Со скоростью света прямо к солнцу, в солнце...
Лариса Кравчук
Музыкальный дар
Sic itur ad astra (лат).
Так идут к звездам
Москва. Старый Арбат. Начало 2012 года. Зима. Серое небо сливается с фасадами невысоких старинных домов. Светящиеся холодным светом фонари, витрины магазинов, книжные развалы, ряженые продавцы, промерзшие художники, недоумевающие лица туристов заполняют пространство знаменитой на весь мир улицы.
Знают ли, случайные и неслучайные прохожие, что здесь каждый дом хранит тайну бывших своих жильцов, что на этой улице зарождались идеи превращения мира из царства мрака и печали в царство безграничной радости и счастья.
В конце XIX века в уютных Арбатских переулках царила атмосфера необычайного творческого подъема в поэзии, в музыке, в живописи. Здесь жили и творили поэты, художники, музыканты, актеры. Многих объединяло творчество. Возникали разнообразные эстетические содружества между художниками, писателями, композиторами, философами, созревали идеи о взаимодействии искусств, о поиске нового стиля в художественной культуре.
Дом, в котором композитор А.Н.Скрябин провел три последних года своей жизни – с апреля 1912 по апрель 1915 года, сохранил «арбатскую» атмосферу традиций высокого искусства.
Трепетное чувство пронизывает каждого переступившего порог этого скромного особняка, по адресу Большой Николопесковский переулок дом 11, в настоящее время Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина. Здесь встречаются единомышленники и люди с различными взглядами, царит настроение подъема. Идеи А.Н.Скрябина не просто живут, они крепнут, плавно переплетаются с творчеством современных художников, музыкантов, поэтов, исследователей и с новой силой устремляются ввысь.
Несмотря на годы, вокруг музыки А.Н. Скрябина выполненной с завораживающей красочностью звуковой палитры выдвигаются разнообразные гипотезы, продолжается поиск. Музыканты - исполнители находят новые возможности для воплощения «света в музыке». Художники и поэты проникают в синтетические замыслы о движущихся линиях и формах, текучей архитектуре, создают новые шедевры. Музыковеды, ученые пытаются разгадать тайну, заложенных от рождения, музыкальных способностей у ребенка, отличавшегося от сверстников хрупкой внешностью и обостренной впечатлительностью, к тому же, почти совсем не знавшего своей матери.
В биографии любой выдающейся личности, почти всегда заложен ключ к разгадке его уникальности. А.Н. Скрябин - не исключение. Путь к познанию тайн его музыки не прост. В наши дни темы «преображения» средствами синтеза или единства искусств, в процессе взаимообогащения различных видов, остаются неразгаданными до конца.
Попробуем прикоснуться к отдельным страницам жизни «Эльфа среди людей», так назвал Александра Скрябина Константин Дмитриевич Бальмонт в своей книге «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина».
Рождество 1871 года
В зимний Рождественский вечер, в Москве, недалеко от Арбата 25 декабря 1871г. (6 января 1872г. по новому стилю), в Сочельник, во флигеле московской усадьбы Лопухиных, Волконских, Кирьяковых родился великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин. В «арбатской атмосфере» будущий композитор провёл детство и юность, здесь протекали годы его учения, художественного подъёма и вступления в пору творческого расцвета. Семья принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Мать Скрябина - Любовь Петровна Щетинина была одаренной пианисткой. Её талант высоко ценили Антон и Николай Рубинштейны. К сожалению, ребенку не было и года, когда Любовь Петровна умерла от тяжелой болезни легких. Переживая потерю жены, 23 летний отец композитора, Николай Александрович Скрябин, погружается в учебу. Он заканчивает юридический факультет Московского университета, затем - Петербургский институт восточных языков. Саша навсегда остаётся в Московском доме родного деда. Его воспитанием занимаются две бабушки и особенно сестра его отца, Любовь Александровна Скрябина.
Благодаря воспоминаниям Любови Александровны, мы можем проследить становление величайшего композитора, творца, мыслителя с ранних лет его жизни.
Семья Скрябиных, по заведенному обычаю, на Рождество собиралась вместе. Из разных городов родственники съезжались в родной дом.
Любовь Александровна рассказывает:
- Помню день рождения Саши. Семья у нас была патриархальная, на праздник все съезжались домой. Приехали из Саратова на первый день рождества и брат мой с женой, Николай Александрович Скрябин и Любовь Петровна (урожденная Щетинина). Она чувствовала так себя скверно, что пришлось её почти на руках принести наверх, а через два часа после их приезда явился на свет Шуринька.
После рождения ребенка вернуться в Саратов семье не удалось. У Любови Петровны врачи определили болезнь легких и, по их совету, ее отправили на лечение за границу. Но, недолго прожив в Австрийском горном курорте Арко, Любовь Петровна Щетинина скончалась от туберкулёза, всего лишь через семь месяцев после рождения сына. Так Саша навсегда остался в Московском доме родного деда, окруженный любящими и души в нем не чаявшими женщинами. Большой дом, недалеко от Покровских казарм, стал для маленького мальчика родным домом. Мать отца Елизавета Ивановна, её сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна Скрябина занялись его воспитанием.
Жизнь, наполненная звучанием музыки
Любовь к музыке у Сашеньки проявилась буквально с колыбели. Уже с грудного возраста ребенок тянулся к звукам фортепиано. Когда Любовь Александровна садилась за рояль, кормилица Арина являлась с ним и усаживалась около рояля. Саша сидел подолгу совершенно спокойно, но стоило кормилице встать и отойти от рояля, как он начинал плакать.
Любовь Александровна пишет о том, что в доме всегда царила спокойная обстановка, наполненная звучанием музыки и любовью окружающих. Все родные пытались разделить его интерес к замечательному инструменту, который издавал волшебное звучание - роялю. Так в тесной душевной взаимосвязи всех окружающих незаметно шло формирование исполнителя, музыканта, творца. Рояль для Шуриньки становился другом, «живым существом».
Любовь Александровна в своих воспоминаниях описывает трогательное отношение Сашеньки к инструменту:
- Каждое лето семья переезжала на дачу, и обязательно брали с собой инструмент. Саша всегда волновался, что рабочие могут его уронить. Просил, чтобы несли рояль как можно осторожнее, а сам убегал в свою комнату, бросался на кровать, прятал голову под подушку и лишь тогда успокаивался, когда узнавал, что рояль цел, невредим и стоит на своем месте. Тогда он бежал к нему, осматривал его, ласкал, как человека.
Любовь Александровна с большим тактом и любовью следила за развитием своего любимого племянника. Она рассказывает, что Саша всегда был серьезным ребенком, любил, чтобы на его столе всегда была бумага и разноцветные карандаши. Ещё совсем маленьким мальчиком ему нравилось рассматривать книги Шекспира и Мольера, он знал, что такое комедия, драма, трагедия. Часто Сашенька, сидел за своим маленьким письменным столом и писал трагедии. Лицо его было всегда взволнованное, он иногда вскакивал, декламировал то, что написал, и опять садился и опять писал. Однажды Сашенька попросил купить ему игрушечный театр. К этому театру прилагались сценарии нескольких пьес, но он не любил ничего готового, поэтому и декорации для своего театра и текст он начал сочинять и делать сам. Любовь Александровна купила для этого театра прозрачную ткань голубого цвета и разных шелковых лоскутков, он положил их на бумагу, к которой приделал проволоку. Бумага двигалась под голубой прозрачной тканью словно «волнующееся море».
Подробное описание Любовью Александровной сочиненных Сашей и поставленных самостоятельно спектаклей, вся серьезность подхода ребенка, как к постановке, так и к зрителям, говорят о том, что уже в раннем детстве в процессе «рисования» музыки, импровизаций литературного и музыкального текста закладывались зерна будущего философа, музыканта, недосягаемой высоты творца. Детские спектакли маленького Сашеньки были наполнены поиском новых форм выражения. Он прибегал к вспомогательным средствам таким как прозрачная ткань, бумага, краски, сценические действия, проникал в цветовой мир, пытался понять характерные особенности того или иного цвета в передаче «волнующего моря», то есть характера.
Одной из любимых прогулок для Саши была прогулка на Кузнецкий мост, там находился известный музыкальный магазин.
В этом магазине уже знали, что Сашеньку занимает устройство рояля. Служащие музыкального магазина подводили мальчика к какому-нибудь роялю, открывали деку, ставили Сашеньку на стул, и он начинал рассматривать устройство любимого инструмента. Эти посещения музыкального магазина побудили в нем желание самому делать рояли. Сначала он делал их маленькими из картона, с помощью ниток или шёлка, булавок и клея. Но, увидев, как его дядя выпиливает и, получив в подарок ящик с маленькими столярными инструментами, он начинал выпиливать сам. Последний его игрушечный рояль получился совсем как настоящий с натянутыми струнами, пюпитром и педалью.
Вот только изучение нот, к огорчению Любови Александровны, не вызывало у него никакого интереса. Ему больше нравилось играть по слуху.
А.Рубинштейн, прослушав Сашу, успокоил родных:
- Не троньте ребенка, дайте ему развиваться свободно, со временем все придет само собой.
Пролетело время. Саше исполнилось 10 лет. Необходимо было подумать об его общем образовании. На вопрос в какое учебное заведение он хотел бы поступить, Саша решительно заявил, что он согласен поступить только в кадетский корпус, где воспитывался его дядя Митя, которого он особенно любил.
В 1882 году, после успешной сдачи экзаменов, Александр Скрябин был зачислен во второй Московский кадетский корпус. Рояль же по-прежнему оставался его любимым инструментом. После занятий он спешил в большую казенную квартиру своего дяди, в которой стоял рояль. Здесь он мог часами спокойно заниматься.
«У мальчика была феноменальная память, рассказывает Любовь Петровна. Как-то в праздник у них был концерт. По окончании концерта директор и кадеты начали уговаривать Сашу сыграть что-нибудь, он тогда еще не брал уроков музыки и даже не умел хорошо читать ноты, но согласился и исполнил по памяти, только что услышанные пьесы. Выступлениями на сцене, Саша быстро завоевал авторитет среди учеников, преподавателей, начальства».
Время обучения Саши в кадетском корпусе совпало со страстным его увлечением творчеством Шопена.
Любовь Петровна понимала, что Саше нужны уроки музыки. Первым его учителем стал известный композитор Георгий Эдуардович Конюс (1862-1933) - композитор, музыкальный теоретик, ученик П.И.Чайковского, С.И.Танеева, А.С.Аренского. Будучи студентом консерватории, Г.Э.Конюс занимался с Сашей Скрябиным. Подготовка оказалась настолько серьезной, что созрело решение о поступлении в консерваторию.
В тринадцать лет С.И.Танеев советует Александру Скрябину брать уроки у профессора Н.С.Зверева. Так Саша примкнул к ученикам Николая Сергеевича Зверева. Учеников ласково и шутливо называли «зверятами». Среди них был и Сережа Рахманинов. В классе Н.С.Зверева часто устраивались сольные состязания, в которых Саша соперничал с Сережей Рахманиновым. Николай Сергеевич всегда очень хвалил Сашу и ласково называл «Скрябушкой».
В шестнадцать лет Александр Скрябин поступает в консерваторию в класс контрапункта С.И.Танеева, в те годы директора Московской консерватории и в класс фортепиано Василия Ильича Сафонова, пианиста, дирижера, известного музыкального деятеля.
Закончилось детство. Впереди годы учебы, творческой композиторской, исполнительской деятельности, но именно детские годы являются началом становления музыканта, композитора, началом его пути в причудливый мир образов. Закрывая эти страницы, мы возвращаемся в Большой Николопесковский переулок,11.
Москва, Большой Николопесковский переулок , 11
(1912-1915)
В этом доме Александр Николаевич Скрябин прожил ровно три года. С 14 апреля 1912 года по 14 апреля 1915 года.
Дом принадлежал Ульяне Михайловне Грушко, жене профессора в области древнелатинской лингвистики А.А.Грушко. Атмосфера этого уютного особняка способствовала небывалому подъему творчества гениального композитора. Дом притягивал к себе лучшие умы Московской интеллигенции, на которых бывал весь цвет Серебряного века - Вячеслав Иванов, К.Д. Бальмонт, Л.О.Пастернак, Н.А.Бердяев. Здесь в центре русской земли зарождались фантастические звуковые пейзажи, по своему звучанию созвучные космическому звучанию великих предшественников И.С.Баха, Л.В.Бетховена, но уже наполненные другими красками, обогащенные идеей синтеза искусств.
Эстетические идеи о взаимодействии и синтезе искусств, поиск нового искусства, «претворение хаотического уродства мира в красоту», преодоление пространственно- временной ограниченности индивидуального бытия, стремление к гармонии мироздания сближали поэтов, композиторов, философов.
Именно с этой целью в доме у А. Н. Скрябина проводились музыкально-литературные, философские вечера, читались литературные произведения, велись яростные споры о музыке и философии, о борьбе различных течений, направлений в искусстве, о мире света, красок, форм. Дом превратился в один из центров музыкальной и поэтической жизни Москвы. Каждая встреча была пронизана полетом мысли в сферу неведомого, к поиску нового пути в искусстве.
А.Н.Скрябин мечтал об апофеозе творчества, в котором отдельная гениальная личность играла бы направляющую роль. Он был убежден в том, что для идеального произведения искусства необходимо синтезировать знания из многих областей человеческой деятельности. К чему он и стремился всю свою недолгую жизнь. По его мнению, личность, сочетающая в себе знания и умения из нескольких областей человеческой деятельности, способная к синтезу и творчеству на грани этих областей, могущественна настолько, что может претендовать на роль демиурга-творца, совершенствующего мир, продолжающего дело Бога.
Стремление объединить в одно целое максимальное количество видов человеческой деятельности занимало не только композитора. Это стремление было характерно для целой эпохи Серебряного века. А.Н.Скрябин в своем творчестве предложил способы и приемы объединения нескольких видов искусства в одном произведении через обращение к философско-поэтической концепции. Этим объясняется его дружба с писателями, поэтами, философами, художниками
Три поэта Серебряного века - Ю.К.Балтрушайтис, К.Д.Бальмонт и Вячеслав Иванов составили поэтическое окружение композитора, а затем перешли в дружеские творческие контакты. Сближали их не только душевные симпатии, но и близость творческих устремлений: философский образ мысли, лирическое восприятие мира, музыкальность поэтической речи. В поэзии Ю.Балтрушайтиса А.Н.Скрябин находил много общего с философской концепцией своего искусства. Как и Скрябин поэт писал о «тайном круге бытия», о мире духовном, о цветозвуковых восприятиях. И тот и другой придавали большое значение сине-фиолетовому цвету. Неслучайно именно этот цвет преобладает в Скрябинском «Прометее».
Именно Юргис Балтрушайтис привлек внимание Александра Николаевича Скрябина к театральным сферам. Поэт, переводчик, путешественник, дипломат заинтересовал композитора новыми течениями в театре, связанными с творчеством Г.Ибсена, А.Шницлера, консультировал А.Н.Скрябина в вопросах стихосложения.
Любимым поэтом Москвы к началу 1900 года был К.Д. Бальмонт. Поэт был одарен музыкально. Его стихи привлекали к себе таких композиторов, как С.В.Рахманинов, С.И.Танеев, Р.М.Глиэр и др. Кроме того поэт обладал редким «цветным» слухом и постоянно общался с выдающимися художниками, такими как М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.Э.Борисов-Мусатов, В.Д.Поленов…
Бальмонт утверждал, что звуки светят, а краски поют, постоянно напоминал о синтезе музыки, слова и красок. Поэтому превыше всех музыкантов он ценил А.Н.Скрябина.
В своем исследовании под названием «Светозвук в природе и световая симфония А.Н.Скрябина», К.Д.Бальмонт пишет:
- Свет и звук неразъединимы в природе, но, не имея полноты ясновидения, мы только иногда это замечаем;
- Мы совсем не подозреваем, как мы мало видим, слышим и чувствуем. Мы не слышим прорастания трав. Деревенский колдун и краснокожий индеец слышит этот звук;
- Как свет отражается в зеркальностях души звуком, так звук зеркально рождает в душе свет и цвет.
В то же время Бальмонт подчеркивает, чтобы это было, в душе должно быть магическое зеркало творческого прозрения и первородного мироощущения.
Композитор обладал цветным слухом, как до него обладал могучий Берлиоз, пламенный Лист, Римский - Корсаков. Цветовой слух А.Н.Скрябина выражался в том, что звуки или певучие суммы звуков, гармоний, тональностей, сочетаются с ощущением цветосвета. При этом К.Д. Бальмонт отмечает, что эта способность личная, обособленная. Поэт, философ, ученый К.Д.Бальмонт приходит к заключению, что присутствие отдельной редкой способности у двух самых выдающихся русских музыкантов является как бы первовестью новой человеческой впечатлительности, которая в будущем сумеет создать нерукотворный храм светозвука.
Удивительно возвышенно описывает К.Д. Бальмонт встречу с любимым композитором после продолжительной разлуки:
- Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун, музыкальных звездностей, арабесок, камней изваянных из звука. Движение огня. Прорывы солнца. Клич души к душе. Откровенье, дошедшее с другой планеты. Исполнение Скрябина, Бальмонт характеризует как сильную нежность. Могучую нежность.
Одна из ярких страниц в истории культуры серебряного века принадлежит удивительному содружеству А.Н.Скрябина и Вячеслава Иванова. После знакомства с Вячеславом Ивановым А.Н.Скрябин говорил: «Какой он интересный человек… Он так близок мне и моим мыслям как никто...».
С юных лет Вячеслав Иванов мечтал о возрождении древнегреческого театра мистерий. На основе, которого возникало бы «соборное» «всеискусство» будущего. Мистерия 20 века, в которой должно было принять участие все человечество, чтобы достигнуть через Мистерию новой космической стадии своего бытия.
Поэт, ученый, филолог, драматург, переводчик и знаток поэтов Древней Греции, глава русского литературного символизма, как никто другой последовательно развивал идею «музыкального» в искусстве. Понятие музыки, В. Иванов возводит в философскую категорию, при этом идею синтеза искусств он обозначил термином «всеискусство». В его научных музыкально-философских размышлениях о «духовном теле мира», музыке отводится главенствующая роль.
Именно в А.Н.Скрябине Вячеслав Иванов нашел художника, способного облечь в плоть и кровь его теорию «вселенской» Мистерии 20 века. Поэт благодарил судьбу за встречу с композитором. Небывалый пыл творчества охватил поэта, когда он убедился в тождестве и единстве своих и Скрябинских идей.
Много и серьезно говорили поэт и композитор о мистерии, теоретическое обоснование которой было уже полностью подготовлено Вячеславом Ивановым и продумано в главных направлениях Скрябиным.
По их гениальному замыслу Мистерия должна была стать действительным осуществлением всех энергий человеческого духа и даже самой природы в одном верховном событии всечеловеческого сознания.
Свое видение творчества А.Скрябина, Вячеслав Иванов определяет как тройную мысль, тройную страсть, тройной пафос:
- пафос выхода из граней личного, частичного, малого я – музыкальный трансцендентализм;
- пафос вселенского-соборного слияния в единое я всего человечества; - пафос бурного прорыва в просторы свободного иного бытия – вселенский трансформизм.
Эти же идеи параллельно вынашивали и воплощали в театре Всеволод Мейерхольд, А.Таиров.
А.Н.Скрябину удалось подойти вплотную к практическому осуществлению идеи синтеза искусств – и не только искусств, но и путем включения в партитуру «Мистерии» звуков различных явлений природы.
По воспоминаниям Е.Ф. Гнесиной А.Н.Скрябин говорил ей о том, что музыка «Мистерии» у него вся в голове, осталось только неприятная работа - записать ее.
К сожалению, музыка «Мистерии» так и не была записана.
И все-таки, почему Скрябина и Вячеслава Иванова привлекала именно «Мистерия»?
Ответ на этот вопрос, как утверждают ученые, заложен в истории, прежде всего античной.
Отметим, что В. Ивановым, выдающимся деятелем культуры Серебряного века для увековечивания памяти А.Н.Скрябина и пропаганды его творчества, сделано было очень много. В. Иванов создал целую «скрябиану», написав и сказав о Скрябине полно и глубоко.
К сожалению, жизнь А.Н. Скрябина оборвалась внезапно. Волна внимания, возникшая еще при жизни композитора и достигшая кульминации в годы после его смерти, выразилась в большом количестве монографических трудов, создаваемых «по горячим следам». Их авторами зачастую были те, кто непосредственно знал Скрябина и испытал на себе гипноз его личности. С работами о Скрябине, порой близкими жанру некрологов и воспоминаний, выступили Е.О.Гунст, Б.Л.Яворский, Ю.Д.Энгель, Л.Л.Сабанеев и другие.
Е.О.Гунст говорил о том, что «каждая эпоха находит в А.Скрябине то, что соответствует ее представлениям».
Глубоко проникая в философский смысл бытия, А.Н.Скрябин анализировал свои произведения, создавая вместе с музыкой и свою философию. Сочинения Платона, Канта, Шеллинга, Фихте, Шопенгауэра, встречи с Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым занимали мысли композитора-философа. Этим объясняется уникальное явление его синтеза, который гораздо сложнее прямолинейного объяснения соединения музыки со словом.
В своих воспоминаниях Н.К.Рерих с сожалением говорит о том, как не оценивалась современниками сущность творчества гениального композитора, как некоторые посетители концертов пожимали плечами и даже уходили до окончания вещи. Но были и преданные ценители.
Несмотря на яростные споры, вокруг творчества композитора, смыслом его жизни являлась устремленность в неведомые космические просторы, постоянный поиск нового звучания для художественного воплощения в музыке энергии вселенной-огня, света, борьбы, мысли.
Известный ученый Н.Виеру, рассуждая об идеях Скрябина относительно сочетания звуковых, зрительных, двигательных и иных образов, высказывает мысль о том, что эти идеи были тесно связаны с пространственными характеристиками его звукоощущения: «Скрябин нуждался в подобном дополнении к музыкальным образам не столько для их полноты, обогащения, разносторонности, сколько для утончения, рассредоточения, растворения музыкального образа в пространстве».
На одном из концертов в Большом зале Московской консерватории (1998год), исполнялась поэма «Прометей». Вместе со звуками оркестра слушатели погружались в звуковые и цветовые волны, как было задумано композитором. Царила атмосфера, драматической напряженности, бесконечного подъема, ощущения полета, причастности к картине мироздания. Световые образы сливались со звуками музыки. В этом необычном таинстве душа словно растворялась в звуках симфонии и вела с ними незримый диалог.
Душа и музыка.
Д: Музыка!
Ты тень?
Или видение?
М: Здесь не земля,
Не небо,
Не океан.
Д: Что здесь?
М: Здесь путь
Д: Куда?
М: На это нет ответа.
Одна ты.
Слышишь?
. Д: Да.
Одна.
Мне хорошо.
Со мной здесь все …
Созвучно!
М: Что все?
Д: Все,
Что не отнять,
Что не доступно.
М: Кому?
Д: Не знаю-
Я одна
Лечу! Нет слов,
Нет лиц,
Нет звезд,
Нет никого.
Они – летят,
Звенят,
Поют и тают….
М: Где?
Д: Там….
Они….
Легки…
Сливаясь…
Исчезают.
Они живут.
Я в них, они мои….
Они меня ласкают…
Я тень…
У них нет тени…
М: Девочка! Лети!
Там тени нет!
Лети!
Там бездны нет!
Там есть простор.
Вниз не смотри!
Ле- ти!!!
Создавая свои произведения, А.Н.Скрябин верил в тот «берег очарованный», к которому стремиться все человечество. Его путь в таинственный, неуловимый мир звука, цвета, поэзии начался с его рождения, композитор показал всему миру средство приближения «Со скоростью света прямо к Солнцу, в Солнце …», но, возможно и дальше, где не земля, не небо, не океан…
Литература
1.Александр Николаевич Скрябин. 1915-1940. Сборник к 25- летию со дня смерти. Москва;1940;Ленинград.
2.Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.:Прогресс-Традиция, 2001. - 400с.
3. Бальмонт К.Д. «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина».
М.: «ИРИС-ПРЕСС», 1996г.-24с.
4. Бандура А.И. «Иные миры Александра Скрябина».- М.: «ИРИС-ПРЕСС», 1993г., -24с.
5. Бердяев Н.А. Кризис искусства. (Репринтное издание). – М.: СП Интерпринт, 1990.- 48с.
6.Блок и музыка: Хроника. Нотография. Библиография(Сост.Т.Хопрова и М.Дунаевский)- Л.:Советский композитор,1980-224С.
7. Очерки по истории русской музыки конца 19- начала 20 века.- М.: «Просвещение», 1965.-208с.
8. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века»- М.: Просвещение: «Владос»,1996. – 192с.: ил.
9.Скрябина Л.А. Воспоминания//А.Н.Скрябин: Сборник к 25-летию со дня смерти. - М.;Л.,1940.- С.8.
10.Скрябин. Человек, художник,мыслитель.- М.,2005.С.89-91).
11.Томпакова О.М. А.Н.Скрябин в художественном мире Москвы конца 19- начала 20 века. Новые течения. – М.: Музыка, 1997. 38с., илл.
Свидетельство о публикации №212121100109