Алтарь Зевса в Пергаме
Пергамское царство – один из осколков развалившейся на части империи Александра Македонского – занимало северо-западную часть Малой Азии (http://www.proza.ru/2015/05/03/739). Начиная с середины III в. до Р.Х. это государство переживало необычайный хозяйственный подъем и культурный расцвет. Богатые доходы позволили местным царям осуществлять крупномасштабное строительство. Особенно бурно протекало оно в годы царствования Эвмена II (http://www.proza.ru/2015/05/09/1622). Именно при нем в 180-160-х гг. до Р.Х. в ознаменование побед, одержанных Пергамом над галатами (галлами), было осуществлено строительство одного из самых величественных памятников эпохи эллинизма – алтаря Зевса, признанного затем одним из «семи чудес света».
Алтарь представлял из себя сооружение, почти квадратное в плане, размерами 36 на 34 м. На высоком цоколе покоился монументальный фриз с рельефными изображениями гигантомахии – сражения богов с гигантами. Общая длина фриза составляла 120 м при высоте в 2,3 м. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке, где находился жертвенник. Над украшением алтаря трудилась группа скульпторов из Пергама и Афин. Известны имена некоторых из них – Дионисад, Орест, Меданипп, Менекрат. Кто стоял во главе всего проекта неизвестно.
Гиганты, по греческой мифологии, являлись сыновьями Геи-Земли. Стремясь захватить власть над миром, они восстали против небесных богов, возглавляемых Зевсом. На большом фризе Пергамского алтаря битва между богами и гигантами изображена в момент ее наивысшего напряжения. Исход схватки могучих противников уже предопределен – боги побеждают, гиганты гибнут. Светлые силы торжествуют над темной стихией (эта победа в свою очередь знаменовала победу пергамцев над галатами).
Композиция фриза, проникнутая единством действия, разделена на многочисленные группы борющихся противников, и внутри каждой из них происходит жаркая схватка не на жизнь, а на смерть. Ритмичное чередование множества групп создавало цепь бесконечно разнообразных звеньев. Всего на фризе было изображено около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов. И все они исключительно разнообразны. Фантазия скульпторов в передаче отдельных образов и эпизодов была поистине безгранична. Одна богиня сражается на лошади, другая – на льве, бог солнца Гелиос мчится на колеснице, запряженной четверкой коней, Посейдон – на морских конях. Одни вооружены факелами, другие – щитом и мечом. Всадники перемежаются с пешими группами, одни мчатся вправо, другие – им навстречу. Не повторяются ни разу даже такие детали, как обувь: все башмаки различны по форме и орнаментации.
Монументальность фриза, поразительное знание натуры, сила выраженных в фигурах страстей, драматизм сюжета, глубокий реализм – все завораживает зрителя. Фигуры даны в самых сложных поворотах и бурных движениях, которые подчеркнуты живописно развивающимися одеждами, резкими контрастами света и тени (http://www.proza.ru/2012/12/11/378). Есть что-то потрясающее в этих напряженных ракурсах классически прекрасных тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе (http://www.proza.ru/2012/12/11/376).
Античность http://proza.ru/2010/12/19/444
Культура Древнего Рима http://proza.ru/2010/07/27/1457
Свидетельство о публикации №212121100372
А поэтам — желанней награды,
Чем жемчужная сеть островов
И коринфские кудри Эллады —
Нет на свете губительней яда,
Чем слова увидавших во сне
Обречённую вечной весне —
Золотую, как факел, Элладу!"
Роальд Мандельштам (1932-1961)
Виктор Афсари 16.01.2016 12:27 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 16.01.2016 17:26 Заявить о нарушении