Прогулки с Неизвестным. Прогулка третья

На этот раз Подводник появился, когда я, забравшись с ногами на диван, раздумывала - включить комп или сходить в магазин за молоком. Но ни в первом, ни во втором острой нужды не ощутив, оставалась в оцепенении. Тем более, что сетка мелкого дождя за окошком совсем не настраивала на экшн. Было скучно и лениво. И сама себе я что-то совсем не нравилась.
- Скучаем? - прозвучало из предсумеречной тишины.
- Ну, у Вас и фразочки - записного ловеласа!
Я не подала виду, что обрадовалась появлению Подводника.
- Слушай, а давай на ты? Вы - это тьма какая-то. «Иду на вы», к примеру. 
- Хм! Надо же – вспомнил «иду на Вы»… Интересно… Однако принимается. И что, предлагаешь прогуляться? Под дождём?
- Конечно! Только не выходя отсюда, из дому.
-  ???
- Считай, что мы уже идём, видишь, я подаю тебе плащ и руку, открываю вашу железную дверь, как положено галантному кавалеру... Раскрываю предусмотрительно захваченный зонт… Прошу!
- Мерси! – полулежа отвечала я.
Подыграю, ладно уж…

- Видишь, ты уже настроилась. Отлично!
-  А что тут отличного? Ведь ничего не изменилось?
- Ошибаешься. Отправляясь «гулять» вот так, ты – уже не совсем ты. Ты уже немного другая. Потому что ты приняла в себя эту мысль о прогулке. Хотя ничего не изменилось вокруг тебя – положение предметов, вещей, твое физическое положение и вписанность в пространство.
- Уж не хочешь ли ты сказать, что изменения во мне не зависят от внешних обстоятельств, а определяются моими мыслями?
- Именно!
- Не могу согласиться. А как же внешний фактор? В любой науке он изучается, описывается его влияние на объект. В маркетинге, например, это такие факторы внешней среды, как рынок, клиенты, конкуренты. Как же без этого ориентироваться?
- Наука приняла такую точку зрения, такой метод. Но, во-первых, это еще не значит, что иные точки неверны. Факторный подход применим, конечно, но до определённой меры. Для неодушевленных предметов, в частности, он годится. Во-вторых,  о  так называемых современных «науках» я лучше лучше промолчу…
- Да, я где-то читала, что наука, оторванная от религии и философии, не может быть истинной, то есть, служить этой самой истине…
-  Да, науки слишком разобщены, разрывая для своего удобства единый мир на мелкие кусочки, как в той притче о рисовании слона слепыми.
- А, помню – кто нарисовал ногу, кто хобот, кто уши…
- Поэтому не будем ссылаться на такие науки, договорились?
- Идёт. А на что будем тогда ссылаться?
- А ни на что.
- Как это? А где брать аргументы, доказательства?
- Изнутри тебя самой. Но только не с поверхности...
- Поясни, пожалуйста, а то доцент тупой…
Я ерничала, но мне было интересно. До сих пор меня учили, что во время дискуссии следует апеллировать к авторитетам, источникам…
В это время я услыхала:
- Источник истины – только ты сама. Колодец такой – глубо-о-о-о-кий. Вот и черпай из него…
- Ага, но верхние слои воды мутноваты, не совсем чисты, вот почему ты упомянул слово «поверхность»!  – догадалась я,  радуясь своей сообразительности.
Подводник тоже обрадовался:
- Умничка! Язык метафор не чужд тебе. И это важно…
- Еще бы! Сколько всего изучено, пройдено, вызубрено - я завоображала.
- Вот это и есть тот самый мусор на поверхности колодца – быстренько отбрил Подводник.
- Позволь, ну так же нельзя – отрицать все знания огульно! Это уж слишком!
- А я не знания отрицаю.
- А что же?
- Твое мнение о своих знаниях. Хочешь, докажу, что эти «знания» не знания – раз; что мнение  у тебя о них искажённое – два. И что они вовсе не твои – три.
- Та-а-к… Приехали. Ладно, допустим, с первым соглашусь – знания мои ограничены – по-любому. Это такой мизер от Абсолюта, от полного знания с большой буквы…. Тут спору нет. Но насчет остального, извини…
- Извиняю. Речь о том, что ты придаешь им большое значение, своему образованию, научной степени, ты гордишься в глубине души ими, точнее, тем, что люди присвоили тебе (кстати, смешно звучит – присвоили тебе! Присвоить можно себе, но  не кому-то, так ведь?) звание, наклеили на тебя как на банку этикетку - «высшее образование», или еще какой-то ярлык, разве нет?
Я промолчала. В чем-то он прав, но…
- А этот ярлык, о котором ты не забываешь, уже барьер на пути к истине. К ее получению из глубины твоей сущности. Крышка на колодце…
- Почему?
- Потому что твой общественный статус – это твоя личность, закрывающая сущность. Это твоя внешняя личина. Она не позволяет тебе лезть за истиной в какой-то деревенский колодец, ты же цивилизованный человек!
Я снова промолчала, чувствуя, что он во многом прав.
- И самое плохое, что тебе надо сохранять эту личину, сохранять «лицо». Причем, почти все время… И на это сохранение лица уходит много-много твоих сил, энергии драгоценной.
- И в итоге не остается сил на то, чтобы взять ведро, опустить его в колодец и потом достать с чистой водой? – я снова испытывала странную радость от этой догадки.
- Конечно! Где уж тут… Надо быстренько ответить на заданный тебе вопрос – доказать, что ты всё, ну или почти всё знаешь. Не медлить! И здесь как раз очень пригождается ссылка на авторитет, книгу, хорошо бы цитату ввернуть... И вот теперь мы плавно переходим к  третьему – что на самом деле твои знания  не такие уж твои. Если разобраться, то большая их часть…
Но я продолжила его рассуждение о сохранении «лица»:
-  И я хватаю водичку побыстрее, сверху зачерпываю, горсткой – лишь бы ответить, не молчать, не показаться незнайкой с дипломом, некомпетентной, неостроумной и т.д.?
- Именно так – мой спутник беззлобно хихикнул.
- Это поэтому бытует выражение «лить воду?» Значит, говорить ни о чем, лишь бы не молчать? Оправдывать свой статус, образование?
- Наверняка.
- Ну да, ведь до сути и до дна колодца ты еще не достал, некогда было… А что-то болтать надо. Как просто! И как грустно…Мы все точно так и действуем, всю жизнь...
- Неужели не бывает по-другому? С любимым человеком, к примеру?
- А ты вспомни...
- Ну да, тоже всё стараешься казаться, подбираешь слова, аргументы дурацкие...
Я приуныла. Монотонно постукивали капли дождя.
Подводник утешил, ка мог:
- Раз ты это осознала, это уже достижение. Это значит, что мы с тобой уже обошли полгорода… Прогулка удалась!  И можно возвращаться…

Да, мне нравилась эта виртуальная прогулка, я увидела по пути много неожиданного – как в светлое и спокойное озеро заглянула, на себя со стороны… Точнее, сверху… В сущности всё поправимо!

Но всё же что-то меня смущало.
- Нет, подожди… Что-то тут не так. А, вот что! Разве неправильно опираться на чужой опыт, на то, что писали гении человечества, что говорил, например, мой старый учитель, мои родители?  Или бабушка? Что тут плохого? Я что, должна изобретать велосипед заново? И всё прочее?

Мне казалось, я поставила премудрого Подводника в тупик.
А он, и правда, надолго замолчал. Примолкла и я. Между нами была славная, не тягостная тишина.
Прошло какое-то время и я вдруг четко осознала: он совсем не боялся показаться мне неначитанным или тупым. Ему надоело трещать. Ему просто захотелось этой доброй тишины…

 Мы просто шли рядом и молчали. Он держал зонт. А я держала его за руку.
И в процессе этого молчаливого совместного движения под шуршащим дождиком  мне вдруг стали видны очертания колодца – старенького, вросшего в землю… Боже, да это же тот колодец, что был у бабушки в деревне, в конце огорода! Но откуда он здесь взялся?! Мы подошли ближе и услышали неповторимый запах живой воды, соприкасающейся с немыслимыми глубинами земного шара, с могучими подводными реками, трогавшей золотые жилы и разноцветные минералы, и может быть, доставшей хоть раз великие кристаллы, что лежат во чреве нашей удивительной  планеты и веками хранят её…

Проводник всё помалкивал, только конкретно помогал мне – сдвинуть крышку, нацепить ведро…  Небывалый покой и легкость овладели мной, всем моим существом.  Я забыла, кто я и где, забыла обо всех своих привычных заботах и «важных делах». Это не имело сейчас никакого значения.
Вода блеснула в ведре первозданным серебром.. И тут что-то радугой вспыхнуло во мне -  я подумала: а ведь вода в колодце - уже совсем не та, что была при бабушке. И даже не та, что была вчера. Она была другой даже минуту назад, пока мы не подошли к нему…  Она - живая и потому меняется каждую секунду. Как и я сама, как всё остальное. Она не имеет формы, она движется в себе самой и вдаль, даже в колодце, принимая лучистые потоки, льющиеся от солнца и звёзд, отражая неповторяющиеся краски неба, впитывая запахи обновляющейся земли, пение вновь появившихся и снова влюбленных птиц и фантастические  мечты цветущих деревьев…

И я сама – без Подводника - ответила себе, почему невозможно ничего понять в этой жизни с помощью книжных цитат и мудрых выражений, с помощью чужих истин. Ведь они добыты из других колодцев и это пусть совсем чуть-чуть, но ДРУГАЯ вода.

Подводник одобрительно похлопал меня по плечу. Он всё слышал.
- Правильно? – спросила я его, окрыленная таким озарением.
- В целом да. Критерием достоверности реальности являешься ты сам. Твое разумное сердце. А истина, добытая и зафиксированная кем-то, в лучшем случае может быть указателем на пути к твоему собственному колодцу.
- Здорово он всё же формулирует! – восхитилась я.
- Но есть как минимум два условия, два «но»... – продолжал Проводник.
- То есть, и это знание или истина о колодце еще не полное?
- Конечно. Есть-то он есть, но…
- Что, что, скажи, пожалуйста, не молчи! – нетерпение охватило меня.
- А вот первое – твое нетерпение. Горячность, лишние эмоции, тем более бури в твоей душе. Они…
- А, кажется понимаю – перебила я, если в этом колодце будет даже самый маленький штормик, то я уже не увижу там истину, вода станет грязной.
- Совершенно верно. Ты должна быть нейтральной. Нейтрон – это состояние энергетического нуля, это то, что всегда спокойно и пусто от примесей, а вокруг носятся протоны и электроны, плюсы и минусы. Всё абсолютно состоит из этой троицы... Но быть нейтроном, входить в его состояние - это божественное качество. Только там можно ощутить истинность, отличив ее от ложности.
- Ничего себе! Грандиозно! Надо это обдумать… А второе условие, второе «но»?
- Собственно, оно связано с первым. Свой колодец следует время от времени чистить. И это не очень приятное занятие, скажу я тебе.
- Очищаться от мусора и примесей?
- Да, то есть, от своих заблуждений, навязанных тебе догм, от своей механистичности. А главное – низших энергий – зависти, ревности, жадности, лицемерия, самолюбия и тому подобных загрязнений.
- А как? Как?! Если это наша жизнь? И все достают...
- Думай сама. Ты уже способна достать эту истину из колодца. Не прикидывайся «шлангом» - а будь им в данном случае, то есть, качай воду со дна!
Шутку Проводника я оценила.
Незаметно мы вернулись  к моему дому.
Мой спутник открыл мне дверь и попрощался со мной на крыльце. 
 
В моей комнате всё было по-прежнему... Или нет? Кажется, стало намного светлее. Хотя дождик ещё не кончился…   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.