а вернее, вечер, а еще вернее - в ночь - популярные городские артисты и, в частности, балет "Эрос". От полуголых девиц "сносило башню" многим, уже очень пьяным товарищам на берегу.
Ночью под фейерверк мужички сперва напившись водки, чуть ли не в усмерть, а потом поплыли на ту самую баржу. "До девок" там, или "до баб" собирались добраться они, хмельные души, кто разберет, что они при отплытии там говорили? Только, не доплыв, перевернулись с лодкой и потопли они, для всех на берегу, да и на барже, незаметно - в неглубокой и грязной реке.
* * *
Август 1993 года, понедельник - Водолазы подняли их трупы. Показали по ти-ви репортаж. Новый мэр заявил журналистам, что все подобные "увеселения" в Устьрятине будут впредь проводить исключительно лишь на стадионе "Динамо". Там тонуть, во-первых, негде. А во-вторых, отделение милиции там прямо в двух шагах. Не забалуешь.
* * *
Сентябрь 1993 года – Прошлой ночью нагло украдено неизвестными злоумышленниками и, уже очевидно, в скупку металлов сдано острие копья - от бронзовой девы, что стоит у памятника Батюшкову.  Спиленные тем же самым манером у коня поэта стремена и узду что из того же самого металла украли еще летом.
* * *
6 октября 1993 года - В сквере на Ветошкина у КОРа хулиганы пробили голову Владимира Ильича (памятника)... Хоть и не живой – а жалко. Я там маленьким еще гулял с бабушкою, с дедом. Помню – лавочки были зеленые. Помню, как мороженое ели из бумажных стаканчиков – деревянной палочкой… Памятник был неказистый? Да. Да и Ленин – тиран, но его все равно отчего то так жалко… Никого не поймают – уверен. Просто не будут искать.   
* * *
8 октября 1993 года - Видели Петрова. Потный он теперь? Присмирел Петров наш, и языком он более не чешет! Боится! Нас, студентов своих, и боится!.. Бойся, реакционер и "деревня"! Трепещи, "патриот"!..
Из-за вас мы так отстали. Из-за вас веками мы страдали. А теперь мы отомстим! За все, за все мы вам отомстим! Отольется вам мятеж, ох, как горько отольется!.. Шибче бей!..
Жалко - нет Петра Великого, он бы вас, как тех стрельцов - топориком! Это веселее было бы!.. Впрочем, ведь с кровушкой на Руси завсегда дело идет веселей!.. Рубим головы боярам! И нечего, и некого теперь жалеть!
Вся интеллигенция наша - за нас! Окуджава, Ахеджакова, Жванецкий и Захаров... - Раздавите гадину!.. И мы ее давим! Давим гадину!.. Необходимое насилие - необходимо для прогресса. Вот и учимся у батюшки Петра!..
Эх, веревочку бы им на шею, да покрепче! Эх, свинца, свинца бы им всем! Свинца, и побольше! Ведь дело делаем теперь мы на века... А потому жалеть нельзя! И - от бедра, от бедра, от бедра о-че-ре-дя-ми бы их! И так весело! Так здорово! За будущее, против прошлого и всех его "петровых". А то удумали бунтовать...Так и надо, гадам! Чтобы теперь все твердо знали, что русская свобода победит!
* * *
Наклеечка с триколором, и с двуглавым орлом, и надписью пониже флага: "Я ГОЛОСОВАЛ" (наклейка с давних выборов Ельцина), и позднейшей припиской фразочки: "НУ, И ДУРАК!"
Цитаты великих людей -
Вырезанный криво и приклеенный лоскут от настенного календаря, на одной стороне у которого - "1 199..." - неизвестного года и месяца, и "Луна в Скорпионе", а на обратной стороне стихи:

Иван Сергеевич Тургенев

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды так жадно, так нежно ловимые.
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь, родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Так, мы, отъезжая от нашего прошлого к неизвестному и несомненно к "прекрасному будущему", вспоминаем с "улыбкою странной" наше прошлое и лица милых нам. Живых и мертвых. Но не только их, увы. Теперь и страну ту нашу вспоминаем. И ужасаемся. И плачем...
* * *
Исход, выход из прошлого в будущее -

Сердце мое на Востоке. Иехуда ха-Леви (1075 - 1141 гг.)

Мое сердце на Востоке,
А жилище - дальний Запад.
Потеряли вкус и запах
И вино мое, и пища.

Что с моим обетом будет?
Что исполнить я обязан?
Коль Сион в эдомских путах,
Сам же я арабом связан.

Я б Испанию оставил,
Что б однажды, как святыню,
Мне увидеть пепел Храма,
В прах поверженного ныне.

Перевод Ирины Гусевой.
* * *
Библия о пути и о свободе.

“И сказал Господь Аврааму: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю, и возвеличу имя твое”. Они вышли, и мы - вышли. И слава Богу! И с нами Бог!.

"Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои передо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители уйдут от тебя (Исайя 49: 15 - 17).
Истинно так. Только не отступать и верить. И не слушать никаких "петровых". Мы еще возьмем "наш Иерусалим"!
* * *
Наши и их - французское, революционное - "Liberte, Egalite, Fraternite!" - Помним двухсотлетний юбилей, что отмечали все наши, тогда еще такие смелые и "перестроечные", газеты в 1989-м. Как раз в год окончания моего школьного курса, моего поступления в Политех. Год перехода во взрослость и юбилей революции – это же здорово! Юность и революция в самой России, и вот этот юбилей! Как забыть такое? Забыть – это же себя предать! Помню это: "1789-1989 - Двести лет свободы! Двести лет гражданских прав!" - с заголовка старой "Комсомолки". Это было ослепительно и ново. Так свежо. Как надежда на лучшее завтра... И как юность!
После Вильнюса Андрей Макаревич написал в "Комсомолке" "без талонов на воздух, без каторги и без вранья"…
* * *
"Каждый человек в каждом поколении должен считать, будто он лично ушел из Египта". - Мы не вернемся больше мы в тот "Египет".
* * *
Стихи (женские, зарубежные, без указания автора)  -

Лишь о себе рассказать я умела.
Узок мой мир,
словно мир муравья.
Ноет под тяжестью бедное тело,
Груз непомерный сгибает меня.

Тропку к вершине
сквозь холод тумана,
Страх побеждая, в муках торю,
Но неустанно рука великана
Все разрушает, что я создаю.

Мне остаются слезы печали,
Горькие ночи, горькие дни...
Что ж вы позвали,
волшебные дали?
Что ж обманули, ночные огни?
* * *
Ноябрь 1993 года - "...Человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным, ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам". И-Цзин. Древнекитайская "Книга перемен".
Не про нас это писано. И где он, этот самый "человек"? Где? Ведь один, а вокруг только гадость и серость! И эгоизм, эгоизм, эгоизм... Русские - страшный народ. Русские - есть нация дичайших эгоистов.
* * *
Ноябрь 1993 года - "Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя - зачем я?" - Гиллель (древний иудейский мудрец).
Наивный "социализм" Гиллеля. Мы тоже верили. Мы тоже хотели все вместе. Но это было в августе, а на дворе уже давным-давно зима. Снегом занесло все наши, такие наивные, надежды. Мы были так глупы. Теперь за это просто стыдно. Теперь доверчивость - позор. Прозревает и самый наивный. И это не "зло".
Нынче нет ни "добра", ни "зла". Одна сплошная экономика. Это противно для "старых" людей, но, похоже, что "старые" уже обречены. Наш век - практичный век. Злой, жестокий и практичный. "Сентиментальные" - вот это точно не про нас. Мы - дети железного века. Старая Россия "отцов" давно кончена. На Руси теперь каждый на каждого волком глядит. Вот какой наш мир. Мир холодный и строгий, как холодная и малоснежная зима. Противно всем, но делать нечего. Теперь только волка ноги и кормят. Значит, надо быть волками. Так, будем же волками! У - у - у!
* * *
Читывал старинное из старой книжки:
"Спасающий хотя бы одного человека - спасает целый мир". И еще - "Дыханием детей, изучающих Святую Книгу, земля держится". Хорошо сказано, жаль только, что не про наше время это и совсем не про нас. Не про нас. Наше время не терпит соплей... Хотя и хочется порой расслабиться. Но это только лишь позорнейшая слабость, недостойная настоящего человека.
* * *
"Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. И возвращается ветер на круги своя"...
Книга Экклезиаста
* * *
Ноябрь 1993 год - Встретил девушку М. Хороша собою, веселая и добрая не всегда, но в меру. И что удивительно - умна, хотя и... говорит: "Я - ведьма...". Разумеется - полнейший бред. Вспоминал Маяковского: "Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божок...". Впрочем, мир, очевидно, таков.
Эта М - оригинальная девица. Обыденная жизнь сера, скучна. Слышал, что от скуки взрослые дяди и тети в Москве играют в "ролевые игры" (не путать с "любовными"!). Короче, эти чудаки воображают себя героями книжки Джона Толкинена "Властелин колец" - мастерят себе кольчуги, шлемы, рубятся на фанерных мечах и стреляют из лука. - Почему? Зачем такое? - Жизнь их задолбала повседневностью, вот и развлекаются. Вот и М. воображает себя ведьмой, стремится поразить меня оригинальностью. Зачем? Она и так мне нравится.
* * *
Ноябрь, самый конец месяца 1993 года. Я уже не знаю, к чему все это. Наверное, М. и в самом деле доставляет удовольствие меня интриговать. М. умна, умна не по годам, то есть, даже очень. Это и действительно странно. Ведь она еще такая молодая. Только, вот, ее глаза, и эта мягонькая шкурочка... и холодная кожа, и... Впрочем, чего в природе не бывает? Но разве это портит М.? Ничуть. Наоборот, придает ей, ни с чем не сравнимую, оригинальность. Ведь это никакое не уродство. Просто второй такой чудачки, наверное, на свете нет? Нет, просто я ее уже люблю. Ведь без нее мне плохо и тревожно, и только с ней так спокойно и так хорошо. Не то, что с этими, из нашего дома "с дураками", где действительно дурак на дураке... Я даже верю, верю всему, что она говорит. Хотя, с точки зрения обывателя, все ее слова - есть полное безумие, для меня они - чистая правда. Может, я сошел с ума? Впрочем, от того, что происходит в мире, сойти с ума немудрено... Может быть, кому-то покажется смешным, но я теперь верю, что М. - есть самая настоящая ведьма... Хотя, по рассуждению здравому, этого никак не может быть. Наверняка она просто интригует меня. Я ей нравлюсь, вот она и играет для меня свой "театр одного актера" (?). Или это все же душевная болезнь? Неужели у нее шизофрения или что-то в этом роде? Вот уж, не дай Бог... Впрочем, на то не похоже. Жива, игрива, остроумна, никаких припадков и депрессий, она отлично учится (посмотрел ненароком брошенную зачетку на столе), даже сочиняет стишки для КВН. Словом, она просто классная. А до остального - что мне? Ведь это просто молодость. По крайней мере, ей будет, что вспомнить потом, что другим рассказать...
- Расскажите, бабушка, как зимой девяносто третьего Вы перед дедушкой ведьму из себя изображали...
- Ох, давно это было, внучата. Еще, чай, в прошлом веке, при царе Борисе... Николаиче...
Вот, так оно когда-нибудь все смешно и будет. Хорошо и забавно. И тогда мы все-все-все отдохнем и увидим небо в самых крупных алмазах... А пока - правда жизни горька, груба и скучна. Ну, а молодые девушки не любят правды. Особенно сейчас, особенно у нас... Да, и кому нужна вообще сегодня какая-то там "правда", в взвихренной России?
* * *
Декабрь 1993 года - Продолжение мыслей про "правду". Вот, говорил когда-то Горький устами своего героя: "Такую надо правду, чтобы все мы, сукины дети, на карачках ползали от нее, в страхе...".
Он считал, что так надо, ну, а я уже скажу - не надо. Народ стремится к сытости, к комфорту, хоть и убогому, непрочному житью-бытью, притом - любой ценой. Стремится интуитивно, идя к своей заветной цели без всякой "всемирной идеи", без "мысли огромной", а инстинктивно, словно зверь, идущий к водопою. Здоровые инстинкты выживания. Кто может осуждать за них людей?
Конечно, в этом есть эгоизм, есть взаимная жестокость и презрение к каждому более слабому члену сообщества, но это, все равно, естественней и лучше бессмысленных бунтов против законов экономики и здравого смысла. Это неизбежные процессы.
Да, все, что происходит - неизбежно. Дело только в плате за прогресс (?). Впрочем, похоже, это уже мало всех волнует. Люди должны научиться жить, отчаянно стиснув зубы, иначе погибнут. А как вы хотите иначе? Сюсюкаться с каждым уродом и с каждым больным? Таков закон природы: "Слабым смерть"!
* * *
14 декабря 1993 года - Заявление А Н Яковлева СМИ, назвавшего прессу "четвертой властью"... Как понять такое?
Вспомним Всеобщую Декларацию прав человека - статья 19, вспомним Конституцию РФ - статьи 18 и 29, где в пункте 5 нам ясно сказано: "Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещается". А это? Что? Орудие для манипуляции народом?
* * *
26 декабря 1993 года - Я всегда был против национализма и "патриотизма ненависти". Но сегодня?.. Я в растерянности. Пропаганда беспочвенности раздражает. Нет! Угнетает. Деморализует нацию. Вспоминается Герберт Честертон: "Хорошие люди любят другие народы. Плохие - забывают собственный".
* * *
30 декабря 1993 года - Надоели разговоры "о духовности" и "о России". Пустое сотрясение воздуха. Плюс - всеобщая апатия. Плюс - Жириновский... Ощущение конца времен и сумасшедшего дома. Всеобщая депрессия и царство беспредельной, угнетающей все и всех гадкой серости. Наступающий Новый год не сулит теперь ничего радостного. Полнейший временной тупик...
И кстати, у поэта послереволюционной "белой эмиграции" Аминада Петровича Шполянского, у знаменитого "Дон-Аминадо" заводились в свое время вот такие вирши:

Живем, бредем и медленно седеем...
Плетемся переулками Пасси...
И скоро совершенно обалдеем
От способов "спасения" Руси!..

Поставьте вместо "Пасси" - "Москвы" - и каждое слово прилепится намертво к нашим собственным, нынешним дням. Печально...
* * *
1 января 1994 года - М. уехала домой, в свой Снежнегорск (Челябинская область), а потому пришла "зеленая" тоска. Смотрел у себя в комнате Новогоднее шоу. Убожество и пошлость, но народу нашему (неужто, правда - моему?) такое чудо нравится... Вспомнил прочитанное недавно, у философа-эллиниста Лосева Алексея Федоровича (1893 - 1988): "Рабочие и крестьяне безобразны, рабы в душе и по сознанию, обыденно скучны, подлы, грубы. Им свойственна зависть на все духовное, гениальное, матерщина, кабаки и циничное самодовольство в невежестве и бездействии...
Россия кончилась с того момента, как народ перестал быть православным. Спасение русского народа я представляю себе в виде "Святой Руси"...
Все так, и все, как будто бы, и правильно. Остается для спасения этого народа где-то взять "Святую Русь". В РПЦ, я думаю, ее и искать уже не стоит...
* * *
9 января 1994 года - "Правда выше Некрасова, правда выше Пушкина и даже выше России. И служить надо только правде, несмотря на все неудобства, которые это может принести" - писал Достоевский Федор Михайлович.
"Только вчера" были Вильнюс и Рига. А сегодня там "проблемы с русскими". Появились "люди без гражданства". Ну, и в чем она сегодня - "правда"?..
* * *
О М. -
Нет, это не какое-то дешевое актерство. Похоже, что М. и в самом деле знает что-то такое, чего не дано знать другим? Неужели наступают пресловутые "последние времена", когда сбывается библейское?
Это есть предреченное пророком Иоилем:
- “И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь, и огонь, и курение дыма.”
Или все намного проще? А к чему мои странные сны о Германии? Наверняка, в переломные часы трагической, страшной истории дети эпохи, ее очевидцы становятся как будто... ясновидцами, понимающими угрозу, затаившуюся на время, но так и не преодоленную до конца? Бог весть...
* * *
Февраль 1994 года - Вчера долго говорили про гадание и предсказания мудрых греков по полету цветочных лепестков при теплом и холодном ветре, по полету разных птиц над горами и морем, и по их перьям, и по содержимому их внутренностей, а еще про гадание по печени жертвенных тельцов. Все эти девы-пифии, Дельфийский оракул, cвященный треножник и прочее, прочее... Как от всего этого страшно болит голова. Впрочем, это позволяет хоть как-то забыться от того, что на самом деле нынче грозно и реально.
Вспоминается порой давно прочитанное из "Трех товарищей" Эрих Мария Ремарка, особенно вот это...
"- Ах, будущее! - Я с досадой швырнул на стол запонки. - Кто сегодня говорит о будущем! Зачем ломать себе голову над этим!
Фрау Залевски озабоченно покачала своей величественной головой: - До чего же странны нынешние молодые люди. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.
- А что вы, собственно, называете хорошим концом? - спросил я.
- Хо-роший конец бывает лишь тогда, когда до него все было плохо. Уж куда как лучше плохой конец".

Очи ее - окна отверстые на мир,
Губы ее - алые цветы влажной и трепетной страсти,
Руки ее - есть змеи проворные,
И пух черных лебедей - власы ее...

- Cам сочинил. Удивительно!.. Вот уж не думал, что стану поэтом... Для сравнения выписал почти что всем известное, библейское:

Что лилия между тернами,
то возлюбленная моя между девицами.
Что яблоня между лесными деревьями,
то возлюбленный мой между юношами.
В тени ее люблю я сидеть,
и плоды ее сладки для гортани моей.
Он ввел меня в дом пира,
и знамя его надо мною - любовь.

(Песнь Песней 2: 2-4)

- Как хороша любимая моя... Волосы ее... - представляю, как засмеялась бы она, если бы я прочел ей. - Ну, просто "Песнь Песней" какая-то... - хохотала бы, дразня меня, Марыся.
Нет, решено. Не покажу я ей свои стихи. Они - довольно плохие и вообще убогие...
* * *
Суббота, 12 февраля 1994 года - "История доказывает, что каждый шаг по пути к свободе был шагом культуры" - писал Фридрих Энгельс. Только "культура" тут - не Третьяковка и не балет Большого театра в Москве. Такой культуры у нас в России - завались... А где у нас "культура производства"? А как с "культурой человеческих отношений"? А где, простите, "парламентаризм", и "демократия", и какая-нибудь "толерантность"?.. О последнем-то смешно и говорить. Вернее, очень грустно, особенно после кровавого Октября прошлого года в Москве...
Гордимся, как идиоты: "И даже в области балета мы впереди планеты всей...", а сами просто варвары!
* * *
8 марта 1994 года - Мы - "культура насилия". Мы - "культура невежества". Мы - "культура агрессии"... Не сто, а тысячу тысяч раз был прав обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев Константин Петрович, говоря Николаю Второму Романову: "Россия есть ледяная пустыня, и ходит по ней лихой человек". То и видим всегда. Довольно посмотреть вокруг...
* * *
Март 1994 года - Слышал интересную теорию про так называемый "зеркальный год". Говорят, что существует год в столетии, который словно отражает в себе весь грядущий за ним век. Например, 1881 год. Год убийства российского царя - Освободителя крестьян, Александра Второго, террористами - "народовольцами" 1 марта в Петербурге на Обводном канале. Начало русской смуты... Или 1991 - год нашей несчастливой демократической революции, год распада Союза ССР. Значит, и век будет такой же? Век распада?.. Распада и конца России?.. Снова век революций и войн? Или век уже всеобщего, вселенского распада? Вот это действительно страшно...
Впрочем, надо бы Марысю расспросить. Она ведь понимает в этом толк... А еще - в рунах, и в Таро, и в Каббале.
* * *
Апрель 1994 года - Святая Пасха. Пасха в России. Колокольный звон плывет над городом... А по телевизору... совершенно нечего смотреть. Крестные ходы, кресты, иконы и бороды, бесконечные бороды, бороды... И густая, противная скука, такая же, как раньше, во время всех этих Съездов и Пленумов КПСС... Такой же, прости Господи, густой официоз, да еще и с бородою белой Патриарха Алексия Второго.
Липкое, гаденькое ощущение общественной лжи и нелепого притворства. И это - наступившая "Святая Русь"?..
Невольно вспомнишь английского поэта Теннисона, писавшего: "В сомненье честном веры больше, чем в доброй половине жестких догм...".
Не заступничество Патриарха за Дом Советов в 1993-м. "Не захотел влезать" и "был над схваткой"?.. Впрочем, уже все равно.
Ну, и что теперь? Снова - государственная Церковь при властях, сующих голодному народу иконку вместо хлеба и вместо работы... Разве мы того хотели?..
Петр Чаадаев писал: "Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам".
Не сто, а тысячу раз прав Чаадаев. И не только мировой исторический опыт нам ничуть не указ, но и свой, российский, русский опыт мы не помним... Или "там - наверху" и впрямь не понимают, что такое "насаждение веры Господней" наведет на нашу землю еще большее безбожие и атеизм?.. Печально, когда думаешь об этом. Впрочем, не впервой на земле творятся такие дела. Ведь написано было: "И увидел Господь, как велико развращение человеков на земле, что все мысли, и помышления, и сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человеков на земле, и восскорбел в сердце Своем" - говорится в книге "Бытие" в Святой Библии.
Про нас, про русских, это было сказано(?)... Впрочем, такое возможно сказать не про одних лишь русских. То ли король Фридрих Великий, то ли Бернард Шоу, то ли Гитлер писал (смеясь?) - "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак".
* * *
Апрель 1994 года - Кровь и народ... Народ и Родина, народ и породившая его благотворная почва, - говорила мне давеча М. - Только великое мистическое единство создает подлинные узы мироздания... Единство духа и единство плоти. Огонь и вода. Разрушение и созидание. Мужское и женское. Отдающее и принимающее, и животворное в свой назначенный черед, единое "инь" и "ян"... - Говорила она, как всегда, очень четко, словно чеканя слова и глядя мне в глаза, не моргая. - Мистическое, животворное единство всего и вся в этом сложном, прекрасном, и жутком, и радостном мире. Вот, величайшая тайна силы и единства Неба и Земли...
Думаю об этом часто и вспоминаю М... И хочу быть только с М! Хочу на ней жениться (хоть и молод)... Пусть она - ведьма, зато какая чудная!.. Чудная ведьмочка-девочка! Я ведь и правда, ее очень, очень люблю!..
* * *
19 апреля 1994 года - После потрясений необходим порядок и работа... Дел много, но никто и ничего не хочет делать. Все хотят "делать бизнес", то есть, "рубить бабки", или, как говорят местечковые, "иметь гешефт"... Странно будет это тем, кто прочтет меня (а кто меня прочтет?). Подумают: "Брюзжит. Значит, писал старик". Неправда ваша, и еще раз - неправда. Слишком любят вспоминать у нас сэра Уинстона Черчилля: "Любой человек моложе тридцати, и не либерал - человек бессердечный. Любой человек старше тридцати, и не консерватор - человек безмозглый".
Черт бы побрал наших безмозглых либералов и бессердечных консерваторов. Вернее, просто реакционеров... Нам нужен человек разумный. Нам нужен наш герой. Тут бы идеально подошел генерал, типа Франко. Или просто "русский Муссолини"... Впрочем, ведь последний плохо кончил. А все почему? - Пошел за дураком-Адольфом вслед. Сперва наши европейские союзники (после 1941 года) втянули Германию в Мировую войну. Германия одерживала временные победы, пока у немцев были люди и силы. И Бентио - "купился". Тоже полез воевать... Был бы он умнее - правил бы до 1970-х, как испанский каудильо Франко.
Душою не приемлю и не хочу диктатуру. А что поделать? Делать нечего. Страшно взвихренной стране и полунищей нации, находящейся в таком диком разброде, необходим порядок.
Пошли нам, Господи, разумного диктатора! Иначе мы просто погибнем. Совсем еще недавно мечталось жить иначе, но, видимо, теперь уж никак...
* * *
Апрель 1994 года - Приглашали на собрание каких-то "патриотов" в ДКЖ. Обещали - приедет Руцкой. И Руцкой - приехал. Бодр и свеж, но пушистые усы - уже совсем седые... Народу - просто тьма, и обстановка очень нервная, как перед сеансом экстассенса. Еле-еле нашел я место на галерке, на втором ярусе.
Ободранный, старый ДК. Запах и нищеты, и человеческого пота. И все чего-то ждут. То ли чуда, то ли призыва - на штурм... Тут же, посреди этого "моря народного" продают в фойе у входа в зал небольшую книжечку самого Александра Владимировича, а еще какие-то газеты.
Подошел. Посмотрел на заголовки. Вот они:
"Наш голос", "Трудовой народ", "Правда", "Сталин с нами". И последняя - с таким же, вот, усатеньким дядей на обложке, как и сам наш гость, выпущенный из тюрьмы Лефортово...
Александр Владимирович был в ударе. Рассказал сначала о борьбе за Советы, потом - про Белый Дом, а затем - о Лефортово. "Настоящий мученик"... Сперва сорвал аплодисменты, потом подписывал книжки-газеты.
Где это я уже видал? - забилась в голове неотвязно мыслишка. И вспомнил...
Полгода назад приезжал к нам в ДК "великий шаман Чукотки". Выступал бесплатно, и потому народу в зале тоже набралось немало. Тоже тьма и тьма... Сперва он яростно и долго бил в огромный бубен из какой-то шкуры. После этого он "заряжал" простую воду, выставленную гражданами подле сцены в трехлитровых банках (Совсем как это делали по телевидению Чумак и Кашпировский)... Потом вот так же в фойе продавали "лечебные" фотографии самого "великого шамана" и "лечебные" газеты (в которых все, конечно - про него). До сих пор припоминаю летающее в зале и в фойе легкое ощущение какого-то психоза, невероятных ожиданий и несбывшихся надежд. Тогда все так было. И сегодня почему-то тоже...
Вспоминается из Библии: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей", - это 1 Псалом Давида, и еще: -
"Не оставляйте заповеди моей. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых. Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо", - учат Притчи Соломоновы, в главе 4. Так говорит Святая Библия. Вот перед этим меркнет все. Перед этим, вечным - все прах и все лишь тлен. Все суета и полнейшая мерзость...
* * *
Апрель 1994 года - Не припомню, кто из русских философов писал, что "христианство на Руси еще не проповедовано". Но ведь сказано было в Писании и до него: "Народ Мой нерешителен в возвращении ко Мне. Зовут его к высотам, и не восходит он". Про древних иудеев еще сказано, которым хоть и было проповедовано, но они от истины вечно уклонялись, ибо она тяжела. А у нас и этого нет. "Не проповедовано" нам, и точка. Но раз "не проповедовано" нам, то и мы - не Его. И взойдем ли мы куда? Не похоже.

"Побуждение активной любви к Родине превыше всех доктринальных государственно-общественных начал, она должна стать предметом повсеместной проповеди... Лишь на почве этой любви возможно созидательное государственно-общественное строительство, без этого - всегда отвлеченное и доктринерское... Самоценная и самоотверженная любовь к России не только спасет Россию в нынешний, грозный для нас, час, но и определит все ее дальнейшее и свободное существование", - писал философ Николай Бердяев, почти тотчас после Февральской революции 1917 года.
Не сумели. Не смогли и все про...и. Не было ни воли и ни страсти. Ну, а значит, не было любви к России?
Вот бы тут у заграницы не грех поучиться. Да хоть бы у страстных испанцев! Нужен, ох, как нужен сейчас России наш "русский Франко"!
Боже, спаси нас! Боже, пошли нам нашего "русского Франко"! Господи, спаси Россию!

"Не сотвори себе кумира и никакого изображения..." - говорится в Исходе (20:4).
А ведь мы только это и делаем... Сперва - Ленин-Сталин... Затем на место их залез Ельцин. Кровавые кумиры наши всегда требуют человеческих жертв, человеческих жизней загубленных. На крутых поворотах истории нужна особая зоркая осторожность.

И говорится в Притчах Соломовых (1:8): "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери своей".
Простые и великие слова, но не про "советских" родителей сказаны. Чему научат нас духовные банкроты из поколений и поколений вчерашних послушных рабов? Какое еще "наставление" дадут нам они? Какое нам преподнесут они "учение"? Господи, как много бреда и "серятины" слышали мы уже от них!
Помню еще, как и маменька моя говорила что-то, там, по-попугайски глупое, типа: "Сталин был плохой. Зато Ленин был хороший. Самый человечный человек". И еще рассказывала мне, в срединном моем детстве: "Христиане были невежды и фанатики. Именно они сожгли Александрийскую великую библиотеку...". Я не говорю, что она сама придумала все это. Просто повторяла, вновь и вновь, бездумно то, чему ее учили в школе, а потом - в ее Герценовском институте в Питере... Крепко же тогда им всем промывали мозги!
Прав, ох, прав Кузьма Прутков, написав в свое время, что "Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе". Органическая неспособность глубоко и правильно мыслить, умственная леность и даже, к сожалению, определенного рода вырождение - не черты ли народа наших дней? Самому подумать лень, зато твердит: "Вот так написано в газете", или - "Так услышал по радио", или - "Говорили по телевизору"...
Примитивные люди вокруг. Примитивные мысли, и серая, несчастная, усталая наша страна. Усталая уже цивилизация и обреченная на гибель так же, как и Римская Империя завершающих своих веков. Но великий Рим падал в пропасть гибели и небытия века и века. Нам же меряны всего десятилетия. Наше время побыстрее будет, постремительней оно течет. Атомный и электронный супер-век. Этот век и следующий, ХХI - решающие в нашей судьбе. Быть или не быть? Роковой вопрос современности...
А как же все их наставления? Какие еще нам слушать теперь "наставления"?!.. Смешно все это и противно, в высшей степени. Не до "наставлений" нынче. Над всем довлеет "злоба дня". И в прямом, и в переносном смысле.
* * *
"Человек без дома - не человек" - говорится в Талмуде...
Никогда не чувствовал себя дома у нас дома - ну, "как дома", потому и бегу к ней. И жизнь уже - не жизнь. Страшно вспомнить, как жил раньше. Всегда и всюду вечное бездомье, и везде, и всем я - как чужой...
- За что, Господи? За что, Боже?.. - говорил я тогда. А сейчас - есть она. Ведь если бы не М., то и слова не с кем было бы молвить. Лишь она - мой дом, только с ней я - дома.
* * *

Грандиозный временной пробел.

* * *
14-15-16 июня 1995 года - Отряд Шамиля Басаева захватил Буденовск. Драма с заложниками в буденовской больнице. Президент на встрече в Галифакс (Канада) самоустранился от решения вопроса. После переговоров с премьером РФ Виктором Черномырдиным боевики Басаева, прихватив заложников, уходят в Чечню - в Хасавьюрт. Начало мирных переговоров в Хасавьюрте, а перед тем - знаменитое: "Шамиль Басаев, говорите громче, Вас не слышно"... И Шамиль говорил...
* * *
18 июня, 1995 года - На устьрятинской кремлевской стене в какие-то придурки сделали граффити: "Россия - для русских! Устьрятин - для устьрятинцев! Кавказцы - наше несчастье!". Народ читает и понимающе притом качает головой. А по торцу училища Связи написано: "Мы спосем свою страну! N. S. P.". Притом, именно так, в такой орфографии - "спосем"! И нарисована большая и жирная, черная свастика. "N. S. P." - это, видимо, национал-социалистическая партия. Эти уж точно "спосут" - грамотеи!..
* * *

Опять грандиозный пробел.

* * *
9-10 января 1996 года - Боевики Салмана Радуева атаковали дагестанский Кизляр. Все тот же захват населенного пункта, как и в случае с Буденовском. Опять боевики берут заложников и уходят колонной из автобусов и грузовиков. Колонна остановлена. Бои у села Первомайское, близ дагестано-чеченской границы. И опять - уход в Чечню. На этот раз - уже с заложниками...
Шел вчера по городу, как ошалелый, и смотрел на "это"... На каждом столбе по трафарету черным: "Время быть русским!" И подпись жирным: "РНЕ". А над этими буквами свастическим крестом пластается и крутится знаменитая "звезда Богородицы".
Давным-давно Федор Достоевский писал: "Русский человек он потому и "русский", что всем и каждому брат"... Ну, и дальше, в том  же духе. Знаменитая "всемирная отзывчивость"...
Бедный, бедный Федор Михайлович... Да живи он в наше время...
* * *

Дальше - чистая тетрадная бумага...

* * *
В конце тетрадки приписано:
Россия кончена. От нее остается лишь "нос". Тот самый, пресловутый "клоунский нос на лице Империи Зла", как назвала британская газета "Гардиан" собор Василия Блаженного (он же - собор Покрова Пресвятой Богородицы) на Красной площади в Москве... "Не были - ли архитекторы собора сумасшедшими? Или это были детские аниматоры?" - пишет журналист из Великобритании в своей статье... - Вот так им на Западе сегодня привиделся наш образ Горнего Иерусалима, наш памятник победы над Казанью, возведенный по приказанию самого Ивана Грозного.
"Клоунский нос"... - Таков для них сейчас образ нашей былой евразийской державы, сочетавшей некогда в себе и русскую, и восточную традиции... Впрочем, и такое не в первой. Ведь еще Наполеон называл собор Василия Блаженного "мечетью"... И взаправду - "мечеть"?.. А мы? Кто мы? - Византия?
Нет... Мы - Оттоманская Турция, мы тот "самый больной организм во всей в Европе", от которого на протяжении столетий отлетели и отвалились все эти Греции, Болгарии и Сербии, Боснии-Герцоговины и Албании, эти Ираки, Палестины, Ливаны и Сирии, все эти Саудовские Аравии и ... еще Бог знает, кто.
Глупо думать, что классическая империя Романовых, слегка подмороженная при своем первом распаде в 1917-м, переживет двадцать первый век...
Наша участь предрешена. - "Мы уже взвешены на весах истории и найдены слишком легкими"... Господи, спаси нас от новых рек бессмысленно проливаемой крови! Дай нам немного "турецкого счастья"! Не дашь? Ну, тогда и не надо. Все равно, уж все одно...
* * *
Дальше - оборот обложки, безмолвный, слепой, словно гробовая крышка.


Рецензии