Будущее Вашего ребёнка

От чего зависит будущее Вашего ребенка?
Несомненно, от его активности и силы характера, его развитости и любознательности, от его социальных взглядов и  усвоенных способов реагирования на возникающие проблемы.  Активность и целеустремленность связаны с самооценкой – она регулирует инициативу и интенсивность его участия во всех сферах настоящей и будущей деятельности, стимулирует ребенка к развитию и совершенствованию.
Под самооценкой мы подразумеваем степень уверенности в своих силах, способностях,  знание уровня собственных качеств. Чем выше самооценка ребенка, тем выше вероятность реализации его способностей.  Самооценку можно воспитать. Основная составляющая самооценки закладывается в детстве нашими родителями. Устойчивый образ себя человек формирует в течение первых 10 лет жизни.

Как воспитывают безынициативных и неуверенных людей.
Ребёнок вырастет пассивным и сомневающимся в себе, если взрослые, решая свои повседневные проблемы, принуждая его к подчинению, запугивают, заставляют признать свою незначительность, указывая на его беспомощность и недостатки. Заставляют признать высокий статус старших и подстраиваться под них:  «Делай что говорят. Вот когда станешь совершеннолетним, будешь решать сам».
 
Или другой способ подчинения – осуждение путем сравнения и поощрение использования «полезных» шаблонов. Например: «Посмотри, какой хороший мальчик. Он сидит тихо и слушается маму».
Воспитание сравнением прививает потребность сканировать  обстановку и поведение людей с целью подражания для повышения собственного статуса, что исключает творческий подход к разрешению проблемы.

Люди с заниженной самооценкой испытывают во время общения назойливое желание показать себя с наилучшей стороны, к примеру, похвальба – очень распространённое явление. В результате человек  подсознательно стремится избегать сфер деятельности, где не гарантирован успех. 

Похвальба – это защитная реакция, которая вырабатывается, если осуждают и хвалят, сравнивая с другими.  С малых лет наши воспитатели стимулируют нас, унижая или возвышая с помощью похвалы и сравнения с другими детьми. Если с детства привито осуждающее отношение окружающих, то в дальнейшем ребёнок будет стремиться понравиться людям. Он будет говорить и делать то, за что хвалят.

Может ли метод сравнения привить полезные шаблоны поведения? Не может - этот метод воспитания не формирует самоуважения, он построен на унижении, что вызывает психологический протест воспринять чьё-то преимущество.  Нам не хочется, чтобы нас сравнивали - это упрёк.
Зависимость от этих стимулов остаётся на всю жизнь - от практикуемого людьми унижения человек вырастает с чувством недооценённости, обидчивым и завистливым.
Он будет мнителен и очень  чувствителен к критике.
Мнительность - это и есть воспитанное чувство, которое заставляет вас ошибочно полагать, что окружающие считают вас, хуже, чем вы есть на самом деле, и бессознательно бороться с этим – мы хотим хвалиться, а других хотим осуждать, повышая собственную значимость и понижая их статус. 
Человек может говорить, что он не зависит от мнения общества, но его подсознание считает вопросы социального статуса очень важными – это вопросы его безопасности и доступа к ресурсам, в том числе – возможности продолжения рода.
Обратите внимание на эту привычку, если она у вас присутствует, от неё не просто отказаться.
Например, о том, какие качества проявляет мнительный человек, который привык повышать свой статус за счет унижения других, написал  английский философ и педагог 17-го века Джон Локк: "В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотёсанностью, добродушие — льстивостью".

Хвалить детей нужно, но не за подчинение и подражание, а за успехи: за освоение необходимых умений, за самостоятельность, за стойкость в достижении, доброту, уважение к другим, сообразительность, за стремление искать решение, то есть за поступки.
Кроме того, следует учитывать, что похвала состоит из наших слов и выводов ребёнка, и далеко не всегда их суть совпадает. Стоит применять «описательную» похвалу, чтобы похвала оценивала поступок, а не самого ребёнка.
Например: «Мы думали, что нам придётся убирать игрушки весь день, а ты так быстро убрал».
Если ребёнок не воспитан на оценке его статуса в виде сравнения, то у него нет потребности хвалиться, высказывая своё преимущество, и нет потребности сравнивать себя с другими.

А что будет, если ценить ребенка только за то, что он есть, любить  и заботиться, повышая его самооценку, и не оценивать поступки?
Ребенок вырастит эгоистом. Существуют обеспеченные семьи, в которых родители удовлетворяют любые желания детей, и не требуют от детей никакой помощи по дому и для себя. В противоположность им, существуют семьи, в которых нет достатка, и родители требуют от детей содействия во всех домашних делах, и оценивают их поступки. Особенно это выражено в многодетных семьях. У вас не вызовет затруднения ответ на вопрос: в каких семьях дети, вырастая, негативно относятся к родителям, а в каких заботятся и уважают.

Жалостливые и чересчур заботливые родители тоже воспитывают низкую самооценку. Они своим поведением подсознательно выражают неспособность ребёнка самостоятельно решать возникающие задачи.  Они вырастят капризного, неуверенного в себе  несамостоятельного человека.

Самооценка ребенка тесно связана с восприятием заинтересованности в нем окружающих - ребенок должен чувствовать свою значимость и  ценность для людей, которые призваны заботиться о нем. Отношение к нему создаёт его ценностное представление о себе. Поэтому действия родителей, которые содержат оттенки равнодушия  к ребёнку, снижают самооценку. Например, вседозволенность подсознательно воспринимается именно так.

Чувство беспомощности может воспитать и стечение жизненных обстоятельств - проблемы со здоровьем ребёнка, его поражения в детском коллективе, проблемы в его семье. Эти проблемы снизят самооценку, если кто-то будет настойчиво подчеркивать низкий статус ребенка.

Человек, который не имеет опыта борьбы и проверки своих возможностей, не осознает, что может противодействовать и отстаивать свои интересы, он как приученный с младенчества слон, не понимает, что легко может выдернуть из земли колышек, к которому привязан.

Так, например, дети, которые не дрались со сверстниками, не уверены в себе, и вырастают сомневающимися в своих силах и нерешительными.

Если человек не воспитан преодолевать препятствия, то плывет по течению жизни, и только тогда, когда течение его загоняет в угол, он становится активным. Такая псевдоактивность направлена не на желанное изменение жизни, а на спасение. Человек, плывущий по течению, не готов активно изменить жизнь, поэтому  вынужден оставаться в негативном стечении обстоятельств, спасать себя и обижаться на жизнь.

Ещё один способ сформировать неэффективную личность - плохой пример родителей.
В чем может проявиться вред от наблюдения ребенка за родителями?
С самого рождения обучение строится на подражании, без подражания ребенок не сможет социализироваться. Как ни воспитывай детей, они все равно будут похожи на родителей.
 Если родители после работы с удовольствием расслабляются, не обременены делами, то ребенок выполнение уроков и другие обязанности воспринимает, как наказание.
Ребенку нужен пример и вдохновение, для этого, например, вы можете рассказывать ему о себе. Сделайте его занятия более интересными, но не прибегайте к подкупу – это плохой стимул.
Ребенок перенимает от родителей их способ взаимодействия с людьми. Так, если в манере родителей давить, жестко требуя выполнения его решения, то ребенок усвоит этот способ для своих контактных групп. Ему проще будет давить,  пререкаться, и даже применить силу,  чем вступать в диалог и искать решение. Такое поведение называется «буллинг». Со временем ему все сложнее будет управлять своими эмоциями. Ребенку трудно сосредоточиться, если он эмоционально «закипает», увидев проблему, и не приучен логически искать решение.
Сомнения в чужой точке зрения очень полезны, особенно, если эту точку зрения вам пытаются навязать. В еврейских семьях воспитывают качество подвергать сомнению предложенную точку зрения. С одной стороны это полезно - это развивает, евреи результативнее в социуме, чем представители других наций, но еще, говорят, что двум евреям сложно договориться между собой.
Если родители лгут, то это не укроется от наблюдательного детского глаза. Ребенок может ложь, воровство и  манипулирование выбрать, как способ разрешения своих проблем.
Дети копируют эгоизм родителей, не стоит показывать им пример неуважения к людям и к природе.
Дети проявляют эгоизм и пытаются доминировать в любой контактной среде. Это нормально – он пробует свои силы и оценивает слабость других, но для него важны ваши комментарии и советы, приучайте его включать логику. Всегда найдутся стороны поведения ребенка. Которые нужно корректировать. Нужно найти способ стимулировать ребенка к продуктивному социальному поведению и к логическому мышлению.

Еще один способ вырастить неэффективного человека - не заниматься развитием ребенка. В этом случае взрослые экономят свои силы на то, чтобы объяснять жизнь, например, пользуясь шаблоном «вырастешь – узнаешь».

Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения. Нерешительный человек уверен, что слаб и имеет мало шансов - чрезмерная забота, как и чрезмерное давление, внушает ему мысль о том, что он не справится собственными силами. В работе и в личной жизни его будет привлекать заботливое внимание к себе, поэтому низкая оценка себя еще и часто является причиной одиночества.

Ценность высокой самооценки.
Ребенок с высоким мнением о себе постоянно испытывает свои возможности, узнавая и оценивая свои сильные и слабые стороны, ставит более высокие цели, поэтому чаще добивается успеха.
Воспитание качеств, необходимых для жизни ребёнка, должно быть направлено на приобретение ценного для него их комплекса, а не на спокойствие родителей и удовольствие от его подчинения.
Ориентиры в жизни, заложенные родителями, формируют в представлении ребёнка образ будущего, который он воспринимает как норму и жизненную цель.

В течение жизни самооценка может меняться - на неё влияет социальная среда, с которой вы ассоциируете себя, влияют собственные взгляды на свои успехи и неудачи, отношение к себе противоположного пола и ваш социальный статус. Поэтому для нас более значима оценка себя другими, чем собственная.
Невозможно оценить себя без сравнения с другими, и эти сравнения корректируют в вашем сознании образ себя, но если с детства заложена привычка искать решения и ценить себя за поступки, то человека трудно сломать.

Стойкость, сила и целеустремленность – качества, достойные уважения. Решительность, уверенность в своих силах и пытливый ум – качества человека, который трезво оценивает людей и не предпримет попытку доминировать для того, чтобы поднять свою самооценку. Человек, который приучен оценивать себя и людей по поступкам  будет стремиться к развитию и совершенству.

О методах воспитания.
Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки ребёнка заключается в поведении родителей.
В какой семье ребёнок вырастет с чувством собственного достоинства, уверенным в себе и заботливым к близким, настойчивым, активным и способным бороться за себя? 
Для такой семьи характерны доверительные отношения, сплочённость и солидарность.  Это обычная семья, в которой ребёнок ощущает любовь, доверие и уважение, рациональную заботу  и поддержку. 
Еще в такой семье его не балуют, устанавливая определенные границы и оценивая его поступки, принимают таким, какой он есть, не подавляют, приучают к самостоятельности,  обучают и развивают, дают испытывать себя.

Девочек обычно балуют. Считается, что девочки, воспитанные таким образом, что их любят и балуют, имеют неуживчивый и сварливый (стервозный) характер. Но не в случае, если в них заложено уважение к людям. Стервозность – воспитанная способность женщины жёстко и агрессивно отстаивать свои цели.

Еще семьи с благоприятной  атмосферой  характерны  тем, что дети имеют позитивные установки в поиске и определении своих контактных групп.
Известно, что не только родители, но и социальное окружение направляет, воспитывает и меняет  человека. Выбирая контактную группу, ребёнок должен сознательно избегать тех, кто его потянет «вниз». В этом должны помочь родители, не только направляя и  объясняя, что лишь среди равных и сильных можно стать сильнее, но и помещая его в соответствующую среду.
Детские коллективы – жестокая среда. Несомненно, в агрессивном детском коллективе на активность, сопротивляемость, независимость  и самооценку ребенка влияют его физические возможности. В детском коллективе нужно быть сильным. Поэтому для нормального развития ребёнку нужен спорт.

Высокая самооценка учит логически мыслить.
Не только целенаправленное обучение, но и активность в поиске учит  находить решения.
Состояние, противоположное «воспитанной беспомощности», называется «поисковой активностью». Поисковая активность, как и отказ от поиска (воспитанная беспомощность), имеет тенденцию охватывать все сферы жизни. Поисковая активность, как процесс, даже независимо от результативности человека, делает его сильнее и повышает сопротивляемость.
Так, в школе двоечники и троечники получают психологический тренинг, выкручиваясь из конфликтов с учителями и директором школы, и зачастую по жизни становятся начальниками. Достижения ребёнка в любой области распространяются на успешное решение трудных житейских ситуаций и конфликтов.

Как воспитать целеустремлённость?
Для этого известный футуролог и изобретатель Жак Фреско советует  создавать для детей некоторые препятствия.
К примеру, заметив у ребенка способности к рисованию и удовольствие от этих занятий, можно оттягивать время: «Хочешь рисовать? Давай немного позже. Прогуляйся часок на велосипеде, а потом - рисовать».
Посещение зоопарка или театра, катание на велосипеде, да и любое удовольствие может быть усилено оттяжкой времени. Значимость того, что нравится и недоступно, возрастает, вместе с этой значимостью возрастает и стремление к реализации желанного события.

Позитивное стимулирование родителями не только правильно развивает ребёнка, но и может научить его расставлять приоритеты, ставить цели, добиваться их достижения, планировать жизнь, формировать позитивный образ предстоящего дня или ожидаемого события.
Суммарный образ любого предстоящего занятия всегда должен содержать позитивные черты, которые  нужно обнаружить вместе с ребенком. Например, что позитивного можно отметить в обычных школьных буднях: общение, интересные мероприятия, личные достижения, любимые уроки и т.д.
Учеба в школе перегружает и вызывает стресс, но планировать выполнение домашнего задания – скучное дело. Ребенок с удовольствием будет участвовать в  разработке плана подготовки к рыбалке.  Задавайте направляющие вопросы, например: «Как думаешь, что самое важное? С чего начнем? А потом? Давай, сначала перечислим то, что нужно».

Как развивать фантазию? Детям интересно всё новое и необычное.
 Известный футуролог и инженер Жак Фреско  говорит, что наиболее изобретательна природа, и что, если хочешь увидеть что-то очень необычное, то можно, например, рассматривать головы насекомых.
Люди придумывают то новое, что связано с их средой, поэтому детям интересно, откуда берется дождь, как появляются реки, как ловить рыбу, как работает завод. Рассказы о  природе, о производстве различных вещей, рассказы из науки и жизни вполне могут быть интересны для детей, а еще и развивают эрудицию.

Известно множество методик развития фантазии, и в первую очередь они направлены на борьбу с инерцией мышления. Психологическая инерция – это способ мышления с помощью известных шаблонов. Так устроен мозг – подсознание первым выдаёт усвоенное представление (стереотип).
Например, специалист по ТРИЗ и РТВ Зорина-Лавровская, которая работает с детьми, предлагает для их развития создавать интересные темы для общения, вот несколько из них:
• Загадки о непривычном виде чего-либо или о его необычном применении:
Зачем полицейскому духи? 
Бывают ли фиолетовые коты? 
• Задачи на смекалку:
Кто становится выше, когда садится? 
Куда девается пыль?
• Придумайте, где пригодится:
Карандаш без грифеля.
Очки без линз.
Для развития фантазии и мышления следует обсуждать то, о чем мультфильм, который вместе посмотрели, и каким еще образом  можно было решить проблему, которая прозвучала в нем.
Стоит спросить, о чем сказка, которую сейчас прочли. Например, «Сказка о курочке Рябе» и сказка «Колобок» имеют незатейливый сюжет и имеют взрослый смысл. Несомненно, родителям  нужно подготовиться и обдумать сказку перед чтением и обсуждением.

Выявлять способности ребенка, например, расширяя его кругозор и  создавая возможность пробовать себя в различных кружках и секциях. Кругозор и проба себя в различных областях деятельности – эффективный путь к выбору профессии.
Всё, что не имеет логического обоснования и требует уточнения, развивает и создаёт понимание.
Мышление человека представляет собой активный аналитический процесс, способность к которому возникла одновременно с речью.
В возрастном развитии ребенка мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.  Так, ребёнок в возрасте до пяти лет не мыслит логически: нечувствителен к противоречиям, не выделяет причинно-следственные связи (синкретизм), не способен к обобщению (трансдукция).
Понятийное мышление формируется к 16-17 годам, поэтому ребёнка нужно учить выявлять противоречия,  показывать, что нет неразрешимых задач, и как это делать.

Обучение общению с людьми.
Уважение к людям и понимание мотивов их поведения, обучение взаимодействию с людьми – социум увеличивает возможности.
Известно, что любое обращение с высока создаёт напряжение и конфликтную ситуацию. Обращение же, на равных, или несколько принижая себя, эффективно для полезного взаимодействия.
Каждая социальная группа имеет свои этические ценности и стиль поведения, которые характеризуют её моральные достижения и зону комфорта в отношениях. К примеру,  чем выше статус социальной группы, тем больше эстетики в образе жизни и в отношениях.
Принадлежность к группе накладывает коллективные нормы на поведение человека, определяет его место и стимулирует его ролевое поведение. Для бесконфликтного существования в социуме каждый человек должен признавать его иерархическое строение, свой социальный статус и свое ролевое соответствие.
В ходе нравственного развития людей, их потребность в превосходстве всё больше заменяется потребностью в равенстве. Почти все люди против положения ниже равного с другими.
Люди стремятся занять более высокое положение, но если это недоступно, то соглашаются с положением равных.  Знаки превосходства и неуважения разрушают сотрудничество. Унижение вызывает противостояние и агрессию. Поэтому принципы доминирования заменяются взаимовыгдными членам общества совместно принятыми правилами.
Таким образом, биологические психологические шаблоны поведения диктуют необходимость доминирования, а социально-политические представления об эффективном сотрудничестве диктуют принципы равенства.
Принцип равенства реализуется в том, что каждый человек может превосходить окружающих по некоторым свойствам личности, представляя, что другие люди могут превосходить его в иных, а также реализуется в том, что каждый должен быть равным в правах.
Природное агрессивное поведение необходимо и его сложно подавить. Польза агрессивного внутривидового и межвидового противостояния у животных в том, что каждый от противостояния становится сильнее, а слабый погибнет.
В современном сообществе людей, индивиды постепенно теряют свою активность в противодействии, отдавая все больше функций по охране своих прав и ресурсов специалистам. В государстве права каждого человека защищают чиновники, суд и полиция, а в межгосударственных отношениях – политики и армия. Ожидание агрессивного ответа государства подавляет атаку. 
Но никто не станет отрицать, что всегда есть повод кого-то потеснить, и никто не застрахован от необходимости защищать себя и близких собственными силами. К примеру, в  исторический период безвластия, каждый индивид должен быть агрессивен, защищая свое «гнездо». 
Человечеству сегодня нужны дополнительные механизмы защиты от самих себя в агрессивном попирании прав и свобод каждого человека. Это создало бы благоприятные условия для сотрудничества, обеспечивающие   взаимодействие в решении проблем любого человека в любой социальной среде. Разумом мы это понимаем, поэтому возник и  развивается ряд механизмов снижения агрессии одних людей к другим. 
Итак, агрессия создает защищающее нас противодействие интересам других существ и групп, она нужна для баланса сил социального взаимодействия.  Общество развивается, разрастаются и совершенствуются государственные и межгосударственные силовые  службы, которые защищают наши интересы, подавляют агрессивные действия индивидуумов и групп, и подавляют соответствующие наши инстинкты.
В эволюционной перспективе, проявления агрессии должны сохраниться, но стать осмысленнее и целесообразнее, в любом социальном взаимодействии они будут поддерживать равновесие в обществе, и не будут  препятствовать полезному социальному взаимодействию людей. 
Следовательно, ребенка нужно учить защищать свои интересы, учить включать логику и действовать рационально, как с точки зрения личных интересов, так и с точки зрения интересов общества.

Можно ли изменить себя в зрелом возрасте?
Можно, если есть желание. Чтобы испытывать удовлетворенность своей жизнью, человек должен её анализировать и строить, а для того чтобы жизнь формировалась в правильном направлении, нужно проявить активность.
Сформировать желаемый образ себя не поздно на любом этапе жизненного пути, конечно же: сильным, коммуникабельным, уверенным в успехе, активным и  восприимчивым к новым идеям.
Определите, какие новые качества вы хотите приобрести, и какие качества добавят вам уверенности в себе. Определите интересующие вас личные свойства, сравните их с эталонными, и действуйте. Полученная информация должна быть использована не для переживаний.
Для того чтобы новое качество закрепилось, нужно время, ваша активность, позитивный настрой, формулирование целей, методичность и сознательное отношение к жизни.
Считается, что образ жизни и характер родителей влияет на выбор контактных групп в течение всей жизни. В психологии бытует мнение, что неприемлемые черты поведения родителей часто встречаются у выбранного супруга, и причиной тому подсознание, которое воспринимает  черты их поведения, как норму. Например, это может быть агрессивное и властное поведение, эгоизм или склонность к алкоголизму. Но механизм такого выбора кроется, скорее всего, в фиксировании подсознанием мысленного образа раздражающего и  неприемлемого поведения, которое систематически осмысливается и оценивается из-за регулярного столкновения с ним.
Встречающееся в новых людях похожее неприемлемое качество   создаёт подсознательный  вектор стремления. Это характерно для подбора пары в процессе создания семьи, в выборе друзей и членов других контактных групп. В результате для общения и для брака соединяются, казалось бы, несовместимые личности. В них партнёры привлекли к себе тот образ, который заполняет их подсознание, хотя сознание оценивает эти черты как неприемлемые.

Если в вашем подсознании продолжительное время активны устойчивые негативные образы поведения, то в своём близком окружении вы определите черты, которые осуждаете, найдёте их и в своей второй половине. Так, если в вашей семье был агрессивен один из родителей, высока вероятность того, что таков же будет характер вашей второй половины.
С этим можно бороться путем сознательного формулирования желательных качеств вашего будущего спутника жизни и периодического мысленного возвращения к этим представлениям для того, чтобы их усвоило подсознание.

Выводы:
Образ себя, сформированный в детстве, создаёт характер индивида, манеру его поведения, жизненную позицию, счастливое или несчастное восприятие жизни. Этот образ оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Каким вы себя и жизнь представляете, такой выберете путь и таким станете.

Отметим то, что нужно привить и развивать в ребенке для реализации способностей и  для его счастливой жизни:
1. Веру в свои силы и борцовские качества.
2. Оценивать себя и других людей по делам и способностям.
3. Уважение к людям и понимание мотивов их поведения и обучение взаимодействию с людьми – социум увеличивает возможности.
4. Стимулировать любознательность, развивать фантазию и эрудированность.
5. Выявлять способности ребенка, например, расширяя его кругозор и  создавая возможность пробовать себя в различных кружках и секциях.
6. Развивать целеустремленность, умение планировать и стратегическое мышление. 
7. Развивать способность формулировать и решать логические задачи, видеть  противоречия и знать инструменты для их разрешения.
8. Направлять ребенка в выборе его круга общения.

Основные методологические ошибки в воспитании:
1. Стимулировать слепое подчинение.
2. Стимулировать подражание «полезному» и «правильному» поведению.
3. Оценивать критерием «ты замечательный», вместо – «сделал замечательно».
4. Окружать заботой, излишне ограничивая самостоятельность, не давая познавать мир и испытывать себя.
5. Действия родителей, которые содержат оттенки равнодушия  к ребёнку.
6. Родители демонстрируют ребенку негативный пример.
7. Не объяснять жизнь, например, пользуясь шаблоном «вырастешь – узнаешь».

Предполагаю, что работа по составлению алгоритма воспитания творческой личности может быть дополнена другими педагогическими приемами и подходами, расширяющими набор тех воспитанных и развитых качеств, которые помогут состояться творческой личности, а также уверенно реализоваться в личной жизни и других социальных сферах существования человека.
Или приемами, которые помогут развить специальные качества, необходимые в конкретной деятельности для того, чтобы стать эффективным исследователем или мастером своего дела.



Александр Шевкопляс
Источники:   «Будущее вашего ребенка».  Статья о книге "Выбери себе судьбу". http://vk.com/what_you_want_book
http://www.proza.ru/2017/03/23/1362


Рецензии