Можно ли верить Василию Величко?
Но если книга остается известной спустя больше века после смерти её автора, можно предположить, что это интересная книга, заслуживающая читательского уважения…
К сожалению, в данном случае такое предположение будет ошибочным.
Вот достаточно характерный для книги пассаж об истории Кавказа:
«Как человек, не допускавший своевольства, первое место среди русских правителей края занимает, бесспорно, Ермолов. Гроза непокорных, строгий, но справедливый охранитель мирных интересов всего населения, которое он буквально воспитывал в духе законности и порядка, он первый понял значение русского народного элемента как начала, сближающего русскую власть в крае».
Это не опечатки и не ирония. Величко вполне серьезно и искренне пишет это о том самом Ермолове, который стал для многих горцев Кавказа олицетворением беззакония и сатрапского своеволия жестоких колонизаторов. Может быть где-то там, в заморских колониях культурных европейцев, и можно отыскать для науки «других ермоловых», но на Кавказе другого такого «ермолова», пожалуй, что и не было.
Вот ещё один «перл» господина Величко:
«"Ты трус, ты раб, ты армянин!", - говорит Пушкин устами старого горца.»
Ну ведь нельзя же так нагло передергивать!
Говорит эти слова в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Тазит» именно старый горец Гасуб, человек очень суровый. Слова эти он говорит своему сыну Тазиту, не рабу и не трусу, а человеку милосердному и благородному.
Уж если непредвзято говорить об армянах и Пушкине, то нельзя не вспомнить, что Александр Сергеевич был знаком с самым знаменитым в России армянином XIX века. Величко, пишущий в основном об армянах, не упоминает об этом, но и при жизни Величко, и по сей день, армянин Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) – один из самых уважаемых художников в России.
Не думаю, что здесь Величко запамятовал. Просто жизнь и труды Айвазовского не вписываются в общую картину, создаваемую самим Величко.
Господин Величко, бывший в свое время и очень хорошим поэтом и безусловно способным публицистом, запомнился потомкам в первую очередь, как воинствующий армянофоб…
Но не будем преждевременно наклеивать ярлыки.
Может быть, Величко всего лишь рассказал об армянах горькую правду, по крайней мере, с точки зрения самого господина Величко?
Нет.
Господин Величко попытался с позиций русского патриота рассказать об отношении народов Кавказа к Российской Империи и русскому народу. Получился вздор.
Величко был уверен:
«Если разделить население Кавказа на группы обширные, но сколько-нибудь цельные и окрашенные руководящей идеей, то таковыми группами явятся: грузины, как основная, государственная народность в крае, близкая нам по духу и по происхождению своей культуры; армяне, как элемент, гораздо более чужой для нас и, в лице своей наступательной буржуазии, враждебный всем народностям Кавказа; мусульмане, главным образом, двух категорий: азербайджанские татары, бывшие под сильным влиянием Персии, и мусульмане-горцы, духовный мир которых сложился под влиянием резких условий природы и резких требований ислама.» Грузины-мусульмане и турки здесь в расчет не принимаются, за их малочисленностью.
Главным врагом русского народа в Закавказье Величко изобразил армянский народ, а лучшим другом - грузинский народ.
Но прошло меньше двух десятков лет после первого издания его книжки, произошла революция и началась гражданская война, а в Закавказье образовались три самостоятельных государства: Азербайджан, Армения и Грузия. И что же? Самым лояльным из них к русскому народу и «русскому делу» оказалась Армения, а наиболее враждебным - Грузия. Тому есть надежное свидетельство – «Очерки русской смуты» генерала Антона Ивановича Деникина. Ничего личного в отношении Деникина к народам Закавказья не было. С осени 1918 года в Батуме, Тифлисе, Баку и Эривани находились представители деникинской Добровольческой армии, так что у него было достаточно информации к размышлению и возможности сравнивать.
У меня нет оснований подвергать сомнениям добрые слова Деникина об армянах. (Добрые слова вообще оспаривать не хочется.) Но тогда и осуждения со стороны Деникина можно считать недостаточными, чтобы отвергнуть добрые слова Величко:
«Грузинский народ, во главе с подавляющим большинством своих руководителей, присоединился добровольно, безусловно и навсегда. Он выполнил свою историческую миссию, подчинился стихийной воле своей исстрадавшейся души, присоединившись к России на основе единоверия».
А согласно Деникину большинство руководителей независимой Грузии в 1918-1919 годах – это русофобская сволочь, которой нет никакого дела до «единоверия»?
Кто же прав?
Великий грузинский писатель Чабуа Ираклиевич Амирэджиби, основываясь на оставшихся с детства в памяти рассказов старших, пишет в романе «Гора Мборгали» о прошлом Грузии:
«Дед пояснил:
- В девятнадцатом веке каждый порядочный грузин вынашивал в себе независимость Грузии как плод, а в результате в девятьсот восемнадцатом на свет явился мертворожденный - ни тебе теля, ни бычок. Остались мы порожними, яловыми коровами. (…)
Взявшись строить государство, меньшевистское правительство освобожденной Грузии обратилось к революционной методологии - посулам, лжи, трепу, пропаганде идей. Результаты не замедлили сказаться: грузинские большевики ввели русские войска, торжественно вернули собственную родину все тому же поработителю и свое предательство сочли геройством. (…)
Когда взмыла волна атеистической пропаганды, круша церкви, снесли и русский военный собор. (…) Собор этот в народе звался собором русских и почитался символом их владычества. Так, собственно, и было. А посему, когда снесли его, ликование было всеобщим...»
Почему же оценки Величко, мягко говоря, оказались неверными?
Да потому, что Величко перепутал шкурнические интересы своего сословия с интересами народа.
Величко клеймит армян:
«Грузинское землевладение тает с невероятной быстротой. Разные Манташевы, Арамьянцы, Арафеловы, Макарьянцы и другие армянские тузы скупают за бесценок грузинские земли и населяют их выходцами из Турции; часовни и даже церкви переходят в руки армян. (…) И дворянин, и крестьянин оказались мухами в паутине этих хищников. (…) Армянские миллионеры, - киты, на которых строится промышленно-политический террор «Армении», - скупают за гроши десятками тысяч десятин земли грузинских князей, татарских агаларов и захватывают плохо лежащие казенные угодья; а эти угодья доселе нередко очень плохо лежат, отчасти, вследствие неприменимости общеимперских законов к местным условиям.»
Но кто же здесь больше виноват: армянские миллионеры или грузинские помещики, промотавшие свои состояния и продающие за бесценок родовые имения?
Для Величко такого вопроса не было. Он ведь сам из малороссийских помещиков! И грузинские дворяне – его «классовая родня»! Заодно можно и крестьян пожалеть, так сказать, «грузинских мужичков»… А выше сословных интересов Величко подняться не смог. Вопреки фамилии он оказался довольно мелким человеком…
Читая сетования Величко о судьбе несчастных грузинских князей, я невольно вспоминал великолепную пьесу «Ханума», созданную в 1882 году Авксентием Антоновичем Цагарели (1857-1902). Там ведь тоже разорившиеся грузинские князья и богатые армянские купцы. Но разница безмерная…
Свидетельство о публикации №212121101327
Ольга Соколова 7 18.10.2018 01:25 Заявить о нарушении
К несчастью, нет на Кавказе мира между разными народами. Враждуют азербайджанцы и армяне, ингуши и осетины... Да и не только на Кавказе так... Хорошо бы дожить до того времени, кода вражды не будет...
С уважением,
Андрей Иванович Ляпчев 19.10.2018 05:40 Заявить о нарушении
Ольга Соколова 7 19.10.2018 20:34 Заявить о нарушении
Роберт Багдасарян 04.02.2025 13:24 Заявить о нарушении