Из истории психиатрии - наследственный hippidom

Из истории психиатрии - наследственный hippidom

Мир изменился. Психиатрия, нейролептики и "хипповые скандалы" за
границей нашей родины.
Несколько месяцев назад я смотрел архивную запись беседы А. Гордона с
философом В. Рудневым и психиатром И. Зислиным.
Вполне возможно, я даже не обратил внимание на эту передачу, кабы
ведущий в самом начале диалога не сказал знаменательные слова: А.
Гордон признается в телеэфире, что наблюдался у психиатра. Александр
Гордон также называет диагноз: психопатия. Правда, я не помню, какая
именно психопатия была диагностирована у Гордона.
Кажется, истерический тип психопатии - между прочим, весьма интересная и достаточно редкая болезнь. Ибо истерия в эпоху "после Фрейда и Юнга" постепенно приобретает иные свойства, что и отмечается в некоторых психиатрических работах. А в СССР "истероидная психопатия" была с почетом закреплена за хиппи.
Разумеется, после интригующего и мужественного признания Гордона я с
особым вниманием прислушивался к беседе ведущего с Рудневым и Зислиным.
С точкой зрения Руднева на безумие я знаком уже очень давно: вполне
возможно, что именно В. Рудневу принадлежит приоритет в России на
озвученную связь между "тяготением к безумию" и контркультурой - см.
рудневский "Словарь культуры XX века"
(Если говорить о США, то здесь первопроходцев в этой области легко
назвать. В частности, сразу вспоминаются Р. Лэйнг и Т. Роззак).
Монологи Зислина, честно скажу, отличались характерными для психиатров обтекаемостью и переливанием из пустого в порожнее.
Вероятно, я бы не вспомнил эту передачу, но после беседы с одной
представительницей ЛГБТ, мне захотелось вернуться к тем мыслям, которые возникли у меня уже несколько месяцев назад.
В словах  девушки из ЛГБТ я услышал сразу несколько эмоциональных
признаний (не исключаю, это была "смысловая иллюзия").
Во-первых, хорошо знакомое мне по истории хиппи тяготение к "элитарному безумию" (о нем много пишет все тот же Руднев, также см. работы Т. Роззака), разве что в данном случае речь идет о ЛГБТ-сообществе; во-вторых, несколько презрительное отношение к психологам, "которые ничего крутого сделать не способны и даже бесполезны в нашем случае".
Наконец, оное милое существо было не в курсе давних споров о вреде
психотропных лекарств. Кажется, девушка "дошла" в своих псиэкспериментах до отравления нейролептиками (похабная штука, должен вам сказать: кроме всем знакомых гиперкинезов и "сушняка" с тошнотой начинаются всяческие "акинетико-ригидные синдромы").
Я спросил себя: неужели опыт старейшей "контркультуры"
СССР ничему не учит молодые, недавно возникшие "субкультуры"?
(Уже умерший Володя Дзен-Баптист,  весьма справедливо называл
пребывание в ПНБ "вторым крещением у советских хиппи". К слову сказать, психиатры уделяли "Системе" достаточно внимания.
Если из "педагогического мира" вышла известная книга Засопецкого и
Файна "Эта непонятная молодежь", то и психиатрическая тусовка не
отставала - достаточно вспомнить работу Личко А. Е. "Психопатии и
акцентуации характера у подростков" или книги "легендарного" нарколога
Пятницкой.)
Небольшая справка.
Международная психиатрическая система весьма жестко относилась к хиппи. Сия участь постигла и советских хиппи, но этот печальный аспект
русского неформальства (я не буду обсуждать здесь вопрос: а были ли
хиппи "настоящими психическими больными") до сих пор не освещается в
научных изданиях или в психиатрических журналах.
Я думаю, этот "заговор молчания" возникает по нескольким причинам.
В частности, существует "корпоративный сговор" (как называют в США
такие явления): когда врачи, в силу медицинской этики, научной этики и
коммерческих интересов не желают поднимать болезненную тему.
Пожалуй, "другая сторона" ("потерпевшие") также не особо горит желанием спорить с психиатрами (наркотики и т.д.).
Также это не только проблема СССР или США - аналогичные "феномены"
известны в Германии, Англии. По сути, часть международных "обвинителей психиатрии" все ближе подходит к правовому решению негласного конфликта между психиатрией и обществом: не следует ли признать сам факт "неправомерного залечивания" по вине фармацевтических компаний в 60-80 гг. как юридический прецедент с последующей компенсацией вреда.
Забавный момент: весьма тоталитарная "сайентологическая церковь" внесла серьезный вклад в борьбу за права психических больных. Например, см здесь http://cchrcanada.org/about-cchr/
Однако исследователи контркультуры "молчат" по другой причине:
в этой среде традиционно боятся поднимать "острые вопросы", что и
позволяет сразу выявить ангажированность подходов у ряда ученых
(особенно у представителей  старой "апологетической школы" - когда хиппи "признаются" заблудшими, но милыми детьми, которых надо пожурить, чуть-чуть наказать и вернуть в лоно семьи и общества).
Кстати, "апологетический подход", свойственный советским педагогам
эпохи перестройки, изобретен как раз американскими психиатрами.
Для примера - аннотация к работе психолога и криминалиста Theodore Roy
Sarbin "On the Distinction Between Social Roles and Social Types, with
Special Reference to the Hippie", статья написана аж в 1969 году.
В этой аннотации автор утверждает, что "классифицировать", "изучать"
хиппи следует, например, методами фольклористики (видимо,
подразумевается "не методами психиатрии"), так как эти люди имеют
"относительно недифференцированное социальное положение и,
следовательно, не могут адекватно "выявляться" в обществе иными
методами. Далее автор рассматривает хиппи как некое движение, схожее с
ранним гностицизмом.
Однако западные хиппи до сих пор весьма бдительно следят за
психиатрами. Так, два года назад разразился небольшой скандал (я
прочитал о нем на известном сайте, это статья с названием "Book Claims
Hippies are Mentally Ill", что вольно и с юмором переведу как "Книга
претензий хиппи к психиатрам").
Суть конфликта будет непонятна российскому читателю, поэтому
я дам расширенную справку.
Итак, некий Vaughan Bell, автор известного портала Mind Hacks, нашел в
библиотеке книгу колумбийского психиатра Miguel Echeverry
"Psicopatologia y Existencia del Hippie" (на англ. “Psychopathology and
Existence of the Hippy”). Публикация 1972 года.
В этой книге, получившей благодаря скандалу некоторую известность среди зарубежных хиппи, утверждается следующее.
Хиппи, видимо, можно классифицировать по нескольким типам: хиппи с
дефектами личных отношений, аутизмом; агрессивные хиппи; хиппи-девианты и хиппи-делинквенты; хиппи - жертвы семейного воспитания, с
эмоциональными нарушениями; хиппи с перверсиями (извращениями).
Классификация, кстати, даже несколько схожа с популярной в СССР
классификацией хиппи "по Леонгарду", так сказать, борьба между
австро-немецкой школой психиатрии и американской школой.
Но не всякая девушка или бородатый парень "реальные" хиппи, пишет д-р
Echeverry; психиатр делает замечательное "открытие", дескать,
психиатрии известно о существовании псевдо-хиппи, которые на самом деле просто слабоумные молодые люди, тусующие вместе с подлинными
"клиническими хиппи".
Замечательный доктор также предлагает свою методику выявления
"пластиковых" хиппи: достаточно вколоть небольшую дозу психотропного
лекарства псевдо-хиппи и такой индивидуум быстренько вернется к
нормальной жизни.
Истинный хиппи - это человек с наследственной предрасположенностью к
психопатологии.  Такой хиппи пренебрегает личной выгодой, не способен к самопрезентации, не может осуществить должный уход за бородой и
волосами, носит странную и эксцентричную одежду, кольца, браслеты и
поэтому выглядит смешно.
Этот клинически больной хиппи выступает против всех социальных и
семейных институтов, отказывается от продуктивной и искупительной
работы, не мечтает о карьере, безответственно и цинично пропагандирует
культ свободной любви, агрессивно развивает моральные, социальные и
религиозные теории, проповедует парадоксальные идеи о частной
собственности, испытывает на себе вредные препараты, вплоть до
отпускаемых по рецепту лекарств.
Иными словами, всячески избегает осознания печальных реалий жизни.
Да, эта яркая и образная, талантливая характеристика сразу же навеяла
мне приятные воспоминания, связанные с чтением легендарного
"Справочника по психиатрии" (под редакцией А. Снежневского).
"Ночами больные не спят, пишут стихи, планы пьес и романов, научные
трактаты, днем посещают кружки, музеи, лекции; легко знакомятся,
вступают в новые компании; ощущают словно второе рождение. Диагноз
выраженного маниакального состояния трудностей не представляет."
Дотошные и озлобленные на меткую характеристику колумбийского психиатра зарубежные "пиплы" сразу же обещали сурово отомстить.
Месть полностью осуществилась: после небольшого исследования выяснилось, что Dr. Echeverry "нашел" способ лечения "клинического хиппизма". Панацеей от "наследственного hippidom'a" психиатр считал некий препарат Lucidril - торговая марка малоизвестного в то время меклофеноксата (сейчас это лекарство популярно в геронтологии, что-то типа ноотропила).
Зарубежные хиппи провели небольшое расследование, пришли к выводу, что книга спонсировалась фармацевтической компанией Instituto Bio-Quimico Ltd, производителем лекарств.
Итак, заказной характер работы стал очевиден.
...Еще немного о психотропных препаратах, "репрессивной" психиатрии.
Удивительное дело! В постсоветской России, уже после дикой и чудовищной реформы медицины, монетизации льгот, проведенных "либералами" Зурабовым и Жуковым, злоупотребления российских психиатров психотропными препаратами,  "диагностирование" у людей фантастических забовлеваний типа "наследственного hippidom'a",  очень быстро прекратились: до монетизации врачи беззастенчиво выписывали лошадиные дозы нейролептиков, как подозреваю, с подачи в том числе зарубежных и отечественных фармацевтических компаний. После монетизации врачи вдруг стали склоняться к мнению "борцов с психиатрией", дескать, "существуют альтернативные методы лечения". Что и понятно: сегодня психиатр обязан выписывать лекарства ежемесячно лишь на определенную сумму.
Как тут не вспомнить бессмертное учение Карла Маркса и Фридриха
Энгельса? Действительно, экономика управляет психиатрией и наукой.



==============================
© Вольный перевод - Иван Шизофреник, для некоммерческого использования.


Рецензии