Затерянные в шестидесятых, Макубин Томас Оуэнс
Как-то Саша Пессимист заметил: зачастую интереснее читать противников
хиппи, нежели самих хиппи.
Пожалуй, Саша был прав. В некоторых подобных статьях можно узнать очень многое о духе эпохи.
Знакомимся, ветеран войны во Вьетнаме Макубин Томас Оуэнс, "На
шестидесятые годы" или "Затерянные в шестидесятых".
Самое любопытное, что статья автора очень точно совпадает в каких-то
ключевых моментах с риторикой наших, российских, журналистов и
политологов.
Отсюда я делаю забавный и иронический вывод: истории стран всегда в чем-то конгруэнтны.
==================================
...В прошлую субботу я заставил себя смотреть ужасный сериал
NBC о шестидесятых. У меня возникло ощущение, будто моя память
подводит. И опять я ощутил, как "культура войны" продолжает бушевать в Америке. Главной целью этой войны является контроль над изображением прошлого, над историей, а цель - придать смысл прошлому и дать направление настоящему в будущем.
Вскоре после показа сериала, а я пишу колонку журнала "Провиденс" по
шестидесятым, на мою почту пришло очень много гневных сообщений. Меня обвиняли в цинизме, призывали к ответственности за "неправедную" и "циничную" интерпретацию эпохи.
Почти все сообщения заканчивались тирадой: "Как вы смеете
перетолковывать или издеваться над святым периодом нашей истории".
Однако у меня была ясная позиция. Шестидесятые - это не эпоха
идеализма, но лицемерие.
Мне также известны две конкурирующие интерпретации 1960-х годов.
Во-первых, точка зрения радикального в прошлом политика (нынешнего
демократа) Тома Хейдена, который писал в своих мемуарах "Реюньон",
будто бы "они в шестидесятых сделали больше, чем все остальные
поколения в американской истории".
С этой точки зрения, шестидесятые кажутся захватывающими воображение, героическими, и однозначно определяются через историю борьбы Прометея с богами. Как писал один комментатор: "избранные прошли через ад, чтобы спасти свои души и наши мысли".
Второе толкование менее лестное: это было время невероятного
интеллектуального подъема, когда претенциозные подростки под
руководством Герберта Маркузе, воспитанные в тепличных условиях, демонстрировали нам якобы моральное превосходство младших над старшими. Это было время, когда дети-нарциссы, взращенные на книгах и идеях Маркса, Че Гевары, Фанона, из-за чувства вины ушли "в отказ".
Это было время, когда самозваные радикалы подружились с врагами, против которых их соотечественники сражались и умирали.
Это было время, когда возникла цель очистить фашистскую, расистскую
"Amerikkka" (прим. Amerikkka - оскорбительно для американских патриотов написание, зачастую пишется как Ameri-ККК-a, нечто вроде нашей "рашки") "любой ценой".
Нигилизм, лежащий в основе этого радикализма, оказался убийственным
и породил головорезов вроде Джорджа Джексона, Чарльза Мэнсона и Хьюи Ньютона, заставил многих поверить в этих людей как в "подлинных"
экзистенциалистов, революционных героев.
И лучший путеводитель подобной интерпретации эпохи "поколения
разрушителей" - книги и статьи Дэвида Горовица и Питера Кольера.
Вернемся к сериалу. Следует отметить, что "плохие" шестидесятники
представлены в лицах следующими персонажами: Кенни Клейн, Weatherman, Марк Радд (последний - образ человека, движущегося от идеализма к радикализму, случайно убивающих своих единомышленников-террористов самодельной бомбой).
Конечно, мы видим, "очень плохого" шестидесятника Брайана Херли -
юношу из средней школы, завербованного в морскую пехоту, "потому что он не получает стипендию". Этот юноша идет во Вьетнам и возвращается опустошенным.
В том сериале, который я видел, много и "хороших" шестидесятников. Там
весьма обстоятельно и радужно показаны движения за гражданские права и против аморальной войны во Вьетнаме. "Хорошим" шестидесятником кажется Майкл Херли, младший брат Брайана, интеллектуал, ополчившийся на "дурацкий патриотизм" и авторитаризм"; прото-феминистка Сара Вайншток; Вилли Тейлор, черный проповедник из штата Миссисипи, застреленный полицией во время беспорядков в 1965 году, его сын, попадающий после убийства отца в объятия облагороженных киношниками "Черных пантер".
Нам показывают картину того, что бывший радикал Кольер называет "the
Movement's stations of the cross": марш на Пентагон, нападение на
Колумбийский университет, Демократическая конвенция в Чикаго, "Дни
гнева". По иронии судьбы, сериал уделяет мало внимания "черному" опыту того времени.
Это происходит по простой причине: в то время как белые "идеалисты"
празднуют свой праздник, они не слышат "подлинные" черные голоса
Malcolm X и "Черных пантер".
Итак, шестидесятые годы являются примером того, что Кольер и Горовица
называли "производство невиновности из чувства вины, вечная работа
левых".
Для левых по-прежнему нет "вчерашнего", нет "завтра", лишь
окаменелые останки смерти и разрушений, вызванные прошлыми
обязательствами. Что и предполагает только утопию в будущем.
Безусловно, сериал заканчивается на высокой ноте. Потому что за
границами сериала остались "освобождение" Южного Вьетнама, когда
минимум 100000 человек были казнены коммунистическими освободителями; многотысячные беженцы "на лодках", лагеря перевоспитания и геноцид в Камбодже; сдвиг в
"соотношение сил", позволивший советскому авантюризму восторжествовать в 1970-х годах.
А дома, в США, произошел генезис одной социальной патологии в другую - наркотические препараты и связанные с наркотиками преступления,
террористические акты, всплеск болезней, передаваемых половым путем,
феминизации нищеты, "бедность сутенеров" и прочие бедствия, возникшее в результате радикального штурма "Системы" .
Когда же ожидаемая революция не пришла, но война закончилась,
антивоенное движение 1960-х годов фрагментировалось.
Большинство участников борьбы с "Системой" перешли к новым причудам - физические упражнения и единоборства, увлеченность восточными
религиями, защита окружающей среды, предпринимательство и "yuppiedom" в целом.
Иными словами, концепция революционного насилия Фанона посредством
Weather Underground привела к тому, что солдаты "освободительной армии" стали похожими на японских солдат, запертых на островах Тихого океана. Не зная об окончании Второй мировой, эти изолированные от мира солдаты продолжали жить своими "великими идеями" завоевания мира.
А кое-кто из поколения шестидесятых начал т.н. "длинный марш через
институты". Они получили штатные должности в университетских городках, они теперь прививают новому поколению студентов мысль, будто бы Соединенные Штаты безнадежно погрязли в расизме и угнетают весь мир.
Однако же их позиции в отношении индустрии развлечений помогли
распространить моральный релятивизм на всю культуру.
Для многих из нас, тех, кто воевал во Вьетнаме, самое непростительное в
поведении "идеалистов" в шестидесятые годы - эти люди активно работали на поражение американских войск во Вьетнаме.
Наконец, сериал демонстрирует нам еще одну ложь: дескать, протестующие против войны во Вьетнаме не имели ничего против тех, кто сражался.
Эта ложь легко опровергается личным опытом бесчисленных ветеранов войны во Вьетнаме. Это лицемерно делать вид, будто ветераны войны во Вьетнаме не пострадали от идеалистов-шестидесятников.
На мой взгляд, здесь мы видим две группы людей, проповедующих такую
позицию: оппортунисты, чей "антивоенный идеализм" был просто циничной уловкой, чтобы обеспечить их личную безопасность; также тех, кто по-прежнему считает себя нравственно выше воевавших парней.
Я же отвечу на обвинения словами либерала девятнадцатого века Милля:
"Война - уродливая вещь, но человек, заботящийся о своей личной
безопасности является несчастным существом, которое не имеет никаких
шансов стать свободным."
Что касается второй группы идеалистов, я хотел бы повторить еще более
красноречивые замечания моего друга Джима Уэбба (он получил крест за
героизм во Вьетнаме), бывшего министра военно-морского флота и автора
бестселлеров.
Он так откомментировал слова Джейн Фонда: "Если бы ее дом горел, начинался страшный пожар, думаю, она просто не стала бы тушить огонь".
— Mackubin Thomas Owens, an NRO contributing editor, is professor of
strategy and force planning at the Naval War College in Newport, RI He
led a Marine rifle platoon in Vietnam in 1968-69.
==============================
© Вольный перевод - Иван Шизофреник, для некоммерческого использования.
Свидетельство о публикации №212121101098