Сестра Татьяна

С Е С Т Р А     ТАТ Ь Я НА


        В 1948 году отец повез меня и маму в город Таганрог чтобы показать свою молодую семью своим родителям. Мама в это время была в положении,и должна была родить ребенка.
 
    Я не знаю, из каких соображений, но мама осталась рожать у родителей отца. В город Свердловск мы вернулись с отцом вдвоем. Мама родила Татьяну 19 сентября 1949 года и вскоре приехала с моей сестренкой домой. Я, как сейчас помню, когда мама развернула это маленькое существо, которое шевелило своими маленькими ручками и ножками, мне было интересно. Но интерес этот скоро исчез! Оказалось, что с ней надо водиться, с ней надо сидеть дома и успокаивать ее, когда она плачет. А в это время на улице твои друзья играют в мячик, в казаки разбойники, в общем, развлекаются. В мою бытность няньки, мама однажды и впервые, весьма своеобразно наказала меня. Я просидел под детской кроваткой, в наказание около трех часов. Было это так!

        Мама ушла за продуктами на колхозный рынок. Меня оставила нянькой. Танюшка обмаралась, я затер об нее все чистые пеленки, а когда мама пришла, я стоял между рамами в окне перед ребятами и развлекал их. В общем, картина была интересная. Я стою между рам корчу рожу, Танюшка ревет нечеловеческим голосом, пол завален грязными пеленками. Естественно, что мама решила меня наказать. Она заставила меня залезть под Танюшкину кроватку и продержала меня под ней около трех часов.
   Был еще один смешной случай, связанный с Татьяной. Во время болезни сестренки лечащий врач приходила к нам домой. Однажды мы ждали врача, не помню почему, но мама днем не хотела видеть ее. Она попросила меня, когда придет врач, не открывая двери сказать, что ее нет дома. Произошло следующее!

    Когда врач постучала в дверь, я сказал ей: «А мама сказала, что ее дома нет». Естественно, что мама из создавшегося неловкого положения вывернулась, но в ответ на мои слова, врач укоризненно сказала: « Зоя Алексеевна, чему вы учите ребенка?» Шли годы, Татьяна росла.
Я пошел учиться в седьмой класс, а она поступила учиться в первый класс. В начале я водил ее в школу, но вскоре она уже самостоятельно ходила в нее.

         В 1960 году мама добилась и отцу дали одну комнату в трехкомнатной квартире по улице « Гагарина», в доме № 22. Татьяна перешла в новую школу, и тут с ней произошел курьезный случай. Писали контрольную работу по математике. Задача была вычислить стоимость 1 кг. яблок в сельском магазине. Танюха решила задачу первый раз правильно, но ее подвел жизненный опыт. Ей показалось, что таких дешевых яблок в деревне быть не может. Она перерешала задачу, яблоки стали по цене выше и получила двойку. Слез было много! Мама сходила в школу и убедила учительницу, что по жизни задача решена правильно. За четверть по математике сестренка получила тройку.
   
    Зимой 1961 года произошло еще одно забавное событие с участием Татьяны. У нас был простой будильник, и он пропал. Я не интересовался куда он девался, но был факт, будильник пропал. Однажды в выходной день, все были дома.
     Мама спросила нас: «Куда девался будильник?»
Отец ответил: «Вон металлист девал куда – ни будь». Металлист это был я.
Я ответил: «Мне металла батя в училище хватает. Мы в училище станки токарные собираем».
В комнате повис немой вопрос: « Где будильник?».
И тут раздался плачущий голос Татьяны: « Это я его разобрала, хотела посмотреть, что там внутри и как он ходит, а обратно собрать не смогла. Он разобранный в ящике лежит».

     Вот так Татьяна познавала технику. Ей было тогда 12 лет, училась она в 4-ом.классе. Десять классов она заканчивала в школе № 106 на новом месте жительства. После школы она нигде не училась, мечтала стать продавцом и она им стала. До отъезда в город Таганрог она сначала работала учеником продавца, а потом и продавцом в промтоварном магазине по улице Аграномической, недалеко от нашего дома, в котором мы жили.
     После того как она с родителями переехала жить в г. Таганрог, работала в промтоварном магазине продавцом , старшим продавцом, а так же заведующей секцией.

         Шло время, шли годы. В 1970 году мы похоронили дорого нам человека, маму. Было много слез, но нужно было жить дальше. В 1971 году тетя Аня, сестра отца познакомила Татьяну с Михайличенко Валерием Витальевичем, будущим ее мужем. Он работал шлифовщиком на «Таганрогском судоремонтном заводе», в цехе у дяди Вани-мужа тети Ани.

     Мне он и его отец не очень понравились. Это были хвастливые мужики. Они на каждом углу хвастались о том, что в них течет дворянская кровь, что они потомки молдавских дворян. Отец его постоянно хвалился, что во время войны он воевал в авиации и совершил много подвигов.
   
    Хвастался, пока наш папа не остановил его однажды и не рассказал о том, что он был всю войну во втором эшелоне и самолетов немецких он не видел даже сбитых на земле. Замечательной женщиной была его мать. Я не помню ее отчество, но тетя Шура относилась ко мне и моим детям как к своим родным. С первых дней совместной жизни молодых, у меня были внутренние неприязненные отношения к Валерию.
     Мои предположения о том, что он как мужик непорядочный, оправдались после смерти моего отца. Еще при жизни, отец рассказывал, как Валера приносил тайком бутылку вина, когда возвращался с работы, прятал ее в сарае и один потихоньку выпивал ее. И дело было не в том, что он выпивал ее один, не предлагал выпить отцу. Дело в том, что, пьяным он становился болтливым и болтал всякую чушь. После смерти отца, он совсем испортил семейную жизнь Татьяны, но об этом напишу ниже.
   
     Когда отец был живой, я иногда завидовал как хорошо жила Татьяна в материальном отношении.
В доме всегда был достаток, отец, дед, ее семья вкусно питались. С появлением на свет Димы и Светланы, платяные шкафы были забиты детским бельем. Словом, во всем чувствовался
достаток.
     Умер отец, Валерка ушел с Судоремонтного завода на завод « Красный гидропресс», жизнь в семье пошла на перекос. У Татьяны нарушилось здоровье, она перенесла операцию по женской части. В семье тоже был не порядок. Светка уходила из дома, родила ребенка, работать не хотела, заработала себе сахарный диабет.

    Валерка, работая шлифовщиком, зарабатывал не плохо, чаще стал пить, не приносил домой деньги. Свет в окошке были Димка и внук Стас. Мне и во сне не снилось, что на Татьяну навалится такая гора несчастья.
     В 1997 году я вместе с невесткой и внуком Гришкой собрался и приехал в гости к Танюшке. Приехал неожиданно для сестры. Я звонил, что приеду, но когда конкретно приеду, не сообщал. Приехали мы ночью. Татьяна была на работе, Она работала в частном ларьке. Дмитрий был на службе, Светка в очередных бегах. Передо мной предстала буквально картина нищеты. Мне было с чем сравнивать. Последний раз один я был у Татьяны в 1987 году, когда ездил в командировку в город Волгодонск. Тогда нищетой и не пахло. В 1997 году холодильник был пуст. В нем лежало 5 яичек и записка следующего содержания: «К приезду Бориса, не трогать».
   
    Утром мы с сестрой пошли на рынок и по магазинам, чтобы закупить продукты и увидели, как Валера с каким то мужиком бегали  по магазинам и искали, явно, чем опохмелиться.
   Он работал плотником в домоуправлении и с его слов не получал получку уже 10 месяцев. Позже я увидел, что не получая зарплаты, он каждый день приходил домой выпивши. Однажды, я разговорился с ним по поводу того, что он приходит домой, каждый раз выпивши. Я спросил его, на что же он пьет, ведь зарплату он не получает. Он ответил, что бывает халтура за нее расплачиваются водкой.
   Пришлось объяснять этому человеку, что вместо водки можно просить деньги, на которые можно купить булку хлеба.
    Мне было непонятно, зачем он ушел с завода. Татьяна рассказала, что с завода он ушел вслед за друзьями, с которыми вместе пил. Денег в семью он не давал, но вкусно покушать любил.
    Повседневное пьянство привели к тому, что у него была запущена глаукома левого глаза. Он из-за пьянства глаз не лечил и глаз ослеп.
     Ему сделали операцию и удалили вообще левый глаз. Потом он перенес инфаркт, перед этим он перенес несколько инсультов. Будучи сильно больным, продолжал качать свои права, требовал, чтобы за ним ходили.

     Татьяна сама в это время была уже сильно больной, но крепилась, не подавала вида, что больная. Светка своими постоянными уходами из дома, выпивками добавляла болячки сестре.

     Она болела, но продолжала работать уборщицей, так как денег не хватало. Сейчас поздно каяться, но нет мне прощения в том, что я не съездил в г. Таганрог ,навестить Татьяну, сходить на могилы родителей.
    Кажется, в 2004 году она со Стасиком и Светланой приехали к нам в гости. Мы увиделись в последний раз. Сейчас я могу видеть сестру в записи на диске.
    Сам я съездить к ней не мог из-за болезни, которая постоянно прогрессирует. Мы постоянно переговаривались по телефону.
     В начале 2011 года Татьяна сообщила, что заболела желтухой. Лечения ей не помогали. В марте она съездила в Ростов, в областную больницу и узнала, что у нее рак печени.
     Это было страшный диагноз, тем более, что операцию было делать поздно. Это был приговор и тяжелая смерть. В ночь с 1-го на 2-е мая 2011 года Татьяна скончалась. Мы знали, что она умрет, но все равно это было неожиданно. Валерка умер 28 августа этого же года. Он пережил ее на четыре месяца. Жизнь несправедлива!


Рецензии
Меня тронул ваш рассказ, Борис. Жизнь вообще не справедлива. Я тоже Татьяна, а брата звали Борисом. И он был у меня нянькой. Когда я серьёзно заболела, он кричал мне в трубку телефона: Живи! Живи! А три года тому назад у себя дома, в мой День рождения выпил за моё здоровье и умер. Я тоже страдаю по нему, как и вы по Татьяне, хотя понимаю, что нужно успокоиться.
С уважением,

Татьяна Арутюнова   23.11.2016 15:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Татьяна. Тронут до глубины души. С теплом и благодарностью.

Борис Трофименко   23.11.2016 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.