2009. Неосознанное поведение

Неосознанное поведение
Светличная Лариса Викторовна

Поведением всех живых существ руководят инстинкты и расчёт мозга. У высших животных -неосознанное мышление, у людей - как осознанное, так и неосознанное мышление. В основном, люди осознают, что их поведение инстинктивное, например, во время действия полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Но когда речь идёт о поведении в социальной группе, то люди считают, что их поведение подчинено их разуму. Они не замечают, что оно - запрограммированное.

Стая - колыбель человечества и условие его существования. ВИД "ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЙ" ВНЕ СТАИ - НЕ СУЩЕСТВУЕТ (известно, что дети человека, воспитанные зверями, вырастали зверями, и сделать их людьми было невозможно).

Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в программах, которые получили собирательное название "стадного инстинкта" или "общественного инстинкта". Взаимодействие в социальной группе под действием стадного инстинкта осуществляется путём различных способов неосознанного невербального общения. Изучению социальной группы посвящено много работ. Но объективно оценить взаимоотношения лидера и группы,  можно только не будучи членом этой группы, со стороны. Для этого нужно постоянно быть в среде этой группы. А это неизбежно сразу приведёт к тому, что наблюдатель станет членом социальной группы и подвергнется её влиянию. УВИДЕТЬ истинное положение вещей может только ВСЕГДА ОСОЗНАННЫЙ человек, не подверженный влиянию группового процесса, и, кроме того, осознающий все виды невербального общения. Именно таким человеком я и являюсь.


1

ВЫБОР  ЛИДЕР  И ОБРАЗОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ  ГРУППЫ

Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как  это происходит.

Дети были собраны для отправки в пионерский лагерь и ждали автобуса. Они ещё ничего не знают друг о друге, не успели узнать, они только молча присматриваются друг к другу, как бы зондируя и оценивая. На их лицах БЕСПОКОЙСТВО и ТРЕВОГА.  Они НЕРВНИЧАЮТ и СПЕШАТ выбрать лидера. Того, кто создаст из них стаю. Приблизительно через полчаса от группы детей в 60 человек, из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Но они, ОЦЕНИВ И УЗНАВ ДРУГ ДРУГА ИЗДАЛИ, почувствовали взаимное уважение и симпатию, собрались вместе и искали взглядами ещё кого-то. Наконец, они увидели  мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он НЕ БЕСПОКОИЛСЯ и  не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид. Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились к нему. Каждый из них подходил к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: ты тот, кто нам нужен. Он был удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу. Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил. Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. С удивлённо-возмущёнными лицами ребята направились к нему, но он, не глядя на них, всё с таким же выражением лица надел рюкзак и быстро пошёл к автобусу, так как объявили посадку. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облеченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и успокоил их, что всё в порядке.
В сторонке стоял ещё один мальчик, который смотрел на толпу ребят со смешанным выражением лёгкого беспокойства и радости от ожидания предстоящих перемен. Он, как и я, смотрел на толпу в  центре площади, но не видел того, что происходило. Мальчики посмотрели на него строго, но  подходить не стали. Он не заметил этого (или не обратил внимания). В автобусе избранный лидер неожиданно повернулся к этому мальчику и посмотрел на него. На его лице были написаны: обида, удивление и насмешливо-возмущённое пренебрежение, что можно было  перевести на язык слов приблизительно так: я не достаточно хорош для тебя, чтобы признать меня лидером? Но тот мальчик опять ничего  не понял. В лагере лидеры называли этого мальчика "профессором", хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал. Они дали ему прозвище: "профессор" потому, что  он имел своё собственное мнение, отличное от их мнения, но не преследовали его. Они поддерживали порядок в лагере, быстро разрешая возникающие конфликты, а своей активностью делали жизнь детей насыщенной и интересной.

Действия мальчиков были осознанными. Они понимали, что выбирают лидера. Они представились избранному лидеру и выразили ему своё одобрение. А слова - это работа ведущего сознания. Но сам выбор они НЕ МОГЛИ СОВЕРШИТЬ ОСОЗАННО, потому что их осознание НИЧЕГО НЕЗНАЛО о выбранном ими человеке.

А вот пример выбора лидера в малой группе - среди взрослых людей. В этом выборе осознание также
не принимало никакого участия. Это была туристическая группа, в которой уже был координатор — экскурсовод. Кроме того,  пребывание в этой группе заведомо должно было быть кратковременным — 10дней. Причин для выбора нового лидера как будто бы не было.

Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно. Когда вся группа была в сборе -  8 человек и экскурсовод, - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на мне, они подошли ко мне и посмотрели мне в глаза, как бы прося или требуя чего-то. Я физически ощущала, что от них ко мне как бы тянутся невидимые руки с требованием: "Дай"! А я не знала, чего же они хотят, но знала, что у меня этого — нет. "Нет", - молча ответила я им. Разочарованные они отошли к другой женщине, которая уже успела подружиться со мной, и стояла  рядом. Застенчиво и покорно улыбаясь, они как бы молча спросили: "Ты наша мама?".  Выражение её лица и глаз было строгим, его можно было понять, так:  "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она милостиво согласилась. Люди с надеждой и благодарностью робко смотрели на лидера, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное (что же даёт лидер группе, будет рассмотрено ниже). Лидер была обычным ничем не примечательным человеком. Она вела себя приветливо, спокойно,  скромно, без видимой  агрессивности или властности (её властность проявилась значительно позднее). Она чувствовала себя скованной и печальной на танцах, не имела собственного мнения и не выходила за рамки общепринятых взглядов и норм. Лидер из разрозненных людей создала сплочённую группу, не проявляя ни малейшей активности. Но каждый из них был сплочён только с ней, а не друг с другом. Она НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА и ничего не делала, ОНА ТОЛЬКО СМОТРЕЛА в ответ  на их ищущие взгляды: строго запрещающе, поощрительно, ласково - и т.п. Но именно она решала, куда всем идти и что делать. Все сразу соглашались, и конфликтов не было. В последний день отдыха лидер неожиданно продемонстрировала свою силу. Спокойно, уверенно и властно она запретила одной из женщин группы, которая недавно вышла замуж, пойти вместе с мужем на небольшую цветущую гору, с которой стекали кристально чистые ручьи. Взамен она предложила последний день провести на прощание вместе. При этом она не предлагала прощальную вечеринку - просто общение, как обычно. Кроме того, у них ещё было время для общения - около суток, в поезде. И та женщина, глядя  на лидера преданно, восхищённо и покорно, с восторгом подчинилась. Молодая  супружеская пара на гору не пошла. Не смотря на то, что мужу очень хотелось. Не смотря на то, что это был последний день отдыха на Кавказе, и следующая такая возможность им могла  представиться не скоро. Это были бедные люди, которые отдыхали по профсоюзной путёвке.

В этих примерах взаимодействие людей в социальной группе, так же как и животных в стае, осуществлялось с помощью неосознанных невербальных способов общения, инстинктивно. Основную информацию при общении их мозг получил и анализировал без участия осознания. Осознание же получало только готовый вывод, "интуитивное" знание, хотя точнее было бы назвать это знание - инстинктивным.

2
РАЗВИТИЕ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  В СОЦИАЛЬНОЙ  ГРУППЕ  СРАЗУ  ПОСЛЕ  ЕЁ СОЗДАНИЯ

Люди, собранные вместе по какой-либо причине на достаточно длительное время, общаются, соблюдая  нормы приличий, определённые уровнем развития общества. ВСЕ  РАВНЫ и имеют одинаковые права.  До того момента, как группа организуется и появляется лидер. Теперь это - "социальная группа",  "коллектив". Теперь здесь действуют древние законы стаи, а законы общества (и "нормы приличий") - на втором месте. РАВЕНСТВА БОЛЬШЕ НЕТ. Есть повелитель - лидер, есть его советники и  заместители - ближайшее окружение лидера, остальные - исполнители, между которыми сразу же начинается выяснение отношений для определения места каждого в иерархии группы. Эти взаимодействия осуществляются так же, как и выбор лидера, - посредством неосознанного немого языка общения и других инстинктивных реакций. Соответственно инстинктивным задаткам каждого (которые принято называть буквами греческого  алфавита, а в просторечии - "силой") после незримой инстинктивной борьбы распределяются роли в  социальной группе. У кого больше "силы", у того больше авторитет, и ему подчиняются те, у кого  меньше "силы2. Но слабым не считается никто. Все считают себя сильными в большей или меньшей  степени, и все за это себя уважают.

Осознанно под силой люди понимают силу духа или силу воли.  Однако, очень многие, по общему признанию сильные люди, не имеют достаточно силы воли, чтобы преодолеть свои слабости или вредные привычки. В то же время люди, имеющие достаточно силы воли, чтобы преодолеть свои слабости, проявляющие мужество и смелость в борьбе с трудностями и препятствиями, чтобы добиться цели, - в социальной группе всё равно могут считаться слабыми.  Некоторые предполагают, что "сила" - это количество общей энергии, или только "психической" энергии.  В коллективе я наблюдала людей физически ослабленных, имеющих МАЛО ЭНЕРГИИ вследствие  болезни или старости,  но  хорошо защищённых и агрессивных.  Этих людей не считали слабыми и  уважали. Часто можно встретить людей, имеющих в социальной группе авторитет сильной личности,  которые не способны к напряжённому и длительному умственному труду. А люди интенсивного умственного труда в коллективе нередко имеют стойкую репутацию слабых.  Я наблюдала людей со слабой психической защитой и легко уязвимых, которые были признанным  авторитетом. Наблюдала также людей ЭНЕРГИЧНЫХ с нормальной психической защитой и ДИКО  АГРЕССИВНЫХ, настолько агрессивных, что эти люди казались слегка одомашненными хищниками, но АВТОРИТЕТА сильной личности у них НЕ БЫЛО. Они были самыми преданными и исполнительными  подчинёнными лидера и его окружения.

Принято считать, что авторитет зарабатывается знаниями и опытом.  Я наблюдала человека с высокой квалификацией специалиста, которую он подтверждал на практике, но его  мнению в социальной группе никто НЕ ВЕРИЛ,а его успехи в работе объясняли случайным  стечением обстоятельств. Каждый, работая с ним, опирался на СВОИ знания и СВОЙ опыт, а его распоряжения, отличные от их знания, либо подвергались искреннему сомнению, либо сразу и убеждённо считались неверными - и не выполнялись (не смотря на то, что они обязаны были их выполнять). И всё это потому, что его постоянно критиковала руководитель(инстинктивный лидер).

Таким образом, "сила" авторитета в социальной группе - это не сила воли и не сила разума и знаний (которые члены группы не могут оценить, если они - выше их собственного разума и знаний), это не количество энергии и не агрессивность. Авторитет и положение человека в социальной группе обусловливает только действие его стадного инстинкта.

Нечто подобное происходит и в стае обезьян: "  + сообщества этих обезьян (макак-резусов)
строятся по принципу иерархии, в которой каждая обезьяна занимает определённое положение, "почтительно" относится к тем, кто находится на более высокой ступени, и проявляет властность к нижестоящим". (Ф. Блум и др., "Мозг, разум и поведение").

АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (ритуальные оскорбления)

Агрессия в  социальной группе используется для поддержания образовавшейся иерархии. В основном, это - невербальная и неосознанная агрессия, вызывающая у побеждённого рефлекторное подчинение. Но для возникновения устойчивой реакции подчинения одной агрессивности мало. Нужна соответствующая программа стадного инстинкта, т.е. - нужно быть "альфой" по отношению к  побеждённому. Можно возразить, что, например, подлость, клевета, предательство, искусство оскорбления и прочие интриги, применяемые людьми в борьбе между собой - это работа разумного сознания. Безусловно, эти качества отличают человека от животных. Но наблюдения показывают, что интриги, - вовсе не продукт разума.

Пример.
6-летний лидер в детском саду зашёл в раздевалку, где дети собирались домой. Он был недоволен - всех родители забирали домой, а его оставили на ночь. В руках он держал пластмассовую игрушку. Неожиданно он подошёл к одному из мальчиков и с силой ударил его по плечу. Тот радостно и преданно улыбнулся ему. Мрачно посмотрев на него и не ответив на улыбку, лидер подошёл ко второму и ударил его по голове, третьего и четвёртого - по предплечью. Одних бил сильнее, других - слабее. И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТВЕТ РАДОСТНО УЛЫБАЛСЯ И ПРЕДАННО СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ЛИДЕРА, КАК БУДТО ЕГО ПОХВАЛИЛИ! Я смотрела на него неодобрительно. Неожиданно он повернулся ко мне и пристально посмотрел на меня. Потом подошёл, вырвал у меня из рук книгу, и начал её нервно листать, бросая на меня быстрые косые взгляды. Я смотрела на него с возмущением. В этот момент в раздевалку вошёл мой сын. Лидер оставил книгу и спокойным шагом прошёл мимо моего сына. Зайдя ему а спину, он неожиданно развернулся, подскочил к моему сыну и с разбега, изо всех сил ударил его рукой по спине. Сын повёл плечами и отреагировал так же, как и все остальные: добродушно улыбнулся. Агрессор с  лёгкой победной улыбкой вызывающе посмотрел мне в глаза. Я возмутилась, схватила его за руку и буквально потащила к воспитательнице, потому, что он упирался, тормозя обеими ногами, старался выдернуть руку и кричал: "Отпусти!". Но, как только мы пришли, - он преобразился. Он стал, гордо выпрямившись, с достоинством отнял у меня свою руку и сказал воспитательнице, что мой сын только что его ударил. Потом, взглянув на меня, с пафосом добавил, что это я заставила сына так сделать! Воспитательница вопросительно и недоверчиво посмотрела на меня. Я объяснила ситуацию. Она улыбнулась и сказала, что на него это похоже. И всё. Позднее я часто видела, как она, читая сказку, всегда садилась на его кровать, а он ласкался к ней, и при этом иногда щипал её, демонстрируя своё влияние и её покровительство.

6-летний интриган знал все перечисленные уловки вовсе не из-за своего необычайно развитого
разума. РЕБЁНОК - ЗНАЛ, что ему нужно нападать, клеветать, подличать,  - так же, как КУКУШЁНОК,
едва вылупившись из яйца, ЗНАЕТ, что ему нужно выбросить из гнезда всех остальных птенцов.

Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ  НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.

Подлость, ложь, клевета, шантаж - в глазах большинства людей вовсе не зло, достойное осуждения, а оружие нападения и защиты, законное право каждого члена коллектива. В обычном коллективе человека никогда не наказывают всеобщим осуждением за подлость, наоборот, уважают. Это ещё раз говорит о том, что это - инстинктивное поведение.

Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
Например.
Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: "Свинья". В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически "критиковала" похожим образом.

Несправедливая агрессия лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения (страдания поражения), а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Такая реакция на агрессию лидера объясняется тем, что стадный инстинкт награждает человека, которого лидер только что ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ членом своей социальной группы, КОМПЛЕКСОМ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты.
Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.
Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство  преданности или охотного послушания.

Формальные лидеры тоже используют в руководстве группой приёмы агрессии, но группа не признаёт за ними этого права, ибо - НЕТ ИНСТИНКТИВНОЙ НАГРАДЫ (как с естественным лидером).
Если в ответ на агрессию лидера у человека не возникает реакции восторженной радости, а  возникает чувство обиды или возмущения, значит, этот лидер либо является формальным лидером (не  инстинктивным), либо что-то мешает возникновению между ними вышеописанных естественных отношений. Человек ощущает себя свободной и независимой личностью, хотя, осознанно подчиняется лидеру. Обычно, инстинктивный лидер малой социальной группы (где нет второго лидера), делает такого человека изгоем.

Перепечатка без согласования запрещена.


© Copyright: Светличная Лариса Викторовна, 2009
Свидетельство о публикации №209030200469


Рецензии