Печёрин-Чижов. Ч. 2 Чижов Продолжение
Федор Васильевич – замечательная личность в русской истории, прямая противоположность Печёрина. Он был чуть младше и родом из русской дворянской семьи, правда, бедной, но со священническими корнями. Дворянство отец семейства получил после многолетней службы на поприще образования, учителя истории, мифологии и философии. Дослужился отец до класса, давшего ему право на потомственное дворянство.
Федор навсегда сохранил память о своем родовом гнезде, став убежденным славянофилом, в отличие от западника-Печёрина, на знамени которого было начертано « свобода личности, независимость и справедливость». Образ делового человека, крепкого купца и крупного промышленника-буржуа настолько стали сущностью Чижова, что глядя на его портреты безошибочно можно сказать, чей это лик.
Воспитывался Федор Васильевич в строгих православных традициях, с четкими нравственными ориентирами, которые стали главным мерилом всей его последующей жизни и деятельности. Нравственность и подённый труд - два столпа, на которых Чижов выстроил свою судьбу. Деньги, большие деньги, стали только результатом воплощения этих принципов. В положительном смысле личность Чижова настолько выигрывает в сравнении с теперешними бизнесменами, на вратах которых прибиты совсем иные щиты, что даже смешно их сравнивать.
Путь Чижова был не менее тернистым и извилистым, чем путь Печёрина. Как и Печёрин, он был замечен еще в студенчестве и, как блестящего студента, с дипломом кандидата наук его по окончании Петербурского университета, оставляют на кафедре прикладной математики преподавателем. Через 4 года он защищает магистерскую диссертацию и становится профессором.
Интересно, что в первый год преподавания Чижов был настолько беден, что ему пришлось на первое занятие прийти в студенческой форме, чтобы выглядеть хоть как-нибудь прилично. Это было настолько не комильфо, что преподаватели скинулись и выделили ему сумму на приличествующий преподавателю костюм. Так начался его путь от бедного преподавателя в миллионеры, крупные финансисты и промышленники.
В год защиты диссертации Чижовым Печёрин, с которым он сдружился в кружке Никитенко, оставил Россию и писал Чижову из-за границы, чтобы он согласился участвовать в американском проекте: уехать и организовать в Америке свою коммуну. Чижов, однако, наотрез отказался, сказав, что его все устраивает и менять свою жизнь он не желает. Надо заметить, что его взгляды не были столь радикальными, как у Печёрина. В его дневнике есть восторженная запись о Николае I, которым он восхищался и даже любовался. Отказ был естественным.
Чижов стал усердно заниматься наукой. Однако через девять лет он резко меняет математику на искусство и уезжает вместе с богатым украинским семейством Галаган, в котором жил его воспитанник, в Италию. Он рассчитывал, что им будет написана всемирная история искусств. Однако, кроме нескольких статей по искусству, ему ничего сделать на этом поприще не удалось. В конце концов, когда ему было 45, он оценил этот путь, как сбой.
Но в Италии он сближается с русскими художниками Ивановым, Бруни, Айвазовским, Моллером, гравером Иорданом, а также с Гоголем, к которому относился в годы преподавания обоих в университете несколько свысока, т.к., в отличие от Чижова, Гоголь попал в университет по протекции Жуковского и Пушкина. Так постепенно Чижов входит в круг русской богемы. Он стал печатать статьи о некоторых художниках и уже тогда помогал многим из них.
Самое главное в жизни Чижова было впереди и произошло оно в Италии: он сближается со славянофилами и староверами. Эти встречи становятся определяющими в его последующей жизни. Началось все со знакомства через Гоголя с Языковым, у которого были родственники в кругу славянофилов: его сестра была замужем за А.Хомяковым.
Потом в течение трех лет были путешествия по славянским землям: Истрии, Далмации, Черногории, где его, как русского человека, очень тепло принимали. Там он искренне проникся славянским вопросом, стал славяноманом, помогал бедным православным храмам, закупая на свои средства священную утварь. В славянстве он стал видеть зарю нового человечества и его перерождение.
Он отрастил бороду, постригся под кружок и стал похож на купца, раскольника -старовера. В Петербурге, знавшие его как преподавателя, очень удивлялись такой внешней перемене, считая это игрой. Позднее он сойдется со многими крупными промышленниками-староверами, например, с И.Морозовым, сын которого, Савва Морозов, после смерти Чижова станет его душеприказчиком.
По возвращении в Россию, где его заподозрили в подготовке славянской революции, Чижова арестовали, две недели содержали в Петропавловской крепости, а потом сослали на Украину, запретив ему селиться в обеих столицах. Поскольку Чижов к тому времени остался почти без средств, он начал в ссылке, в местечке недалеко от Киева, свою первую предпринимательскую деятельность: решил разводить шелкопряда и выпускать русский шелк. До некоторой степени ему это удалось: он покупает небольшой домик, окапывает его рвом, разводит сад для шелкопряда, нанимает нескольких работников и пробует привить шелковое заведение крестьянам, бесплатно раздавая червяков-шелкопрядов. Он начинает интересоваться философией и закаляет свою силу воли. Так прошло 10 лет. Результат того периода – две медали и книга по шелководству, сильная воля и решимость начать делать дело: искусство он рассматривает как сбой в пути.
После ссылки, в 1857 г., он возвращается в Москву. Здесь уже влияние староверов и купцов становится для него определяющим. Ему уже 46, жить оставалось двадцать лет. И он с головой уходит в работу, в реализацию социально-экономической программы купцов, славянофилов и старообрядцев. Купцов он рассматривает как наиболее близкий к народу слой, готовый работать до седьмого пота. Отныне именно ему он посвящает свою жизнь. Так закончился мечты о всеславянстве.
Он становится редактором журнала «Вестник промышленности», потом – приложения к нему «Акционер». Начинает активно сотрудничать с крупными промышленниками: В. К. Крестовниковым, И. Ф. Мамонтовым, П. П. Малютиным, С. М. Третьяковым, А. И. Кошелевым, Т. С. Морозовым, И. А. Ляминым, К. Т. Солдатенковым, В. А. Кокоревым и другими.
Чижов начинает активно продвигать проект по строительству железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Нужна была железная воля и дипломатия, чтобы сломать российские стереотипы о неполезности дорог к местам паломничества. Уже через 4 года дорога начала действовать. Монахи Сергиево-Троицкой Лавры были глубоко признательны Чижову. Потом эта дорога будет продлена до Ярославля.
Чижов начинает активную протекционистскую политику в пользу национальной промышленности и отказа от иностранного капитал. Он пишет записку Александру II о реорганизации системы управления промышленностью и торговли, которую категорически отклонили в Комитете финансов. Но он не сдавался. Он использует общественность и СМИ в давлении на правительство. Активно защищает свободу частной собственности, выступает против крепостного права и сословной системы, за право предпринимателей участвовать в политическом и хозяйственном управлении России, за прогрессивную шкалу подоходного налога, за учреждение купеческих съездов, за сеть железных дорог, создание частных акционерных кредитных учреждений и так далее.
Он создает план по выкупу иностранного капитала . План удается. Но прибыль учредителям должна была пойти только через 18 лет. Это означало, что ее он никогда не увидит. В 1867 г. открывается первый купеческий банк. Его приглашают работать. Потом он создает «Купеческое общество взаимного кредита» и становится крупным финансистом. Он не любил деньги и постоянно вкладывал их в дело, считая, что деньги, если остаются на руках, губят.
Он выступает за развитие глубинки и включение ее во внутренний рынок России. Мечтает возродить идею Ивана Грозного о столице России в Вологде. Для этого он начинает вкладывать в развитие северных земель, Мурманска и Архангельска. Создает «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства», вкладывая туда все свои средства. Это дело шло тяжело и только после смерти основателя оно встало на ноги.
Чижов был меценатом, его благотворительность была широко известна. Он помогал всем, кто к нему обращался, но не любил тех, кто относился к делу спустя рукава. После смерти он оставил завещание, в котором весь свой капитал (около 10 млн. рублей) направлял на развитие народного просвещения и медицины. На эти деньги в его родной Костроме было открыто 5 технических училищ и родовспомогательная больница. Он добровольно стал душеприказчиком Н.В.Гоголя, занимаясь выпуском его собрания сочинений и отправляя все вырученные деньги сестрам Гоголя. Ему планировали поставить памятник, но не успели: грянула революция.
Вот таким был визави Владимира Сергеевича Печёрина. И кто из них был больше русским – никто не ответит однозначно.
(Окончание следует)
Свидетельство о публикации №212121100363