29. Матвей

       
     Мне нравились родительские друзья, подобралась блестящая компания – человек пятнадцать собиралось, строители, в основном уровня начальников СУ (управлений) в полковничьих званиях. Но дело не в званиях, конечно, а в атмосфере на их встречах – лёгкой и дружеской, в уровне интеллекта, в приколах, которыми они веселили друг друга, отводя душу в застольях. У жён случались, конечно, ссоры - они, бывало, пикировались не на шутку, но мужики всегда были на высоте, дух товарищества никогда им не изменял.  Но и в  этой компании выделялся Матвей Гуревич – неподражаемым юмором, всегда беззлобным, умением прокомментировать любое событие «по-матвеевски» - т.е. найти его смешную сторону, и немалым талантом к написанию стихотворных скетчей. Вот его поздравление отцу к 60-летнему юбилею – я помню и его мастерское прочтение этих стихов, это было великолепно:

Юбилеи… Юбилеи…
Среди «сверстников» своих
Замечаю, кто белее,
И слагаю новый стих.
...
Час настал и снова все мы
За столом, мои друзья,
Здесь не может быть дилеммы:
Гриша Фишер ищет темы,
Филановский ищет, где мы,
Видно, новые поэмы –
Это миссия моя.

В час досуга с крепким чаем
Забываем мы порой
И порой не замечаем,
Что средь нас сидит герой.

Но охватит душу жженье
И проснётся божий дар,
Коль узнаете, что Женя,
Друг наш Женя – юбиляр.

Тут в поэтике не трогай
Рой традиционных схем.
Вспомни, с кем одной дорогой
Шёл по жизни, вспомни, с кем?

Чёрный хлеб ещё солил с кем,
Запиваючи водой?..
Это он – Ерусалимский,
Как и прежде, молодой.

Вспомни, как вставали рано,
Не лежали на боку –
Как мы строили дорогу
От Ирана до Баку.

Не страшна была усталость
Жене – другу моему
(Детство трудное досталось
Не под пальмами в Крыму).

Был оплачен труд сторицей.
В неизведанном пути
Пройден важный курс в столице,
Дал путёвку в жизнь – МАДИ.

Вечный пыл владел героем,
Пыл находок, пыл мечты.
На дорогах, что построил,
Встали новые мосты.

И в бригадах молодёжных
Знали все до одного,
Нет конструкции надёжней,
Чем характер у него.

Взглядом жизнь его окинув,
Я хочу сказать о нём:
Был отчизне верным сыном,
Преградил дорогу финнам,
Добровольно шёл по минам
В сорок первом фронтовом.
...
Жизнь его – сама победа.
И сегодня, верю я,
По стопам отца и деда
В путь идёт его семья.

И для каждого этапа
Верный путь. Сомнений нет.
Женя – настоящий папа,
Женя – самый мудрый дед.

В час отдохновенья – ровен,
Музыкален, весел, чист.

Жаль, не слышал сам Бетховен,
Жаль, не слышал Ференц Лист,
Как играет словно Клиберн
Он симфонии дорог…
Вы ноктюрн сыграть смогли бы
Так, как это Женя смог?

Стих бы вышел хоть на троечку
На твой столетний юбилей.
Но скажу я Жене, другу верному,
Живи счастливо! Трудись! Не болей!
               
                ТВОЙ МАТВЕЙ

К 65-летию отца – новый стих:

Как недуг меня ни ловит,
Всё ж не сломит: я – такой!
Извини, Зиновий Львович,
За «язык корявый» мой.

Наплывает вдохновенье,
Если даже болен я,
Чтоб поздравить с днём рожденья,
Рифмой верною звеня.

Как не вспыхнуть фимиаму,
Если только за пять лет
Ты добился в жизни самых
Героических побед!
...
Даже в даче неудачи
Никогда не видишь ты.
Если яблок нет на даче –
Будешь нюхать ты цветы.

Как ты яблони обрезал
В этот «облегчённый год»!
Всем обрезать так полезно,
Дабы был потом приплод.

Чтобы жизнь давала чаще
Крупных яблок, чем ветвей,
Я желаю тебе счастья
И здоровья. Твой Матвей.

                9 октября 1978г.


     Недуг, о котором пишет Матвей, - диабет, с которым пришлось ему тягаться долгие годы, но я никогда не видел его подавленным или даже не весёлым. Это тоже верный признак интеллигентности – не показывать виду, справляться самому со своими проблемами, не портить другим настроения.
     Увы, всё проходит, как было написано на кольце царя Соломона, ушли все и из этой дружной компании, никого не осталось… Мир их праху.


Рецензии