Повесть о нём

1-глава.

Добрый день, мой дорогой читатель!
 Давай знакомиться.
Я  взрослый мужчина. Мне за семьдесят.
 Когда-то  не так недавно, вчера, я был  ребёнком.
 В семь лет меня  отвели в школу. Одного раза хватило, чтобы я решил  в неё не возвращаться.  К тому же никто в доме не был против, моего отказа. В семье, где растили девять детей в послевоенные годы, очень нужны были рабочие руки, даже такие крохотные.
Так  сложилось по воле судьбы через два года нашу семью, как и многие другие,  выслали   в Сибирь. Вот там моя  свобода и  закончилась. Посещение школы стало обязательным для всех детей  школьного возраста.
 Меня  опять отправили в школу. Сшили большую сумку из брезента, которой я был несказанно  рад. Выдали учебники. 
Прошёл месяц, другой, и  вдруг я понял, что мне нравится учиться. И более того, учёба мне даётся  очень легко. 
 Через пять лет нас освободили,  и мы вернулись на Кавказ в Азербайджан. Хочу отметить, для более юных читателей, в те времена Азербайджан и Россия входили в состав одного государства, в котором также было ещё 13 социалистических республик, ныне независимых суверенных государств.
 Наша семья поселилась в маленьком селе, и продолжали делать то, что всегда умела хорошо, выращивать виноград и возделывать землю. Я продолжил учёбу в школе, основное,   схватывая  на уроке, так как дома свободного  времени у меня почти не было. Так  незаметно для меня,  я окончил  десятый класс.
Директор школы пригласил моих родителей в школу, поблагодарить за такого сына  и озвучил сумму за золотую медаль. Таких денег у  крестьян, конечно не было. Да, и особого смысла в этом они не видели.
 Так,  на экзамене по - русскому языку  я меня нарисовалась  тройка. Я погрустил, поплакал. И решил доказать многим, и в первую очередь самому себе, что  достоин большего. Я стал просить мать отправить меня учиться в Баку. Денег у бедной женщины не было. Единственное, что она могла сделать, это взять ссуду под большие проценты у ростовщика. Так  у меня в кармане появилось пятьсот рублей и билет на автобус.
Одели меня по- барски, вышитая  рубашка, снятая со  старшего брата, правда вся вышивка утонула где-то в штанах, серые брюки и пара туфлей.
Отец сколотил мне деревянный чемоданчик, в который мать, с любовь, положила домашних лавашей  и сыра.
В дорогу я отправился с  двоюродным братом Иваном. Его я уговорил поступать со мной в Бакинский Политехнический институт.
 Баку встретил нас ярким солнцем и шумными улицами. Здание института привело в трепет, вроде всего пять этажей, но огромные колонны на входе, высоченные потолки, пальмы, широкие лестницы, сделали своё дело. Мы   начинали сомневаться, не высоко ли замахнулись. Но, не смотря на сомнения, протянули свои документы в  окно приёмной.
Вслед   за моей рукой, захлопнулось окошко по приёму документов, и  вывесили  табличку-
« Приём окончен».
С этого момента для меня наступили  тяжёлые будни полные опасности   и проблем. Я это понял уже через час.
 В общежитие отказали на отрез,  единственным местом, где можно было остаться,  был дом колхозника. Скажу вам удовольствие не из дешёвых. Пятьдесят рублей за ночь. За двоих, а нас было двое, как вы помните, с  нас  взяли сто рублей и провели  в комнату, а вернее в огромный барак, заставленный кроватями в ряд.
 Не успел я склонить голову, как услышал свою фамилию и имя.  Я испытал шок. Как? Откуда меня знают? Мужчина потребовал, чтобы я прошёл вслед  за ним.  Думаю, вы понимаете  в какое время я жил.   В свои двадцать я уже пережил пять лет ссылки. Ноги были ватными, я еле дошёл до маленькой комнаты, в которую меня буквально впихнули и захлопнули дверь.  За письменным столом сидел огромный обрюзглый мужчина. На его столе не было ничего, кроме зловещей настольной лампы.
« Подойди ближе»- протянул он, своим просаленным ртом, по которому стекал жир от голубцов.
Этот рот, я запомнил на всю жизнь!
«Раздевайся! Рубашку давай!»
Он ловко вытащил длинную палочку и подхватил ею мою рубашку и поднёс  к лампе. Мужчина внимательно осмотрел её на свету. И всё той же палкой откинул её в мою сторону.
« Свободен» - буркнул он. 
 Я схватил её и просто выбежал из душной комнаты. Только спустя несколько месяцем я понял действия этого толстяка, он проверял одежду на вши.  То, что  меня звали по имени, тоже не было удивительным, как и в любом гостином доме, в доме колхозников  посетителей принимали по  документам.
 Утром, выспавшись, мы с братом твёрдо  решили забрать свои документы из института. Мы прекрасно понимали, что  этот город нам не по карману. Такими темпами,  по сто рублей за ночёвку,  мы  не доживём даже до первого назначенного экзамена и при этом останемся даже без денег на обратную дорогу.
Но, не тут - то было. Возвращать документы нам  не спешили. Их уже передали дальше.  И забрать их оказалось большей проблемой, чем сдать.
Я сидел в коридоре просто убитый горем.  Как такой человек как я, из бедной крестьянской семьи, может прожить в Баку?
 Я потерял последнюю надежду, и обратился к Богу.
К кому ещё? На, что я мог рассчитывать в этом чужом городе?
Не успел я подумать, как почувствовал холодную руку на своём плече?
- Ты откуда здесь? – протянул    знакомый парень из нашего  села.
-Мы поступать приехали на строительный факультет.
-Во, молодцы.
-Да, что молодцы?!  Жить – то негде. В общежитий ремонт. Помоги забрать документы,  а то нам не отдают.
-Вы с ума сошли?!  Сейчас разберёмся. Пошли к коменданту. Я с ним поговорю.
 Конечно, вы с улицы. Кто с вами говорить станет. 
Через час у нас  с братом были две кровати в общежитии всего за 40 рублей в месяц.
Комендант пустил нас в ремонтируемое  помещение,   в нем  стояли две  кровати, на которых мы спали на грубых железных  сетках, без матрасов. Единственное, что я мог положить под голову, это мою руку, а укрыться фланелевой кофточкой. Но, и это было огромным счастьем, которое, к сожалению, длилось не долго. Через две недели, комендант нас попросил на выход, ремонт дошёл до нашей комнаты. Конечно,  переплаченных денег за оставшуюся часть месяца нам никто не вернул. Но, за это время были сданы первые три экзамена. Оставался  последний, устный, по математики.  Опять земля уходила из - под ног. Два дня с братом мы  спали, прячась в кустах,  в метрах двести  от института. Конечно, понимаете в каком виде, я попал на экзамен. Сон на траве не украсил мою белую рубашку. Хочу отметить, что раньше институты работали до поздней ночи. Потому что большинство студентов днём работали, а ночью  учились. Так, что экзамен, назначенный с 1 0 утра,    начался лишь в десять вечера. Всё это время абитуриенты со своими родителями провели  у дверей. У дверей кабинета не было не лавочек, не стульчиков. Поэтому к началу экзамена  все были измотаны, обессилены и злы. За десять часов  ожидания мы успели познакомиться   с ребятами и некоторыми родителями.
Я попал в аудиторию только в двенадцать часов ночи. В ней было развешено шесть досок. Мы подходили,  брали билет и отходили, каждый к своей доске,  решать задания.
 Свой билет я решил очень быстро. Мне хватило десяти минут. Но, вот парень, стоявший рядом, сделал ошибку в самом начале  первого примера,  и в пал в стопор. Я  в уголочке своей доски  написал ему решение примера, а   дальше  он справился сам.  Но, бдительный преподаватель  заметил мою подсказку и окликнул меня по фамилии.
-Что самый умный?
Я молчал в ответ. На минуту мне показалось, что я потерял сознание. Откуда, он меня знает? - мелькнуло в  моей, умной, но наивной голове. Не знаю, как я удержался на ногах, но то, что я был в отключке, было фактом.
-Так! – услышал я, сквозь обморок, - Подойди  к первой доске и проверь. Она всё правильно решила?
Я подошёл и исправил мелкую ошибку.
-Следующая доска, не смягчая голос, скомандовал преподаватель. Казалось, что   мои действия и знания ещё больше разозлили его.
Я подошёл к второй, третьей   и  так доску за доской я проверил все работы.
Преподаватель подозвал меня, и вместо  слов молодец, которые я так надеялся услышать, в аудитории прозвучало грозное------«Удовлетворительно».
Он протянул мне документ, и я убитый горем вынесся и кабинета. Слёзы застилали мои глаза. Тройка по экзамену, означала сто процентный провал поступления. В дверях меня ждала оставшаяся толпа.
-Ну, что протянула одна из мамаш? Что?
-Удовлетворительно. Представляете, я а ведь всё, всё решил!
Она ловко выхватила бумагу и засмеялась во весь голос. «Ты русский язык сдавал?» - протянула она.
-Да, на пятёрку!
-О! A читать не умеешь? Тут написано – «Отлично».
Я долго не верил глазам. Позже,  после поступления, я, как и многие студенты, привык к шуточкам этого преподавателя. Но, ту шутку, я запомнил навсегда. Она была, и осталась самой злой в моей жизни.
Вот  так из бедного сельского  отличника, я превратился в такого же бедного, но столичного студента, инженерно-строительного факультета.
Поступил и мой двоюродный брат.  Правда,  на дорожный факультет, на инженерно-строительный  не хватало балов. Теперь, проблема состояла в одном. Как же вернуться домой? Не смотря на нашу экономию, в кармане у нас не осталось не рубля. Последние шестьдесят рублей  мы потратили на обмывание поступления.  Кстати обмывали   мы поступление очень  скромно вдвоём, коржиками и лимонадом. С нашими инфляциями  и девальвациями  сложно донести до читателя реальное положение дел. 
 Я к тому, чтобы вы понимали, сколько это по отношению к теперешним деньгам.

На  Бакинский вокзал мы пришли пешком, только зачем не понятно. Наверно, опять за чудом. В первый раз мы встретили знакомого парня из нашего села, который учился на третьем курсе Политеха.
Рассчитывать на новое чудо не приходилось. Такого не бывает.
  Я не верил в чудеса. Но, верил в Бога. И когда просил его искренне, полный веры и уверенности, он меня слышал.
И опять рука на моём плече, и певучая фраза – А, вы откуда и куда?
Не поверите?! Каждое слово моего рассказа это чистейшая, правда.
Перед нами стоял наш сосед, который удачно распродал фрукты на Бакинском базаре.



2-глава.
Домой я вернулся счастливый  и окрылённый. Мама была очень рада моему возвращению. В тот же день мы расплатились  с соседом. И с братом стали жить в ожидании сентября  и новых чудес.
Скажу, честно, было очень обидным то, что никто не спросил меня. А поступил ли я? Просто были рады моему возвращению.
И только когда, наконец, перед началом учебных занятий я заявил, что мне нужны деньги на дорогу в Баку мама была очень удивлена.
 А, зачем это? Казалось, она не совсем понимала, зачем я вообще ездил, что поступил, значит пять лет учёбы вдалеке от дома.
Поверьте, для женщины, родившей и выкормившей девять детей в военное и послевоенное время, это было более чем простительно. Со своими подругами она не говорила о моде и книгах, не смотрела телевизор, и если и была разок  в кино, то только на фильме «Чарли Чаплина».
Ну, если моя мать слабо представляла себе, что же такое институт. То наша соседка Сакина напротив. Эту весть она понесла с радостными криками по всей улице.
-Поступил, он поступил!- кричала она, что было духу. А вы не верили! Я же говорила! А вы говорили деньги! Деньги! Когда есть голова, деньги не нужны!
Но, как бы то, не было. Деньги на дорогу мне были необходимы, и мама опять пошла к ростовщику.
Наша соседка Сакина, очень милая, добрая женщина, напекла мне сумку лавашей и принесла  перед самым отъездом. Немного расскажу о ней. Уж, очень яркая личность. Сакину в шестнадцать лет выдали замуж, она прожила с мужем пять лет, но так и не стала матерью. Родня мужа глумилась над ней и постоянно упрекала за  бесплодность. Первый брак закончился разводом.
Но, Сакина, я вам скажу, была бойкой дамой и через годик нашла себе другого спутника жизни и родила от него двенадцать детей. Теперь уже не по - своей, а по Божьей воле.  В те времена были проблемы с контрацепцией, а она рожала исключительно  мальчиков двойняшек.  Похоже, Бог услышал её мольбы о детях  и, причём  не раз и не два. Только не все в первом браке были достойны такого подарка судьбы. В общем, теперь эта бедная, очень богатая  женщина   с раннего утра и до вечера сидела и выпекала хлеб, своим двенадцати богатырям.
Но, вернёмся ко мне. Пока вы читали про мою соседку, я уже доехал до Баку   и устроился теперь  в положенном общежитии для студентов.
Расскажу немного  о системе образования в те времена. Люди, отработавшие  энное количество лет, могли получить высшей образование за три с половиной года.   Я был одним из этих счастливчиков. Я учился в  такой группе, предоставив, справку из совхоза, об имеющемся стаже. Хочу сказать, что в свои двадцать стаж у меня был приличный, так как работал я, кажется, с   тех пор как  вышел из-под стола.
Моя группа состояла  в основной массе из взрослых ребят, которые  давно переросли возраст,  тянущихся к знаниям. Они  больше интересовались барышнями и гулянками.
Очень скоро я оброс  чужими курсовыми, контрольными работами и чертежами. Всеобщее давление угнетало меня, но ещё больше угнетало - полное отсутствие  средств к существованию. Это сейчас на чужих курсовых можно неплохо заработать.  Раньше, помощь товарищам, была исключительно за спасибо, и в других формах, строго каралась.
 Ну, вот моему ангельскому терпению, очень быстро пришёл конец, и я  обратился к декану с просьбой перевести меня в группу, где учились, работающие студенты. Кстати работающие, учились не три с половиной, а ровно пять лет. Утром работали, после обеда приходили на занятия.
Эти обстоятельства меня совсем не смущали.
 К моему удивлению, декан был категорически против моего перехода, оказывается, все преподаватели  были в курсе моей помощи другим студентам.
Но, я был очень настойчив, и  после третьего визита, добился нужного перевода.
Первая  бригада, в которой я проработал, только месяц состояла из одной семейки,  родители кладчики и сынок полный придурок, с которым мы  в ручную на носилках носили готовый раствор на верхние этажи. За месяц адского труда мне не заплатили ни рубля. Они не включили меня  в разнарядку. В следующий месяц я попросил меня перевести в другую бригаду. Но и в другой бригаде история повторилась, и я опять отработал  за спасибо, теперь уже два месяца.
И третья попытка заработать была такой же.  Я устроился в бригаду  по переработке дерева. В  ней работали ребята из довольно состоятельных семей. Отработал месяц по совести, но когда пришёл за зарплатой опять получил только сорок рублей моей несчастной стипендии.
Сказать, что я был расстроен, значит, ничего не сказать. Идти  с  очередной просьбой о переводе в другую бригаду было тоже не реально. Весь день у меня прошел в трауре. Но вечером,  ко мне пришли гости с маленьким  жёлтым  конвертиком. В нём лежали, целых  сто пятьдесят рублей. Меня, как всегда не включили в разнарядку, но в этой бригаде работали настоящие люди, которые просто сложились мне  в конверт на положенную зарплату, и в итоге, я получил не меньше других.
На следующий день я шёл на работу окрылённый,  но  меня вернули в общежитие. Мои напарники  послали меня  за деньгами.  Спустя год  я понял, что они были правы. Я принёс деньги  и отдал бригадиру на хранение, а в субботу, они взяли надо мной шефство, и повели  покупать одежду. Хочу сказать, в те времена на мою зарплату можно было прилично одеться с ног до головы. Что я и сделал. К сожалению, работа в этой бригаде продлилась всего два месяца. И опять стал нищим, вечно голодным студентом, только теперь одетым к надвигающимся холодам.


3-глава.
На улице был предпоследний  день осени,  но самое главное это был день моего рождения. Настроение, сразу скажу, было совсем не праздничное, скорее наоборот. Ни копейки в кармане, голодный кричащий желудок и промозглая сырая погода, делали своё дело. Я возвращался с занятий, казалось убитый горем. Праздника хотелось, как никогда в жизнь. В этот момент я решил обратиться к Богу с просьбой.  Это я делал крайне, крайне редко,  мне всегда было неудобно лишний раз просить его без крайней надобности, потому  как  он всегда слышал мои просьбы, и я  боялся разгневать его.
 Знаете, как в сказке о рыбаке и рыбке, или  в сказке о цветике семицветике.
Передо мной шла женщина с ребёнком, у него  на моих глазах развязались шнурки, и она присела на корточки, завязать их. При этом женщина положила кошелёк на  бордюрчик  дома и там его и оставила.
Я взял её кошелёк и пошёл вслед за ней. Женщина вошла в соседний двор и исчезла в подъезде я, дождавшись  пока загорелся  свет в окне, точно определил, где она живёт.
Можете меня ругать, можете  осуждать, но я не стал её догонять и возвращать деньги. Я принял этот кошелек, как посланье от Бога. В этот день у меня было настоящее, весёлоё день рождение  с гостями  и праздничным столом.
  В день стипендии я вложил, потраченные деньги в кошелёк, и отправился к  его хозяйке.
Двери мне открыл высокий мужчина, сказать, что меня радушно приняли, нет.
 Конечно, нет, ведь  я рассказал всё, как на духу. Мужчина сидел, сдвинув  брови.  Он поинтересовался, где я учусь, и ещё больше задумался. Хозяйка меня радушно накормила ужином, чему я был несказанно рад.  На прощанье, мужчина протянул мне бумажку с адресом. 
-Завтра придёшь по этому адресу спросишь, Брагина. Понял?
- Понял, протянул я, сомневаясь, в том, что реально сделаю  то, что мне было сказано.
Всю ночь я плохо спал. За два года в Баку, я уже видел многое и слышал достаточно страшных историй о бандитском Баку, поэтому   сомнения мои были  более чем не безосновательные.
Ну, утро  вечера мудреней и на следующий день, я был у какой- то не большой конторки. Я вошёл
 и наткнулся на того самого мужчину.
-Пошли, скомандовал он.
Мы вошли в светлый просторный кабинет. Он немного порылся и достал  пару свёртков бумаги.
Вот это нужно начертить. Сможешь?
-Гуашью?
-Конечно.  Только не тяни, завтра мне нужен готовый чертёж.
Так у меня появился новый постоянный доход, который спас меня от голодной смерти.
Так как через месяц, я оказался выброшенным на улицу.  Поясню.
Мой брат попал в больницу с обострением гастрита. Я  с новым соседом по комнате пришёл его проведать. Брат очень переживал за стипендию, которая осталась у него в кармане пиджака в шкафу, и сказал об этом при нашем соседе. Тот сразу срочно засобирался, а к моему возвращению в комнату, карманы брата были пусты. Решить вопрос мне помог товарищ, который занимался боксом. Вор вернул   украденное, но от этого не стало легче. Меня выгнали из общежития, как зачинщика драки, благо товарищ был местный, и отделался предупреждением.
В то время снять койку,  у какой ни будь бабушки, стоило сорок рублей.  Стипендия, моя как раз равнялась сорокам рублям. Так, что тот кошелёк был  моим  спасительным кормильцем ещё не
 один год.


Рецензии