2009. Неосознанное поведение продолжение

Неосознанное поведение продолжение
Светличная Лариса Викторовна
ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЛИДЕРА, КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ - ЕСТЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

В разговоре об абстрактном лидере при положительном упоминания о нём у людей появлялось выражение БЛАГОДАРНОГО, РАДОСТНОГО ВОСХИЩЕНИЯ, БЕЗ СТРАХА, УНИЖЕНИЯ И ЛЕСТИ, - БЛАГОГОВЕНИЕ. С таким выражением лица они, вероятно, смотрели бы на Бога. При отрицательном упоминании о лидерах в такой же ситуации - у слушателей появлялось на лице в одних случаях ВРАЖДЕБНОЕ выражение, в других - выражение УЖАСА, и только после слова "Гитлер" это выражение постепенно исчезало с лица собеседников.
И действительно, обычно, естественного лидера люди воспринимают как существо высшего порядка - как "микробога".
Если же быть точным, то, наоборот, Богу приписывают черты земного лидера. Люди представляют себе Бога благообразным старцем. Не просто сильным, а все-могущим, не только мудрым, а все-ведающим, не просто справедливым, а всеблагим. Требующим веры БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ, любви, страха и ПОДЧИНЕНИЯ, а кроме того - ВОСХВАЛЕНИЙ, ПРОСЛАВЛЕНИЙ И ПОДНОШЕНИЙ, но не просто подношений - а жертв. Чтобы умилостивить Бога люди считали, что ему нужно отдать самое дорогое, вплоть до человеческих жизней. Одновременно люди представляют себе Бога всемилостивейше прощающим РАСКАЯВШИМСЯ все их грехи, КРОМЕ ОДНОГО: НЕВЕРИЯ В НЕГО. Христианская религия учит, что праведным образом жизни нельзя заслужить райское блаженство после смерти, но Бог прощает самый тяжкий грех, если грешник любит Бога, раскаялся и попросил у него прощения. Откуда такие представления о Боге? Бог - создатель и повелитель всего сущего. И люди приписывают ему все черты земного инстинктивного лидера - создателя и повелителя стаи: внешность старейшины рода, любовь к восхвалению и прославлению, необходимость подношений и уверений в любви и преданности и прочие, вышеперечисленные качества. Сильный лидер способен легко проникать в святая святых каждого - в его внутренний мир, он видит и понимает душу каждого. Лидера даже очень малой социальной группы её члены считают самым сильным, самым умным и самым талантливым.

А МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ?

Не по сравнению с лучшими представителями человечества, а по сравнению с его окружением? Ведь если посмотреть со стороны, он (и его ближайшие помощники, если группа достаточно большая) действительно лучше всех остальных. Его глаза и лицо выражают ум и уверенность. Он - личность. Остальные по сравнению с ним - безликий серый фон. Так-то оно так. Но если проследить за образованием группы с самого начала, то можно заметить, что КОГДА ОБРАЗУЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗМЕНЯЕТСЯ. Пример из первой серии документального телесериала "Последний герой". Взрослого мужчину (офицера-подводника) - человека с умным, смелым и добрым выражением лица, вызывающим к нему симпатию и уважение, осознанно выбрали лидером, и он официально занял этот пост. Но после организации людей в социальную группу он неожиданно стал ничем не примечательным человеком. Его лицо уже ничего не выражало, кроме убеждённости в правоте второго, неофициального, лидера-женщины, и готовности исполнить любую её волю. Яркие признаки его собственной индивидуальности - исчезли. Он стал "серой личностью", как и все остальные.

А кто же истинный лидер этой социальной группы? Кому подчинился офицер? Молодой женщине,которая до того, как стала лидером, ничем не выделялась из общей массы. Но, став лидером, она также изменилась. Её хорошенькое личико потеряло свою прелесть. Оно стало властным и безжалостным. Выражение УДОВОЛЬСТВИЯ от уверенности в своей АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ над членами группы сделало её лицо неприятным (но - только для наблюдателя со стороны). Интересно, что в последующем группа очень быстро отсеяла её (по условию эксперимента, группа периодически отсеивала по одному человеку). И в каждой серии сериала о всё новых и новых группах, люди отсеивали не того лидера, которого они выбрали официально, т.е. ИНСТИНКТИВНО, НО С УЧАСТИЕМ ОСОЗНАНИЯ (как выбирали лидера дети, ждущие отправления в пионерский лагерь), а того, кого они выбрали ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО. И "последним героем" всегда становился осознанно выбранный лидер. Что случилось с ними обоими? Изменилось не только их поведение, ИЗМЕНИЛСЯ даже их ВНЕШНИЙ ОБЛИК, - когда они начали взаимодействовать в группе. Не только в указанном примере, а и во всех остальных случаях выражение лица и поведение у людей, образовавших социальную группу, - изменяется. Но наиболее разительно эти перемены видны на лидере. Они настолько быстро появляются и так резко выражены (для умеющего наблюдать), что не укладываются в состояние, обусловленное переменой статуса на более высокий. В человеке как будто ВКЛЮЧАЕТСЯ НЕКАЯ НОВАЯ ПРОГРАММА поведения, и начинают работать ранее не задействованные силы. Его мозг начинает работать в оптимальном режиме, его способности возрастают. На лице появляется выражение чувства ответственности за группу в целом и за каждого из её членов. Кроме того, имеет значение и положительное влияние его группы (вера, любовь, восхищение и пр.). Внешний облик и поведение людей, образовавших социальную группу, В ПРИСУТСТВИИ ИНСТИНКТИВНОГО ЛИДЕРА изменяются в противоположную сторону, они как бы обезличиваются и становятся похожи на "серую массу". Впечатление, что В КАЖДОМ ИЗ НИХ с момента образования социальной группы ВКЛЮЧИЛАСЬ НОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЕДЕНИЯ. Подобно тому, как у саранчи вырастают крылья, когда особи собираются в стаю.

Как бы ни отличались друг от друга люди, ставшие лидерами социальной группы, их ИНСТИНКТИВНОЕ поведение в роли лидера всегда ОДИНАКОВОЕ и отличается только способом и степенью воздействия на группу.

ВИДЫ ЛИДЕРОВ

Внимательно наблюдая за поведением людей в социальных группах, можно заметить, что существует только два принципиально различных вида лидеров. Пример одного из них - лидер, выбранный в пионерском лагере. Второй - лидер, выбранный в группе туристов. Выбор лидера в последнем случае НИКОГДА НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СЛОВАМИ (как в примере с пионерским лагерем). Всё - на уровне неосознанного невербального общения.

ЛИДЕР ПЕРВОГО ТИПА (преимущественно мужчина) - вождь, это ЛИДЕР ДЕЙСТВИЯ, он ведёт и командует, он ТРИБУН, его не заметить нельзя. Его способ управления явно и очевидно направлен на осознание людей. Назовём его - ведущим лидером (ВЛ). ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩИХ ЛИДЕРОВ ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ, что обусловливает МНОГООБРАЗИЕ лидеров этого типа. Ведущие лидеры могут быть как демократичными, так и авторитарными, любящими людей (добрыми) или жестокими деспотами. При сильном ВЛ возможен культ личности в большей или меньшей степени .

ЛИДЕР ВТОРОГО ТИПА (преимущественно женщина) - это ЛИДЕР ПОКОЯ, он тихий и незаметный с первого взгляда и предпочитает действовать, находясь в тени. Такого лидера называют "серым кардиналом". Он объединяет людей в социальную группу и подчиняет их своей воле исключительно инстинктивно, с помощью НЕВЕРБАЛЬНЫХ НЕОСОЗАННЫХ способов общения. При этом можно заметить, что ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРОВ ЭТОГО ТИПА - НЕ ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ (отличие, конечно, есть, но минимальное и не принципиально важное). Эти обстоятельства и дают право назвать их инстинктивно объединяющими лидерами (ИОЛ). Правление ИОЛ - всегда "культ личности".

Термин "ИНСТИНКТИВНО объединяющий лидер" только подчёркивает абсолютно инстинктивную природу воздействия лидера на людей и главное его свойство - объединение разрозненных особей в единый организм, так как способ воздействия на массы ведущего лидера - также инстинктивный, и он тоже объединяет, но главное его свойство - он ведёт за собой к определённой цели.

ИОЛ и ВЛ - это две РАЗНЫЕ ИНСТИНКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ в рамках стадного инстинкта. Программа ИОЛ, вероятно, более древняя, например, со времён динозавров, когда семья-стая хищных динозавров состояла только из самки и её детёнышей. Самки были значительно крупнее и сильнее самцов, чтобы защитить от них своё потомство. Программа ВЛ сформировалась спустя десятки миллионов лет, когда появились млекопитающие, которые жили парами, и семья-стая состояла из матери - ИОЛ, и отца - ВЛ. Мать объединяла всех в единый организм, а отец - водил сыновей на охоту и защищал семью от других хищников. Если ПРОГРАММА для ИОЛ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛА УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СТАЕЙ, то ПРОГРАММА для ВЛ ТРЕБОВАЛА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО - МЫШЛЕНИЕ. Эти соображения понадобятся для понимания материала, изложенного ниже.

Следует упомянуть, что ИОЛ на посту руководителя отличить от ВЛ может только всегда осознанный человек, не подверженный инстинктивному влиянию лидера, или - очень наблюдательный человек. Лидером социальной группы может быть каждый, если нет "великого лидера", вождя. Поскольку положение человека в социальной группе, обозначаемое группой греческого алфавита (а в просторечье - "силой") - сравнительное понятие. Лидер ("альфа") в одной группе может быть не лидером ("бетой", "гаммой" или "дельтой") - в другой. Это, так сказать, лидеры второго, третьего и т.д. порядка. Судя по моим наблюдениям, СИЛА ЛИДЕРА представляет собой то КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ОБЪЕДИНИТЬ. Чем выше у него эта способность, тем сильнее лидер. Есть - великие лидеры, которые могут объединить огромное число людей, в любой группе, как бы велика она ни была, они всегда занимают положение "альфы". Можно ещё выделить ситуационного лидера и формального лидера.

Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1.Инстинктивно объединяющий лидер.
 1,1.Смешанный лидер (инстинктивно объединяющий лидер в роли ведущего лидера).
 2.Ведущий лидер.
 2,1.Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
 2,2.Формальный лидер (ведущий лидер без наличия лидерского таланта).

Рассмотрим подробней каждый их этих видов лидеров.

ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР

ВЛ ведёт людей к поставленной цели, воздействуя на инстинкт и осознание сразу всей социальной группы. Выдвигая цель, он УБЕЖДАЕТ и ДОКАЗЫВАЕТ, воздействуя на осознание людей, подавляет своей волей и очаровывает, воздействуя на их инстинкт. Соответственно, для такого лидера ПРИЕМЛЕМ как АБСОЛЮТНО ИНСТИНКТИВНЫЙ способ подчинения, так и АБСОЛЮТНО ОСОЗНАННЫЙ. КАЧЕСТВО выполнения порученной им работы для него ГЛАВНОЕ в его ОТНОШЕНИИ к члену группы. Обычно, ВЛ есть только в большой социальной группе (если этот человек случайно не окажется в малой). Он имеет огромное влияние на массы, но не имеет АБСОЛЮТНОЙ власти над своими ближайшими помощниками.
Если с предложением вождя его ближайшее окружение не согласно, то даже очень популярному у народа ВЕДУЩЕМУ ЛИДЕРУ МОГУТ НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ. Такой случай известен с В. И. Лениным, когда он
вынужден был пригрозить соратникам, что выйдет к народу со своим предложением, и тогда им придётся подчиниться (они подчинились, и революция победила).
Для иллюстрации ведущего лидера приведу известный эксперимент Рона Джонса из книги: Ron Jones, The Third Wave, 1977 (курсив — мой). "Третья волна началась с вопроса Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа. Я решил потратить неделю на исследование этого вопроса.
...
Я прочёл лекцию о красоте дисциплины. ДИСЦИПЛИНА - такая САМОТРЕНИРОВКА, когда ценой преодоления реальных трудностей ДОСТИГАЕТСЯ УЛУЧШЕНИЕ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, окончательная победа.
...
Уровень активности класса резко изменился: РАНЬШЕ в обсуждении принимали участие в основном только НЕСКОЛЬКО человек, а теперь - ВЕСЬ КЛАСС.
...
Каждый ощущал свои способности, и ВСЕ БЫЛИ РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. Они ДЕЛАЛИ ОБЩЕЕ ДЕЛО.
...
Ещё более странным казалось ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ответов. Ученики, ОБЫЧНО НЕ РЕШАВШИЕСЯ говорить, НАХОДИЛИ ПОДДЕРЖКУ своим усилиям.
...
Академическая УСПЕВАЕМОСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫШАЛАСЬ. Я начинал думать, что ОНИ СДЕЛАЮТ ВСЁ, ЧТО Я
ТОЛЬКО ПРИКАЖУ. я назначил трёх учеников сообщать о нарушениях правил поведения половина класса теперь считала своим долгом наблюдать за своими товарищами и доносить на них
...
Эти три юные женщины НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ учеников класса. Они обладали спокойной уверенностью в себе, и ИМ НРАВИЛОСЬ , когда обстановка в школе давала им возможность ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ академические и ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Эти ученицы казались озадаченными и печальными. Теперь, когда я оглядываюсь назад, они кажутся мне похожими на детей с так называемым ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ.
...
Роберт обладал весьма слабыми академическими способностями Он ВСЕГДА ел ленч ОДИН. Третья волна дала Роберту возможность найти своё место в школе. Он наконец-то стал РАВНЫМ ВСЕМ остальным. Он улыбнулся (ДО ЭТОГО я, кажется, НЕ ВИДЕЛ, ЧТОБЫ ОН УЛЫБАЛСЯ)
...
Третья волна стала ЦЕНТРОМ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
...
В аудиторию втиснулось более двухсот учеников. я просил продемонстрировать преданность. Стены помещения задрожали от оглушительных выкриков: "Сила в дисциплине". Казалось, что КАЖДОЕ МОЁ СЛОВО понимают и ЛОВЯТ НАЛЕТУ.
...
Как может народ быть частью какого-то процесса, а потом ПОСЛЕ СМЕНЫ ВЛАСТИ притворяться, что никто ни в чём на самом деле не участвовал? Вы ничем не лучше и не хуже немецких фашистов, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные. Мы видели, что фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС.
...
Третья волна перестала существовать. Роберт плакал. Я подошёл к Роберту и обнял его. .. Некоторые стали возвращаться, чтобы быстро обнять нас с Робертом. Другие ОТКРЫТО ПЛАКАЛИ Люди сбивались в тесный круг и обнимали друг друга".
Конец цитаты.

Во время этого эксперимента (который длился одну неделю) в классе наступили удивительные перемены. Он обещал им, что дисциплина, как самотренировка, поможет им "достигнуть улучшения умственных и физических возможностей", и их УМСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ уже на третий день РЕЗКО УЛУЧШИЛИСЬ! Экспериментатор приписывал эти перемены введённому им РИТУАЛУ. Но ритуал - это ДЕЙСТВИЕ, а сам он выступил в роли харизматичного ведущего лидера. Во время выполнения "ритуальных действий" три девочки, бывшие лидеры, были самыми неловкими. Но не потому, что действительно были так неуклюжи, а потому, что при появлении сильного ВЛ, политику которого они не приняли, они тут же перестали быть лидерами и потеряли всю свою уверенность. Более того, прежде они "НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ", а ПОСЛЕ ТОГО, КАК В НИХ ПЕРЕСТАЛИ ВИДЕТЬ ЛИДЕРОВ,и начали видеть врагов общего дела, они, как и изгой Роберт, начали производить впечатление "детей с ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ". Все стали, РАВНЫ между собой. А мальчик, который всегда был один и никогда не улыбался, т.е. был изгоем в классе, - ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ИЗГОЕМ, и стал "телохранителем" ВЛ. Подростки испытывали душевный подъём и РАДОСТЬ ЖИЗНИ ОТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. От осознания важности этих действий для
их развития. ОНИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ. И вызвал это состояние ведущий лидер (преподаватель), а не просто механическое выполнение бессмысленного по своей сути "ритуала". Он дал им привлекательную цель, наметил путь для её достижения и возглавил их совместные действия.

Полученный эффект можно объяснить тем, что кроме вышеописанных рефлекторных реакций в группе-стае, существует ещё ИНСТИНКТИВНАЯ РАДОСТЬ ЕДИНЕНИЯ. Она возникает во время коллективных действий под руководством ведущего лидера (или ситуационного лидера, который тоже всегда ведущий). При этом УДОВОЛЬСТВИЕ ЗАВИСИТ не от характера действий, а от СОВМЕСТНОСТИ и СЛАЖЕННОСТИ этих действий. Это может быть коллективная игра, совместный труд на благо всех или одного из членов группы, охота и многое другое. В какой-то из моментов слаженного действия внезапно возникает упоительное ощущение ЕДИНСТВА ВСЕХ СО ВСЕМИ, лёгкость в теле, стойкое ощущение тихого и радостного удовольствия от происходящего. Появляется уверенность в себе, ощущение интереса к жизни. ИЕРАРХИЯ ИСЧЕЗАЕТ, нет больше ни "беты", ни "гаммы", ни "омеги". Каждый чувствует себя РАВНЫМ СО ВСЕМИ, подчиняются только ВЛ и его помощникам, которых он назначает и которым даёт задание. В лидере при этом также не видят грозного властелина, которого следует бояться, а видят вождя, за которым хочется радостно следовать.
Радость единства - не менее удивительное и приятное ощущение, чем рефлекторная радость победы.
При нём нет, как при РРП, сильно выраженного, но короткого ощущения ликования и счастья. Радость единства длится долго, столько, сколько длится совместное действие.

"...фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС". Это "что-то" - стадный инстинкт.


ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР

ИОЛ, в основном, бывают женщины. В малой социальной группе (если в ней случайно не окажется сильный ВЛ), ИОЛ управляет единолично. При любом даже простом коллективном действии (например, на субботнике) ИОЛ, обычно, отходит в тень, и появляется ведущий СИТУАЦИОННЫЙ лидер (мужчина или женщина), которому ИОЛ как бы молча поручает дело.
Под управлением ИОЛ о равенстве нет и речи, только строгая иерархия. Если ИОЛ - мужчина, то это всегда сильный лидер, который может подчинить большую социальную группу. Как правило, мужчины ИОЛ проявляют активность, свойственную ведущим лидерам. Однако, способ их воздействия на группу - такой же, как и у ИОЛ-женщин, т.е. - абсолютно инстинктивный. Мне довелось наблюдать 33 инстинктивно объединяющих лидера, разного возраста, пола и национальности. И я выделила наиболее характерные черты лидеров этого типа. Как и любой сильный лидер, инстинктивно объединяющий лидер способен видеть души людей.
АБСОЛЮТНАЯ власть над людьми - это главный талант такого лидера и самое выраженное стремление в его жизни, каким бы делом он ни занимался. И, надо заметить, ИОЛ нисколько не стесняются рассказывать о своих мечтах о "радости всевластия", и о том, как им хочется расширить эту власть. А в особых случаях - инстинктивно объединяющему лидеру хочется владеть всем миром. Для этого он может стремиться занять официальный пост, чтобы сделать карьеру и расширить свою власть. И именно такой лидер может обладать БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ.
ИОЛ имеют как будто НЕИСТОЩИМУЮ ЭНЕРГИЮ, интерес и удовольствие от жизни, которые им даёт, как я думаю, постоянное удовольствие от власти, от радости победы над всеми. Они ВСЕГДА АГРЕССИВНЫ и время от времени подтверждают своё право на лидерство агрессией. Лидеры этого типа УВЕРЕНЫ в своей НЕУЯЗВИМОСТИ, чувствуя свою власть над людьми. Они УМЕЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ вышестоящему лидеру, как никто другой, и всегда демонстрирует подчинённым его покровительство.
И НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЮТСЯ при неудачах. Неудачи у лидера вызывают не упадок нравственных сил, а подстёгивают его на борьбу, - тонкую, умную и коварную.

ИОЛ требует любви и страха, восхвалений и даров, веры и подчинения без размышления. Он требует жертв - в виде отказа от удовольствия или от чего-то важного. В вышеупомянутом примере из жизни отдыхающих лидер требовала у людей, собравшихся в поход, отказаться от этого намерения. В другой социальной группе лидер требовала от сотрудников, с интересом смотрящих приключенческий фильм по телевизору, пойти с ней погулять, так как фильм по её мнению не стоит хорошей погоды, - и все, кроме тех, кто не мог уйти с рабочего места, подчинились. Т.е. лидер требовала не только отказаться от удовольствия, но и нарушить трудовую дисциплину - в пику руководителю бригады, формальному лидеру.

Качество выполняемой членом группы работы ИОЛ интересует только во вторую очередь. Прежде всего, их ИНТЕРЕСУЕТ ПОДЧИНЯЕМОСТЬ человека, но не добровольная и осознанная, которую допускает ведущий лидер, а ИНСТИНКТИВНАЯ, на неосознанном уровне, БЕЗДУМНАЯ. ИОЛ НА ПОСТУ РУКОВОДИТЕЛЯ МОЖЕТ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ ОЧЕНЬ ПЛОХОМУ РАБОТНИКУ, если тот выражает ему свою ПРЕДАННОСТЬ, игнорировать хорошего работника, если он недостаточно активно восхищается им, и ПРЕСЛЕДОВАТЬ лучшего работника за то, что у того есть СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Ибо малая группа представляет собой единый организм, который является как бы продолжением ИОЛ, и В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ДЛЯ ГРУППЫ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ ЛЮДИ ДУМАЮТ И ЧУВСТВУЮТ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ИОЛ, ИСКРЕННЕ СЧИТАЯ ЭТО МНЕНИЕ И ЧУВСТВА - СВОИМИ. А от человека, имеющего независимое ЛИЧНОЕ мнение, лидер этого типа старается избавиться. Сила инстинкта лидера этого типа при непосредственном воздействии может подавить любой голос чужого разума, противоречащий его собственному разуму (кроме разума лидеров, равных ему по силе руководящего инстинкта или превышающей её, а также - разума ВО).

Описанная выше ситуация с В.И.Лениным (ведущим лидером), с объединяющим лидером - НЕВОЗМОЖНА. ИОЛ - имеет абсолютную власть над своим ближайшим окружением (инстинктивно соединяясь с каждым из них), а через них - и над массами. Например, И.В. Сталин запретил не отвечать на "провокацию", за которую он принял вторжение фашистов на территорию СССР, и никто из главнокомандующих, вплоть до Крыма, - не посмел ослушаться его приказа.

ИОЛ объединяет людей в социальную группу инстинктивно и неосознанно, и неосознанно же ПРИЗНАЁТ ТОЛЬКО ИНСТИНКТИВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. ОСОЗНАННОЕ подчинение, т.е. пропущенное через критику осознания, ИОЛ ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО НЕ ПРИЕМЛЕТ.

В большой социальной группе (где, как правило, есть и ВЛ, и ИОЛ) инстинктивные лидеры, и объединяющий и ведущий, руководят вместе. При этом ИОЛ, обычно (но не всегда), уступает "трибуну" ведущему лидеру (даже в том случае, если сила инстинкта ВЛ значительно слабее, чем у него), а сам остаётся в тени. Если ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР более сильный, чем ИОЛ (или равен ему по силе), он ОГРАНИЧИВАЕТ ВЛАСТЬ ИОЛ в отношении членов группы, его стремление к подавлению их воли и неоправданным санкциям.


ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

Формальный лидер (ФЛ) - это назначенный свыше руководитель, который не является инстинктивным
лидером в данной группе. Ему, конечно, подчиняются, поскольку он обладает официальной властью, но он почти всегда раздражает, так как, заставляя работать, применяет различные "санкции", а не инстинктивное воздействие. Его не боятся обсуждать и критиковать, вслух возмущаться его "несправедливыми" взысканиями. Наряду с ним в группе всегда есть ИОЛ, он находится в тени, но именно им восхищаются и именно его боятся (его санкции страшнее), и только ему все подчиняются с радостной готовностью. В том числе и формальный лидер.

СИТУАЦИОННЫЙ ЛИДЕР

Ситуационный лидер (СЛ) - это временный лидер (затейник, спаситель или герой). Ситуационным лидером может быть каждый, кто чувствует в себе способность справиться с возникшей ситуацией. ЕГО НЕ ВЫБИРАЮТ, ОН САМ ПРЕДЛАГАЕТ СЕБЯ. Ситуационный лидер ведёт и командует, но он не объединяет людей, как это неосознанно делают ВЛ или ИОЛ. Да в этом и нет необходимости. В этих случаях людей объединяет ситуация, которая вызывает единую, объединяющую всех эмоцию, всеобщий порыв. Эта ситуация вызывает и появление героя. При этом люди чувствуют единение ещё до появления ситуационного лидера.
В уже сформированной социальной группе ситуационный лидер ведёт с молчаливой санкции ИОЛ или ВЛ. Без такой санкции этому лидеру никто не поверит, и за ним никто не пойдёт. В отличие от ВЛ или ИОЛ, власти у СЛ нет никакой. У него есть только обязанности, взятые им же самим на себя. Ради него никто не пожертвует своим благополучием (как жертвуют ради ВЛ или ИОЛ). Наоборот, считают вполне естественным, что он жертвует собой ради них или даже ДОЛЖЕН пожертвовать. Когда его миссия закончится, инстинктивный лидер сразу возьмёт правление в свои руки.

-

Герой рискует своей жизнью и может погибнуть. Ведущий и формальный лидеры - работают по "ненормированному" графику и находятся в состоянии хронического стресса, так как постоянно чувствуют ответственность (а если ответственность очень высока, как правило, получают инфаркты миокарда).
Инстинктивно объединяющий лидер, единолично управляющий социальной группой, получает чистое, ничем не омрачённое удовольствие от абсолютной власти над каждым из её членов ("радость всевластия"), а они - получают удовольствие от подчинения ему. Но такая идиллия - только до появления человека, которого инстинктивно объединяющий лидер с
первого взгляда определяет как не подчиняемого, и сразу делает изгоем.

Перепечатка без согласования запрещена.


© Copyright: Светличная Лариса Викторовна, 2009
Свидетельство о публикации №209031400710


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.