Народ, слагающий такие песни...

   Не имея одно время возможности постоянно жить в Грозном, я приезжала сюда хотя бы раз в два-три месяца – на пару дней… Из этих поездок я частенько привозила с собой диски с записями чеченских песен. И потом целыми вечерами из моего окна на втором этаже лилась незнакомая уху кубанцев музыка – песни Али Димаева, Валида Дагаева, Тамары Дадашевой раздавались на всю округу. И вот однажды…
   - Можно Вас на минутку? – у подъезда меня остановила немолодая женщина. – Я хотела спросить…
   Я остановилась. Женщина была мне незнакома, хотя, впрочем, кажется, она жила в соседнем доме.
   - Мы с подругами часто слышим песни из Вашего окна… - нерешительно начала женщина. - Такие красивые, такие душевные… И всегда останавливаемся, чтобы послушать их – так нравятся нам и голоса, и мелодии. Только вот так и не поняли, на каком языке они звучат…
   - На чеченском, - ответила я, чуть помедлив. И посмотрела в лицо женщины, ожидая ответной реакции.
   - Правда?! А мы думали…- и, замявшись, женщина умолкла.
   Сама не знаю почему, но я вдруг начала рассказывать ей про Грозный, про то, что довелось вынести чеченцам в эти страшные последние годы… Сказала я и о том, как обидно сегодня слышать от  здешних жителей, что, мол, «и пенсии задерживают…и оборудования в больнице нет…и… потому что все деньги на чеченцев идут!»
   - Если бы кто-нибудь видел, во что там превратились дома, улицы – раскатанные авиацией, обстрелами… - закончила я долгую тираду.
   Женщина покачала головой. На ее лице читались участие и понимание.
   - Теперь понятно… - сказала она, помолчав. – Да и разве народ, слагающий и поющий такие песни, может быть плохим?
   Прошел месяц-два,  на улице ко мне подошел мужчина: «Вы из Грозного?»
- Да не удивляйтесь… Просто я каждый день хожу мимо Ваших окон и слышу песни на чеченском…
   Оказалось, мужчина – житель Грозного, выехавший оттуда только в 2000-м году.
   - Всю войну перенес, а потом нервы сдали… - точно оправдываясь, сказал он. – Теперь остались только память да…эти вот песни чеченские, которые из Вашего окна... Хоть и не понимаю, о чем они, а слышу – и как будто родное что-то вспоминаю…знаю, что не я один их слушаю.
   - Проклятая война рассеяла нас по белу свету, - сказал он мне на прощание.


Рецензии
Здравствуйте, Марем!
Однажды в моем городе появился человек с печальными глазами, я частенько встречала его на улице. А потом, случайно разговорилась, он рассказал:
- Я из Грозного, меня весь город знал, детей учил. Мы хоронили своих соседей во дворе дома.
Эта фраза запомнилась мне навсегда.
С уважением,

Ирина Арапова   27.08.2019 09:42     Заявить о нарушении
Ирина, это правда. Когда Грозный был в блокаде, людей не могли вывозить в родовые села. Хоронили в парке Кирова, по дворам. Ставили дощечки с именами (если знали), клали в могилы пластиковые бутылки с документами, или чтобы как-то опознать. Потом перезахоранивали, где-то в 2004-2006 годах. Из парка Кирова перезахоронили в 2006 году. Русских до второй войны хоронили на христианских кладбищах, во время второй уже почти все выехали. Те кто остались, в принципе считались предателями, их судьба под бомбами генералов не интересовала. Если Вам будет интересно, зайдите на сайт "Стихи.РУ", Марем Нохчиева. Стихов о том времени у мена намного больше, чем прозы.

Марем Нохчиева   27.08.2019 13:04   Заявить о нарушении
Мурашки по коже, Марем!
Зайду на Стихи.ру.
С уважением,

Ирина Арапова   27.08.2019 13:40   Заявить о нарушении
Ирина, это мое стихотворение как раз про Парк Кирова...

Не знаю, наверное поздно...
Сомнений последний порог.
Парк Кирова в городе Грозном
Шесть лет свою тайну берег.

Ты здесь не увидишь дорожек,
Лишь ветры ночные поют.
Здесь жертвы ковровых бомбежек
Нашли свой последний приют.

Военное время, блокада,
И Грозный в бушующей мгле.
А люди погибли- и надо
Предать их на время земле.

Оставить хоть памяти вехи,
Чтоб не затерялись тела,
Пока их не примет навеки
Погост родового села.

Могилы с воткнутыми рядом
Дощечками вместо чуртов.
Погибшим под залпами "градов"
Готовим последний чертог!

И глядя на небо сквозь слезы,
Пройдя через огненный шквал,
Смертельно израненный Грозный
На тезет последний вставал.

Дощечка...Адуев Бадруди...
Застыла бессильно рука...
Под грохот зенитных орудий
Здесь плакала Сунжа река!..

Сто лет проживи ты на свете,
Испей все до самого дна,
Но разве забудешь, как эти
Ножом вырезал имена?!..

Марем Нохчиева   27.08.2019 21:21   Заявить о нарушении
Война бесчеловечна, Марем!
Особенно для гражданского населения. Так совпало, мой Воронеж сегодня отмечает страшную дату, летом 1942 года израненных от обстрелов и бомбежек воронежцев, находящихся в больнице для гражданского населения, немцы вывези на окраину города в грузовиках и расстреляли в Песчаном Логу, среди них были старики, женщины, грудные дети. Город помнит, хотя с тех пор прошло 77 лет.
С уважением,

Ирина Арапова   27.08.2019 21:30   Заявить о нарушении
Соболезную Вашим землякам. Вечная память погибшим. С теплом, Марем.

Марем Нохчиева   30.08.2019 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.