Цветение хиппи от Марка Харриса
Старые американские газеты. Может быть, сейчас почти невозможно
прочувствовать атмосферу прошлого - на истории шестидесятых лежит проклятие. Кое-что стараются забыть, иное хочется переделать, но
(к счастью!) история равнодушна к критикам. Поэтому старые статьи
иногда говорят больше, чем новомодные исследования. Ниже вольный перевод из "Atlantic Monthly", "The Flowering of The Hippies" by Mark Harris
...Хиппи-сцена на улице Хейт в Сан-Франциско была очень визуальной и столь впечатляющей, что фотографы и журналисты приезжали со всех концов мира. Однако не только репортеры и киношники стремились сохранить в фотографиях хиппи-сцену. Улицы кишели разнообразными оппортунистами: кто-то жаждал делать деньги на наркоторговле, иные эксплуатировали сексуальную атмосферу, а кое-кто погружался в политические или социальные брожения. И, конечно, полиция задерживала хиппи.
Хейт - старое квакерское имя, хорошо рифмуется со словечком "ненависть" ("haight" - "hate"), но хиппи однажды решили: главной песней на улице будет любовь, и лучшие из хиппи надеялись оживить на этих улицах дух мира и любви.
Воскресшая "любовь" сделала бы открытым национальный ум, это как бы
естественный аналог химической ЛСД: чтобы выявить лицемерие насилия и предрассудков в стране, следует проповедовать всеобщий мир и согласие.
Это было легче увидеть, чем понять, но зримое было настолько
противоречивым, что многие туристы на машинах оказались заблокированными и встревоженными нашествием людей, умоляли полицию очистить улицы.
Все видели, что молодежь Хейт носит бороды и длинные волосы, а иногда и серьги, надевает забавные бабушкины очки; иные хиппи были босиком или в сандалиях, как правило, грязными и немытыми.
Внешний вид многих молодых людей, намеренно или случайно, напоминает Иисуса Христа, чье имя можно часто увидеть на стенах зданий или бамперах машин.
Иисус есть "Бог Атомной Бомбы" - правда, явно психоделический сценарий?
Видимое поражало, процветали образы в спиралях, завитках, в блюзовых
тонах: пурпурные, розовые с красными, как будто хиппи не знали своих
мыслей, не умели передать мысли словами.
Речь не имеет значения. Вы не можете сказать "любовь для тебя".
Говорящие не знают, а кто знает - не говорит; между тем, немота хиппи
вызывала сомнения.
...На стенах старые рекламы кинофильмов и реклама политиков, но лица на плакатах белые-белые, пустые, ничего не выражающие.
- "Почему вы здесь?" - спросил я хиппи, мне ответили - "По тем
причинам, о которых вы знаете".
Но я видел: молодые девушки-хиппи (скорее задрапированные, нежели
одетые) тоже грязные с головы до ног. Девушки выглядели нездоровыми, с
желто-бледными лицами и немытыми, свисающими клочьями волос.
Они носили джинсы, мужские футболки вместо бюстгальтеров. Ботинки
стоптались, кружева пропали без вести, вместо халатов мешки; мешки и
есть платье.
Барышни экспериментировали с наркотиками, погрязали в сексуальной
распущенности, проживали в коммунальных квартирах, где вместо кроватей были матрасы.
Благослови этих девочек, Америка. Девочки, которые, возможно,
занимались только модным в те времена попрошайничеством.
"К сожалению, я должна идти попрошайничать!"
Я слышал, как девушки-хиппи говорили не только против американского закона, но и восставали против американского кредо: неважно, какую работу вы делаете, главное, вы что-то делаете.
Хиппи-девушки дарили цветы незнакомым людям, они призывали своих
грязных молодых людей избегать войны во Вьетнаме. Не убий!
Внимание! Военная служба может быть опасна для вашего здоровья!
Но магазины хиппи-торговцев были красочными и теплыми.
Купцы на Хейт-стрит продают все необходимое: в магазинах пахло
ладаном, на стенах висели плакаты и картины, металлические украшения,
стеклянные бусины, поблекшие фотографии, на прилавках лежали "подпольные" журналы, фотографии кинозвезд "старого времени", цветные мелки, грязные расчески, маски для Хеллоуина, причудливые короба, кусочки цветного стекла и, как правило, один ботинок.
А на досках объявлений висели сообщения: "Джек и Фрэнк из Айовы
оставили сообщение здесь."
Музыка царила везде: везде рок-н-ролл, Beatles, фолк, африканские
барабаны, американская попса, джаз, свинг.
Почти все хиппи арестовывались: за покупку или обмен лекарств или
наркотиков, за "содействие преступлениям несовершеннолетних", за
попрошайничество, за грязь на тротуарах, а если не получалось найти
иное обвинение, за "сопротивление при аресте".
Основная причина конфликта с полицией - курение марихуаны,
возможно, ничего страшного, но определенно незаконное действие.
Хиппи думали, будто у всех хиппующих на улицах Хейт в глазах плещется
любовь и радость, но на самом деле глаза хиппи были печальными,
испуганными, потому что они погрузились в эксперимент, и отнюдь не
уверены в счастливом исходе этого эксперимента.
Увлекаясь ЛСД, хиппи прошли достаточно долгий путь, чтобы увидеть
расстояние позади, но не видели ничего впереди.
Вчера они философствовали на темы восточных медитаций, сегодня они думают о влиянии наркотиков.
В стремлениях облагородить мир идеи хиппи потерялись в визуальных
сценах: хиппи носят блестящие мексиканские chalecos, халаты, разноцветные индийские уборы. Они одеты как ковбои и как лесные пограничники. Они одеты как пуритане. Вероятно, примеряя новое платье, они еще не знают, кем они хотят быть, но лишь потом видят результат. Хиппи также носят военные знаки отличия.
Но среди браслетов и колокольчиков иногда можно увидеть нацистскую
свастику и немецкие железные кресты. Знают ли хиппи, что свастика
символизирует в современном мире отнюдь не любовь?
Хиппи родились лишь недавно, в этом году или чуть раньше, во времена
после Хиросимы. За красотами визуальной сцены многие не заметили, что хиппи - дети среднего класса американцев до мозга костей.
Хиппи не черные, не негры, это не иммигранты, но мальчики и девочки с
белой шкурой, дети американской экономики, живущие во всех американских городах - от Гонолулу до Балтимора.
Получив регулярное и системное образование, они, если захотят, смогут
ездить на своих машинах на хорошую работу из уютных пригородов, иметь собственные красивые дома с ванными комнатами, где комфортно можно побриться и умыться.
Многие хиппи живут на денежные переводы из дома, их родители не
испытывают неудобств. Но официальная американская версия жизни
отклонена психоделическим сценарием хиппи. Впрочем, даже подвергаясь арестам, хиппи получали одобрение своих родителей, которые научили их в годы борьбы за гражданские права, что поведение властей зачастую
сомнительное, а иногда вызывает лишь презрение.
Джордж Ф. Бэббит давно заявил в своей знаменитой книге, что его сын
может пойти дальше в восстании, чем сам Бэббит осмеливался.
Когда хиппи впервые приехали в Сан-Франциско, они были изолированным меньшинством, недоверчивыми, с вывернутыми от определенных лекарств мыслями, не имели знакомств. Но они были достаточно энергичными, они бежали из домов, чтобы пережить неудобства Хейта, гордые достаточно, чтобы принять оскорбления полицейских. И оказались способными определить основные бедствия своего возраста. Склонная к мистификациям американская журналистика описывала их мысли, особенно часто в связи с приближением "Лета любви", их поиски и метания.
Хиппи медленно развивались, у хиппи было много споров, хиппи не единое целое - с одной стороны мы видели "хиппи выходного дня" (или "летних" хиппи), а с другой хиппи, для которых визуальная сцена была
несущественна, лишь способ заменить подлинное сообщество на время.
Наиболее проницательные или продвинутые среди хиппи начали
организовывать трудовые сообщества, которые нельзя делать на виду у
всех, на глазах репортерской камеры. Почему хиппи приехали в Хейт?
События 28 марта 1966 года, несколько лет борьбы за спасения Панхандл
от бульдозеров, многому научили жителей Хейт.
Помимо споров о судьбе Панхандла, жители района были твердо
убеждены. что трехэтажные здания в стиле Тюдор или викторианском стиле предпочтительнее небоскребов. Что улицы должны служить людям, а район предназначен для жизни; что жилье подразумевает некоторую человеческую грязь и небольшие магазины способствуют знакомствам, а школы могут быть не только "интегрированными".
Но "победа бульдозерной идеологии", которую проводила в жизнь власть,
привела к исчезновение бедных людей из района. Однако народ Хейт-Эшбери не потерял энтузиазма.
"Ярмарка на улицах лучше, чем серебро в карманах", - пишет Вашел Линдсей, один из признанных хиппи-поэтов Спрингфилда.
В своих стихах он утверждает:
Ярмарка на улицах лучше, чем серебро.
Зеленые парки лучше, чем золото.
Плохой общественный вкус нуждается в самосуде.
Лживая администрация уже проклята.
Плохой художник и архитектор также плохой гражданин.
Пусть торжествует настроение.
Улицы Хейт-Эшбери дали свое благословение многим либеральным людям: бизнесменам, трудящимся, художникам и ученым. Хейт был гостеприимным домов для всего авангарда, он не был чувствителен к расовым разнообразиям.
Население Хейта - это около 30.000 человек, преимущественно белых, но
также негров и выходцев с Востока, иммигрантов из многих стран.
Здесь жили Уильям Сароян и Эрскин Колдуэлл.
Во время торжества идей шестидесятых Хейт привлекал даже тех, кто имел возможность жить гораздо лучше в других местах, ибо только здесь
ощущался великий культурный диапазон возможностей.
Хейт-Эшбери -это в своем роде окраина, насколько я знаю, отсюда не
направлялись массовые делегации на марш в защиту гражданских прав в
Вашингтон в 1963 году.
Люди, имеющие богатство и ценящие комфорт живут в южной части района. А ниже, на улицах вблизи Панхандл, где жили хиппи, жители были беднее, темнее, иногда иностранного происхождения. Там же жили студенты и молодые художники.
Когда возникла угроза строительства автострады, многие семьи выехали из
этих мест. Угроза миновала, но вакуум остался. И пришли хиппи,
привлеченные доступным жильем, низкой арендной платой, низкими ценами и духом истории.
Климат в городе благоприятствует хиппи: здесь хиппи могли ходить
босиком несколько месяцев в году. Но также важен политический климат,
ибо хиппи могут быть достаточно уверены, что политические либералы,
зачастую терзающие негров и неимущих белых, признают в какой-то мере
сообщество хиппи.
Настроение Хейт-Эшбери часто колебалась от случайной оппозиции до
спокойного равнодушия, полной толерантности, заинтересованности и восторга.
Когда случались конфликты между хиппи и полицией, тревога нарастала в
городе, но Хейт-Эшбери сохранял в спокойствии свое настроение.
Хейт ценит страсти молодых людей, особенно когда молодые были подобны хиппи - люди, стремящиеся к ненасильственному сопротивлению.
Без сомнения, либералы Хейта увидели в судьбе хиппи что-то от своей
собственной прежней жизни.
Так, в марте прошлого года Совет Хейт-Эшбери, созданный еще в 1957
году, взял на себя задачу урегулировать конфликты между хиппи и властями.
Совет заявил, что "мы особо возмущаемся официальной позицией
правоохранительных органов, дескать, хиппи не члены общества... Война
против класса граждан, независимо от того, как они одеваются или какой
образ жизни выбирают, недопустима в свободном обществе. И мы до сих пор помним вызывающие сожаление истории, которые возникали при официальном попустительстве - крестовые походы против китайского населения Сан-Франциско".
Если и было место, идеальное для хиппи, так это точно Хейт-Эшбери.
Здесь хиппи смогли выиграть время, чтобы сформировать свою идеологию, общество, чтобы создать свой неповторимый стиль.
==============================
© Вольный перевод - Иван Шизофреник, для некоммерческого использования.
Свидетельство о публикации №212121000828
Иван Шизофреник 14.01.2015 16:38 Заявить о нарушении