Что держит в руках фараон 2

   Чтобы  узнать,  что  держит  в  руках  фараон,  нужно  обязательно  заглянуть  в  палеолит.  И  вот  здесь  я  коснусь  темы  лунных  фаз,  любимой  до  слез  ученой  публикой.  Тема  смены  лунных  фаз – вечная.  Но,  самое  удивительное,  что  современный  человек  так  ничего  и  не  увидел  в  лунных  фазах  из  того,  что  запросто  увидел  древний  человек.  Все  внимание  специалистов  по  “детству человечества”  уделяется  описанию  удивления  или  ужаса   перед  Луной  или  Солнцем.  Лунный  серп  и  рога – что  может  быть  проще – рассуждает  ученый.  Но,  древний  человек  понимал  больше.  Ведь  Луна  это  не  только  серп,  а  еще  и  половина  диска  и  диск.  Почему  же  тогда  такое  внимание  к  серпу? 
Новолуние – состояние,  когда  Луна  не  видна (1 на рис.1).
Неомения – первое  появление  Луны  на  небе  после  новолуния  в  виде  узкого  серпа (2).
Первая  четверть – состояние,  когда  освещена  половина  Луны (3).
Полнолуние – состояние,  когда  освещена  вся  Луна  целиком (5).
Последняя  четверть – состояние,  когда  снова  освещена  половина  Луны (7).

   В  неомению  появляется  узкий  серп  Луны,  имеющий  вид  половины  круга,  который  затем  превращается  в  половину  диска,  далее  в  полный  диск  или  полный  круг,  окаймляющий  диск.  Затем  начинается  обратный  процесс – полный  круг  превращается  в  половину  круга,  потом  в  серп.  Казалось  бы  всем  известный  и  хорошо  знакомый  процесс  смены  лунных  фаз.  Но  если  взглянуть  на  это  немного  с  другой  стороны,  то  можно  сделать  следующее  наблюдение.  Не  случайно  в  Передней  и  Центральной Азии  Луна  называется  “небесным зеркалом”.  Узкий  серп  Луны (2)  или  первая  половина  круга  образует  вторую  половину  круга  и  рождает  круг (4-8).  Затем  серп  второй  половины  круга  исчезает  и  рождает  первую  половину  круга (8).  Из  месяца  в  месяц,  из  века  в  век  продолжается  одно  и  то  же  небесное  зрелище – первая  половина  круга  становится  кругом,  вторая  половина  круга  становится  первой  половиной  круга.  Над  головой  человека  происходит  наглядный,  вечно  повторяющийся  механизм   зеркальной  симметрии. 
   Отсюда  появляются  простые  выводы: 
1. первая  половина  круга  рождает  круг. 
2. вторая  половина  круга  рождает  первую  половину.
3. круг  состоит  из  светлой,  “мужской”,  половины  и  темной,  “женской”,  половины. 
4. подлинный  круг  состоит  из  двух  кругов – двух  светлых,  мужских,  и  двух  темных,  женских,  половин.  Это  учебное  пособие,  демонстрация  простой  истины,  которую  никак  не  может  усвоить  современный  человек – круг  состоит  из  двух  кругов. 
   Но  все  дело  в  том,  что  можно  сколько  угодно  любоваться  Луной,  а  ничего  толкового  в  голову  не  придет.  Если  не  знаешь  математики  круга,  то  так  и  останешься  ученым  наших  дней. 
   Давайте  представим  себе  половину  круга (ПК) Рис.2.  Чем  она  привлекательна?  Да  тем,  что  она  исходно  несет  две  замечательные  точки  и  их  не  нужно  чем-то  выделять,  как  на  круге – прежде  всего,  ноль,  а  затем  180°.  Последние  нам  еще  понадобятся.  А  сейчас  все  внимание  на  ноль.  С  его  появлением  наша  половина  круга  разбивается  на  градусы,  которые  являются  результатом  аспекта  точек  ПК  к  нулю. 
   Самое  простое  действие – определить  двусторонний  аспект,  к  примеру,  60°  с  нулем.  Ученые  сделают  это  так (пример Кеплера и Ферма).  Угол  падения  равен  углу  отражения,  угол  справа  равен  углу  слева.  Аспект  60°  к  нулю  равен  60°,  аспект  0°  к  60°  также  равен  60°.  И  посадят  60°  на  ноль.
  И  все.  Как  была  ПК,  так  и  осталась.  Как  ее  не  верти,  мертвая.  Но  в  палеолите  соображали  лучше,  понимали  разницу  между  углом  и  отрезком  угла,  знали  понятие  Адрес  аспекта.  И  поэтому  у  них  все  получалось  правильно.  Аспект  нуля  к  60°  дает  -60°  на  своем  законном  адресе – зеркальном  относительно  оси  0°-180°.  Итак  аспект  нуля  к  каждой  точке  нижней  ПК  образует  верхнюю  минус ПК.  Рождается  круг.  Пока  это  подобие  круга.  Но  точно  также  верхняя  плюс ПК  образует  нижнюю  минус ПК.  Рождается  двойной  круг - плюс  и  минус круг.  И  мы  должны  отметить,  что  адрес  каждой  +-точки  круга  задает  ось  0°-180°,  а потому  она  является  адресообразующей,  она  рождает  круг.

   После  такой  экзекуции  круга  неудивительно,  почему  до  сих  пор  нет  правильного  понимания  симметрии.  Из  множества  определений  симметрии  нет  ни  одного  верного,  поскольку  не  учитывается  ее  причина,  механизм.  Ученым  все  равно,  по  какой  оси  она  пойдет,  а  вот,  природе,  нет.    Симметрия  может  возникать  относительно  любой  оси,  например,  60°–240°,  но  значимость  такой  симметрии  будет  небольшой.  Одинаковое  угловое  расстояние  точек  к  оси  симметрии  не  определяет  главного.  Важно  образование  соединенных  попарно  плюс-минус адресов  двух  разных  точек.  Аспекты  с  неадресообразующей  осью  дадут  только  соединенные  попарно  точки  аспекта  без  участия   исходных  Точек.  Подлинную,  рождающую  двойной  круг  симметрию,  задает  ноль градусов,  по  оси 0°–180°,  делящей  круг  пополам.  Условно  горизонтальной,  так  как  ось  можно  повернуть  с  кругом  как  угодно,  но,  главное – от  нуля  и  пополам.  Прологом  к  такой  симметрии,  ее  матрицей  является  двусторонний  аспект  с  нулем  круга,  ведущий  к  появлению  +- Адресов. 
   Вся  живая  и  неживая  природа  в  большинстве  своем  создана  на  основе  именно  такой  симметрии.  Шумеры  говорили: “То, что вверху подобно  тому, что внизу”.  Им  вторили  египтяне: “То, что внизу подобно тому, что вверху”.  Эти  фразы  известны,  но  они  воспринимаются,  как  красивая  аллегория.  Но  это  чистая  правда.  Точка1  вверху  подобна  -Точке1  внизу  и  наоборот. 
   Двусторонний  аспект  с  нулем  симметричных  точек  дает  не  просто  их  зеркальное  красивое  положение,  а  соединение  их  +-Адресов  попарно.  Если  Точка1  в  симметрии  с  Точкой 2,  то  Точка1  находится  в  соединении  с  -Точкой 2,  а  -Точка1 – с  Точкой 2.  Тогда  функция  таких  симметричных  точек  значимо  проявляется.  А  сила  проявления  будет  зависеть  от  Линии  аспекта,  занимаемых  Точками.
   Горизонтальная  ось  состоит  из  двух  осей: плюс оси  0°–180°  и  минус оси -0° – -180°.  Направление  минус Адресов  отмечает  направление  симметрии.
Положение  минус оси  будет  определять  направление  минус круга  и  два  вида  симметрии.  Поэтому  она  является  направляющей  осью  симметрии. 
Когда  мы  видим  симметрию  по  вертикальной  оси  через  середину  круга,  то  она  есть  и  по  горизонтальной  оси  и  создается  только  ей. 

1. ПЕРВЫЙ  ВИД  СИММЕТРИИ  задается  положением  минус оси,  когда  -0°  совмещен  с  0°,  а  -180°  со  180°.  Направление  минус круга  в  зеркальной  системе  “низ-верх”.  Этот  вид  симметрии  рождает  двойной  вложенный  круг.  Минус круг  вложен  в  плюс круг.  Адреса  субъектов  круга  дают  только  двусторонние  аспекты  с  нулем.  Этот  знак,  круг  с  горизонтальной  осью,  известен  с  палеолита.  В  алхимии  обозначает  “соль”,  “философскую соль”.  Такая  ось  всегда  определяет  появление  верхней  и  нижней  половины  круга,  где  бы  ни  находилась  точка  отсчета.  Для  Точки А  появляется  симметричная  и  подобная  ей  Точка -А.  Поэтому  каждая  точка  круга  является  в  первую  очередь  “двуглавой”. 

2. ВТОРОЙ  ВИД  СИММЕТРИИ  задается  минус кругом  в  системе  “право-лево”.  Происходит  размыкание  +-оси.  Минус ось  делает  поворот  так,  что  0° и -0°  остаются  совмещенными  в  одной  точке,  а  -180°  максимально  разнесены  от  180°  с  образованием  самостоятельного  минус круга.  Возникает  симметрия  по  условно  вертикальной  оси  касательной  к  нулю.  Имеет  особое  значение.  Рождается  развернутый  двойной  круг  в  виде  восьмерки,  где  один  круг  является  плюс кругом,  а  другой – минус кругом.  Это  будет  важно  для  обоснования  закона  Тициуса-Боде,  почему  планеты  находятся  на  орбитах  в  геометрической  прогрессии.  А  также  для  понимания  механизма  развития  спирали.
   Зрительно  восьмерку  дает  ось,  проходящая  по  касательной  к  кругу  через  0°.  Но  в  действительности  она  также  задается  горизонтальной  осью.  Однако  для  удобства  эту  симметрию  можно  выражать  по  касательной  оси.
Знак  говорит  о  рождении  “восьмерки”.  Две  оси,  проходящие  через  0°,  рождают  два  вида  двойного  круга – вложенный  и  развернутый. 

   Человек  всего  древнего  мира  прекрасно  понимал  принцип  зеркальной  симметрии,  который  демонстрировала  Луна.  Это  хорошо  видно  на  примере  значения  выражения  “резать договор”,  “резать клятву”  или  обряда  разрезания  животного,  а  нередко  и  человека,  на  две  половины  и  прохождения  между  ними.  Разрезание  на  половины  задает  ноль  и  образует  зеркальные  копии,  проходя  между  которыми,  человек  сливается  с  сущностью  животного  и  та  выполняет  требуемое  желание.  Теперь  Ты  и  Я  одной  крови,  или  Я  владею  твоей  сущностью,  и  Ты  должен  выполнить  Мое  требование.
   Древний  человек  также  понимал,  что  боги,  даже  самые  главные  из  них,  Неба, Луны, Солнца, Грозы  не  всемогущи.  Они  узко  специализированы,  умирают  и  рождаются,  они  нуждаются  в  заботе  и  внимании,  помощи  самых  разнообразных  сил.  Все  на  свете – природа,  человек,  боги,  вселенная  подчиняются  более  могучей  силе,  чем  Луна  и  Солнце,  всеобщему  закону  мироздания – власти  круга.  Это  то,  что  определяет  бытие.  Пониманием  власти  круга  пронизан  весь  древний  мир.  Этот  каркас  держал  все  цивилизации.  Символом  богини Неба  был  круг.  Слово  “хаг” (религиозное празднество)  первоначально  у  ханаанеев  означало  “круговой (ритуальный) танец”  в  честь  богини Неба: “юноши, вставши в круг, начали пляску свою”.  Круговой  танец  у  евреев  (и, например, у народов Кавказа) – и  теперь  один  из  элементов  культовой  обрядности  (а слово “кольцо”  на иврите – женского рода).  У  шумеров  при  отправлении  обряда  поклонения  богине  Инанне  “младые мужи с обручами поют ей”.

   ЛУННЫЙ  СЕРП  ИЛИ  РОГА  ОЗНАЧАЮТ,  ПРЕЖДЕ  ВСЕГО,  ПОЛОВИНУ  КРУГА  И  РОЖДЕНИЕ  КРУГА.  Это  первостепенное  значение  рогов  и  серпа.  Это  то,  что  демонстрирует  ежемесячно  Луна  и  это  центральный  мотив  всей  истории  рогов.  Обладание  новорожденным  кругом,  дает  покровительство  круга.  После  фиксации  этого  момента,  история  рогов  начинает  обрастать  цветастыми  эпитетами  и  метафорами  философов  и  поэтов,  которые  в  изобилии  находились  во  все  времена,  про  сильных  и  могучих,  плодовитых  и  прекрасных  обладателей  рогов.  Иначе  и  не  могло быть.  Вот  только  потом  рога  остались  перед  глазами,  а  про  круг  забыли.  Серп  или  рога  образно  первично  связаны  с  Луной  и  сами  по  себе  могут  обозначать  персонально  Луну,  как  планету,  или  бога  Луны.  Но  значение  серпа  и  рогов  вышло  далеко  за  рамки  изображения  Луны  и  это  гигантский  рывок.  Серп  стал  одним  из  древнейших  знаков  двойного  круга.  На  его  базе  стали  появляться  другие  подобные  знаки. 
Сейчас  я  хочу  обратить  внимание  на  следующее  обстоятельство: с  появлением  нуля  круг  не  только  автоматически  становится  двойным – плюс  и  минус,  но  он  несет  прообраз  двух  плюс  и  минус кругов.  Как  это  происходит,  я  расскажу  отдельно (в статье "Число 666").  И  это  прекрасно  знали  древние.   
КОЛЬЦО (ДИСК),  ПОМЕЩЕННОЕ  В  СЕРП  ЭТО  УЖЕ  ОБЩИЙ  ЗНАК  ДВУХ  КРУГОВ,  и  он  может  равно  принадлежать  богине  Неба,  богу  Луны  и  богу  Солнца.  Принадлежность  их  определялась  по  специальным  признакам.  Это  деталь,  но  для  удобства  можно  такие  знаки  кратко  называть  “знаками двойного круга”.  Возвращаясь  к  знаку  Солнца (1-я часть)  на  месопотамской  стеле - видим  диск  над  серпом - базовый  знак,  и  восьмиконечную  звезду  с  пучками  лучей - специальный  знак  Солнца.  Происхождение  8-конечной  звезды  здесь  иное,  чем  для  Венеры (звезда Иштар).  Чаще  у  Солнца  4-конечная звезда,  поскольку  божество  мужского  пола  имеет  число 4  по  аналогии  с  богом земли.  У  японцев  иероглиф  Солнца  был  двойной  квадрат.  Но  4  пучка  лучей  говорят  об  удвоенном  круге.  Реже  это  была  8-конечная  звезда  с  пучками  лучей,  в  отличие  от  такой  же  звезды  Венеры. 
   В  виде  простого  круга  Луна  не  изображалась.  Горизонтально  лежащий  серп  рогами  вверх  это  базовое  абстрактное  изображение  Луны,  означающее  образование  зеркальной  половины.  Простой  круг  никакой  дополнительной  информации  не  несет.  Луна  изображалась  также  в  виде  кольца  в  серпе. Рис.3.  Слева. Вавилон, фрагмент стелы 900-800 гг. до н.э.  Первый - крылатый  солнечный  диск,  представляющий  бога  Солнца  Шамаша,  второй - серп  в  кольце  представляет  Сина – лунного  бога.   
Справа. Фрагмент стелы Набонида.  555-539 гг. до н.э.  Вавилон.  Божественные  символы  лунного  бога  Сина – серп  в  кольце,  крылатого  диска  бога  Солнца  Шамаша  и  планеты  Венеры  Иштар (восьмиконечная звезда в двойном круге). 

   Круг – не  конкретный  бог – это  принцип  бытия,  закон  Вселенной.  Обладание  кругом  дает  человеку  власть  круга,  его  защиту,  изобилие  и  поэтому  все,  что  имеет  вид  половины  круга  или  двойного  круга,  приобретает  значимый,  священный  характер.  Лодки,  водяные  лилии,  музыкальные  инструменты,  предметы  утвари,  сабли,  ювелирные  украшения,  элементы  архитектуры,  а  затем  и  “счастливая  подкова”  не  призваны  изображать  Луну – они  принимают  вид  половины  круга.  Кривые  сабли  Востока  идут  не  вследствие  удобства  рубки.  Чаще  всего  бога  Солнца  Шамаша  изображали  с  лучами  за  спиной  и  серповидным  зубчатым  ножом  в  руке.  В  некоторых  источниках  утверждается,  что  серп  это  орудие  бога  Солнца  и  бога  Луны,  а  диск – корона.  В  Египте  нож  для  культового  использования  должен  быть  не  из  обработанного  человеком  металла,  а  только  из  камня,  22-й  ном  имел  название  “Нож из кремня”.  Нож  бальзамировщика  с  фигурой  Анубиса  на  противоизогнутой  ручке.
Нож  это  магическое  оружие,  символ  защиты  и  обезвреживания.  Так,  в  надписи  иероглифами  образ  принадлежащего  Сету  осла  изображен  с  ножом  между  лопатками,  чтобы  устранить  его  вредное  влияние.  Согласно  мифу  о  создании  Гермополя,  место  рождения  Ра  и  первохолм  находились  посредине  “озера с двумя ножами”.  Это  те  же  серповидные  ножи  бога  Шамаша  и  Сина.  У  древних  египтян  было  изогнутое  клинковое  оружие  харп.  Состоял  из  серпа (полукруглого лезвия)  и  рукояти.  И,  конечно,  такие  значимые  планеты  и  боги,  как  Луна  и  Солнце,  должны  иметь  знак  двойного  круга. 

4. Ацтекская  богиня  Тласольтеотль - “Пожирательница грязи (экскрементов)”.
Поза  роженицы  и  серп.  Одна  из  важнейших  мезоамериканских  богинь-матерей,  связанных  с  землёй,  плодородием,  сексуальными  наслаждениями,  плодовитостью  и  родами.  В  мифологии  ацтеков  она  олицетворяет  очищение  от  недозволенных  страстей,  похоти,  наслаждения  и  разврата.  Тласольтеотль  одно  из  древнейших  божеств  Мезоамерики,  восходит  к  “богине с косами”.  Ацтеки,  вероятно,  заимствовали  её  культ  у  хуастеков.  Многочисленные  изображения  серпов  рогами  вверх,  большая  носовая  вставка  в  виде  серпа  и  соотнесенная  с  ними  поза  роженицы  наглядно  показывают,  что  отображает  такой  серп – половину  круга  и  рождение  круга.

5. Среди  изображений  Великой богини  еще  в  эпоху  верхнего  палеолита  встречаются  изображения  женских  фигур,  зачастую  схематизированных. 
В  Малой Азии  и  Юго-Восточной  Европе  обнаружены  изображения  рожающей  богини.  Великая богиня  в  позе  роженицы.  Изображения  человеческой  фигуры  на  корточках  среди  наскальных  росписей  Испании  в  мезолите.
Половина  круга  над  головой (слева) или  вместо  головы (середина) и  руки  как  половина  круга (справа).      
   Танец  вприсядку,  известен  у  таких  разных  народов,  как  украинцы  и  африканские  негры,  этруски  и  древние  персы.  В  древнейшие  времена  танец  был  не  развлечением,  а  культовым  представлением.  Косой  крест  с  зеркальными  половинами  круга.  Бант  “бабочка”  или  косой  крест.  Изображение  Великой богини,  рождающей  барана  или  коровьи (бычьи) рога  в  неолитическом  поселении  Чатал-Хююк.  Снова  соотнесение  позы  роженицы  и  рогов  говорит  о  рождении  круга. 

6. Культовые терракотовые серпы,  из Телло, 4000-3500 гг. до н.э.
В  Тешик-Таш,  пещере  в  горах  Узбекистана  было  обнаружено  захоронение  из  мустьерской  культуры  неандертальской  девочки  8-9 лет.  Ранее предполагалось,  что  этот  скелет  принадлежал  мальчику.  Возникновение  мустьерской  эпохи,  средний  палеолит,  относится  к  100-80 тыс. до н.э. Вокруг  специально  ископанной  могилы,  в  которую  в  позе  сна  было  положено  тело  ребенка,  были  врыты  остриями  вниз  рога  горного  козла  кийка.
   Рога  вкалывались  с  религиозной  целью.  Здесь  мы,  пожалуй,  впервые  встречаемся  с  одним  из  самых  частых  символов  власти  круга.
Тяншаньские  неандертальцы  использовали  этот  символ,  чтобы  выразить  мысль  о  божественном  покрове  над  умершим,  и  о  том,  что  закопанному  в  глубине  пещеры  маленькому  тельцу  предстоит  восстать  из  мертвых. 
   Культ  мамонта  доминирует  в  позднем  палеолите  Евразии.  Но  и  более  древние  культы  медведя  не  забылись  полностью.  Некоторые племена  отдавали  им  предпочтение,  возможно,  оба  эти  культа  сосуществовали  в  одних  и  тех  же  общинах.  В  качестве  амулетов  и  оберегов  когти  и  клыки  использовались  повсеместно.  Они  имеют  серповидную  форму  и  соотносятся  с  половиной  круга,  рождающей  круг,  податель  судьбы  и  благополучия.  Коготь  и  клык  у  многих  народов  является  талисманом,  обладающим  таинственной  силой.  С  помощью  клыка  или  когтя  получали  в  союзники  дух  животного.  Коготь  медведя  считался  самым  мощным  оберегом.  У  американских  индейцев  ожерелья  из  когтей  медведя  пользовались  большой  популярностью – считалось,  что  этот  талисман  придает  его  обладателю  силу  и  отвагу.  Как  оберег  от  сглаза  и  порчи  носили  когти  и  шерсть  медведя  древние  славяне.  У  народов  Сибири  и  Севера  клыкам  медведя  приписывались  способности  отгонять  злых  духов  и  приносить  их  владельцу  удачу.  Культ  медведя  также  известен  у  всех  народов  Кавказа.  Медвежий  коготь  или  клык  осетины  прибивали  к  косяку дома,  чтобы  злые  силы  не  могли  проникнуть  в  дом.
   Когда  ориньякские  охотники  хоронили  своего  товарища,  то  они  положили  рядом  с  его  телом  посыпанные  охрой  бивни  мамонта  и  накрыли  тело  лопатками  мамонта.  Эта  особенность  погребального  обряда  была повсеместно  распространена  в  Евразии  35-20 тыс. лет  назад.  В  могилах  времени  Ориньяка  и  Солютра  обильно  встречаются  бивни  и  черепа  мамонта.  Кроманьонцев  стали  именовать  “охотниками на мамонтов”.  Мамонтов  убивали  не  как  исключение,  но  регулярно,  как  будто  без  них  кроманьонец  никак  не  мог  обойтись.  Интерес  этот  был  не  столько  гастрономического,  сколько  религиозного  свойства.  Мамонт  был  необходим  верхнепалеолитическому  охотнику  в  ритуале.  Примечательно,  что  и  современные  пигмеи  Тропической Африки  никогда  не  охотятся  на  слона  просто  ради  мяса.  Эта  опасная  и  трудная  для  них  охота  всегда  сопряжена  с  жертвоприношением.  Слона  они  считают  воплощением  Высшего бога,  духом,  покровителем  человека.  Видимо,  и  для  древних  охотников  Европы  общение  с  мамонтом  в  жертвоприношении,  присутствие  бивней  и  костей  мамонта  в  могиле,  в  святилище  было  знаком  богоприсутствия,  защиты.  В  святилищах  верхнепалеолитических  пещер  иногда  находят  маленькие  глиняные  модельки  шатров  или  землянок.  Предполагают,  что  это  жилища  душ  умерших.  В  пещере  Фон-де-Гом (Дордонь, Франция),  в  таком  домике стоит  мамонт  с  громадными  бивнями.  Отношение  к  рогу,  как  к  символу  божественного  могущества,  перешло  на  бивни  и  даже  иные  кости  скелета  мамонта,  который  поражал  древнего  человека  своей  мощью  еще  более,  чем  зубр  или  олень.  Но  там,  где  мамонтов  нелегко  было  поймать, приходилось  ограничиваться  рогами  оленя,  горного  козла,  а  то  и  газели (Передний Восток).
   На  пространствах  французского  Центрального Массива,  где  из-за  сложного  пересеченного  рельефа  мамонты  были  редки,  в  захоронениях  обычно встречаются  черепа  и  рога  благородного  или  северного  оленя.  Они  сопутствуют  в  вечность  не  только  мужчинам  охотникам,  но  и  женщинам (грот Сан Жермен Ля Ривьер) и  потому  никак  не  могут  считаться  простыми  “охотничьими трофеями”.  Это  знак  божественного  присутствия.  В  Солютре  мужчина  был  похоронен  в  склепе  в  1,8 м. высоты,  а  внутри  и  рядом  со  склепом  были  заботливо  положены  рога  от  80 северных  оленей  и  части  костяка  мамонта.  В  пещере  Кафзех,  на  финикийском  побережье  Средиземного  моря,  подросток  лежал  в  могиле  лицом  к  небу.  На  скрещенных  крестообразно  его  руках  покоились  рога  лани.  Захоронения  с  рогами  копытного  в  руках  или  на  груди  умершего (например, Эйнан),  а  позднее  с  амулетами  в  виде  бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тыс. до н.э.) указывают  на  цель  посмертного  странствия  к  небесному  божеству.
   К  5000 г. до н.э.  стоянки  расположенные  на  острове  Оэдик (Hoedic)  в  Морбиане  показывают  существование  небольших  человеческих  групп живущих,  главным  образом,  охотой,  рыболовством  и  сбором  моллюсков.  Эти  человеческие  группы  хоронили  своих  мертвецов,  прибегая  в некоторых  случаях  к  особому  ритуалу.  Покойник  снабжался  в  путь  не  только  изделиями  из  камня  и  кости,  украшениям  из  раковин,  но  и увенчивался  чем-то  вроде  короны  из  оленьих  рогов.  Рогоподобные  и  змееподобные  фигуры  указывают  на  то,  что  в  мегалитических  пердставлениях  о  посмертии  важную  роль  играли  рогатый  скот (как и в древнем Египте – быки и коровы),  змеи (как у орфиков).  О  том,  что  посмертие  связывалось  с  крупным  рогатым  скотом  указывает  изображение быка  на  потолке  крипты  гробницы  Гавринис.

   Только  2-3 процента  от  всех  статуэток,  найденных  в  Старой Европе,  изображают  бога  мужского  пола.  В  массе  своей  это фигурки  с  рожками.  Из  всех  богов  мужского  рода  первыми  были  именно  рогатые  божества,  высеченные  и  нарисованные  на стенах  пещер  в  палеолитический  период  и  изображенные  в  виде  статуэток  неолитического  периода.  Наиболее  известное изображение  рогатого  бога  было  найдено  в  Ле-Труа-Фрер (Южная Франция).  Археологи  назвали  его  “Чародей”.  Это изображение  мужчины  с  рогами  на  голове,  облаченного  в  шкуры  животных.
Цернунн (“рогатый”),  в  мифологии  кельтов  бог,  почитавшийся  на  территории  нынешних  Франции  и  Британии.  Наиболее характерные  черты  бога:  поза  со  скрещенными  ногами,  оленьи  рога,  кольцо-торквес  и  бараноголовая  змея.  На  знаменитом  котле  из  Гундеструпа  Цернунн  показан  в  окружении  диких  животных ; оленя,  кабана  и  льва.  В  одной  руке  он  держит  торквес,  ожерелье-торквес  воина,  в  другой  змею,  символ  власти.  В  Средиземноморье  также  были  известны  похожие  предметы, например,  итальянский  торк  являлся  одним  из  символов  воинской  власти.  Его  носили  римские  офицеры.  В  Галлии  баран  как  сакральное  животное  был  связан  с  культом  огня  и  в  какой-то  степени  соединен  с  культом  мертвых.  Все  это  признаки  бога  земли  и  преисподней.  Но  в  основе  власть  идет  от  круга,  который  выражает  торквес  и  змея.  Призвание  змеи – выразить  круг.  Рога  барана  отмечают  точку  отсчета  и  делят  круг  на  равные  половины.
   Не  следует  думать,  что  рога  быка  или  барана  стали  появляться  в  культуре  древних  народов  исключительно  в  связи  со  сменой  астрономических  эр.  Коровьи  рога  появились  задолго  до  эры  Тельца.  В  значительной  степени  это  обусловлено  порядком  приручения  тех  или  иных  животных.  Первые  такие  изображения  появились  в  Старой Европе,  к  югу  от  Альп,  и  люди  поклонялись  оленьерогому  богу  достаточно  долго,  пока  сельское  хозяйство  не  стало  их  важнейшим  занятием.  Когда  люди  начинали  возделывать  землю  и  одомашнивать  животных,  то  именно  козел  стал  новым  символом  вместо  оленя.  Появился  бог  Пан.  Оленерогий  бог  первобытных  охотников  и  собирателей  стал  козлорогим  богом  сельскохозяйственной общины.  Бык – животное  пастбищ.  Оленьи  рога,  образующие  полумесяц,  появились  раньше,  чем  бычьи  рога. 
   Хетты  знали  и  высоко  почитали  бога  Рунда,  которого  в  науке  обычно  именуют  “Бог-на-олене”,  или  просто  “Олений бог”,  как  Цернунна.  Найдены  фигурки  оленей  в  могилах,  принадлежащих  хеттам  и  датируемых  III тыс. до н.э.  Но  особенно  культ  Оленьего  бога  возрос  в  эпоху,  последовавшую  после  падения  новохеттского  царства  и  образования  мелких  хеттских  княжеств  в  Северной Сирии (начало I тыс. до н.э.).  Его  священным  животным был  олень,  и  он  изображается  стоящим  на  олене  с  зайцем  и  соколом  в  руке.  У  коренных  жителей  Сибири  особенно  чтится белый  олень,  которого  дважды  в  год  приносят  богу-Творцу  Нуну.

   Принято  считать,  что  Полумесяц  украсил  турецкие  знамена  после  захвата  Константинополя  в  1453 г.,  однако  этому  нет  никаких  документальных  свидетельств.  С  уверенностью  зафиксировать  геральдическое  нововведение  удается  лишь  в  начале  XVI века,  а  звезда (поначалу – шестиконечная)  была  добавлена  еще  позже – в  1793 г.  Известно,  что  исламу  свойственно  отвращение  ко  всякому  идолопоклонству.  Однако  изображение  звезды  и  полумесяца  появляются  на  флагах  ряда  стран.  По  сути  это  калька  древнего  знака  двойного  круга – диска (кольца)  в  серпе.  Звезда  в  серпе  это  также  знак  двойного  круга,  например,  звезда  между  рогов - знак Великой богини  у  египтян.  Сила  традиции  вернула  древний  знак  к  жизни,  но  поскольку  полностью  потерян  первоначальный  смысл  серпа – означать  рождение  круга,  то  данные  знаки  звезды  и  полумесяца  предстают  в  полностью  выхолощенном  варианте.  За  редким  исключением  серп  теряет  свое  горизонтальное  расположение  рогами  вверх  и  приобретает  изображение  конкретного  наклонного  месяца  и  связан  с  ним  полностью.  Рядом  с  ним  можно  увидеть  несколько  звезд  или  солнышко  с  лучами. 

К  появлению  каких  знаков  приводит  половина  круга  мы  узнаем  далее. 
Продолжение  следует.


Рецензии