Кино строчкой. Закат Запада

В этом файле собраны мои краткие заметки о западных фильмах, которые я смотрел в последние годы и которые чем-то запомнились. «Кино строчкой» - это просто строчки о главных впечатлениях и мыслях, без всякой претенциозности на «анализ». Но все же, сквозная идея-воспоминание этих небрежных заметок – шпенглеровская морфология культуры. Культуры закатных стран, которая перешла в «цивилизацию» (синематограф сам – тому свидетельство) и должна вскоре уступить место чему-то другому. Что это будет – мы не знаем, но примет серьезного кризиса вокруг полным-полно. Да и на экране они хорошо видны. В каком порядке не смотри, и как бы беспорядочно не был расположен материал.
Только про «закат» не стоит понимать так уж «фатально-буквально». Солнце периодически закатывается на западе, потом встает на востоке. Ну, и что.
Кризис давно приобрел глобальный характер, и вызвала его  именно западная экспансия. Но помимо «империализма» есть еще и экспансия культуры. «Красиво загнивают» - западный кризис имеет огромную притягательность для «стабильных» обществ, хотя, наряду с сильнейшей завистью может вызвать сильнейшую враждебность. Это притяжение-отталкивание есть и в отношении к западному кино. Оно – это своеобразная «ловля на живца».


 
 
 
Весенние надежды
 США, 2012 год
 

Да, старость не радость.
 Восприятие: между умилением и отвращением.
 Как бы то ни было, но западное общество все больше становится обществом стариков.
 

Рассвет Зулусов
 США, Нидерланды, ЮАР, 1979 год
 

Любопытно, "крепко" снято, но без какой-то особой драматургии.
 Пошли з а реку, разделились, численностии солдат, скорострельности ружей и патронов не хватило, +чтобы остановить орду с копьями. Те просто навалились массой.
 Ну и все.
 Так и сейчас навалятся.
 

17 дочерей
 Франция, 2011 год
 Драма

Фильм довольно неприятный. Можно говорить о "намерении шокировать", о "феминизме" и т.д.
 Но ведь в современной культуре действительно есть серьезное противоречие между биологическим и социальным возрастом.
 Обладателям вполне взрослых тел, половозрелым мужчинам и женщинам, внушается, что они еще дети, должны слушаться старших и хорошо учиться. А они бунтуют против этого. Но даже и бунт получается инфантильным
 
 

Леопард
 Италия, 1963 год

«Все изменилось, чтобы остаться по-прежнему». Кто не знает этого выражения, лейкмотивом проходящего через весь «Леопард». Из речей графа Сорено можно составить изрядный цитатник. Собирался давно, но так и не сподобился прочесть роман Лампедузы, посмотрел только экранизацию Висконти. Может, и правильно. Итальянцы не слишком преуспели в литературе (речь, конечно не о Данте-Петрарке, но к примеру самый модных их писатель из современных, Умберто Эко, довольно скушен и зануден, хотя и умён необычайно). Зато какие вещи они создавали в кинематографе! Смотришь – не насмотришься!
 Лукино Висконти – аристократ – в лучшем и буквальном смысле этого слова. И фильмы у него лучше всего удаются об аристократии. Безумный король Людвиг, графиня, оказавшаяся «в постели с врагом», композитор, нашедший смерть в Венеции под музыку Густава Малера, даже семейка стальных магнатов, столкнувшихся с наступлением нацизма в «Гибели богов», - все они переживают нешуточные трагедии. Но – в каких декорациях! Как это все передано на экране! Может быть, судьба специально хранила Лукино Висконта от фашистов, чтобы появились технические средства, способные запечатлеть уходящую натуру, аристократов на хорошей цветной кинопленке. Теперь уже не пропадет. Итальянский элитизм. Не только в политической мысли. Но и в кино.
 Жизнь «народа» удается режиссеру не столь удачно, хотя и здесь он прославился. Но я, к примеру, не разделяю восторгов по поводу знаменитого фильма «Рокко и его браться». Ну, Ален Делон; да «не пьет одеколон». (Фу, как привязалась эта песня о пролетарской дурочке!). Но как хорош этот красавчик в «Леопарде». Конечно, и образ старого князя выше всяких похвал.   
 

Стальные магнолии
 США, 1989 год

Средний фильм, хотя и неплохой. Женщины соревнуются в мужественности, и одна становится донором органов для другой. Но «Стальные магнолии» запомнились не этим, а местом просмотра. В последнем советском году в Питере среди обилия видеосалонов (со всякими «шведками с Ибицы»), была пара (на Невском и в библиотеке на Литейном), где крутили киноклассику. Их репертуар даже печатался в «Часе пик» (пока органы не имели свободную прессу). После «магнолий» сколько там всего пересмотрел!   
 
Забриски пойнт
 США, 1970 год

Пересматривал диск с фильмами М.Антониони. Как окно в другую эпоху – тогда на земле жили другие люди, в большинстве своем, по крайней мере. Чем-то она неудержимо привлекает, хотя и эстетика, и, так сказать, «духовные поиски» оставляют впечатление какого-то тупика. Не туда! Многое кажется сейчас наивным и непонятным. Смотреть Антониони трудно, его киноязык как замедленная речь. Хождения Моренники Вити по пустынному кадру порой раздражает. Зато фильмы, если хватает терпения, прочно впечатываются в память.
 «Забриски пойнт» впервые видел в видеосалоне в эпоху «катастройки». Досадовал на бесящуюся с жиру западную молодежь. Им бы пожить нашей жизнью, почувствовать на своей шкуре реальность окружающего социального ада! И чего им не хватало – ведь объективно бунтари конца 60-х – это самое благополучное поколение в истории земной цивилизации. (После них реальный жизненный уровень для большинства фактически не рос). Конечно, молодежи тогда не хватало секса. Без запретов и ограничений. Выросло поколение бэбибумеров – многочисленное, не знающее, что такое военное и послевоенное лихо. Те блага, которые с таким трудом достались родителям, им казались само собой разумеющимися, «естественными». В этой уверенности они и начали бунтовать: «эрос» боролся с «цивилизацией» (каламбур по названию Г.Маркузе «Эрос и цивилизация»). Сытым, благополучным, хайрастым хочется полной свободы, а тут жёсткие правила, военный призыв, раздельное проживание, то да се. Как не взбеситься. Идеи тоже подкинули в псевдофилософской оболочке. У того же автора «Одномерного человека» примерно так: если вы занимаетесь любовью на заднем сиденье автомобиля, то вы боретесь против капитализма, «техноструктуры» и т.д. Какие привлекательные лозунги для того, чтобы бросить учебу и кидать камнями в полицейских.
 У нас сейчас совсем не то. Во-первых, молодежи мало, и она не склонна к какой бы то ни было революционности. То, что социализм – дерьмо – это у нас  у нас многие хорошо знают, но что и капитализм тоже – многим еще предстоит узнать на своей шкуре. Здесь лишь укрепляются те структуру, которые у молодежи 60-х вызвали гнев. Кроме того, секс-революция отшумела и Маркса с Фрейдом скрещивать больше не надо, как и сублимировать сексуальность, вешая над кроватью портреты Мао. Смеяться над бунтарями той эпохи легко, как и осуждать, но не правильнее ли посочувствовать? Если сейчас какой-то маргинал захочет побузить, то за него крепко возьмутся. Цепи прочны – «Затмение не по Антониони»! Именно поэтому главный герой «Забриски» вызывает у нас такое сочувствие и даже зависть. Он умер, но не от скуки. Он отомстил полицейскому зверю (тамошнему омоновцу, расправляющемуся с «несогласными») за убитого товарища. Он испытал восторг полёта, пусть и на угнанном самолете. Он любил красивую девушку, они вместе наслаждались друг другом и красотой древней пустыни – пусть всего один день. Лучше бы было выжить и обсуждать до геморроя бизнес-планы? Многие тогда не захотели этого: в последних кадрах фильма под взглядом красавицы старый мир взрывается и летит ко всем чертям…
 Увы, все вышло наоборот. Остался лишь шедевр киноискусства.   
 
Фотоувеличение
 США, Великобритания, Италия, 1966 год

Ох, уж эти кино шедевры!.. Шибает духом 60-х, когда старые культурные формы решительно сминались. Фантазии, грёзы, мечты той эпохи так и не воплотились или осуществились не так. Но какое визуальное воплощение они нашли в то удивительное время!
Странно, но сам полностью «Блоу ап» посмотрел только благодаря ночному сеансу раш-тв. Хотя про финальную сцену с имитацией игры в теннис читал давно, очень давно. Тогда совковые кинокритики пускали слюни по поводу западных фильмов, которые простым советским гражданам видеть было запрещено. Помню, особенно ругали «Клеопатру», «Апокалипсис наших дней», «Заводной апельсин» (то есть, эти картины больше всего и нравилось нашим кино-допущенным). И вообще во времена глубокого застоя хотелось какой-нибудь «глубокой глотки». Ну, и М.Антониони был не из последних…   
 


Королева
Великобритания-Франция-Италия, 2006 год

Странный все же народ, эти англичане. Наверно, самый отличный от нас. Веришь ли в чувства сентиментальной толпы, переживающей за принцессу Дианы - десятилетие со дня гибели которой  отмечал  «весь цивилизованный мир»? Как не поверить в массовый психоз. «Их нравы»: Королева-мать/ Принцесса-б***ь. С другой стороны, и бедную принцессу понять можно. Если муженек ходячее выражение «теории» Макса Нордау, то как тут молодухе не за****овать.А главная, которая королева, переживает за оленя, застреленного истинным джентльменом, больше, чем за саму гибель бывшей беспутной невестки. Конечно, та не подарок, но все же баба, все же человек. Но надо чувствовать и действовать по-королевски. Вековые традиции жестокости и лицемерия хранят Британию, не хуже бога и флота.
Да, вековые традиции … Недаром историк А.Фурсов так любит цитату про то, что хуже вражды с англосаксами может быть только дружба с ними. А мы продолжаем вести с ними «Большую игру». Беглые еврейские олигархи и чеченские убийцы чувствуют себя в безопасности, укрывшись под королевской юбкой. Или, например, неужели обозреватели лондонских газет полагают, что борются с «путинским режимом», оскорбляя память наших отцов, Да, Большая игра продолжается, хотя бы некоторых мозгах. Вот известный маргинал Дм. Галковский вывел, что Россия – это криптоколония Англии. Блеск! Таково оно последнее слово русской философской мысли. Боже, как несчастны люди, а им еще добавляют горя. 10 лет назад я случайно посмотрел телевизор, и до сих пор помню, как Вонидзе, один из самых отвратительных персонажей РТР, с нажимом говорил в камеру о трагедии с «леди Ди». И что нам до той «Ди»...   
 

Фландрия
 Франция, 2006 год
 
Не ходите, парни, в Африку гулять (воевать). Лучше юбите девок с соседней фермы… Фильм по замыслу и исполнению прост до примитивности. Смотреть можно, но непонятно, за что его рекламировали-награждали.
 


Лора (1979)
 Франция, 1979 год

Красивая картина.
 Смутное впечатление, что я её раньше видел. Но - когда?
Снял фильм Хамилтон, который любил фотографировать юных девушек, только  раскрывшиеся бутоны…
 


Сирены (1994)

Семейная пара (он пастер) попадает в австралии на виллу художника –эротомана. Когда-то это было интересно.  Есть некоторая перекличка с "Башней из чёрного дерева" Фаулза, а так не очень
 Кукольный Хью Грант, немножко смелые девушки, художник с "сатанинкой" (до дьяволов Джека Николсона сильно не дотягивает), дешевый психоанализ.
  Идея? Начинающий гнить плод наиболее сладок, но вскоре его можно только выбросить.
 
Грязные снимки
США, 2000 год

История борьбы за возможность лицезреть в галерее «грязные снимки», в том числе гомосеков. Ханжество и лицемерие, конечно,  отвратительны. Но когда оселком свободы являются порок и извращение – это тоже неправильно. Скорее, это способ отвести людям глаза от насущных проблем. «Грязные картинки», «грязный «молебен» - у нас этот прием тоже вошел в моду. Сколько вони было по поводу девок в балаклавах. Но выбирая между «письками» и попами, (извините попАми), не найдешь ни головы, ни сердца. Свобода подлинная не в этом.
 (Кино, вообще,  посмотрел из-за актера Вудса)
 
 
Порочное общество / Порочные круги
 США, 1997 год

Фильм категории … явно не «А». Некие злодеи тренируют девушек для услаждения богатеньких.
 До Реаж – Жакена (д»О») много не дотягивает, хотя пародирует.
 Впрочем, если не воспринимать серьезно, то «постебуха» выходит неплохая. Чего стоит саранча, удаляющая у девушки лобковые волосы.
     В конце, героиня всех обманывает и побеждает, чтобы потом сбежать с любовником, слепым массажистом. Стеб и трэш,  но не сразу разберешь что.
 
Моя королева Каро
 Нидерланды, Бельгия, 2009 год

Коммуны и прочие альтернативные образы жизни не выход, а издевательство.
  Кстати, недавно в возрожденной «Ультра-культуре 2.0» вышла книга «Параллельные общества». (Первую «Ультру» возглавлял И.Кормильцев – легендарный участник «Нау»). Интересный материал, но достойно выхода из нынешней трясины НЕ просматривается.
 
 
Реванш (2008) и
 Австрия, 2008 год

Шпильман снимает качественно, но мало. Весьма интересный режиссер и сценарист.
 Есть сцены, которые просто впечатываются в память. После "Антареса" (одного из лучших эротических и психологических фильмов) долго не смотрел "Реванш", поскольку отклики и описания встречались неадекватные.
 
Барри Линдон
 Великобритания, 1975 год

Стал смотреть из-за имени режиссера. Мастерская экранизация. Но сама история позапрошлого века невероятно скучна, также как и неинтересна сегодня большая часть так называемой «классики». Особенно это касается «забугорной» литературы прошлых веков. Ну, кто, допустим, (кроме студенток филфака перед экзаменом) просто так будет читать того же Теккерея – это такая экзотика, такая экзотика.
 
Психоз (1960)

Скучное женоненавистничество.
 Об этой ленте столько понаписали-понаговорили: «Ах, Хичкок! Ух, психоанализ!»
 Ох, глупость.
 
 
Мужчина который любил женщин (1977)
Франция, 1977 год

Грустновато, хотя порой и неприятно.
Герой в погоне за все новыми женщинами пытается преодолеть страх небытия?
 
 
Черная Венера
Франция, Бельгия, 2010 год

История бушменки, которую эксплуатировали как диковинное животное, а потом изучали до смерти. Сделали чучело (ради науки). Через столетие с лишним европейцы раскаиваются.
"Расологам" бы понравилось многое. Кадры фильма как будто иллюстрация к "Расологии" Авдеева и тому подобным сочинениям.
Западу свойственен расизм. И теперь он возвращается к нему бумерангом.
 
 
Озеро любви
 США, 1993 год

Эротические мечты пиндос-миддл-класса....
 Как они (как и мы) закомплексованы.
 Но это многим американкам надо кричать: «У нас секса нет!»
 
Славой Жижек: Реальность виртуального
Великобритания, 2003 год
Документальные

Демократия как Санта-Клаус и толерантность как кофе без кофеина.
 Возбудимого провинциала сделали глобально известным. Он находит «фашизм» даже в анти-фашистских фильмах.
 Конечно, Жижек не глуп, но эпатирует публику, философствуя о всякой фигне. Действительно же важные вопросы остаются на периферии. Может, и правда, цивилизация с такой «философией» обречена.
 «Я не знал, но мне сказали, что «киски» эскимосок замерзают».
 
 

По ту сторону добра и зла
 Германия, 1977 год

Пожалуй, самый неприятный фильм Кавани, но сделан неплохо.
 В центре - Ф.Ницше сотоварищи. И - небезызвестный философ выглядит не самым безумным среди своего окружения.
 Почти физически ощущаешь, что образованный класс 19 века жил как в смирительной рубашке. И это заставляет довольно критически и осторожно относиться к оставленному им "классическому наследию".
Психозы и неврозы в этой среде – не редкость. 
И еще – меня заинтересовал Ницше как композитор. Послушал. Это, конечно, не великая музыка Вагнера или Шумана. Но довольно любопытная. Или же имя гипнотизирует?

Дух времени
 США, 2007 год
 Документальные

Фильм сейчас весьма популярен в Сети. Вот и мне   притащили диск.
 Миф "9/11" разоблачает с большей резкостью, чем картина Кьезы.
 Первая часть, по-моему, не в строчку. Про религию - это из другой "оперы". Хотя «научный коммунизм» тоже начинался с атеизма.
  О чудовищной провокации 11 сентября, о зловещей роли Федеральной резервной системы ... В принципе, это ведь не тайна. Узнать какие-то факты - не проблема. Они в открытом доступе. Если чего и нет, так будет. Шила в мешке не утаишь. Но - большинство людей ничего этого знать не хочет. И другого тоже. Они согласны и на заклание, и на зомбирование. Это - катастрофа пострашнее падения «башен-близнецов" с заложенной в них заранее взрывчаткой-термитом.   
 
 Незнание плохо, а со знанием невозможно жить, когда изменить ничего не можешь.
 


Дух времени: Следующий шаг
 США, 2011 год

По форме - довольно тягомотно. Содержание: «коммунизм наносит ответный удар».
  Ряд тезисов веками раньше развивали представители сект, утописты, "научные" социалисты - хорошо забытое старое.
 Утопия, что под влиянием массовых выступлений "железная пята" уступит и рухнет. Сама банда мировых владык не уйдет никогда.
 
Дух времени: Приложение
 США, 2008 год
 Документальные

 Некое общество ведет, в натуре, коммунистическую пропаганду. Да здравствует мир без денег, основанный на достижениях науки и техники. Почти хрущевская программа партии. А здесь группа энтузиастов с верою в чудеса. Данный образец подтверждает. Что коммунистическая идея не может умереть, но нагляднее рисует связь коммунизма с … оккультизмом, что ли.
 

 Капитализм: История любви
 США, 2009 год
 Документальные

Вообще, довольно невнятно,
 но идея понятна:
Повторяем для тупых:
 капитализм - дерьмо.
 Теперь мы тоже это знаем.

9/11. Расследование с нуля
 Италия, 2007 год
Посмотрел этот фильм в рамках программы «Закрытый показ». И фильм интересный, и Дж. Кьеза молодец, и обсуждение небезынтересно. Но в каком окружении оказалась программа Гордона, стремящегося и могущего быть интеллектуалом, на нашем помоечном ТВ! Что остается при таком раскладе: опять мучиться предельными вопросами и бороться с мировым злом, ставить проблемы, заведомо неразрешимые. И при этом забывать о ближайшей мерзости, которую по ТВ обсуждать перестали. Нет, и не было каких-то иллюзий по поводу «интеллектуала» Буша-юниора или его соратницы К.Райс, попавшей в Стэнфорд по расменовской квоте. Но так ли уж уникальны американские элиты в творимом ими зле.   
 Биолитика.
 
На юг (2005)
 Канада, Франция, 2005 год

Богатые западные дамочки едут на южный остров, где «снимают» негров, чтобы те их ублажали. А на юге свои проблемы: диктатура, нищета, криминал и пр.
Содержание картины подталкивает к резким оценкам. Парадокс в том, что любая однозначность здесь заведомо оказывается неверной.
 
 
Потерянное будущее
 США, Германия, ЮАР, 2010 год

Фильм довольно глупый, но может понравиться.
При актуальных тенденциях к одичанию, впадение в новую первобытность может быть не самым страшным вариантом.
 
 
Убить Фрейда
 Германия, Италия, Испания, Португалия, 2004 год

Симпатичный, остроумный фильмец. Если научность фрейдизма крайне сомнительна (то есть, сегодня уже приктически нет сомнений в обратном), то в качестве источника вдохновения для кино и литературы мало чо составит конкуренцию психоанализу. Его история дает также обильный материал для киноверсий "эго", "либидо" и пр.
 

Джорджино
 США, Франция, 1994 год

Правда, хороший фильм. Не пожалел, что купил диск в «Библиоглобусе», хотя на дух не переношу ужастики, готику и прочие «ванхельсенги». Но Джорджино сделан стильно и умно. Милен Фармер как ходячая мумия, а сцены в сумасшедшем доме – это как будто видео иллюстрация к тому, что Мишель Фуко писал о безумии и клинике. Очень хороши актеры, особенно удалась главная роль. Время действия выбрано сверхудачно: окончание мировой бойни и катастрофический надлом европейской души. Атмосфера воссоздана отлично. В общем, Франция вполне селиновская, совершенно не похожая на привычный «шарм-парфюм» и пр. Воочию убеждаешься, что не даром эта страна стала центром экзистенциализма. Существование на грани и без просвета   
 


Король говорит
 Великобритания, Австралия, 2010 год

Нормальный фильм.
 Умеют и любят англо-саксы превратить свое дерьмо в конфетку и положить всем в рот.
 А почему только наши рот открывают?
 Если не брать в расчет экзотическую теорию Дм. Галковского о России как "криптоколонии Великобритании", то, наверно, из зависти к Англии, как образцу нормальности и отсутствии таковой у нас.
 


Вилла Амалия
 Франция, Швейцария, 2009 год

 Фильм снят по очень стильному роману Паскаля Киньяра.
 Здесь главное - попасть в тон.
 По-моему, не попал. Ни режиссер, ни зритель.
 
 
Великолепный (2008)
Франция, Италия, 2008 год

Не итальянцу, да еще не интересующемуся итальянской политикой, ничего не будет понятно.
Фильм снят в несколько дурашливой, ироничной манере. Это вам не пафосные «Спрут» и «100 дней в Палермо». Чего добились прообразы героев этих фильмов, своей бескомпромиссной борьбой и своими жертвами. Прежняя партийно-политическая система республики рухнула под грузом обвинений в связях с мафией.  В образовавшуюся брешь ворвался популист-авантюрист Берлускони. Но итальянцы и этого олигарха привлекают к суду. Что вызывает уважение.
Мафия мафией. Но закон превыше.

Шагреневая кожа
 Франция, 2010 год

 «Шагреневая кожа» была одной из любимых книг юности.
 Экранизация не слишком испортила оригинал. Переиначили, конечно. Иногда стильно, иногда скучно. Конец не самый плохой.
 

Эгон Шиле — Жизнь как эксцесс
 Франция, Германия (ФРГ), Австрия, 1980 год
 
Невнятный какой-то фильм.
Как музыка Веберна.
Но картины Шиле после этого кино отличаешь сразу.
 

 
Виттгенштейн
1993,   Великобритания
Артхаус Дерека Джармэна. Оценил как «лучше не бывает». С таким же успехов можно было поставить «хуже не бывает» (как джарменовскому «Караваджо»), и это было бы в духе философии Виттгенштейна. Гений и дегенерат.
  Конечно, образ философа у режиссера шаржирован, но саундтрек подобран отлично.
 
 
Шум в сердце
Франция, 1971 год

Если бы не тема инцеста, можно было бы оценить очень высоко. Интонация. Конечно, дурашливая, но разыграно отлично. Луи Мальснимает хорошо.К тому же интересна обстановка ретро 50-х.
  Но большинство французских фильмов аморально. Как отмечали консервативные французские философы после Революции и Террора (и не только) нация страшным образом деградировала в этическом отношении.
  Любопытно, что в Америке, где революция также состоялась в 18 веке, последствия были иными. До сих пор голливудские фильмы могут утомлять туповатостью и примитивностью замысла (несмотря на технические прибамбасы и мастерское исполнение), но моральный посыл в виде победы «хороших парней» и наказания зла есть почти всегда. При таком мировоззрении шансы у амириканцев есть.
 Конечно, французскую «аморалку» смотреть интереснее, но послевкусие…Если вернуться к «Пороку», то главная его тема – инфантильность. Показанные там шалопаи вряд ли станут ответственными людьми. Вряд ли они будут иметь по трое детей )которых хоть как-то заводили их предки) и будут лишь срывать цветы удовольствия. Сколько такое может продлиться. 2-3 поколения гедонистов - и все. Прекрасная некогда культура уйдет, сгинет под напором чужих орд. Уже сейчас французы не имеют будущего, а в отчаянную контратаку против захватывающих их страну, перейти не смеют, предпочитая перед скорым концом пожить в свое удовольствие. Но – какое это удовольствие.
 

Медленное соскальзывание в удовольствие
 Франция, 1974 год
 
Женщина наносит на себя красную краску, потом поворачивается к белой стене лицом и оставляет отпечатки тела на белых обоях. Один, другой, третий. И еще один – на смежной стене. Какая великолепная визуализация подсознания!
 Роб-Грийе – мастер, сюрреалист и извращенец.  Описанная сцена взята из ленты «Медленное скольжение в удовольствие».  Эксперименты с подсознанием. Может быть, кино и предназначено, чтобы подсознательное можно было увидеть?
 
Прекрасная пленница
 Франция, 1983 год

Опять Роб-Грийе! Его более ранняя картина.
Какие игры с подсознанием!
 

 
Не отпускай меня (2010)
 США, Великобритания, 2010 год

Настроение, конечно, испорчено.
 Какая изуверская фантазия!
 Такой сентиментальненький, цивилизованный фашизм.
 С одной стороны – это результат культурной мутации (англ-яп. - в случае с Исигуро).
  С другой стороны, западноиды в последнее время повернуты на сюжете с донорстовм органов (см. еще «Биологический материал» - роман Хольмквист). И все это в отличной порядке, без сопротивления со стороны жертв – в обмен на комфорт. Только немного сентиментально. Поживи немного, погрусти, пока не вырежут почку …
  Симптом? Да. Эта цивилизация уже знает, что скоро умрет. Но ей хочется сделать это «не доставляя беспокойства», ради продления комфортного существования добровольно жертвуя важнейший орган за другим. Сколько может быть таких «пожертвований»: два, три?..   
 
 
Мечта по-итальянски
 Франция, Италия, 2009 год
Кино не впечатлило. Может, дело в том, что «комиссар Кананьи» не обладает талантами режиссера, но, скорее, не та волна.
  Странно смотрятся нынче эти студенческие бунты благополучного поколения. «Профессор, почитайте хотя бы Мао».
Итальянский вариант, воспроизводимый Плачидо, имел, конечно, свою специфику, но бунтарское поветрие было всеобщим.
 Объяснение в сцене, где несколько взрослых детей сидят за столом. И в длругих семьях тоже. Давление демографии. Бэбибумеры утверждались в жизни, а то, что под руку попал портрет Че Гевары или книжки фрейдо-марксистов, было достаточно случайным. Потом уже действовали законы психического заражения, описаные Ле Боном. Мировые коммуникации способствовали быстроте распространения эпидемии 1968 года.
 

Почтальон всегда звонит дважды (1946)
 США, вариант 1946 года

Несмотря на искусственность многих ситуаций и определенную наивность, фильм смотреть интересно. Это кино считается классикой – 1946 год – подумать только. Ну, и конечно, Лана Тёрнер – были раньше в Америке красивые женщины. От природы.
 
 
Этюды втроем
Испания, 2009 год

Испанцы так долго жили под страхом расправ инквизиции и разнообразным гнетом, что как только этого не стало, пустились во все тяжкие. Слишком уж «раскрепощенные».
 
 
Комната в Риме
 Испания, 2010 год

Хотя комната в Риме (с девицей из россиянии), но фильм опять испанский.
Лесбиянкам понравится
 
 
Уолл-стрит: Деньги не спят
 США, 2010 год

Хуже, чем первый фильм. (Знаменитый «Уолт-стрит» О. Стоуна, где в конце героя М.Дугласа посадили)
 Кризис и конфликт как-то плохо сочетаются с хэппи-эндом.
 Показаны абсолютные паразиты, высасывающие ресурсы планеты ради своего непомерного обогащения.
 В фильме нет ни одного положительного героя, кроме, разве что подруги главного персонажа, которую, намеренно что ли,  вывели такой «коровой».
 

Взбесившийся барашек
 Франция, Италия, 1974 год

Многие сюжетные линии французского кино заданы еще мапассановским «Милым лжецом», написанным еще до появления синематографа.
Здесь Роми Шнайдер великолепна.
 Да и Трентиньян как будто недооценен, несмотря на всю его популярность. недооценен.
 Но в целом, как-то не смотрится.
 

 Последний урок   
 Франция, Бельгия, 2008 год

Мультикультурные ученички доводят до срыва стареющую тетку-учительницу. В отчаянии она хватается за пистолет. Переход оружия из рук в руки плюс действия полицейского спецназа, плюс взвинченные у всех нервы, плюс расовые различия заканчиваются трагедией
Не поддержишь РУССКИЙ МАРШ,
 будет этот сюжет - НАШ
 

Беспечный ездок
 США, 1969 год

Культовый фильм эпохи молодежных протестов
Энергия молодых бунтарей ушла большей частью  в пустоту.
 

Айрис
 Великобритания-США, 2001 год

Сильный и трогательный, по-своему страшный фильм. Одна из умнейших женщин ХХ века, философ и писательница, теряет разум и память.
 «Не дай мне бог сойти с ума!»
  Интересно смонтировано. Кадры угасания и ужасной старости, перемешаны со сценами зарождения любви и таланта Айрис Мэрдок. Противоречивое отношение к тому, что ее мужа и в молодости, и в старости играет один и тот же актер, тогда как саму Айрис – две неплохие актрисы. Много «английскости», еще сохранившейся в условиях «мультикультурализма».
  Помню, как читал первый, 50-х годов роман Мердок «Под сетью» в юности. Кроме собаки «мистера Марса», привлекал экзистенциализм. Потом было потрясение от «Алого и зеленого». Еще несколько романов уже не так понравились, но несомненно, что Айрис Мердок считается одной из лучших романисток прошлого столетия. Потом и о ней, о счастье и страдании ее мужа написали роман.   
 

Маг (1968)
Великобритания, 1968 год

Сам по себе фильм был бы не самым простым, но он не может быть «сам по себе», а воспринимается лишь как усеченная иллюстрация романа Джона Фаулза (знаменитого «Волхва»). Анна Карина в роли Алисон, конечно, хороша, но главный герой староват, «Джулия» лишена сестры-близняшки и любовника-негра, о происходящем в Англии лишь воспоминания, действие дано штрих-пунктиром.
  Но посмотреть все равно любопытно.
 
Рождение нации (1915)
 США, 1915 год

 Классика. Лента представляет несомненный исторический интерес. Как бы без нее состоялась экранизация «Унесенных ветром»?  ККК показан с положительной стороны.
 
 
Дело о пеликанах
 США, 1993 год

Какое-то расследование афёр «плохих парней»
Скучноватое кино  и  в условиях «суверенной демократии» кажется наивным.
 "Нарушение закона о финансировании выборов" - нам бы такие проблемы....
 
 
Школа плоти
 Франция, Бельгия, Люксембург, 1998 год

Капитуляция морали или Франция-мазохистка.
 
 
1984
 Великобритания, 1984 год

Действительность в «ссср» была куда страшнее.
 «1984» - это, скорее, англосаксонская рационализация и адаптация представлений о том ветхозаветном и кавказском беспределе, который творили в России захватившие ее «интернационалисты».
  Фильм, конечно, с шедевром Оруэлла не сравнится, но как наглядное пособие – сойдет.
 Кроме того, автор романа, многие тайны самой «Океании» вынес на поверхность. Терять уже было нечего?


Маргарет Тэтчер
 Великобритания, 2009 год

Так получилось, что я за два дня с посмотрел два фильма из английской тэтчерианы. Одно кино рассказывает о молодых годах «железной леди» и ее пути в парламент, второй – о драматическом завершении карьеры женщины-премьера. Вокруг почти все мужики – сволочи. Мешали, предавали, договаривались за спиной.
  Тем не менее, много лет Тэтчер хорошо «стояла на воротах». Несмотря на то, что ее деятельность была враждебна нашей стране, упорство «железной леди» вызывает невольное уважение. Но непонятно, зачем эта Мэгги так долго мудохалась со всеми этими партийными, парламентскими и министерскими дебатами, зачем ходила агитировать за себя домохозяек и даже рабочих в пивных. Нет бы, чтобы лучше угодить начальству, а потом посадить везде своих людей, коррумпировать избирательные комиссии изменить законодательство, чтобы самой решать, насколько продлить полномочия, а потом подобрать подходящую преемницу. Вместо того, чтобы спорить с соратниками и агитировать заднескамеечников, надо было заявить этим свиньям и предателям, что знаменитый английский парламент – это не место для дискуссий.   
 А есть еще фильм «Железная леди». Стоит посмотреть.

Неубранные постели
 Великобритания, 2009 год

Унылая, как бы молодежная драма. Снято плоховато, даже Дебора Франсуа не спасает.
 Вообще, кино о лишних людях – «отходах» современной цивилизации.
 
 
Призрак 
 Германия, США, Франция, Великобритания, 2009 год

Содержание фильма в том, как «врайтер» отставного британского премьера узнает, что тот был смолоду завербован ЦРУ, доведён до власти и служил «пуделем Буша» (если говорить уже о Блэре).
 «Стервец» Полански (мстит за свой арест) сделал фильм эмоционально динамичным, но менее правдоподобным, чем у Тыквера.
 По поводу политических триллеров и т.д. можно говорить только о «правдоподобии», ибо «правды» в «обществе спектакля» быть просто не может.   
 В нашем прокате обозначен очень неудачно. По названию можно подумать, что речь идет об ужастике категории Б., тогда как главный герой является литературным «негром» (неполиткорректное определение).

Американские свингеры
 США, 2008 год
 Документальные

С моралью в годы «сексуальной революции»  уже проблем не было, но с гигиеной и антисанитарией  были.
 
 
Молодые боги
 Финляндия, 2003 год

Как-то все заунывно.
 Горячие финские парни осваивают секс и видеокамеру.
 
Детская любовь / Юная любовь
 Финляндия, 2001 год

Миленько, но иногда как-то туповато.
 
Кинси
 Германия, США, 2004 год

«Благими намерениями…»
 Никак не найти баланс между глупыми запретами и распущенностью. Из крайности в крайность.
 А фильм снят неплохо.
 

 Исследуя природу секса
 Германия, США, 2001 год

У Кинси, оказывается,  были предтечи.
А модератора семинаров по природе секса мучит суккуб.
Кастинг тщательный – ходячие типажи.
Но все-таки фильму чего-то не хватает.
Критического отношения к последствиям самой сексуальной революции, что ли.
Пуританская мораль была во многом жесткой и бесчеловечной, порождая своей противоположностью распущенность и рискованные эксперименты с сексом.
 
X2000
 Франция, 1998 год
 Короткометражные

  Пробуждение в Новом, 2000-м году. Парочка любимых Озоном геев валяется в обнимку. Голая тетка перебирается из постели в ванну. Голый мужик шастает по квартире, наблюдает в окно за соитием, потом обнаруживает, что «муравьи завелись». (В голове у режиссера).
 

 Капли дождя на раскаленных скалах
 Франция, 1999 год

«Западноиды» бесятся с жиру, не знают уже какие перверсии показать и утвердить. Им выпала редкая удача жить в сытые и спокойные времена, и как же она используется? Озон, по своему, отличный режиссер, как и многие другие, снимает такие фильмы, в которых содержится отчетливый месседж вовне. В Европе живет богато, но живут так, как недостойно жить Людям. Такая цивилизация устала жить по-человечески; она хочет своего конца, исчерпав перед ним все доступные удовольствия, и можно даже ускорить ее конец, "взорвать" её.
  Впрочем, скоро сами вымрут при таких сексуальных раскладах   
 
 
 Дневная красавица
 Франция, Италия, 1967 год

Какой смешной Бунюэль. Катрин Денёв играет буржуазку-мазохистку. (Лучшая роль этой актрисы, по-моему, шлюхи ей особенно удаются). Её клиент-дружок, бандит с металлическими зубами – просто очаровашка. Пересмотрел, посмеялся. Вспомнил аншлаги в «Ленинграде» двадцатилетней  давности.
 

 Пленница (2000)
 Франция - Бельгия, 2000 год

Не слишком удачная попытка осовременить Пруста.
 Занудливо очень.
 

Завтра на рассвете
 Франция, 2009 год

Ролевики могут опасно заиграться... Игра в костюмированную историю  может стать смертельной
 А фильм очень даже неплохой. Так можно стать поклонником Д.Деркура (Его «ассистентка» выше всяких похвал.
  Почему то в последние годы французское кино мне нравится несравненно больше россиянского. Может, потому что там еще остались режиссеры, не рассматривающие в качестве своей аудитории примитивных идиотов.
 
Марлен Дитрих: Белокурая бестия
 США, 2001 год
 Документальные

 Неожиданно интересный документальный фильм о столь неординарной личности. Даже и не знал многого (вот они – последствия «железного занавеса»). Трудно назвать Дитрих «красивой», «гениальной» и т.п. Это все не то, но она – символ своего времени, Валькирия, летящая над обезумевшей землей. Мало что производит более страшное впечатление, чем песенка «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих. Так и представляешь зимнее поле с заснеженными трупами.
 

 Голубой ангел (1930)
 Германия, 1930 год

Фильм наивный-наивный и смешной, как панталоны, которыми Лола-Лола (Дитрих) соблазняет профессора. Потом, правда, становится не до смеха, но непосредственность и простота этой павильонной трагикомедии делает «Голубой ангел» и его главных героев неотразимыми.
  Но обращает на себя внимание и жестокость нравов, сила условностей. (Впрочем, выход за рамки своей страты никогда особенно не приветствовался). Быть может, эта репрессивность была лишним стимулом для того, чтобы люди той культуры, в поисках своеобразной разрядки, завалили землю горами трупов мировой войны. Наверно, не случайно, Марлен Дитрих стала секс-символом той смертоносной эпохи. В ней есть что-то смертельно-белое (эффект усиливается от качества старых черно-белых картин), опасно притягательное, что мы сегодня вряд ли можем почувствовать.   
 

К чему помыслы о любви
 Германия, 2004 год

Старательная стилизация. Ощущения надвигающегося фашизма. Убийства на почве страсти. Индивидуальная тяга к суициду как аналог самоубийства европейской культуры.
Но как-то не трогает.

Машинист (2004)
 Испания, 2004 год

Драма? Ужастик про безумие-сублимацию или «тема отчуждения в западном кинематографе»?
 
Эммануэль-77
 Франция, 1976 год

 Боровчика не смущают проблемы с сюжетом и мотивацией героев. Главное – раздеть Сильвию Кристель (уже изрядно потасканную).
 Впрочем, первые 5 – 10 минут сняты красиво.
 Но у Жакена про «Эммануэль, Эммануэль» выходило гораздо лучше.

Парк наказаний
 США, 1971 год

Борьба с «американским фашизмом».
 Публицистика, конечно.
 Но были в Америке и такие настроения.
 Только ЧТО получилось после 1960-х и 70-х в результате?..
 
Ускользающая любовь
 Франция, 1979 год

 Ф.Трюффо занимается цитированием самого себя и продолжает эксплуатировать своих ранних героев (и соответствующих актеров).  Вспоминаются  знаменитые «400 ударов» и другие ленты с симпатичным и немного прибабахнутым героем.  Конечно, снимать и смешить режиссер умеет.
 - Можно засунуть тебе туда руку?
 -Да. С условием, что ты её оттуда не уберешь.
 
Распутное детство
 Италия, ФРГ, 1977 год

Отроческие забавы: сексуальная тяга и вырывающаяся на волю жестокость.
К фильму можно относиться как угодно, но сейчас такого уже не снимут.
 
 
Жгучая тайна / Горячая тайна
 США, 1988 год

Стильный и красивый фильм.  Угроза курортного  романа, действие происходит  через год после кровавой, разрушившей старую войны. Мальчишка и Брандауер великолепны, но актриса на главную женскую роль, кажется, выбрана не совсем удачно.
 
 
Белая лента
 Германия, Франция, Италия, Австрия, 2009 год

Широко, можно сказать глобально, разрекламированный фильм.
В предвоенной немецкой деревне и дети, и взрослые покрывают убийц.
Все они фашисты?
 
Убийства в Оксфорде
 Франция, Великобритания, Испания, 2008 год

1.Мир есть всё, что происходит.
 1.1. Мир – целокупность фактов, а не предметов.
 1.11. Мир определен фактами, и тем, что это все факты…
 Ну, и так далее. Фильм, в эпиграфе которого упоминался Людвиг Витгенштейн, обещал быть стильным и интеллектуальным. Пожалуй, он таков, но герои уж больно с сильной придурью. С шарадами еще пересолили - это особенности жанра, конечно, но книга для таких загадок более органична, чем экран. «Оксфордские убийства» слишком уж «мозговые, чтобы будить воображение. Лица из «Властелина колец» (Фродо) против ожидания не мешали.   
 
 
Жизнь Эмиля Золя
 США, 1937 год

Вряд ли я буду читать – перечитывать «Нану» или «Жерминаль», но, не будучи поклонником Э.Золя, посмотрел фильм с интересом. Какая «древность», наивно, конечно, но много любопытного. Биография писателя дана штрих-пунктиром, основное внимание сосредоточено на «деле Дрейфуса». Картина, учитывая год ее выхода – 37-й - явно носила антифашистский и антимилитаристский характер.
 

Плутовство
 США, 1997 год

"Черный пи-ар" по-штатовски.
 Сатира на американскую "демократию"


Бойцовский клуб
 Германия, США, 1999 год

Право же, такая фигня...
 Идея довольно диковатая
 
 
Назад в будущее   
 США, 1985 год
Забавный фильмец ("Ты думаешь, я первый раз "паркуюсь"?). Вспоминается время первых (у нас) видаков...
 
Армагеддон
 США, 1998 год

Смотришь очередную голливудскую поделку и думаешь, какие же всё-таки дебилы, эти американцы. К чему может привести их господство в мире? Ответ – в названии фильма.

 
Послезавтра
 США, 2004 год

Прикольно смотреть, как ЮСА замерзают. И откуда у них такое стремление к мечтам о разрушающей их цивилизацию катастрофе. Слишком много богатства накопили? Не звали бы они несчастий на свою голову. Или как подчеркивают герои голливудских фильмов «на свою задницу».
 
 
V значит Вендетта
 США, 2006 год

Неплохая антиутопия, хотя по-английски несколько чопорно-наивная. Но смеяться тут нечего, нужно завидовать народу, который в новое время ни разу не допустил у себя хамства неконтролируемой власти. Игра актеров хороша – в главной роли обалденная Натали Портманн!
 Технологии власти в принципе, мало изменились за тысячелетия, но их конкретное содержание постоянно обновляется. Очевидно, что здесь речь идет о тоталитарных потугах власти, которая пугает людей угрозой мирового терроризма.
 Но - что можно этому противопоставить, кроме геройства выжившего супермена в маске? Масса ведь выступает лишь как испуганная толпа статистов, которую очень трудно раскачать на революционные действия. Остаются герои-одиночки.   

 
Эксперимент (2000)
 
 Неприятно смотреть. Фильм страшненький, но сделан хорошо, динамично. Особую достоверность картине «Das Experiment» придает тот факт, что в основу сюжета положен реальный случай - знаменитый эксперимент Зимбардо, правда, не с добровольцами-немцами, а с американскими студентами. Тот дал «блестящие результаты», хотя и его успели остановить вовремя.
 Всё так, но приходит мысль, что в российских «ментовках» подобные «эксперименты» проводятся ежедневно. И – НИЧЕГО! Пафос фильма обращен к гражданам тех стран, где соблюдаются права человека. А для нас подобные издевательства - привычное дело. Путинские «силовики» глумятся над нашим народом уже который год – и ничего, живем!
 Зато, вопреки утверждениям социопсихологов, сделанным на основании упомянуто научного опыта, что внешние условия являются для поведения человека определяющим фактором, наши люди, в массе своей, все же не потеряли представлений о нормальной жизни и нравственности. Назло всем стараниям и экспериментам власти.
 
 Эксперимент 2: Волна
 Германия, 2008 год

Немцы ведут неустанную борьбу с призраком нацистской диктатуры.
 Этот фильм слабее первого «Эксперимента» и выглядит менее достоверным. Хотя обе картины снимались на основе реальных событий. Но то, что класс современных старшекласников за неделю превратились в съезд НДСПА веришь с трудом, хотя бы потому, что лабораторные условия для эксперимента не соблюдены. 


Чтец
 Германия, США, 2008 год

Фильм сделан профессионально, хотя и слишком по-голливудски. Что до содержания...
 В художественном отношении интересна лишь первая часть (о переживаниях подростка из-за связи со взрослой тёткой). Потом произведение гибнет в параксизме «правильности» и «политкорректности». Реальной основы под этой историей нет. Сами же пишут, что из всех немецких надзирательниц в концлагерях предстала перед судом лишь одна «Кобыла» (топтала узников ногами). А сколько на деле было таких «кобыл»!
 Да. Удивительный народ эти немцы, такие дисциплинированыне. Приказано было стать нацистами – стали; стали строить социализм – строили («осси»); усть указание очсуждать нацизм – осуждают (благо сыты). «Чтец» - это продукт воспаленного политкорректного сознания, фантазирующего на тему борьбы как бы с последствиями нацизма (похоже наши шибанутые «шестидесятники» всё воюют со «сталинизмом»). Борясь с этими бумажными драконами, они как будто не замечают тех зол, что множатся и растут вокруг.
 Классический пример отвлечения внимания от важного выдуманными проблемами. Потому, наверно, слабенькую поделку Шлинка и ее экранизацию и сделали мировыми бестселлерами.
 Ко всему прочему очень трудно представить себе в середине ХХ века немку, не умеющую читать.   
Вот он – «закат Европы»: вместо Гёте или хотя бы  Томаса Манна какой-то Г.Шлинк. Приплыли.



Кабинет доктора Калигари
 Германия, 1920 год

Балаганный злодей как воплощение послевоенных страхов…
 Но потом глубже: Европа как безумно убивающий сомнамбула, а европейцы как обитатели кабинета доктора Калигари.

«Киномания» /"Flicker"
 Автор – Теодор Рошак.
Русский перевод: ЭКСМО, 2006
 
Это – книга, роман. Вся история (по сути и по духу) кино в одном томе. Волшебно!

 — Да-да. У него (Сартра-авт) целая философская система по поводу того, что такое видеть. Он называет это «насилие взглядом». Он говорит: «Увидеть значит овладеть; видеть значит дефлорировать». Все это очень феноменологично.
 — Ух ты.
 А «альбийские корни Микки-Мауса»? Прелесть!
 Роман Рошака совершенен в интеллектуальном и художественном отношении, хотя по нынешним временам может показаться «скучным». Это – настоящая энциклопедия развития киноискусства – и даже, как будто, его предыстория. Даже такую донельзя опошленную тему как «катары-тамплиеры» автор раскрывает изящно и глубоко. Не сравнить с безбашенным и дешевым дэнбраунским трэшем или тяжеловесной «контрпропагандой» У.Эко. Для автора «Киномании» даже сравнение с этими поделками будет оскорбительным. «Христианство до Христа», конечно же, существовало, и катары переняли изуверство гностиков, котороя также же жестоко давилось католической «блудницей». (Как выразился по сходному поводу Хайдеггер, что-то пошло «не так»). Влияние «сирот», наследующих гностическую ересь, на все стороны развития кинопроизводства и, вообще, подталкивание человеческой истории к апокалипсису, дабы уничтожить до основание то, что они полагают Злом, конечно же, выдумка, но размышление на сходные темы может оказаться небесполезным. История кино не начинается с изобретения Люмьеров, а политология со статистики парламентских выборов. Все куда глубже и интереснее. Правда, последняя 1/10 часть длиннющего повествования остроумно показывает, куда может привести излишнее любопытство к тайнам истории и современности. Ну, что ж, «всё, что ты знаешь – ложь».
 Некоторые главы, особенно рассказывающие о взаимоотношениях главного героя с его учительницей в любви и кинематографе Клер, написаны с изумительным мастерством. Вообще, Теодор Рошак – это очень достойный, умный и знающий автор, прекрасно пишущий, к тому же. Я почти целый месяц смаковал его «Киноманию» и теперь мне будет грустно, ибо найти что-нибудь подобное для ума, для души (по себе!) будет очень нелегко.
 Рошак скончался в прошлом (2011-м году). Два его романа есть на русском, два не переведены. Жаль! Один, посвященный антиклерикальной тематике, был бы сейчас у нас весьма кстати. Впрочем, от умных книг публику успешно отучают. Они есть, но тонут в океанах тошнотворных помоев, пошлой быдлятины. Поэтому, поиск крупиц прекрасного, например, в кино, может стать настоящей манией.
 Несмотря на неожиданный и трагический финал и явно опасные тенденции роман Рошака дает надежду. Как говорит его центральный персонаж (вокруг него в книге все вертится), гениальный режиссер Касл: «Я бы предпочел, чтобы мы оставались бесконечно долго в нашем нормальном человеческом состоянии полупроклятых»…
Роман уже экранизировали под названием «Мерцание». Надо бы посмотреть…
 
 НА ЭТОМ ПОКА И ЗАКОНЧИМ


 

 


 


Рецензии